Голосовой обмен
В музыке, особенно в шенкеровском анализе , обмен голосами ( нем . Stimmtausch ; также называемый обменом голосами ) — это повторение контрапунктического отрывка с заменой частей голосов; например, мелодия одной части появляется во второй части, и наоборот. Он отличается от обратимого контрапункта отсутствием смещения октавы; поэтому это всегда предполагает какое-то скрещивание голосов . Если оценка выполнена для равных инструментов или голосов, она может быть неотличима от повтора , хотя, поскольку повтор не встречается ни в одной из частей, это может сделать музыку более интересной для музыкантов. [ 1 ] Это характерная особенность раундов , хотя обычно так не называют. [ 2 ]
Образцы голосового обмена иногда схематизируются с использованием букв для обозначения мелодических узоров. [ 3 ] Двойной голосовой обмен имеет следующую схему:
Voice 1: a b Voice 2: b a
Таким образом, тройной обмен будет записан:
Voice 1: a b c Voice 2: c a b Voice 3: b c a
Первое использование термина « Stimmtausch » было в 1903-4 годах в статье Фридриха Людвига , а его английская калька впервые была использована в 1949 году Жаком Хандшином . [ 4 ] Этот термин также используется в родственном, но отличном значении в теории Шенкера.
«Когда произведение целиком задумано по системе Штимтауша , оно принадлежит к типу ронделлюс». [ 5 ]
История
[ редактировать ]Голосовой обмен появился в репертуаре школы Сен-Марциал XII века как следствие подражания . [ 6 ] Обмен голосами впервые стал распространенным в школе Нотр-Дам , где использовались как двойные, так и тройные обмены в органах и проводниках (в частности, бессловесных хвостах ). [ 3 ] [ 7 ] Фактически, Ричард Хоппин считал обмен голосами «основным устройством, с помощью которого композиторы Нотр-Дама развили способы организации и интеграции одновременных полифонических мелодий». [ 8 ] и имеет большое значение как средство симметрии и дизайна в полифонической музыке, а также как отправная точка для более сложных контрапунктических устройств. [ 6 ] Важность не была упущена и для теоретиков того времени, поскольку Иоганнес де Гарландия привел пример, который он назвал «repetitio разнообразный голос» и отметил в «трех- и четырехчастных органах, кондуктах и во многих других вещах». ." [ 4 ]
В Перотена четырехчастном органуме « Принципы Sederunt » части, которые меняются местами, значительно различаются по длине: от двух до более чем десяти тактов. [ 1 ] а части, которыми обмениваются, иногда являются вложенными (т. е. между двумя частями внутри более крупного раздела происходит краткий голосовой обмен, который впоследствии повторяется с использованием голосового обмена). [ 9 ] Сложные модели голосового обмена в таких произведениях, как «Седерунт», доказывают, что Перотин сочинил их целиком, а не путем последовательного добавления голосов. [ 8 ]
В 13 веке прием использовался английскими композиторами вустерской школы как структурный прием. [ 2 ] В жанре rondellus , описанном теоретиком Уолтером Одингтоном (ок. 1300), центральная часть произведения целиком основывалась на голосовом обмене. Обычно, но не всегда, текст меняется вместе с мелодией. [ 10 ] Он также появляется в нижних частях ( pes ) « Sumer Is Icumen In », тогда как верхние части всегда включают новую мелодическую фразу вместо настоящего голосового обмена. [ 11 ]
Голосовой обмен постепенно вымер после 1300 г. из-за постепенного разделения голосовых диапазонов и расширения объема композиции . [ 4 ] Однако иногда он появлялся ограниченно в простой полифонии пятнадцатого и шестнадцатого веков и был, например, распространен в верхних частях в стиле барокко трио-сонат . [ 2 ]
Использование в теории Шенкера
[ редактировать ]Обмен голосами также используется в шенкеровском анализе для обозначения обмена классами высоты звука , включающего два голоса в регистрах, один из которых обычно является басом. В этом смысле это общая вторичная структурная особенность, встречающаяся в музыке самых разных композиторов. [ 12 ] В анализе это представлено двумя пересекающимися линиями с двойными стрелками, обозначающими обмен шагами. Обычный обмен такого типа включает в себя последовательность терций с использованием проходящего тона, обмен, обозначенный последовательностью интервалов 10-8-6 (если это с басом, третий аккорд является первой инверсией первого). По сути, это продолжение терции (обычно как часть триады), сохранение гармонии во времени. [ 13 ] Другой тип обмена имеет последовательность интервалов 10-10-6-6 (или 6-6-10-10) и включает обмен парой нот между частями. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дональд Дж. Граут и Клод Палиска, История западной музыки , 5-е изд., Нью-Йорк: Нортон, 1996, 86.
- ^ Jump up to: а б с Вилли Апель , Гарвардский музыкальный словарь , Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1972, стр. 920.
- ^ Jump up to: а б Звоните, 919.
- ^ Jump up to: а б с Эрнест Х. Сандерс, «Обмен голосами», в словаре музыки и музыкантов New Grove , Стейли Сэди, изд., том. 20. Лондон: Макмиллан, 1980, 65–66.
- ^ JSTOR (1929). Музыкальные времена и проспект класса пения , Том 70, стр. Новелло.
- ^ Jump up to: а б Ричард Хоппин, Средневековая музыка , Нью-Йорк: Нортон, 1978, 205.
- ^ Хоппин, 505.
- ^ Jump up to: а б Хоппин, 241.
- ^ Клод Палиска, изд. Нортон Антология западной музыки , том. 1, 3-е изд. Нью-Йорк: Нортон, 1996, с. 69-70.
- ^ Граут и Палиска, 132.
- ^ Хоппин, 346.
- ^ Аллен Форте и Стивен Э. Гилберт, Введение в шенкеровский анализ , Нью-Йорк: Нортон, 1982, 110.
- ^ Форте и Гилберт, 111.
- ^ Форте и Гилберт, 113.