М50 Онтос
Винтовка залповая 106-мм самоходная М50 «Онтос» | |
---|---|
Тип | Истребитель танков |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1956–69 |
Используется | Соединенные Штаты |
Войны | Вьетнамская война Доминиканская гражданская война Ливанский кризис 1958 года |
История производства | |
Дизайнер | Эллис-Чалмерс |
Разработанный | 1952 |
Производитель | Эллис-Чалмерс |
Произведено | 1955–57 |
№ построено | 297 |
Варианты | М50А1 |
Технические характеристики | |
Масса | 8600 кг (19000 фунтов) |
Длина | 3,83 м (12 футов 7 дюймов) |
Ширина | 2,59 м (8 футов 6 дюймов) |
Высота | 2,13 м (7 футов 0 дюймов) |
Экипаж | 3 (водитель, наводчик и заряжающий) |
Достопримечательности | x6 однозарядных корректирующих винтовок .50 |
Основной вооружение | 6 × безоткатных орудий M40A1C |
вторичный вооружение | 1 × .30 (7,62 мм) пулемет Браунинг M1919 |
Двигатель | 6-цилиндровый рядный бензиновый двигатель GM объемом 302 куб. Дюйма (4,95 л) 145 л.с. (108 кВт) |
Оперативный диапазон | 185 км (115 миль) |
Максимальная скорость | 48 км/ч (30 миль/ч) |
Ontos , официальное название — Винтовка Multiple 106 мм, Самоходная M50 — американская лёгкая гусеничная противотанковая машина, разработанная в 1950-х годах.
В качестве основного вооружения он установил шесть 106-мм безоткатных орудий М40 с ручным заряжанием , которые можно было быстро вести огонь по одиночным целям, чтобы увеличить вероятность поражения. Хотя фактический калибр основного орудия составлял 105 мм, он был обозначен как 106 мм, чтобы не путать с боеприпасами к 105-мм безоткатному орудию М27, пришедшему на смену М40.
Он был произведен в ограниченном количестве для морской пехоты США после того, как армия США отменила проект. Морские пехотинцы постоянно сообщали об отличных результатах, когда они использовали Ontos для непосредственной огневой поддержки пехоты в многочисленных сражениях и операциях во время войны во Вьетнаме . Американский запас Ontos был в значительной степени израсходован к концу конфликта, и Ontos был снят с вооружения в 1969 году.
Разработка
[ редактировать ]Онтос . (по-гречески «вещь») [ 1 ] ) создавался как авиатранспортабельный истребитель танков, способный подниматься грузовым самолетом 1950-х годов. Это ограничивало вес автомобиля от 10 до 20 метрических тонн . Ontos также должен был использовать шестицилиндровый двигатель, который тогда широко использовался в армейских грузовиках GMC. После ряда совещаний по проектированию и проектированию, проходивших с марта по октябрь 1951 года, производитель Allis-Chalmers получил первоначальный контракт на производство 14 опытных машин, включая 6 вариантов.
Первая машина Эллис-Чалмерс, построенная в 1952 году, была основана на ходовой части M56 «Скорпион» легкой противотанковой машины . На машине была установлена литая стальная башня с двумя стрелами, в каждой из которых было по три винтовки. Эта ранняя модель могла поворачивать башню всего на 15 градусов. Второй прототип использовал новую систему подвески, новые гусеницы и новую башню с углом поворота около 40 градусов. Из-за ограниченного пространства машина могла нести только восемнадцать снарядов для основного орудия внутри машины. Его самым известным вооружением были шесть безоткатных орудий М40 . К четырем безоткатным орудиям также были прикреплены корректирующие винтовки M8C калибра .50 BAT (12,7x77 мм). [ 2 ] , каждый из которых выпустил трассирующий снаряд с той же траекторией, что и 105-мм снаряд, и который при попадании давал вспышку и клуб белого дыма. Корректирующие винтовки использовались для наведения 105-мм безоткатных орудий на цель. Ontos также нес один пулемет M1919A4 калибра .30 (7,62 мм) для противопехотных целей. [ 2 ]
Машину доставили на Абердинский полигон , где ранее проходили испытания одиночных винтовок. Когда все шесть орудий были выпущены одновременно, задняя волна выстрела выбила кирпичи из соседнего здания и выбила задние стекла нескольких автомобилей. Стадия прототипа и испытаний была завершена к 1955 году, после чего армия отменила свой заказ.
Как противотанковая машина «Онтос» имела ряд проблем, в том числе небольшой боекомплект, очень высокий профиль для такой маленькой машины и необходимость выхода экипажа из машины для перезарядки орудий, что подвергало их огню противника. . [ 3 ] Хотя армия отменила свой заказ, Корпус морской пехоты отчаянно нуждался в противотанковых машинах и заказал 297 машин. [ 3 ] Производство продолжалось с 1955 по 1957 год. Корпус морской пехоты принял свою первую машину 31 октября 1956 года.
Варианты и обновления
[ редактировать ]Также было изучено несколько вариантов. Utility Vehicle, Гусеничный, Пехотный Т55 представлял собой легкий бронетранспортер (БТР), но было построено только две версии прототипа. Это оказалось непрактичным из-за ограниченного пространства внутри, вмещало только пять пехотинцев и вынуждало водителя лежать ничком. Также была построена «растянутая» версия, известная как Utility Vehicle, Tracked, Infantry, T56 , и, хотя она вмещала полную команду из восьми человек, их оборудование приходилось носить снаружи. Ни то, ни другое не считалось очень полезным.
В 1960 году было проведено краткое исследование по замене 106-мм винтовок Ontos новой 105-мм конструкцией, включающей револьверного типа автомат заряжания . Этот проект не был принят.
Еще одним предложенным обновлением была замена двигателя GMC на новый двигатель Chrysler V8 объемом 361 куб. Дюймов (5,92 л). Эта модернизация была реализована, и вариант получил название «Винтовка, 106 мм, самоходная, М50А1» . Однако из 297 машин, первоначально принятых морской пехотой, только 176 были переоборудованы в период с 1963 по 1965 год под этот стандарт.
Услуга
[ редактировать ]Хотя M50 разрабатывался как истребитель танков, во время войны во Вьетнаме большинство M50 не поражали бронетехнику противника, поскольку армия Северного Вьетнама имела мало танков. Таким образом, Ontos более широко использовался морской пехотой США для непосредственной огневой поддержки пехоты в бою, и эта роль никогда не подчеркивалась в обучении или доктрине. [ 2 ] Его легкая броня была эффективна против стрелкового оружия, но уязвима для мин и гранатометов . Следовательно, многие Онто были развернуты на статических оборонительных позициях.
Относительно легкий вес М50 делал его исключительно мобильным для такой огневой мощи, которую он имел. В одной из операций «Онтос» был единственной гусеничной машиной, достаточно лёгкой, чтобы пересечь понтонный мост. В битве при Хуэ полковник Стэнли С. Хьюз считал, что «Онтос» был наиболее эффективным из всех вспомогательных средств морской пехоты. На дальностях от 300 до 500 ярдов (от 270 до 460 м) его безоткатные орудия могли пробивать дыры или полностью разрушать стены. Появление «Онтоса» иногда было достаточно, чтобы заставить врага броситься в бегство, и в отдельных сообщениях описывается, как враг убегал из занятых зданий, когда корректирующий снаряд «Онтоса» врезался в окно. В ходе операции «Десото» использование большого вертолета CH-53 Sea Stallion позволило переместить взвод на 25 миль (40 км) к югу от города Куангнгай, неся Онтос на стропах под самолетом. [ 4 ]
Ontos был выведен из эксплуатации в 1969 году, а к 1970 году полностью выведен из эксплуатации. [ 3 ] Часть техники была передана армейской легкой пехотной бригаде. Их использовали до тех пор, пока не кончились запчасти, а затем сняли башни и использовали в качестве стационарных укреплений. [ нужна ссылка ] И эти, и остальные машины вернулись из Вьетнама в 1970 году и были разобраны на металлолом, а часть шасси была продана для переоборудования в строительную технику. Некоторые из Ontos, проданные строительным компаниям, позже были приобретены коллекционерами для реставрации.
Ontos действительно использовался в качестве противотанкового оружия во время участия Америки в гражданской войне в Доминиканской Республике : 29 апреля 1965 года M50 Ontos и M48 Patton повстанцев L / 60L из 6-го MEU вступили в бой и уничтожили два легких танка , каждый из которых уничтожил один. . В другом случае «Онтос» уничтожил AMX-13 . [ 5 ] [ ненадежный источник? ]
На выставке представлены сохранившиеся автомобили
[ редактировать ]Из 297 построенных осталось только 14, многие из которых модели M50A1. [ 3 ]
Ontos выставлены в следующих местах в США:
- Музей кавалерии и доспехов Паттона в Форт-Ноксе , Кентукки. [ 6 ] (больше не выставлен, возможно, переехал вместе с Доспеховой школой в Форт Беннинг). [ нужна ссылка ]
- Музей «Арсенал Рок-Айленда» в Рок-Айленде, штат Иллинойс. [ нужна ссылка ]
- Кэмп Аттербери , Эдинбург, Индиана . [ нужна ссылка ]
- В Американском военном музее в Эль-Монте, штат Калифорния, хранится M50, у которого отсутствуют шесть безоткатных орудий. [ нужна ссылка ] В музее Абердинского испытательного полигона в Абердине, штат Мэриленд, есть T165E2, 19-й прототип, хотя в настоящее время он не выставлен на обозрение. В настоящее время автомобиль [ когда? ] идет косметический ремонт . [ нужна ссылка ]
- Фред Ропки, владелец Музея доспехов Ропки в Кроуфордсвилле, штат Индиана, владеет первым прототипом T165, более поздней моделью Ontos и запчастями для машины. [ нужна ссылка ]
- Национальный музей морской пехоты в Квантико, штат Вирджиния, завершил реставрацию M50A1 Ontos.
- В Музее морской пехоты в Джексонвилле, Северная Каролина, есть действующий M50A1 Ontos, который не выставляется на всеобщее обозрение. [ нужна ссылка ]
- M50A1 Ontos выставлен на внешней выставке военно-морского комплекса в Чайна-Лейк , Калифорния . [ нужна ссылка ]
- В Центре воздушно-наземных боевых действий Корпуса морской пехоты Твентинайн-Палмс , Калифорния, на внешней выставке выставлен M50A1 Ontos. [ нужна ссылка ]
- Фонд военных транспортных технологий в Портола-Вэлли, Калифорния, имеет прототип T165E1 с оригинальным двигателем GM 302ci, который в настоящее время проходит полную эксплуатационную реставрацию, а также второй прототип T165E2 Ontos. [ нужна ссылка ]
- Артиллерийский музей армии США в Ft. Силл , Оклахома . [ нужна ссылка ]
- Механизированный музей морской пехоты в Кэмп-Пендлтоне демонстрирует M50A1 Ontos, принимавший участие в битве при Хюэ. [ 7 ]
- M50 Ontos выставлен в Национальном музее военной техники на выставке во Вьетнаме, недалеко от Дюбуа, Вайоминг. [ 8 ]
- Военный музей Рассела в Зайоне, штат Иллинойс.
- В Музее американских военнослужащих в Колледж-Стейшен, штат Техас, один из них находится на реставрации. [ 9 ]
- Военный музей Индианы, Винсеннес, Индиана. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Список артиллерии
- Список самоходных противотанковых орудий
- Список артиллерии США
- G-номера (SNL G288)
- Похожие автомобили
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стандартный каталог военной техники США – 2-е издание, стр. 376
- ^ Jump up to: а б с «FMFM 9-3 - Противомеханизированные операции (Корпус морской пехоты США)» (PDF) . Центр оборонной технической информации . 13 июля 1965. стр. 228–229 . Проверено 12 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «РИА Самостоятельная экскурсия: «Онтос» » . Армия США . 26 апреля 2019 года . Проверено 12 августа 2024 г.
- ^ сержант Т. Д. Стивенс (9 мая 2006 г.), Онтос - подлость, которой боится Вьетконг - вырезка из газеты (Flickr)
- ^ Роблин, Себастьян (22 июня 2016 г.). «В 1965 году между американскими и доминиканскими танками произошли короткие ожесточенные стычки» . Война – это скучно .
- ^ Эстес 2016 , с. 47.
- ^ Эстес 2016 , с. 36.
- ^ «Национальный музей военной техники на Facebook» . Фейсбук . Архивировано из оригинала 30 апреля 2022 г. [ источник, созданный пользователем ]
- ^ «Реставрация – Музей американских солдат»
- ^ «До нас осталось две недели. Запишите это в свой календарь! Приходите к нам» . Фейсбук . Военный музей Индианы . 9 июля 2023 г. Проверено 21 июня 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Эстес, Кеннет В. (2016). M50 Ontos и M56 Scorpion 1956–70: истребители танков США во время войны во Вьетнаме . Новый Авангард 240. Издательство Osprey . ISBN 9781472814739 .
- Кутта, Тимоти Дж., «ONTOS: самое известное противотанковое оружие морской пехоты США», журнал Modern War , вып. № 14, ноябрь/декабрь 2014 г., Бейкерсфилд, Калифорния: Strategy & Tactics Press (Decision Games), стр. 72–75.
- Макнаб, Крис (2003). Военные автомобили . Ху, Кент, Великобритания: Grange Books. п. 56. ИСБН 1-84013-539-5 .
- «FMFM 9-3 - Противомеханизированные операции (Корпус морской пехоты США)» (PDF) , Центр технической информации Министерства обороны , стр. 228–229, 13 июля 1965 г.