Жесты в овладении языком
Жесты при овладении языком — это форма невербального общения, включающая движения кистей, рук и/или других частей тела. Дети могут использовать жесты для общения еще до того, как у них появится способность использовать произнесенные слова и фразы. Таким образом, жесты могут подготовить детей к изучению разговорной речи, создавая мост от довербального общения к речи. [1] [2] Также было показано, что начало жестов предсказывает и облегчает овладение разговорной речью детьми . [3] [4] Как только дети начинают использовать произнесенные слова, их жесты можно использовать в сочетании с этими словами для формирования фраз и, в конечном итоге, для выражения мыслей и дополнения озвученных идей. [4]
Жесты не только дополняют развитие речи, но и улучшают способность ребенка общаться. Жесты позволяют ребенку передать сообщение или мысль, которую он не сможет легко выразить, используя свой ограниченный словарный запас. Детские жесты классифицируются по разным категориям, возникающим на разных стадиях развития. К категориям детского жеста относятся дейктические и изобразительные жесты. [5]
Знаки против жестов
[ редактировать ]Жесты отличаются от жестов руками тем, что они не принадлежат к целостной языковой системе. [6] Например, указание на вытянутую часть тела, особенно указательный палец, для обозначения интереса к объекту — широко используемый жест, понятный во многих культурах. [7] С другой стороны, ручные знаки условны — это жесты, ставшие лексическим элементом языка. Хорошим примером ручного жеста является американский язык жестов (ASL). Когда люди общаются с помощью ASL, их жесты имеют значение, эквивалентное словам (например, два человека, общающиеся с использованием ASL, оба понимают, что нужно сжать кулак правой рукой и повернуть ее в кулак. Движение кулака по груди по часовой стрелке несет в себе лексическое значение слова «извини»). [8]
Дейктические жесты
[ редактировать ]Обычно первые жесты, которые дети демонстрируют в возрасте от 10 до 12 месяцев, являются дейктическими жестами. Эти жесты также известны как указание , когда дети вытягивают указательный палец, хотя можно использовать и любую другую часть тела, чтобы выделить интересующий объект. [5] Дейктические жесты встречаются в разных культурах и указывают на то, что младенцы осознают, на что обращают внимание другие люди. Довербальные дети используют указание по разным причинам, например, чтобы ответить на вопросы и/или поделиться своими интересами и знаниями с другими. [9]
Указание младенца выполняет три основные функции:
- Императив – этот тип дейктического жеста развивается первым, и дети используют его для получения чего-либо (речевым эквивалентом будет фраза «дай мне это»).
- Декларативный - этот тип дейктического жеста развивается позже императивных жестов и направляет внимание взрослого на предмет или событие, чтобы указать на его существование (речевым эквивалентом будет фраза «посмотри на это»). Декларативное указание является выразительным и может быть использовано ребенком для привлечения внимания к интересующему предмету и разделения этого интереса с другим человеком. Декларативное указание также может быть информативным, когда ребенок предоставляет другому человеку информацию. Этот тип жестов обычно отсутствует в репертуаре жестов аутичных детей. [10]
- Эпистемический – этот тип дейктического жеста также развивается после императивных жестов и может развиваться одновременно с декларативными жестами. Жесты такого типа служат эпистемическим запросом, при котором младенцы могут указать на объект, чтобы взрослый мог предоставить новую информацию, например имя, объекту (речевым эквивалентом было бы сказать «что это такое»). [2]
Существование дейктических жестов, носящих декларативный и эпистемический характер, отражает еще одну важную часть развития детей — развитие совместного зрительного внимания . Совместное зрительное внимание возникает, когда ребенок и взрослый обращают внимание на один и тот же объект. [11] Совместное внимание с использованием указания считается предшественником речевого развития, поскольку оно показывает, что дети хотят общаться с другим человеком. [5] Более того, количество указаний в 12 месяцев предсказывает уровень произношения и понимания речи в 24 месяца. [11] У детей с расстройствами аутистического спектра использование жестов правой рукой, особенно дейктических жестов, достоверно предсказывает их выразительный словарный запас год спустя — закономерность, которая также наблюдается у типично развивающихся детей. [12]
Как только дети начинают произносить устные слова, они часто используют дейктические жесты для создания фраз, похожих на предложения. Эти фразы возникают, когда ребенок, например, произносит слово «ешь», а затем указывает на печенье. Частота использования этих комбинаций жестов и слов предсказывает переход от речи, состоящей из одного слова, к речи, состоящей из двух слов. [4] Это показывает, что жест может максимизировать коммуникативные возможности, которые могут быть у детей до того, как их речь полностью разовьется, облегчая им вход в лексическое и синтаксическое развитие. [11] [13]
Репрезентативные жесты
[ редактировать ]Репрезентативный жест относится к объекту, человеку, местоположению или событию с помощью движения руки, движения тела или выражения лица . [14] Репрезентативные жесты можно разделить на иконические и конвенциональные. В отличие от дейктических жестов, репрезентативные жесты передают определенное значение. [14] [15] Дети начинают производить репрезентативные жесты в возрасте от 10 до 24 месяцев. [16] Маленькие американские дети будут производить больше дейктических жестов, чем репрезентативных. [14] но итальянские дети будут производить почти одинаковое количество репрезентативных и дейктических жестов. [15]
Знаковые жесты
[ редактировать ]Иконические жесты визуально схожи с действием, объектом или атрибутом, который они изображают. [7] После стадии произнесения двух слов в 26 месяцев наблюдается увеличение количества знаковых жестов. [16] Дети способны создавать новые знаковые жесты, когда пытаются сообщить слушателю информацию, которую, по их мнению, слушатель не знает. Иконические жесты способствовали развитию речи после стадии произнесения двух слов, тогда как дейктические жесты этого не сделали. [17] Иконические жесты — наиболее распространенная форма репрезентативного жеста у итальянских детей. [7] [17] Дети будут копировать знаковые жесты, которые, как они видят, используют их родители. [15] поэтому включение знаковых жестов при измерении репрезентативного словаря увеличивает словарный запас итальянских детей. [7] [17] Несмотря на то, что итальянские дети демонстрировали больше знаковых жестов, стадия произнесения двух слов наступала не раньше, чем у американских детей, которые совершали меньше знаковых жестов. [7]
Обычные жесты
[ редактировать ]Традиционные жесты — это культурно-ориентированные эмблемы, которые не переводятся в разные культуры. [14] Жесты, специфичные для культуры , такие как покачивание головой «нет» или махание рукой «до свидания», считаются традиционными жестами. [14] Хотя американские дети в целом обычно не используют много репрезентативных жестов, в категории репрезентативных жестов чаще всего используются традиционные жесты. [7] [17]
Хронология развития жестов
[ редактировать ]Как и в большинстве случаев развития, важно учитывать, что никакие два ребенка не развиваются с одинаковой скоростью. Младенческий жест считается важной частью долингвистического периода и готовит ребенка к появлению языка. [18] Было высказано предположение, что язык и жесты развиваются во взаимодействии друг с другом. [19] Считается, что жесты легче воспроизводить как младенцам, так и взрослым; [19] это подтверждается тем фактом, что младенцы начинают общаться с помощью жестов еще до того, как начинают произносить слова. [18] Первый тип жестов, появляющийся у детей грудного возраста, — это дейктические жесты. [18] Дейктические жесты включают указание , которое часто является наиболее распространенным жестом, производимым в десяти месяцев . возрасте [16] [20] В одиннадцать месяцев дети могут воспроизводить последовательность из двух жестов, обычно дейктического жеста и условного или репрезентативного жеста. [21] а к двенадцати месяцам дети могут начать последовательно воспроизводить три жеста, обычно это репрезентативный или условный жест, которому предшествует и за которым следует дейктический жест. [21] Примерно в двенадцать месяцев младенцы начинают использовать репрезентативные жесты. [18] Что касается овладения языком, репрезентативные жесты появляются примерно в то же время, что и первые слова. [20] В возрасте 18 месяцев дети производят больше дейктических жестов, чем репрезентативных. [22] Между первым и вторым годом жизни дети начинают запоминать больше слов и меньше использовать жесты. [20] В возрасте 26 месяцев наблюдается рост использования и понимания знаковых жестов. [21] По мере взросления детей жесты становятся более сложными. В возрасте 4–6 лет дети могут использовать жесты всего тела при описании маршрута. [21] Жест всем телом происходит в трехмерном пространстве и используется, когда говорящий описывает маршрут так, как будто он находится на нем. [21] В 5–6 лет дети также описывают маршрут с высоты птичьего полета и используют изобразительные жесты с этой точки зрения. [21] Способы использования жестов являются показателем развития или концептуальных способностей детей. [23]
Дополняющая и альтернативная коммуникация
[ редактировать ]Жесты не только играют важную роль в естественном развитии разговорной речи, но также являются основным фактором дополняющей и альтернативной коммуникации (AAC). AAC относится к методам, инструментам и теориям использования нестандартных языковых форм общения людьми без или с ограниченной функциональной речью. [6] Средства, используемые для общения в AAC, могут варьироваться от высокотехнологичных компьютерных устройств связи до низкотехнологичных средств, таких как переключатели одного сообщения, и нетехнологических средств, таких как карточки с картинками, ручные знаки и жесты. [6] Лишь в течение последних двух десятилетий была изучена важность жестов в процессах когнитивного и языкового развития и, в частности, функциональность жестов для людей с коммуникативными расстройствами, особенно для пользователей AAC.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нэми, Лаура Л.; Ваксман, Сандра Р. (1 апреля 1998 г.). «Слова и жесты: интерпретация младенцами различных форм символической референции» . Развитие ребенка . 69 (2): 295–308. дои : 10.1111/j.1467-8624.1998.tb06189.x . ISSN 1467-8624 . ПМИД 9586206 .
- ^ Jump up to: а б Ковач, Агнес Мелинда; Таузин, Тибор; Теглас, Эрно; Грегори, Джордж; Чибра, Гергеи (01 ноября 2014 г.). «Указание как эпистемический запрос: 12-месячные дети указывают на получение новой информации» . Младенчество . 19 (6): 543–557. дои : 10.1111/инфа.12060 . ISSN 1532-7078 . ПМЦ 4641318 . ПМИД 26568703 .
- ^ Гудвин, Сьюзен В.; Акредоло, Линда П.; Браун, Кэтрин А. (1 июня 2000 г.). «Влияние символических жестов на раннее языковое развитие». Журнал невербального поведения . 24 (2): 81–103. дои : 10.1023/А:1006653828895 . ISSN 0191-5886 . S2CID 11823057 .
- ^ Jump up to: а б с Озчалышкан, Шейда; Голдин-Мидоу, Сьюзен (1 июля 2005 г.). «Жест находится на переднем крае раннего развития речи». Познание . 96 (3): В101–В113. дои : 10.1016/j.cognition.2005.01.001 . ПМИД 15996556 . S2CID 206863317 .
- ^ Jump up to: а б с Макнил, Дэвид (1992). Рука и разум: что жесты говорят о мышлении . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 295–328.
- ^ Jump up to: а б с Лонкке, Ф. (2013). Дополняющая и альтернативная коммуникация: модели и приложения для педагогов, логопедов, психологов, лиц, осуществляющих уход, и пользователей. Сан-Диего, Калифорния: Plural Publishing Inc.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Айверсон, Яна М.; Капирчи, Ольга; Вольтерра, Вирджиния; Голдин-Мидоу, Сьюзен (1 мая 2008 г.). «Учимся говорить в мире, богатом жестами: раннее общение итальянских и американских детей» . Первый язык . 28 (2): 164–181. дои : 10.1177/0142723707087736 . ISSN 0142-7237 . ПМК 2744975 . ПМИД 19763226 .
- ^ « Извините, американский язык жестов (ASL)» . www.lifeprint.com . Проверено 06 марта 2016 г.
- ^ Валлоттон, Клэр (2012). «Поддержка или конкуренция? Динамическое развитие взаимосвязи между указанием руками и символическими жестами в возрасте от 6 до 18 месяцев». В Коллетте, Жан-Марк; Гуидетти, Микеле (ред.). Жест и мультимодальное развитие . Амстердам: Издательство John Benjamins Publishing Co., стр. 27–48. ISBN 9789027273925 .
- ^ Коше, Элен; Воклер, Жак (2012). «Указывающий жест у маленьких детей: предпочтение рук и развитие речи». В Коллетте, Жан-Марк; Гуидетти, Микеле (ред.). Жест и мультимодальное развитие . Амстердам: Издательство John Benjamins Publishing Co., стр. 7–26. ISBN 9789027273925 .
- ^ Jump up to: а б с Баттерворт, Джордж (1998). «Что особенного в указании у младенцев?». В Симионе, Франческа; Баттерворт, Джордж (ред.). Развитие сенсорных, моторных и когнитивных способностей в раннем детстве . Соединенное Королевство: Psychology Press Ltd., стр. 171–190. ISBN 978-0-86377-512-3 .
- ^ Димитрова, Невена; Мор, Кристина; Озчалышкан, Шейда; Адамсон, Лорен Б. (23 декабря 2019 г.). «Ранняя латерализация жестов при аутизме: правосторонние точки предсказывают экспрессивную речь» . Журнал аутизма и нарушений развития . 50 (4): 1147–1158. дои : 10.1007/s10803-019-04347-9 . ISSN 0162-3257 . ПМИД 31872323 . S2CID 209463848 .
- ^ Моргенстер, Алия; Каэт, Стефани; Коллюмбель-Лерой, Мари; Лимузен, Фанни; Блондель, Марион. (2012). «От жеста к знаку и от жеста к слову». В Коллетте, Жан-Марк; Гуидетти, Микеле. Жест и мультимодальное развитие . Амстердам: Издательство John Benjamins Publishing Co., стр. 49–78. ISBN 9789027273925 .
- ^ Jump up to: а б с д и Айверсон, Яна М.; Капирчи, Ольга; Казелли, М. Кристина (1 января 1994 г.). «От общения к языку в двух модальностях». Когнитивное развитие . 9 (1): 23–43. дои : 10.1016/0885-2014(94)90018-3 .
- ^ Jump up to: а б с Айверсон, Яна М.; Капирчи, Ольга; Лонгобарди, Эмиддия; Кристина Казелли, М. (1 января 1999 г.). «Жестикулирование во взаимодействии матери и ребенка». Когнитивное развитие . 14 (1): 57–75. дои : 10.1016/S0885-2014(99)80018-5 .
- ^ Jump up to: а б с Бене, Таня; Карпентер, Малинда; Томаселло, Майкл (2014). «Маленькие дети создают знаковые жесты, чтобы информировать других». Психология развития . 50 (8): 2049–2060. дои : 10.1037/a0037224 . ПМИД 24979473 .
- ^ Jump up to: а б с д Гуллберг, Марианна (2010). Жесты в развитии речи . Филадельфия: Паб John Benjamins. Ко, стр. 3–33.
- ^ Jump up to: а б с д Бот, Кес; Гуллберг, Марианна (2010). Жесты в развитии речи . Амстердам: Издательство John Benjamins Publishing Co. стр. 6–11. ISBN 9789027222589 .
- ^ Jump up to: а б Кендон, Адам; Гуллберг, Марианна; Сейфеддинипур, Мандана (2014). От жеста в разговоре к видимому действию как высказыванию: эссе в честь Адама Кендона . Амстердам: Издательство Джона Бенджамина. п. 332. ИСБН 9789027212153 .
- ^ Jump up to: а б с Стефанини, Сильвия; Белло, Арианна; Казелли, Мария Кристина; Айверсон, Яна М.; Вольтерра, Вирджиния (01 февраля 2009 г.). «Совместные речевые жесты в задании на наименование: данные развития». Язык и когнитивные процессы . 24 (2): 168–189. дои : 10.1080/01690960802187755 . ISSN 0169-0965 . S2CID 143594562 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Исино, Мика; Стэм, Гейл (2011). Интеграция жестов: междисциплинарная природа жестов . Амстердам: Издательство John Benjamins Publishing Co., стр. 111–112. ISBN 9789027228451 .
- ^ Фазоло, Мирко; Д'Одорико, Лаура (2012). «Жест-сочетания слов, переходные формы и развитие речи». Жест . 12 : 1–15. doi : 10.1075/gest.12.1.01fas .
- ^ Айверсон, Яна М.; Голдин-Мидоу, Сьюзен (1 мая 2005 г.). «Жест открывает путь к развитию речи». Психологическая наука . 16 (5): 367–371. дои : 10.1111/j.0956-7976.2005.01542.x . ISSN 0956-7976 . ПМИД 15869695 . S2CID 16877963 .