Контрапункт (Шенкер)
Контрапункт ( Kontrapunkt в оригинальном немецком языке ) — второй том Генриха Шенкера «Новых музыкальных теорий и фантазий» (первый — «Гармония» , третий — « Свободная композиция» ). Он разделен на две «Книги», первая издана в 1910 году, а вторая — в 1922 году.
Предметом работы является видовой контрапункт . Книга I посвящена построению cantus Firmus и правилам двухголосного контрапункта, также называемого «строгим контрапунктом»; Во второй книге рассматриваются случаи трех- и четырехголосного контрапункта. Таким образом, Шенкер следует модели Фукса , представляя все виды по очереди, прежде чем добавлять дополнительные голоса.
Принципы
[ редактировать ]Принципы строгого контрапункта составляют одну из основных составляющих музыкальной теории Шенкера (см. Шенкеровский анализ ). Для Шенкера изучение контрапункта — это изучение голосового ведения ; в частности, контрапунктическая теория отделена и независима от гармонической теории, которая занимается шагами шкалы (см. Гармония ). В «свободной композиции» (термин Шенкера для обозначения реальной музыки в отличие от теоретических упражнений) оба этих двух вида явлений взаимодействуют вместе с принципом повторения . Таким образом, Шенкер рассматривает правила строгого контрапункта как базовые структуры, лежащие в основе сложных голосовых моделей свободной композиции, а не обязательно как модели, которым нужно буквально подражать на реальной музыкальной поверхности. В «Контрапункте » Шенкер цитирует примеры из музыкальной литературы, чтобы продемонстрировать самые разнообразные способы применения принципов строгого контрапункта в свободной композиции.
резко критикует Как и в других своих работах, Шенкер в «Контрапункте» многих своих теоретических предшественников, а также педагогические методы, преобладавшие тогда (и до сих пор). В частности, он выступает против идеи (пропагандируемой Риманом и др.) о том, что целью контрапунктических занятий является приобретение навыка создания полифонических фактур в произведениях свободной композиции (например, написании инвенций и фуг ). Скорее, с точки зрения Шенкера, контрапункт («чистая теория голосового ведения») полностью отличается от «теории композиции», так же как он отличается от теории ступеней гаммы или гармонии. Интересно отметить, что, хотя многие идеи Шенкера оказали широкое влияние на современных теоретиков музыки , его взгляды на педагогику и природу контрапунктических исследований не возобладали: слово «контрапункт», используемое в большинстве университетов, и консерваторий, по-прежнему относятся к курсам, которые учат студентов имитировать музыкальные поверхности эпохи Возрождения или Барокко , а курсы «гармонии» по-прежнему связаны с упражнениями по ведению голоса.
Переводы и издания
[ редактировать ]Контрапункт , пер. Дж. Ротгеб и Дж. Тим, оригинал опубликован издательством Universal, Вена, 1910 и 1922 гг. Schirmer Books, 1987. ISBN 9780028732206
Контрапункт , переиздание. Музыкалия Пресс, 2001. ISBN 9780967809908
Ссылки
[ редактировать ]- Олдуэлл, Эдвард ; Шахтер, Карл (2003), «Гармония и голосовое лидерство» (3-е изд.), Австралия, США: Томсон / Ширмер, ISBN 0-15-506242-5 , OCLC 50654542 LCC MT50 A444 2003 г.
- Кеннан, Кент. Контрапункт: на основе практики восемнадцатого века , 4-е изд. Прентис Холл, 1999.
- Поршень, Уолтер. Гармония , 5-е изд. Марк ДеВото, преп. Нью-Йорк: WW Нортон, 1987.
- Шенкер, Генрих. Контрапункт . Джон Ротгеб и Юрген Тим, тр. Джон Ротгеб, изд. Нью-Йорк: Schirmer Books, 1987. Немецкий оригинал доступен на https://archive.org/details/neuemusikalische21sche и https://archive.org/details/neuemusikalische22sche.