Петр Зак
Петр (или Петр ) Зак — имя вымышленного польского композитора, чья предполагаемая композиция Mobile for Tape and Percussion дважды транслировалась в Третьей программе BBC 5 июня 1961 года в исполнении, предположительно сыгранном «Клодом Тессье» и «Антоном Шмидтом». На самом деле композитор и исполнители были псевдонимами продюсеров BBC Ганса Келлера и Сьюзан Брэдшоу , которые придумали заведомо немузыкальную ударную пьесу как мистификацию. По словам Брэдшоу, «это была серьезная мистификация, призванная заставить людей думать, что фальшивая музыка может быть неотличима от настоящей». [ 1 ] Однако успех мистификации остается под вопросом. Хотя Mobile for Tape and Percussion был серьезно рассмотрен несколькими критиками, все рецензии были резко отрицательными, и произведение почти сразу было идентифицировано как «немузыкальная» студийная шутка. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Трансляция и критическая реакция
[ редактировать ]Трансляции произведения предшествовали якобы биографические сведения о Заке в виде программной заметки, предположительно написанной Шмидтом. Текст, прочитанный диктором ( Альваром Лиделлом ), был следующим:
- Петр Зак, польского происхождения, но живущий в Германии, родился в 1939 году. Его ранние работы консервативны, но недавно он попал под влияние Штокхаузена и Джона Кейджа . Это произведение для магнитофона и ударных инструментов было написано в период с мая по сентябрь прошлого года. В точных и сложных рамках, заданных партитурой, существует немало возможностей для импровизации. [ 3 ]
Работа была рассмотрена тремя критиками, [ 4 ] которые дали без энтузиазма или откровенно осуждающую реакцию. [ 5 ]
В обзоре Джереми Ноубла в « Таймс» говорится: «Конечно, было трудно уловить что-то большее, чем общие очертания музыки, отчасти из-за высокой доли невыразительных звуков, а отчасти из-за их чрезвычайного разнообразия». [ 6 ] Ноубл счел трансляцию «упущением» со стороны BBC и написал, что «такие узнаваемые музыкальные события, которые действительно произошли, кажутся тривиальными».
Дальше по шкале от общего рейтинга Нобла (приправленного крайне слабыми похвалами) Daily Telegraph критик Дональд Митчелл назвал выступление «совершенно неблагодарным», добавив, что Зак
использовал перкуссию лишь с ограниченной предприимчивостью, и его лента издавала череду свистов, хрипов и пронзительных вздохов, которые слишком бесстыдно заявляли о своем немузыкальном происхождении... Чувствовалось, что здесь нечего «понимать». Загадочной была только простодушность композитора. … Каким требовательным кажется Моцарт [ Серенада для духовых инструментов, К. 361 ] после невиновности господина Ноно [ Полифоника-Монодия-Ритмика ] и господина Зака! [ 7 ]
Ролло Майерс, писавший в « Слушателе » , был еще более резок, точно определив это произведение как фарс д'ателье (студийный розыгрыш) «без каких-либо претензий на то, чтобы его можно было считать музыкой», и охарактеризовав трансляцию такого произведения на BBC как «серьезное». ошибка суждения». Майерс продолжил:
Что делало все это еще более прискорбным, так это напыщенная огласка, окружавшая ее, в которой нам, среди прочего , говорилось , что «... пленка использует весь диапазон слухового спектра, контролируемый строго измеримыми величинами — частотой соотношения, графики скоростей и индексы децибел» — все это для того, чтобы описать то, что казалось мне серией наиболее неприятных видов кухонных шумов, сопровождавшихся ударами и ударами, шипением, визгами и свистит. [ 8 ]
В заключение он похвалил другие произведения программы: Веберна , Ноно, Петрасси и «всегда удовлетворяющую Серенаду си-бемоль для тринадцати духовых инструментов Моцарта, которую, возможно, пропустили многие слушатели, которые, я уверен, выключили свои сеты для повторного исполнения Зака».
Признание мистификации
[ редактировать ]Спустя почти два месяца после этого события представитель BBC отрицал, что эта работа была мистификацией, назвав ее «экспериментом», в котором «на ударных инструментах на пленке играли наугад. Я полагаю, что Петра Зака не существует». Но мы не обманывали слушателей. Это был эксперимент». [ 9 ] В противоречивом отчете, опубликованном на следующий день, утверждалось, что BBC признала, что вся программа была мистификацией. [ 10 ] Выяснилось, что продюсерами произведения выступили Ганс Келлер и Сьюзан Брэдшоу на BBC. Беспорядочно и с нарочитой бессмысленностью ударяя по набору ударных инструментов, эти двое (как «Тессье» и «Шмидт») создали напряжённо бессмысленное двенадцатиминутное «произведение» внешне « авангардного » характера; это было завершено добавлением набора человеческих свистящих звуков (очевидно, предназначенных для обозначения «ленты»), а полученный хаос был смонтирован в некое целое техническими специалистами BBC. [ 11 ]
Раскрытие истинного характера работы само по себе, по-видимому, было частью рекламы радиодокументального фильма BBC « Странная история Петра Зака» , впервые вышедшего в эфир 13 августа 1961 года, в котором Келлер обсуждал свою мистификацию с музыкальными критиками Джереми Ноблом и Дональдом. Митчелл. Оба критика согласились, что манера изложения требует от них серьезного отношения к произведению, но, поскольку они оба дали ему неблагоприятную рецензию, нельзя сказать, что они были полностью поглощены мистификацией. [ 12 ]
Через несколько месяцев и лет после оригинальной трансляции некоторые рассказы об этой истории показали, что работа Зака получила положительные отзывы критиков, неспособных отличить случайный шум от настоящей авангардной музыки. Однако в редакционной статье The Musical Times за октябрь 1961 года редактор Эндрю Портер отметил о «Деле Зака», что, хотя в некоторых сообщениях указывалось, что «критики были обмануты этим… Пусть будет официально зафиксировано, что это не так». ." Обсудив и процитировав несколько рецензий того времени (а также сославшись на похожее дело Эрна Мэлли , вызвавшее споры в кругах современной поэзии 16 лет назад), Портер написал, что «критики ясно показали, что они могут различать Зака и Штокхаузена, чей Циклус «разгромил» » импортированного сольного перкуссиониста на предыдущем концерте BBC, получил высокую оценку». [ 13 ]
Зак как рецензент
[ редактировать ]Несмотря на редакционную статью Портера, «Петр Зак» (чье имя ранее всегда называлось «Петр») написал статью для The Musical Times несколько месяцев спустя . Написанная на самом деле Келлером, она появилась в июльском номере 1962 года. Произведение Зака представляло собой рецензию на 700 слов на партитуру Штокхаузена к «Циклусу» , произведению, которое дебютировало в исполнении в 1959 году, но не было опубликовано как партитура до 1962 года.
В рецензии Зака обсуждается природа партитуры, которая допускает импровизацию, при этом указывается, что он не может ответить на вопрос о том, как значение партитуры Штокхаузена «заметно отличается от (а) совершенно свободной импровизации того же исполнителя, или действительно ( б) эксперимент, подобный тому, мой мобильный который увековечил ». Однако Зак далее писал, что «никто, заинтересованный в развитии творческой мысли, не может позволить себе оставаться в неведении о партитуре Штокхаузена». Он также с юмором предположил, что, хотя Штокхаузен, несомненно, оказал влияние на «Зака», « Mobile Зака» , возможно, оказал влияние на опубликованную музыку к «Циклусу» … «хотя ни Штокхаузен, ни я не можем с готовностью признать этот факт». [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Сравните с:
- Дело Сокала , публикация мистификации
- Эрн Мэлли , вымышленный поэт
- Naked Came the Stranger , публикация мистификации
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Архив Fun_People – 12 ноября – Мистификация BBC» .
- ^ Благородный 1961 ; Майерс 1961 ; Митчелл 1961а
- ^ Келлер, Брэдшоу и Лиделл 1961 .
- ^ Митчелл 1961b.
- ^ Благородный 1961 ; Майерс 1961 ; Митчелл 1961а
- ^ Благородный 1961 .
- ^ Митчелл 1961a .
- ^ Майерс 1961 , 1064.
- ^ Анон. 1961 год .
- ^ Льюис 1961 .
- ^ Оттауэй 1967 , 269 и сн.
- ^ Гарнем 2003 , 124.
- ^ Портер 1961 .
- ^ Зак 1962 , 485.
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2009 г. ) |
- Анон. 1961. "Би-би-си отрицает мистификацию". Выпуск «Таймс» 55148 (1 августа): 10, колонка. Д.
- Гарнем, Элисон. 2003. Ганс Келлер и BBC: Музыкальная совесть британского радиовещания, 1959–79 . Олдершот, Хантс; Берлингтон, Вирджиния: Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 0754608972 .
- Келлер, Ганс , Сьюзан Брэдшоу и Алвар Лиделл . 1961. «Пётр Зак: Мобильный для ленты и перкуссии . Третья программа BBC (5 июня). Ханс Келлер Онлайн (по состоянию на 15 января 2015 г.).
- Льюис, Энтони . 1961. «BBC признает музыкальную мистификацию: шум воображаемого композитора». Нью-Йорк Таймс (2 августа): 1.
- Митчелл, Дональд . 1961а. «Невыносимая простота в новейшей музыке: наивный мистер Ноно». Daily Telegraph и Morning Post , вып. 33 010 (вторник, 6 июня): 16.
- Митчелл, Дональд. 1961б. «Критики не были обмануты: Зак и его «мобиль»», письмо редактору Daily Telegraph и Morning Post (пятница, 18 августа): 10.
- Майерс, Ролло Х. 1961. «Критик у очага: музыка: слишком редкая?». Слушатель и обзор телевидения BBC 65, вып. 1681 г. (четверг, 15 июня): 1064–65.
- Благородный, Джереми . 1961. «Разочаровывающий мобиль». The Times , выпуск 55100 (6 июня), с. 16, кол. Э.
- Оттауэй, Хью . 1967. «Перспектива и перспектива». В «Симфонии » под редакцией Роберта Симпсона , 2: [ нужна страница ] . Миддлсекс, Англия: Penguin Books Ltd. ISBN 0-14-020773-2 .
- Портер, Эндрю . 1961. «Редакция». Мюзикл Таймс 102, вып. 1424 г. (октябрь): 618 г.
- Зак, Петр [псевдоним Ганс Келлер]. 1962. «Зак на Штокхаузене». Музыкальные Таймс 103, вып. 1433 г. (июль): 484–85.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Босворт, Г.Х. 1961. «Мистер Зак и критики» (2), письмо редактору. Daily Telegraph и Morning Post (суббота, 12 августа): 6.
- Эриксон, Рэймонд . 1966. «Своевременная оперная тема». Нью-Йорк Таймс (25 декабря): 11D.
- Хатчингс, Артур. 1961. «Дю Коте де Ше Зак». Музыкальные Таймс 102, вып. 1424 г. (октябрь): 623–24.
- Келлер, Ганс . 1982а. «Будущее музыки BBC: тайна». Музыкальные Таймс 123, вып. 1668 (февраль): 108–109.
- Келлер, Ганс. 1982б. «Мобильный Зака». Музыкальные Таймс 123, вып. 1674 г. (август): 531.
- Келлер, Ганс, Дональд Митчелл и Джереми Ноубл. 1961. Странная история Петра Зака . Третья программа BBC (13 августа, 17:30–17:55 ). Запись хранится в звуковом архиве BBC: LP26787. Сценарий на BBC WAC.
- Келлер, Ганс и Антон Вайнберг. 1996. «Интервью с Антоном Вайнбергом». Темп , новая серия, нет. 195 (январь): 6–12.
- Макони, Робин и Ганс Келлер. 1980. Письма в редакцию . Лондонское обозрение книг 2, вып. 5 (20 марта).
- Митчелл, Дональд. 1961в. «… И ни намека на Зака». Daily Telegraph и Morning Post (2 сентября): 9.
- Николс, Льюис. 1962. «В книгах и вне книг». Нью-Йорк Таймс (20 мая): Рецензия на книгу 8.
- Пасфилд, Уильям Р. 1961. «Мистер Зак и критики» (1), письмо редактору. Daily Telegraph и Morning Post (суббота, 12 августа): 6.
- Портер, Эндрю. 1965. "Некоторые новые британские композиторы". Музыкальный ежеквартальный журнал 51, вып. 1 (январь, «Специальный выпуск, посвященный пятидесятилетнему юбилею: Современная музыка в Европе: комплексный обзор»): 12–21.
- Портер, Эндрю. 1982. «Мобильный Зака». Музыкальные Таймс 123, вып. 1671 (май): 319.
- Вордсворт, Уильям. 1961. "Современная музыка" (письмо в редакцию). Слушатель и обзор телевидения BBC 65, вып. 1682 (22 июня): 1096.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив веселых людей
- Вуд, Хью. 2005. « Сьюзен Брэдшоу: пианистка со страстью к новой музыке и серьезным чувством юмора ». The Guardian (среда, 16 февраля). Хью Вуд кратко описывает мистификацию в этом некрологе.