Белый жезл
Белый жезл , Белый жезл , Жезл инаугурации или Жезл суверенитета , на ирландском языке называемый по-разному slat na ríghe (жезл королевской власти) и slat tighearnais (жезл господства), был основным символом гэльского короля или лорда. законная власть и основная опора, использованная на церемонии его инаугурации. [ 1 ] XII века Впервые задокументировано в «Жизни Маэдока Папоротникового» , но предполагается, что оно использовалось задолго до этого. [ 2 ] Последний раз это было зарегистрировано в Ирландии в начале 17 века. В Шотландии жезл использовался в 13 веке для инаугурации последних королей, говорящих на гэльском языке. [ 3 ] и для скандинавско-гэльских лордов островов в 15-м. [ 4 ]
Хотя прием жезла изначально был особенностью гэльской культуры, после вторжения викингов и норманнов в Ирландию некоторые иностранные семьи значительно гэльизировались . Ярким примером были великие хиберно-нормандские Де Бург магнаты по имени Мак Уильям Нохтар , которые полностью гэльизировались, правили своими последователями как вожди ирландских кланов и получили Белый Жезл. [ 5 ]
Качества и символика
[ редактировать ]Согласно описанию Джеффри Китинга , жезл должен был быть одновременно белым и прямым, причем этот цвет символизировал чистоту и прямоту правосудия. [ 6 ]
Даже после краха всех других институтов гэльской Ирландии , главный поэт округа, который вплоть до Мюнстера 18-го века руководил районным Cúirt , поэтическим судом, похожим на валлийский Eisteddfod , [ 7 ] получил бы офисный штаб ( ирландский : Bata na Bachaille ), который позже был передан его преемнику. [ 8 ]
Церемония
[ редактировать ]Хотя смысл и цель всегда были одинаковыми, детали церемонии, похоже, различались в разных гэльских странах. В частности, то, кто преподнес жезл новому лорду или королю, зависело от истории и традиций каждого королевства. [ 9 ]
Примечание к родословной О'Махони в Ламбете, написанное сэром Джорджем Кэрью около 1600/3 года:
Страна О'Махона следует древнему танистскому закону Ирландии; и кому Маккарти Ри даст белый жезл, тот будет О'Махон, или Лорд Страны; но вручение жезла ничего не даст, если он не будет избран последователями, равно как и избрание без жезла. Маккарти Ри был открыт с той же церемонией, с которой он ввел в должность О'Махона и других зависимых вождей. С этим было связано недовольство, и оно не ускользнуло от зорких глаз присяжных Корка, которые заявили: «Когда какой-либо лорд или джентльмен Ирландии в этом графстве становится лордом или капитаном своего имени или родства, он берет у каждого жителя, свободного землевладельца и арендатора , находящегося под его началом, корову в качестве платы за возведение жезла во имя этого имени. [ 10 ]
Описывая инаугурацию Хью Роу О'Доннелла 3 мая 1592 года, Тимоти Т. О'Доннелл написал: «Инаугурация О'Доннелла как короля Тирконнелла носила одновременно гражданский и религиозный характер. Церемония состоялась Великая скала Дун, расположенная в миле к западу от Килмакренана , с которой открывается захватывающий вид на окружающую местность. Все началось с религиозных обрядов в церкви близлежащего монастыря и святого колодца с пением псалмов и гимнов в честь Христа и святого колодца. Святой Колумба за успех владычества принца. Стоя на Скале в окружении знати и членов своего клана, принц получил клятву, в которой пообещал сохранить Церковь и законы страны. Принц также поклялся передать престол. мирно передал королевство своему Танисту (его преемнику). О'Фергил, потомственный смотритель и аббат Килмакренана, провел религиозную церемонию инаугурации О'Доннелл был маршалом принца, а О'Клери был маршалом. Оллам , или ученый-юрист, который подарил ему книгу, содержащую законы и обычаи страны, а также прямую белую палочку, символизирующую моральную честность, требуемую от его суждений и правления». [ 11 ]
Парламент Шотландии
[ редактировать ]До союза с Англией в 1707 году был джентльмен-ашер Белого жезла в сословиях парламента в Эдинбурге , который имел аналогичную роль с джентльменом-ашером Черного жезла в парламентах Англии , Королевства Великобритании. а затем Соединенное Королевство .
Наследный Ашер Белого Жезла — единственный пример того, как офис Короны стал компанией. Закон о доверительном фонде Уокера 1877 года включил офис в состав Попечителей Уокера , предоставив попечителям право взимать взносы с любого, кто получил награду от Короны. В 1908 году было создано Общество рыцарей-бакалавров, чтобы оспорить это право, но дело Сессионного суда в следующем году подтвердило право Попечителей Уокера взимать плату с получателей почестей. Однако Общество бакалавров рыцарей выиграло апелляцию в Палату лордов в 1911 году. [ 12 ]
Лорд -епископ Эдинбургский , являющийся по должности председателем Попечителей Уокера, является Наследным Ашером Белого Жезла. Нынешним владельцем является преподобный доктор Джон А. Армс , епископ Эдинбургский , но эта должность не несет никаких обязанностей. [ нужны разъяснения ]
См. также
[ редактировать ]- Гэльское дворянство Ирландии
- Форт Таллихог
- Королевские достопримечательности Ирландии
- Лорд Великий Чемберлен
- Лорд-верховный стюард Ирландии
- Пэрство
- Скипетр
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О'Донован, стр. 425 и далее; ФитцПатрик 2004, с. 58
- ^ ФитцПатрик 2004, с. 58 и пассим
- ^ Александр III Шотландии был последним, о ком и о котором см. Баннерман 1989.
- ^ Открытие Доналла Айлейского, лорда островов , записано в Книге Кланранальда, изд. & тр. Кэмерон, стр. 160–1. [1]
- ^ ФитцПатрик 2004, с. 214 и пассим
- ^ Китинг, с. 23
- ^ Дэниел Коркери (1926), Скрытая Ирландия: исследование гэльского Мюнстера в восемнадцатом веке , страницы 95-125.
- ^ Дэниел Коркери (1926), Скрытая Ирландия: исследование гэльского Мюнстера в восемнадцатом веке , стр. 270.
- ^ О'Донован, стр. 425 и далее
- ^ «Примечание 62 к книге писем Флоренции Маккарти Рига, Таниста Карбери, Маккарти Мора» . celt.ucc.ie.
- ^ Тимоти Т. О'Доннелл (2001), Мечи вокруг креста: защита веры и отечества Ирландии 1594-1603 , Christendom Press. Страницы 48-49.
- ^ «Происхождение Общества рыцарей-холостяков» . Лондон: Императорское общество рыцарей-бакалавров . Проверено 28 июля 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Баннерман, Джон , «Королевский поэт и инаугурация Александра III» , в The Scottish Historical Review Vol. 68, № 186, часть 2 (октябрь 1989 г.): 120–149.
- Баннерман, Джон, «Резиденция королевского поэта», в «Шотландских гэльских исследованиях XVII » (1996): 24–35.
- Книга Кланранальда , изд. & тр. Александр Кэмерон, в Celtic Relics. Том. II . Инвернесс. 1894. 138–309.
- Диллон, Майлз , «Посвящение ирландских королей», в Celtica 10 (1973): 1–8.
- ФитцПатрик, Элизабет, « Тулах Тинойл»
- ФитцПатрик, Элизабет, королевская инаугурация в гэльской Ирландии ок. 1100–1600: Исследование культурного ландшафта . Бойделл Пресс. 2004.
- Грин, Элис Стопфорд , Создание Ирландии и ее гибель: 1200–1600 . Лондон: Макмиллан. 1908.
- Джеффри Китинг , Foras Feasa ar Ireland (около 1634 г.), изд. и футы. Дэвид Комин и Патрик С. Диннин (1902–1914). «История Ирландии» Джеффри Китинга . Ирландское текстовое общество. издание и перевод доступны в CELT.
- Кингстон, Саймон, Ольстер и острова в пятнадцатом веке: господство клана Домнейл из Антрима . Дублин: Four Courts Press . 2004.
- Митчел, Джон, Жизнь и времена Аода О'Нила, принца Ольстера . Нью-Йорк: Католическое издательство Excelsior. 1879.
- Николлс, К.В. , Гэльский и гэльизированная Ирландия в средние века . Дублин: Лилипут Пресс. 2-е издание, 2003 г.
- О'Донован, Джон (редактор) и Дуалд Мак Фирбис , Генеалогии, племена и обычаи Хай-Фиакрака . Дублин: Ирландское археологическое общество. 1844. стр. 425–452.