Глоссарий шенкеровского анализа
Это глоссарий шенкеровского анализа — метода музыкального анализа тональной музыки, основанного на теориях Генриха Шенкера (1868–1935). Этот метод обсуждается в соответствующей статье , и здесь не предпринимается попытка его краткого изложения. Аналогичным образом, записи ниже, по возможности, ссылаются на другие статьи, где концепции описаны более подробно (в некоторых случаях название статьи ссылается на специализированную статью), а определения здесь сведены к минимуму.
А
[ редактировать ]увеличивать
- См. Начальное восхождение .
- Элементарная разработка гармонии. См. также Басовое арпеджио ; Арпеджио первого порядка ; Разворачивание .
разворачивается
- См. «Разворачивание» .
Состав
- См. Продление .
Вне предложения
Б
[ редактировать ]Фон ( немецкий : фон )
- Структурный уровень фундаментальной структуры . См. также Средний план и Передний план .
Басовое арпеджио ( нем . Bassbrechung )
- Басовый рисунок IVI, формирующий гармоническое содержание фона тональных музыкальных произведений; эта концепция принадлежит окончательной версии шенкеровской теории, начиная с 1930 года. См. также шенкеровский анализ: арпеджио баса .
Рефракция басов
- См. Басовое арпеджио .
преломление
- См. Арпеджио .
С
[ редактировать ]Аккорд природы
- См . Кланг .
Сочинение
- См. Продление .
Сложная мелодия
- См. «Разворачивание» .
- «Связь двух регистров, находящихся на расстоянии октавы друг от друга». [1] Это часто является результатом переноса регистра , при котором переданный голос сохраняет связь со своим исходным регистром. [2]
Кавер-тон ( нем . Deckton )
- «Тон внутреннего голоса, который появляется над уменьшением переднего плана». [3] Это часто является результатом переноса или соединения восходящих регистров , но «основная нить мелодической активности остается за смещенным голосом, в то время как голос, выполняющий вытесняющее действие, действует как« прикрытие »». [4]
Д
[ редактировать ]Дектон
- См . Обложка .
- «Процесс, при котором интервал, образованный нотами большей ценности, выражается нотами меньшей стоимости». [5]
Делитель ( нем . Teiler )
- Согласное подразделение согласного интервала: октава может делиться на квинту (fifth-divider, нем . Quintteiler ), а квинта может делиться на треть ( Third-teiler, нем . Terzteiler ). Шенкер также представлял себе разделитель на четвертом (или нижнем пятом) уровне. [6] но он, по-видимому, отказался от этой концепции после 1926 года, вероятно, потому, что верхняя четверть не принадлежит к разделенной триаде. См. также шенкеровский анализ: арпеджио баса и разделитель на квинте .
И
[ редактировать ]Разработка
- См. Продление
Ф
[ редактировать ]Удаленное прослушивание
- См. Структурное слушание .
Арпеджио первого порядка
- Арпеджио, ведущее к основному тону линии основной . Этот термин был предложен Forte & Gilbert. [7] См. также Шенкеровский анализ: Начальное восхождение, начальное арпеджио .
Передний план ( нем . Foreground )
- См. Структурный уровень .
Свободная композиция ( нем . Freier Satz )
- Название американского перевода книги Шенкера « Свободный набор » [8]
Основная линия ( нем . Urlinie )
- Мелодический аспект основной структуры , ступенчатый спуск от одной из нот трезвучия к тонике, при этом басовое арпеджио гармоническим аспектом является . Идея нисходящей фундаментальной линии принадлежит окончательной версии шенкеровской теории, начиная с 1930 года; фундаментальные (или, лучше сказать, «первичные») линии в ранних произведениях Шенкера временами носили восходящий характер. Первая нота основной линии является ее основным тоном . См. также Шенкеровский анализ: Фундаментальная линия .
Фундаментальная структура ( нем . Ursatz )
- « Фон в музыке представлен контрапунктической структурой, которую я обозначил как фундаментальную структуру ». [9] Он состоит из основной линии, которой противопоставляется басовое арпеджио , вместе образующее контрапункт внешних линий ( нем . Außensatz ). [10]
ЧАС
[ редактировать ]Заметка
- См. Основной тон .
фон
- См . Фон .
Высота
я
[ редактировать ]Начальное арпеджио
- См. Арпеджио первого порядка .
Первоначальное восхождение ( нем . Rise )
- Восходящее движение, приводящее к первичному тону основной линии .
К
[ редактировать ]- Сложный звук, состоящий из первых пяти нот гармонического ряда, предполагающий модель мажорного трезвучия. Для обсуждения значения этого понятия см. Кланг (музыка) .
Тон головы
- См. Основное примечание .
Муфта
- См . Соединение .
л
[ редактировать ]Уровень
- См. Структурный уровень .
Линейная прогрессия ( нем . Auskomponierungszug или Zug )
- Проходящая разработка нот, включающая пошаговое мелодическое движение в одном направлении между двумя гармоническими тонами. [11]
М
[ редактировать ]Средний план ( нем . Mittelgrund )
смесь
- См. Смесь .
золотая середина
- См . Мидделграунд .
Mixture (German: MischungСмесь
- Смена лада тоники (мажор на минор, минор на мажор).
Н
[ редактировать ]Записка соседа ( нем . Nebennote )
- Нехордовый тон, который переходит, обычно ступенчато, из аккордового тона непосредственно над или под ним (что часто приводит к тому, что NN создает диссонанс с аккордом) и разрешается в тот же аккордовый тон. См . Тон соседа . См. также шенкеровский анализ .
ТО
[ редактировать ]Облигат Лаге
- См. Обязательный реестр .
Обязательный реестр ( нем . obligate Lage )
- «Как бы далеко композиция ни отклонялась от своего основного регистра [...], она, тем не менее, сохраняет стремление вернуться к этому регистру». [12] Это побуждение часто исполняется, но не всегда.
П
[ редактировать ]Первичная линия, Первичная структура
- Использование слова «Фундаментальный» в качестве перевода Ur- на Urlinie или Ursatz подвергается сомнению. Подробнее см. Фундаментальная структура: Терминология .
Основной тон ( нем . Kopfton )
- Первый тон основной линии . Одна из трех нот тонического трезвучия. , или . См. Шенкеровский анализ: Фундаментальная линия .
Продление ( нем . Auskomponierung ), Составление, Разработка
- Процесс в тональной музыке, посредством которого высота звука, интервал или трезвучие согласных могут управлять промежутками музыки, когда она не звучит физически. Сам Шенкер, по-видимому, использовал немецкий термин «Пролонгация» главным образом для описания расширения законов строгого контрапункта к более свободному письму: см. «Пролонгация» у Генриха Шенкера . Auskomponierung можно буквально перевести как «составление»; немецкое слово создано по образцу Ausarbeitung , «разработка».
Р
[ редактировать ]Достижение ( нем . Übergreif )
- Разработка, при которой нисходящий внутренний голос помещается над (нисходящим) верхним голосом путем переноса регистра . Последовательные проходящие линии могут вызывать восходящее движение. См. Список упоминаний Шенкера о достижении более .
- Восходящее ( нем . Höherlegung ) или нисходящее ( нем . Tieferlegung ) движение одного или нескольких голосов в другую октаву (т. е. в другой регистр).
С
[ редактировать ]Масштаб-шаг ( нем . Stufe )
- «Ступень является более высокой и абстрактной единицей [чем триада]. Иногда она может даже включать в себя несколько гармоний [...]; другими словами: даже если при определенных обстоятельствах определенное количество гармоний выглядит подобно независимым трезвучиям или септаккордам, они, тем не менее, могут в своей совокупности составлять одно трезвучие [...] и их нужно будет отнести к понятию этого трезвучия [...] как ступени гаммы . [13]
слой
- См. Структурный уровень .
Обмен голосов
- См. Голосовой обмен .
- Термин, используемый Джоном Ротгебом для перевода Шихта (см. Структурный уровень Освальда Йонаса ) во «Введении в теорию Генриха Шенкера» . [14]
Структурное слушание
- Название влиятельной книги Феликса Зальцера. [15] Выражение может происходить от выражения «слух на расстоянии» ( нем . Fernhören ), которое Шенкер использовал в Der Tonwille 1 и 2 (1921 и 1922). [16] и что Фуртвенглер цитировал в своей статье «Генрих Шенкер. Современная проблема» 1947 года. [17]
Структурный уровень ( нем . Schicht )
- Шенкер использует термин «уровень» главным образом в выражении «голосоведущий уровень», обозначая последовательные уровни, через которые развивается фундаментальная структура , образующая передний план . Выражение «структурный уровень», по-видимому, было придумано Алленом Форте. [18]
Уровень
- См. шаг масштабирования .
Т
[ редактировать ]разделитель
- См . Разделитель .
Понижение
- Один из наиболее общих принципов шенкеровского анализа : интервалы между нотами тонического трезвучия образуют тональное пространство, которое заполняется проходящими и соседними нотами, создавая новые трезвучия и новые тональные пространства, открытые для дальнейших проработок вплоть до поверхности произведения. (счет) достигнут.
В
[ редактировать ]перенапряжение
- См. Достижение цели .
Разворачивание ( нем . Ausfaltung )
- Преобразование одного аккорда в горизонтальную последовательность (см. Арпеджио ) либо при соединении тонов верхнего голоса и одного внутреннего голоса, либо при возникновении аналогичной связи в последовательности нескольких аккордов. [19] См . Соединение . См. также Шенкеровский анализ: разворачивание .
Урлин
- См. Фундаментальную линию .
Урлиний стол
- «График Урлиния » , ритмическое сокращение или оценка, с которой Шенкер часто начинал свои анализы. См. также шенкеровский анализ: шенкеровские обозначения .
Урзац
V
[ редактировать ]Голосовой обмен ( нем . Stimmetausch )
- «Модель, в которой участвуют два и только два голоса, модель, в которой голоса буквально меняют высоту звука». [20] См. также анализ Шенкера: Голосовой обмен .
- «Изучение голосового ведения — это изучение принципов, управляющих развитием составляющих голосов композиции как по отдельности, так и в сочетании. В шенкеровской традиции это исследование начинается со строгого видового контрапункта». [21]
передний план
- См . Передний план .
С
[ редактировать ]Тренироваться
- См. Линейная прогрессия .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Генрих Шенкер (1979), § 152.
- ^ Форте и Гилберт (1982). Введение в шенкеровский анализ , стр. 167–69. ISBN 9780393951929 .
- ^ Генрих Шенкер (1979), § 267.
- ^ Форте и Гилберт (1982). Введение в шенкеровский анализ , с. 223. ISBN 9780393951929 .
- ^ Форте и Гилберт (1982), стр.7.
- ^ Генрих Шенкер (1923). «Маленькая прелюдия Баха № 3 до минор, BWV 999», Der Tonwille 5, пер. Дж. Дубиэль, Oxford University Press, 2004, примечание 7: «Верхнюю или нижнюю квинту аккорда, представляющую собой скачок во время проходящего движения или соседней ноты, я называю верхней или нижней квинтой [разделителем] (в переводе Дубиэля последнее слово отсутствует).
- ^ Форте и Гилберт (1982), с. 153.
- ^ Генрих Шенкер (1979).
- ^ Генрих Шенкер (1979), с. 4.
- ^ Генрих Шенкер (1979), §28.
- ^ Панкхерст, Том (2008). Руководство Шенкера: Краткий справочник и веб-сайт по шенкеровскому анализу , стр. 243 и 27. ISBN 0-415-97398-8 .
- ^ Генрих Шенкер (1979), § 268.
- ^ Генрих Шенкер (1954) Гармония , изд. Освальда Йонаса, перевод Элизабет Манн Боргезе, стр. 139.
- ^ Йонас, Освальд (1982). Введение в теорию Генриха Шенкера , стр.138. (1934: Сущность музыкального произведения искусства: введение в учение Генриха Шенкера ). Перевод Джон Ротгеб, с. 138. ISBN 0582282276 .
- ^ Феликс Зальцер (1952). Структурное слушание. Тональная согласованность в музыке . Нью-Йорк, Бони, 2 тт.
- ^ Английский перевод, 2004, с. 22, 77, 82.
- ^ Вильгельм Фуртвенглер (1954). Звук и слово: Очерки и лекции 1918–1954 гг ., Висбаден: Брокгауз, с. 198-204.
- ^ Аллен Форте (1959). «Концепция музыкальной структуры Шенкера», Журнал теории музыки 3, стр. 4.
- ^ Генрих Шенкер (1979), § 140.
- ^ Форте и Гилберт (1982), с. 110.
- ^ Форте и Гилберт (1982), с. 41.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Глоссарий SchenkerGUIDE » с сайта SchenkerGuide.com.
- « Глоссарий шенкерианских терминов » с сайта SchenkerGuide.com.
- « Глоссарий Шенкера-анализа », с сайта McMaster.ca.
- « Vocabulaire de l'analyse schenkérienne », трехъязычный словарь (немецкий, английский, французский), GDRM , с сайта ulaval.ca
- « Список упоминаний о злоупотреблениях в трудах Шенкера », шенкерианские страницы Люцианы Бедушки и Николаса Мееса.