О Асантеваа
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2023 г. ) |
Королева-мать О Асантеваа я Воин | |
---|---|
Имя при рождении | Нана О Асантеваа |
Рожденный | в. 1840 Бесиз , Империя Ашанти |
Умер | 17 октября 1921 г. Сейшельские острова | ( 1921-10-17 )
Верность | Империя Ашанти |
О Асантева война | Война Золотого Табурета |
Дети | Один |
Яа Асантеваа I 17 октября 1921) была матерью Эджису королевой - в Империи Ашанти в Гане. (родилась 17 октября 1840 - Ее назначил ее брат Нана Акваси Афране Окесе, Эдвесухене, или правитель Эдвесу. В 1900 году она возглавила войну Ашанти, также известную как Война Золотого табурета или Война за независимость Яа Асантеваа, против Британской империи . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Яа Асантеваа родилась в 1840 году в Бесеасе , в семье Кваку Ампомы и Ата По. Ее брат, Афран Панин, стал главой Эдвесо , соседней общины. Проведя детство без происшествий, она выращивала урожай на земле вокруг Боанкры . Она вступила в полигамный брак с мужчиной из Кумаси , от которого у нее родилась дочь. [ 2 ]
Асантеваа умерла в изгнании на Сейшельских островах в 1921 году. Она была успешным фермером и матерью. Она была интеллектуалкой, политиком, правозащитницей, королевой и военным лидером. Яа Асантеваа прославился тем, что командовал королями Ашанти в Войне Золотого Табурета против британского колониального правления, чтобы защитить суверенную независимость Золотого Табурета. [ 3 ]
Прелюдия к восстанию
[ редактировать ]Старший брат Яа Асантеваа, Нана Акваси Афране Окпасе, занимал влиятельное положение в империи и выбрал Асантеваа королевой-матерью. Это была престижная должность [ нужна ссылка ] поскольку она отвечает за защиту золотого стула, консультирование короля Ашанти и выбор кандидатов на пост следующего короля. Во время правления своего брата Яа Асантеваа стала свидетелем того, как Конфедерация Ашанти пережила ряд событий, которые угрожали ее будущему, включая гражданскую войну с 1883 по 1888 год. [ 4 ] Когда в 1894 году умер ее брат, Яа Асантеваа воспользовалась своим правом королевы-матери, чтобы назначить своего внука. [ 5 ] как Эджисухэне. Когда британцы сослали его на Сейшельские острова в 1896 году вместе с королем Асанте Премпе I и другими членами правительства Асанте, Яа Асантеваа стал регентом округа Эджису-Хуабен. После изгнания Премпе I британский генерал-губернатор Золотого Берега потребовал Фредерик Ходжсон Золотую табуретку , символ нации Асанте. [ 2 ] Эта просьба привела к тайной встрече оставшихся членов правительства Асанте в Кумаси, чтобы обсудить, как обеспечить возвращение их короля. Среди присутствующих возникли разногласия по поводу того, как это сделать. Яа Асантеваа, присутствовавший на этом собрании, встал и обратился к членам совета со следующими словами:
Как может такой гордый и храбрый народ, как Асанте, сидеть сложа руки и смотреть, как белые люди забрали их короля и вождей и унизили их требованием Золотого табурета. Золотой табурет означает только деньги для белых; они искали и раскапывали его повсюду. Я не заплачу ни одного предвана губернатору . Если вы, вожди Асанте, собираетесь вести себя как трусы и не сражаться, вам следует сменить свои набедренные повязки на мое нижнее белье ( Montu mo danta mma me na monnye me tam ). [ 6 ]
Чтобы подчеркнуть свою решимость пойти на войну, Яа Асантеваа схватила пистолет и произвела выстрел на глазах у мужчин. [ 6 ]
Яа Асантеваа был выбран рядом региональных королей Асанте в качестве военного лидера боевых сил Асанте. Это первый и единственный пример того, как женщине была отведена такая роль в истории Асанте. [ 7 ] Яа Асантеваа вдохновила и сплотила свой народ для борьбы с британцами. Традиционная армия Ашанти была возрождена благодаря ее страсти противостоять колонизации. [ нужна ссылка ] Она поставила под сомнение реакцию лидера-мужчины на британскую колонизацию. Яа Асантеваа бросила вызов гендерным ролям и призвала женщин встать на борьбу. Ашанти-британская война Золотого стула , также известная как «Война Яа Асантеваа». [ 8 ] - возглавляла королева-мать Нана Яа Асантеваа с армией в 5000 человек. [ 9 ]
Восстание и его последствия
[ редактировать ]
Начиная с марта 1900 года восстание осадило форт Кумаси, где британцы искали убежища. Форт до сих пор является фортом Кумаси и военным музеем. Через несколько месяцев губернатор Голд-Коста в конце концов направил отряд численностью 1400 человек для подавления восстания. В ходе боев королева Яа Асантеваа и пятнадцать ее ближайших советников были взяты в плен и тоже отправлены в ссылку на Сейшельские острова. [ 10 ] Восстание стало последней войной в серии войн между Англо-Асанте , продолжавшейся на протяжении всего XIX века. Было убито более 2000 воинов ашанти и 1000 британских солдат. Это было самое большое число погибших в англо-асантийских войнах, продолжавшееся 6 месяцев. 1 января 1902 года британцы окончательно аннексировали территорию, которую Империя Асанте контролировала почти столетие, и Асанте стал протекторатом британской короны. [ 11 ]
Арнольд Фредрик Ходжсон потребовал, чтобы империя Ашанти принесла в жертву свой древний «золотой табурет» после капитуляции. Золотой табурет является почитаемым символом души народа Ашанти с 17 века. Табурет имеет высоту 18 дюймов и ширину 12 дюймов. На нем никогда нельзя сидеть, вместо этого его ставят рядом с троном короля Ашанте. Несмотря на то, что британцы разгромили армию Ашанти, золотой табурет так и не был перевернут. Поддельный золотой табурет был доставлен британскому губернатору, а символ свободы страны, древний золотой табурет, был надежно спрятан. В 1920 году группа африканских строителей железных дорог обнаружила спрятанную золотую табуретку и разрушила ее. Они были осуждены и приговорены к смертной казни Ашанти. Британские власти изгнали преступников из колонии Золотого Берега, прежде чем они были убиты. Британские колонисты согласились не связываться с золотым табуретом после того, как осознали значение объекта. Золотой табурет до сих пор используется для инициации и коронации асантехене (правителя Ашанти). [ нужна ссылка ]
Нана Яа Асантеваа умерла в изгнании на Сейшельских островах 17 октября 1921 года. Через три года после ее смерти, 17 декабря 1924 года, Королю Премпе I и другим оставшимся членам изгнанного двора Асанте было разрешено вернуться в Асанте. Король Премпе I позаботился о том, чтобы останки Наны Асантеваа и других изгнанных Асанте были возвращены для надлежащего королевского захоронения. [ 12 ] Мечта королевы Асантеваа о независимости Асанте от колониального правления осуществилась 6 марта 1957 года, когда протекторат Асанте получил независимость в составе Ганы . Гана была первой африканской страной в Западной Африке, добившейся такого успеха. [ 13 ]
Социальные роли женщин Асанте
[ редактировать ]Нана Яа Асантеваа понимала последствия британского колониального правления. Сегодня жители Ганы воспринимают ее как королеву-мать, которая проявила свое политическое и социальное уважение, чтобы помочь защитить свое королевство. Роль, которую она сыграла в оказании влияния на мужчин ашанти в борьбе с британцами, по-видимому, зависит от ее матриархального статуса. [ 14 ] Народ ашанти организован по материнской линии: женщины произошли от общего предка женского пола. Ашанти верят, что кровь человека исходит от матери, а дух - от отца. Королева-мать часто была сестрой вождя и руководила родственными отношениями. Статус Яа Асантеваа и воинственный дух руководят народом Ашанти в нестабильное время. Призыв Нана Яа Асантеваа к женщинам Империи Асанте основан на политических обязательствах женщин Акан и их соответствующей роли в законодательных и судебных процессах. Иерархия мужских стульев у народа акан дополнялась женскими аналогами. Внутри деревни старейшины, которые были главами матрилиней ( мпаньимфо ), составляли сельский совет, известный как Одекуро . Женщины, известные как мпаньинфо и называемые аберева или обаа паньин , отвечали за заботу о женских делах. В каждом одекуро оба паньин действовал как ответственное лицо за дела женщин деревни и был членом деревенского совета. [ 15 ]
У главы подразделения, Оэне , и главы автономного политического сообщества, Аманхене , были свои коллеги-женщины, известные как Охемаа : женщина-правительница, которая заседала в их советах. Охемаа . и Охэне были одной и той же могья , крови или локализованной материнской линии Обладательница женского стула в штате Кумаси, Асантехемаа , объединенная Асанте, поскольку ее коллега-мужчина была по должности в Асантене, была членом Совета Котоко, исполнительного комитета или Кабинета Асантемана Нхьяму , Генеральной ассамблеи штата Кумаси. Правители Асанте. Женщины-оккупанты участвовали не только в судебных и законодательных процессах, но также в развязывании и прекращении войны и распределении земли. [ 16 ]
Место в истории и культурном наследии
[ редактировать ]Яа Асантеваа остается очень любимой фигурой в истории Асанте и истории Ганы в целом за ее роль в противостоянии колониализму британскому . Она увековечена в песне следующим образом:
- Ку ку хин ку
- О, Асантеваа!
- Ты уйдешь
- Он стоит у устья апремо ээ!
- Путь остановить
- И Вабо, мой друг
- («О Асантеваа
- Женщина, которая сражается раньше пушек
- Вы совершили великие дела
- Ты молодец)) [ 17 ]
Наследие и памятники Яа Асантеваа являются туристической достопримечательностью и источником дохода для Ганы. В 1999 году страну посетили 350 000 туристов, и Гана заработала на этом 340 миллионов долларов. В 2000 году по всей Гане отмечали столетнюю годовщину войны Яа Асантеваа. Фестиваль включал в себя открытие музея Яа Асантеваа, международную конференцию, женский съезд и панихиду по останкам Яа Асантеваа. Первая леди Ганы Нана Конаду Роулинг вместе со своими дочерьми открыла музей Яа Асантеваа, продолжая матрилинейную линию. [ нужна ссылка ]
В музее представлена традиционная архитектура ашанте и дом, в котором, возможно, жил Яа Асантеваа. Местные жители и туристы посещают памятники культуре ашанте. Эти достопримечательности, увековечивающие память о наследии Яа Асантеваа, объединяют людей со всего мира. [ нужна ссылка ] Ее наследие в Гане гордится наследием Ашанте. Последствиям британской колонизации в Гане можно противостоять, сохраняя историю Яа Асантеваа. [ нужна ссылка ]
Чтобы подчеркнуть важность поощрения большего числа женщин-лидеров в ганском обществе, средняя школа для девочек Яа Асантеваа . в 1960 году в Кумаси на средства Фонда образования Ганы была открыта [ 18 ]
В 2000 году в Гане было проведено недельное празднование столетия в знак признания достижений Яа Асантеваа. В рамках этих празднований музей. в районе Эдзису-Джуабен был посвящен ей 3 августа 2000 года в Квасо К сожалению, пожар 23 июля 2004 года уничтожил несколько исторических предметов, в том числе ее сандалии и боевое платье ( батакарикэсе ), которые можно было увидеть в фотография выше. [ 19 ] Нынешняя королева-мать Эдзису - Я Асантеваа II. Второй фестиваль Яа Асантеваа прошел 1–5 августа 2006 года в Эджису. [ 20 ]
-
Статуя О Асантеваа возле выпотрошенного пожаром музея
-
Сгоревший фасад музея Яа Асантеваа
-
Недавние призывы к строительству нового музея Я Асантеваа
Центр Яа Асантеваа расположен в Мейда-Вейл , Западный Лондон . [ 21 ] Свое название он получил в 1986 году. [ 22 ]
Айвор Агьеман-Дуа под названием « Яа Асантеваа – Изгнание короля Премпе и героизм африканской королевы» , премьера которого состоялась в Гане в [ 23 ]
, Маргарет Басби , «Королева воинов» , режиссер Джеральдин Коннор с участием главного барабанщика Кофи Ганаба [ 24 ] [ 25 ] с панафриканским составом гастролировал по Великобритании и Гане в 2001–2002 годах. [ 26 ] [ 27 ] Радиодрама того же автора также была показана в пяти сериях (13–17 октября 2003 г.). [ 28 ] на BBC Radio Four ’s Woman’s Hour , в актёрский состав входят Гленна Форстер-Джонс и Джек Клафф , режиссёр Пэм Фрейзер Соломон , музыка Наны Цибо, Кофи-Аду, Джоджо Йейтс, Асебре Куэй и Атонго Зимба . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
В альбоме британской джазовой труппы Sons of Kemet « Your Queen Is a Reptile » песни названы в честь современных и исторических влиятельных чернокожих женщин. Имя Асантеваа было использовано в седьмом треке «My Queen is Yaa Asantewaa». Яа Асантеваа — всемирно признанная историческая личность, которая сегодня ценит права и свободы женщин. В Германии ее именем названа премия в честь сильных женщин африканского происхождения.
Фестиваль
[ редактировать ]Подробнее см. Асантеваа. Фестиваль
Библиография
[ редактировать ]- Джефферсон, AW (2016). Колония Голд-Кост. В «Фактах в файле» (ред.), Всемирная история: полный справочный набор. Факты в файле. Получено 2 ноября 2023 г. из [1] . [ 32 ]
- Боахен А.А. и Боахен А. (2004). Гана (Республика): Колонизация и сопротивление, 1875–1901 гг. В К. Шиллингтоне (ред.), Энциклопедии африканской истории. Рутледж. Получено 2 ноября 2023 г. из [2] . [ 33 ]
- Харви, Брокстон, «Технологическое сопротивление: военный ответ Западной Африки европейскому империализму, 1870–1914». Диссертация, Государственный университет Джорджии , 2020. дои : 10.57709/18560950 [ 34 ]
- Эвуси, П. (21 октября 2018 г.). Золотой табурет (17 в.–) . BlackPast.org. [3] [ 35 ]
- Уэст, Р. (8 февраля 2019 г.). О Асантеваа (середина 1800-х – 1921 гг .) BlackPast.org. [4] [ 36 ]
- Британника, Редакторы энциклопедии. «Асанте». Британская энциклопедия , 13 сентября 2023 г., [5] . По состоянию на 11 ноября 2023 г. [ 37 ]
- Дэй, Линда Р. «При чем здесь туризм?: Наследие Яа Асантева и развитие Асантемана». Африка сегодня , том. 51, нет. 1, 2004, стр. 99–113. JSTOR , [6] . По состоянию на 11 ноября 2023 г. [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аппиа, Кваме Энтони и Генри Луи Гейтс-младший (редакторы), Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта , 1999, стр. 276.
- ^ Jump up to: а б Корса, Шанталь (22 июля 2016 г.). «Иди в Асантеваа» . Опасные женщины . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Нана Яа Асантеваа» . nanayaasantewaa.de . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ «Игбохо и аллегория золотого стула Асантехене» . Кабель . 24 июля 2021 г. Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Иди в Асантеваа» . Проект «Опасные женщины» . 22 июля 2016 года . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Айду, Агнес Лиринг (1977). «Королева-мать Асанте в правительстве и политике девятнадцатого века». Журнал Исторического общества Нигерии . 9 (1) JSTOR 12. :
- ^ Бремпонг, Архин (2000). «Война сопротивления Асанте 1900 года» (PDF ) Гриот VIII – через ucalgary.ca.
- ^ Бойд, Херб (5 апреля 2018 г.). «Королева-мать Яа Асантеваа возглавила борьбу с британским колониализмом» . Нью-Йорк Амстердам Новости .
- ^ «Королева-мать Нана Яа Асантеваа из Империи Ашанти в Западной Африке » blackhistoryheroes.com . Получено 24 мая.
- ^ Берри, Л.В., Гана: страновое исследование .
- ^ Боахен, А. Множественный (2003). Королева Яа Асантеваа и Асанте-британская война 1900-1901 гг. Издательство Джеймса Карри. ISBN 978-0-85255-443-2 .
- ^ Боахен, А. Аду (2003). История королей Ашанти и всей страны и другие сочинения . Британская академия. стр. 25–. ISBN 978-0-19-726261-0 .
- ^ Бурре, FM (1960). Гана, путь к независимости, 1919–1957 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 2–. ISBN 978-0-8047-0400-7 .
- ^ Карен, МакГи (2015). «Влияние матриархальных традиций на продвижение женщин ашанти в Гане» .
- ^ Архин, Кваме (2001). Преобразования в традиционном правлении в Гане: 1951–1996 гг . Седко. ISBN 978-9964-72-173-2 .
- ^ Архин, Кваме, «Политическая и военная роль женщин Акан», в книге Кристин Оппонг (редактор), «Женщины и мужчины в Западной Африке », Лондон: Аллен и Анвин, 1983.
- ^ «Яа Асантеваа» , в Оксфордской энциклопедии женщин в мировой истории , 2008, цитирует Архина, стр. 97.
- ^ «Старшая средняя школа Яа Асантеваа» . Эвейо. Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Огненные кишки в музее Асантеваа» , GhanaWeb, 25 июля.
- ^ Общественная повестка дня (16 января 2006 г.).
- ^ Веб-сайт Карнавальной деревни.
- ^ Диксон, Кэрол, «В центре внимания: апрель – май 2002 г. Центр искусств и сообщества Яа Асантеваа». Архивировано 8 января 2014 г. в Wayback Machine , Casbah Project.
- ↑ Дадсон, Паджон, «Гана: Яа Асантеваа приземлилась» , AllAfrica, 18 мая 2001 г.
- ↑ Уилмер, Вэл , «Некролог Кофи Ганабы» , The Guardian , 7 февраля 2009 г.
- ^ Боатенг, Осей, «1000-летие Асантеваа: 1000-летие Асантеваа...» , New African , 1 апреля 2001 г. Бесплатная библиотека.
- ↑ Басби, Маргарет , «Некролог Джеральдин Коннор» , The Guardian , 31 октября 2011 г.
- ↑ Дуоду, Кэмерон , «Яя Асантеваа — королева-воин» , New African , 1 июня 2001 г. Бесплатная библиотека.
- ^ "Yaa Asantewaa". Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , RadioListings.
- ^ «Месяц черной истории: О Асантеваа | BBC Radio Радио Таймс | Индекс программы . 11 октября 2003 г.
- ^ Рекламная заметка BBC Radio 4 , Название: Маргарет Басби «ТЫ ОДИН».
- ^ «Брифинг: О Асантеваа» , The Herald , 13 октября.
- ^ «Колония Золотого Берега» . search.credoreference.com . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ «Гана (Республика): колонизация и сопротивление» . search.credoreference.com . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ Харви, Брокстон (2020). «Технологическое сопротивление: военный ответ Западной Африки европейскому империализму, 1870–1914» . Государственный университет Джорджии . дои : 10.57709/18560950 .
- ^ Эвуси, Филип (21 октября 2018 г.). «Золотой табурет (17 в.–)» . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ Уэст, Рэйчел (8 февраля 2019 г.). «О, Асантева (середина 1800–1921 гг.) » Получено 14 декабря.
- ^ «Асанте | История, культура и язык | Британика» . www.britanica.com . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ Дэй, Линда Роуз (2004). «При чем здесь туризм?: Наследие и развитие Яа Асантева в Асантемане». Африка сегодня . 51 (1): 99–113. дои : 10.1353/at.2004.0060 . ISSN 1527-1978 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Айвор Агьеман-Дуа, Героизм африканской королевы , Аккра, Гана: Центр интеллектуального обновления,
- Нана Архин Бремпонг ( Кваме Архин ), «Роль Наны Яа Асантеваа в войне сопротивления Асанте 1900 года», Ghana Studies 3, 2000, стр. 97–110.
- рождение 1840-х годов
- 1921 смертей
- Африканские женщины на войне
- Ганская королевская семья
- Африканские королевы-матери
- Женщины на войне 1900–1945 гг.
- Активисты независимости Ашанти
- Женщины-монархи 20-го века
- Смерти на Сейшельских островах
- Королевская семья Ашанти
- Люди из Эджису
- Люди из региона Ашанти