Джейкоб Гюисманс

Джейкоб Гюисманс [ 1 ] (ок. 1633–1696) был фламандским художником-портретистом, который после обучения в родном Антверпене иммигрировал в Англию до Реставрации . Он стал известным придворным художником и привлек покровительство королевы португальского происхождения Екатерины Брагансской , католички, как и он сам, которой он написал несколько портретов. [ 2 ] Благодаря своему яркому стилю он при жизни считался важным соперником придворного художника Питера Лели , который предпочитал более трезвое отношение к своим натурщикам. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Жизнь
[ редактировать ]Считается, что он родился в Антверпене . Некоторые члены его семьи также стали художниками: он был дядей Корнелиса и Яна Баптиста Гюисманса , обоих пейзажистов. Гюисманс обучался в Антверпене и был учеником художников-историков Гиллиса Бакереила и Франса Воутерса . [ 2 ]

Гюисманс переехал в Англию, согласно некоторым источникам, до Реставрации в 1660 году. Впервые он упоминается в Англии в 1662 году. Здесь он впервые начал свою карьеру как художник, рисовавший стилизации в уменьшенном формате исторических картин Антониса ван Дейка . [ 2 ] Впоследствии он смог зарекомендовать себя как портретист при дворе Карла II. Как католик, он пользовался особой благосклонностью королевы Катарины Брагансской , католички из Португалии. [ 5 ] Знаменитый дневник Сэмюэл Пепис посетил мастерскую Гюисмана (которого он называл «Хайсманом») в Вестминстере 26 августа 1664 года и описал Гюисмана как «рисовальщика… который, как говорят, превосходит Лилли ( Лели ), и действительно есть и королевы, и фрейлины (особенно миссис Стюарт в желтом камзоле, похожем на солдата), такие же хорошие картины, я думаю, как и всегда Я видел. [ 6 ] Королева Катарина в образе пастушки (ок. 1664, Британская королевская коллекция ) и Королева в образе Святой Екатерины Александрийской (существуют различные версии) были среди картин, которые Пепис увидел по этому случаю. [ 5 ]
Хотя он провел большую часть своей карьеры в Лондоне, Гюисманс некоторое время проживал в Чичестере в Сассексе после Великого лондонского пожара . Возможно, это было сделано для того, чтобы избежать угрозы антикатолического возмездия, преобладавшей в то время в Лондоне. [ 3 ] Утверждения о том, что поджог устроили католики, использовались противниками прокатолического двора Карла II в качестве мощной политической пропаганды, в основном во время папского заговора и кризиса изоляции позже, во время правления Карла. [ 7 ]

Гюисманс умер на Джермин-стрит в Лондоне в 1696 году и был похоронен в церкви Св. Джеймса на Пикадилли , церкви, для которой он нарисовал алтарь в часовне королевы. [ 8 ] [ 3 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Якоб Гюисманс был преимущественно портретистом. Однако по прибытии в Англию он полагался на свои навыки художника-историка, создавая небольшие стилизации религиозных и мифологических сцен Антониса ван Дейка . [ 2 ] Даже после того, как он зарекомендовал себя как портретист среди элиты, он по-прежнему писал исторические сюжеты и, как известно, создавал религиозные композиции для своей покровительницы, королевы Екатерины Брагансской. [ 9 ] Его религиозные и исторические картины более трезвы по стилю, чем его портреты. [ 3 ]
Гюисманс оказал влияние на Давида де Гранжа (1611–1675). [ 10 ]
Стиль Гюисмана был описан как яркий, и это качество сделало его особенно привлекательным для королевы португальского происхождения Екатерины. Его стиль, обращение с красками и применение цвета близки стилю итальянского барокко Антониса ван Дейка. Его палитра характеризуется использованием ярких цветов, красноватых оттенков телесных тонов и гладкой глянцевой поверхности. Гюисманс был особенно искусен в передаче насыщенных цветов и текстур роскошной одежды, которую носили при дворе. Ему нравилось показывать игру света, цвета и контрастных фактур, мятый атлас на фарфоровой коже или блестящие локоны, переплетающиеся с цветами, похожими на драгоценные камни. Гюисманс предпочитал изображать своих натурщиков в костюмах и с реквизитом, размещенным в театральных декорациях и включая аллегорические символы. Величие, которое он наделял своих натурщиков, напоминает работы итальянского художника Гвидо Рени и болонской школы 17-го века. [ 3 ]

Гюисманс изобразил многих своих натурщиц в виде пастушек в одежде, украшенной вышивкой и украшениями. Он также часто изображал натурщиц как религиозных или классических деятелей. три изображения дам в роли римской богини Дианы Известны его рукой: леди Элизабет Поуп в роли Дианы (Канонс Эшби, Нортгемптоншир), Элизабет Корнуоллис, миссис Эдвард Аллен в роли Дианы-Охотницы (Национальный фонд, Хэтчлендс) и Портрет неизвестной дамы в роли Дианы ( Тейт Британия ). Эти портреты соответствуют стандартному формату, изображающему Диану с охотничьим копьем, несколькими гончими из ее охотничьей стаи и резко очерченной драпировкой. Презентация была призвана подчеркнуть красоту, чистоту и целомудрие натурщицы. [ 9 ] Поза богини, а также борзые со звездным ошейником, вероятно, являются отсылкой к Деве Марии , которая на популярных католических изображениях Непорочного Зачатия часто изображалась со звездным венцом. [ 11 ]
В том же пасторальном ключе расположены детские портреты Гюисманса. Примерами могут служить Семейный портрет трех аристократических детей с овцой, украшенной цветочным венком, и собакой (В Доротеуме, Вена, 19 апреля 2016 г., лот 258) и Портрет Эдварда Генри Ли, 1-го графа Личфилда, и его жены Шарлотты Фицрой в образе дети ( Национальная галерея Виктории ). [ 12 ] На последней работе изображены Эдвард Генри Ли (1663–1716), католик, и Шарлотта Фицрой, внебрачная и любимая дочь Карла II и его любовницы Барбары Вильерс. Они были обручены еще в детстве, и на картине Гюисманса пара изображена еще детьми. Картина содержит скрытые намеки на католическую веру, которая в то время была незаконной, несмотря на религиозную терпимость Карла II. Павлин символизирует воскресение Христа и Христа-садовника. [ 13 ]

Портреты королевы
[ редактировать ]Одним из самых важных покровителей Гюисманса была королева Екатерина, для которой он написал множество портретов. В 1683 году Екатерина также заказала роскошный алтарь и купол для своей часовни во дворце Сент-Джеймс в Лондоне. [ 14 ] Количество портретов королевы и ее фрейлин, написанных Гюисмансом, позволяют предположить, что он был ее главным художником. Возможно, королева предпочитала Гюисмансу дистанцироваться от любовницы ее мужа Барбары Вильерс , которая покровительствовала Лели. [ 15 ]
Его портрет королевы Катарины в образе пастушки (ок. 1664, Британская королевская коллекция ) — одна из его самых известных картин, та самая, которую Пепис увидел в своей студии и заставил его обильно хвалить Гюисманса. Екатерина изображена в образе пастушки, сидящей у ручья. Веточка апельсинового цвета в ее волосах символизирует любовь, брак и плодородие. Ее левая рука покоится на голове ягненка, возможно, символа добродетелей невинности, чистоты и смирения. Амур приносит ей цветы в большом платке. Другие маленькие купидоны играют среди деревьев на заднем плане. [ 14 ]
Другой портрет королевы, который Пепис увидел в студии Гюисманса, представлял собой изображение королевы как святой Екатерины Александрийской, существуют различные версии, одна из которых находится в Королевской коллекции Соединенного Королевства. Королева изображается как святая Екатерина Александрийская с мученической ладонью в правой руке, а левая опирается на сломанное колесо, на котором была замучена католическая святая. Королева родилась в праздник Святой Екатерины, и изображать ее в образе святой стало модным способом для придворных женщин продемонстрировать уважение к новой королеве. [ 15 ]
Портрет Джона Уилмота, 2-го графа Рочестера
[ редактировать ]
Другая известная картина Гюисманса — « Портрет Джона Уилмота, 2-го графа Рочестера» , знаменитого повесы, поэта и придворного при дворе короля Карла II (оригинал продан на аукционе Sotheby’s в Лондоне 9 июля 2014 года, лот 42, копия в Национальная портретная галерея, Лондон ). Вероятно, композиция была написана незадолго до смерти Рочестера. Важным изменением копии портрета в Национальной портретной галерее является добавление к костюму красных погонов, которые «нормализуют» изображение. [ 16 ]
Считается, что Рочестер внес в оформление композиции важные элементы, в частности, обезьяну. Известно, что Рочестер держал домашнюю обезьянку, которую он якобы приучил испражняться на людей и, вероятно, послужила моделью для картины. [ 5 ]
Композиция изображает Рочестера, держащего в одной руке рукопись, а другой, видимо, возлагающего лавры поэта на обезьяну. Обезьяна вырвала страницы из книги, которую возвращает поэту. Обезьяны занимают видное место в произведениях Рочестера, где они служат символом глупости и самонадеянности человека. Таким образом, картину можно рассматривать как сатирическое и самоуничижительное изображение Рочестера. [ 5 ]
Предлагались и другие интерпретации портрета. Некоторые историки искусства утверждают, что его следует читать как сатиру на Джона Драйдена , английского поэта, с которым у Рочестера были напряженные отношения. В этой интерпретации правая рука Рочестера рассматривается как снимающая лавр, а не дарующая его. Когда кого-то венчают лавром, обычно это делается обеими руками, а не одной. Обезьяна будет представлять Джона Драйдена, которого Рочестер «лишает лавров», угрозу, которую Рочестер высказал в своем «Намеке на Горация» . [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Также известен как: Джейкоб Хаусман, Джейкоб Хьюсман, Джейкоб Хьюсман
- ^ Jump up to: а б с д Оливер Миллар. «Гюисманс, Джейкоб». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 2 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Якоб Гюисманс, Портрет генерала Монка [ постоянная мертвая ссылка ] у Филипа Молда
- ^ Кларисса Кэмпбелл Орр, Королевство в Великобритании, 1660-1837: Королевский патронаж, придворная культура и династическая политика , Manchester University Press, 2002, стр. 60–61
- ^ Jump up to: а б с д и Джейкоб Гюисманс, Портрет Джона Уилмота, 2-го графа Рочестера на аукционе Sotheby's
- ↑ Дневник Сэмюэля Пеписа, пятница, 26 августа 1664 г.
- ^ Портер, Стивен (октябрь 2006 г.). «Великий пожар Лондона» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ Джейкоб Гюисманс , Национальный биографический словарь
- ^ Jump up to: а б Табита Барбер, Джейкоб Гюисманс, «Женский портрет» в роли Дианы в галерее Tate Britain
- ^ Джейкоб Гюисманс из Нидерландского института истории искусств.
- ^ Джейкоб Гюисманс, Элизабет Корнуоллис, миссис Эдвард Аллен (ум. 1708) в роли Дианы Охотницы в Национальном фонде
- ^ Якоб Гюисманс (Приписывается), Семейный портрет трех аристократических детей с овцой, украшенной цветочным венком, и собакой. [ постоянная мертвая ссылка ] в Доротеуме
- ^ Джейкоб Гюисманс, «Портрет Эдварда Генри Ли, 1-го графа Личфилда, и его жены Шарлотты Фицрой в детстве в Национальной галерее Виктории )
- ^ Jump up to: а б Якоб Гюисманс, Королева Екатерина в образе пастушки в Королевском фонде коллекций
- ^ Jump up to: а б Джейкоб Гюисманс, королева Екатерина Браганса в роли святой Екатерины Александрийской в Королевской коллекции Соединенного Королевства.
- ^ Jump up to: а б Николас Фишер, Эта вторая бутылка: очерки о графе Рочестере , Manchester University Press, 15 декабря 2000 г., стр. 85–86.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Джейкобом Гюисмансом, на Викискладе?