Оскар Голдберг
Оскар Гольдберг (5 ноября 1885 — 13 августа 1953) — немецко - еврейский философ, религиозный мыслитель и врач.
Биография
[ редактировать ]Гольдберг родился в Берлине , где посещал ортодоксальную школу Фейтеля-Гейне-Ефремова . [ 1 ] Еще учась в школе, он опубликовал Die Fünf Bücher Mosis: Ein Zahlengebäude , в которой предпринял попытку численной интерпретации Пятикнижия , предвосхищая попытку всей его жизни обосновать мистические богословские спекуляции научной объективностью. [ 2 ] Затем Гольдберг учился в университетах Берлина и Мюнхена , изучая самые разные области, включая восточную религиозную мысль, народную психиатрию, психофизику и терапевтическую нейробиологию . [ 3 ] В 1915 году он защитил докторскую диссертацию об аномальных биологических явлениях в азиатских религиозных сектах. [ 3 ] После учебы он отправился в Тибет, где жил в монастыре у Далай-ламы . [ 3 ] В 1925 году он опубликовал свою главную работу Die Wirclichkeit der Herbräer , которая еще больше развила его специфическую форму «рационального мистицизма». В это время он был автором журнала Томаса Манна Mass und Wert , писал статьи по фольклору и сравнительному религиоведению. В 1932 году Гольдберг уехал в Италию, а затем жил в Женеве и Франции, где попал в плен в 1941 году. Он получил экстренную визу и смог поехать в Соединенные Штаты, где работал врачом. В 1950 году он вернулся в Европу и умер три года спустя в Ницце в возрасте шестидесяти семи лет. [ 3 ]
Философия и мысль
[ редактировать ]Основная работа Гольдберга «Die Wirklichkeit der Herbräer» объединила многие направления его спекулятивного мышления. Фундаментальной идеей его работы был эмпирический факт религиозного опыта. Он утверждал, что секуляризация в целом всегда уже является затемнением эмпирического опыта трансцендентности. По мнению Гольдберга, каждая раса имеет магическую связь с божеством, и каждый бог является «биологическим центром» расы. [ нужна ссылка ] . Народ может поддерживать эту магическую связь, только выполняя соответствующие ритуалы на территории, контролируемой его богом(ами). [ нужна ссылка ] . Беря пример с евреев, Гольдберг утверждает, что до того, как Соломон построил свой храм, бог древних евреев ходил со своим народом и жил среди них. Но Соломон превратил евреев из культовой общины в членов государства и тем самым разорвал их органическую связь с богом, заменив конкретный ритуал абстрактным теологическим монотеизмом. Идеи Гольдберга метафизически подтвердили его неприятие формирования всех национальных государств, включая государство Израиль. В большинстве своих последующих работ Гольдберг посвятил себя увещеванию евреев за отказ от культовых ритуалов и занятия мирской деятельностью. Он выступает за возвращение к библейским практикам и отказ от «просвещенного» иудаизма, характерного для Маймонеда и большинства последующих ортодоксальных еврейских богословов.
Прием и критика
[ редактировать ]За свою жизнь Гольдберг организовал множество исследовательских групп и вращался в интеллектуальной орбите, среди прочих, Бертольда Брехта , Вальтера Беньямина , Альфреда Дёблина , Карла Корша и Роберта Мюзиля . Томас Манн изначально был его горячим сторонником и основал первый том своей тетралогии «Джозеф и его братья» во многом на идеях Гольдберга. В конце концов Манн отвернулся от Гольдберга, назвав его «типичным еврейским фашистом» и высмеивая его в своем более позднем романе « Доктор Фауст» в образе Хаима Брайзахера, который, как и Гольдберг, обвиняет Соломона в разрушении связи между еврейским народом и его Богом. . [ 4 ] Знаменитый религиовед Гершом Шолем также стал презирать Гольдберга, описывая его как «маленького толстяка, похожего на чучело и обладавшего сверхъестественной магнетической властью над группой еврейских интеллектуалов, собравшихся вокруг него». [ 5 ] Однако даже Шолем признавал влияние Гольдберга на руководство одним из немногих еврейских магических возрождений в наше время. Позже он описал группы вокруг Абю Варбурга , Макса Хоркхаймера , Франкфуртской школы и Оскара Гольдберга как три наиболее замечательные «еврейские секты», когда-либо созданные немецкой интеллектуальной жизнью. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гершом Шолем, Оскар Гольдберг и значение еврейской истории» , Transfinite Life , Indiana University Press, стр. 162–203, doi : 10.2307/j.ctt200609z.10 , ISBN 978-0-253-03016-0 , получено 19 февраля 2021 г.
- ^ Пайзер, Джон; Фойгтс (1994). «Оскар Гольдберг. Мифический ученый-экспериментатор. Репрессированная глава еврейской истории» . МЛН . 109 (3): 563. дои : 10.2307/2904666 . ISSN 0026-7910 . JSTOR 2904666 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Фридлендер, Джудит (1992). «Религиозная метафизика и национальное государство: случай Оскара Гольдберга». Социальные исследования . 59 : 151–168 – через JSTOR.
- ^ Манн, Томас (1965). Доктор Фаустус . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 278.
- ^ Перейти обратно: а б Шолем, Гершом (1980). От Берлина до Иерусалима . Нью-Йорк: Шок. стр. 131. ИСБН 0-8052-3738-0 .