Церковь Святого Мартина в Стене
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2015 г. ) |
Церковь Святого Мартина в Стене | |
---|---|
Церковь Святого Мартина в Стене | |
![]() | |
![]() | |
Расположение | Прага |
Страна | Чешская Республика |
Номинал | лютеранин |
Предыдущий номинал | Католическая церковь |
Ассоциации | Евангелическая церковь чешских братьев |
Веб-сайт | Мартинвезди |
История | |
Статус | Приходская церковь |
Преданность | Мартин Турский |
Архитектура | |
Функциональное состояние | активный |
Обозначение наследия | Национальный культурный памятник Чехии |
Стиль | Готика |
Новаторский | 1178 |
Завершенный | 1488 |




Церковь Святого Мартина в Стене ( чеш . svatého Martina ve zdi ) — готическая церковь с романской атмосферой, расположенная в Старом городе Праги Kostel , Чехия . Он был построен между 1178 и 1187 годами в деревне Уезд, впоследствии известной как Уезд у святого Мартина. [ 1 ] Южная стена церкви была построена вплотную к стенам Старого города, отсюда и полное название церкви «в стене». Церковь принадлежит Евангелической церкви чешских братьев .
Строительство
[ редактировать ]Романская структура
[ редактировать ]
Поселение, где была построена церковь, до 1178 года называлось Уезд, а после 1187 года — Уезд у святого Мартина. [ 1 ] поэтому считается, что церковь была построена в те годы, когда поселение принадлежало герцогу. Поселение было подарком Вышеградскому капитулу II чешским князем Собеславом . Во время строительства стен Старого города в 1230-х годах Уезд был разделен на две части; большая часть осталась в более позднем Новом городе, а меньшая часть с церковью стала частью Старого города. [ 1 ] [ 2 ] Южная сторона была соединена со стеной, поэтому церковь стала называться «в стене». [ 2 ] [ 1 ] По соседству были также городские ворота под названием Ворота Святого Мартина. [ 2 ]
Церковь Святого Мартина стала предметом научных исследований после обнаружения ее романского фундамента во время реконструкции, проведенной Камилем Гильбертом в начале 20 века. В 1905 г. было опубликовано обширное исследование Дж. Тейге. Были предприняты значительные попытки восстановить его первоначальный вид. Ученые Войтех Бирнбаум и Иржи Чарек предложили две башни на восточной стороне, а Менцл вместо этого предложил пару внутренних галерей в юго-восточном и северо-восточном углах с доступом через две лестницы в толще стены и одиночный шпиль в западной части. нефа, и эта последняя теория получила широкое признание.
Доброслав Либал отверг идею западного шпиля; он указал, что колонны внутренней галереи слишком слабы. Зденек Драгун обнаружил кирпичную кладку юго-восточной стороны. План восточной части церкви был очень неправильным. Эта форма раннесредневековой церкви существенно отличалась от продукции того периода.
Первоначальный фундамент однонефной церкви был практически идентичен сегодняшнему главному нефу с сегодняшней формой и рядом романских архитектурных элементов. [ 1 ] Интерьер романской церкви, вероятно, был украшен фресками . Церковь была перекрыта двумя полями крестовых сводов .
Готическая реконструкция
[ редактировать ]Готические модификации были сделаны во время правления Карла IV после 1350 года. [ 2 ] Храм был построен в 1358 году, а уровень пола был повышен. Неф был расширен новым пресвитерием с парой окон в передней стене. Он был покрыт особым сетчатым сводом, называемым прыжковым сводом . Его ребра заканчивались на кронштейнах , а все пространство было перекрыто вальмовой крышей. Южная стена была прорвана новыми остроконечными окнами (однако их нынешняя форма является результатом реконструкции Гильберта).
Неф был увеличен и покрыт новым сводом. [ 1 ] В юго-западном углу была построена призматическая стена. [ 2 ] Свод неправильной формы и шпиль сбоку от церкви были завершены до 1358 года. В 1360-х годах пресвитерий был перекрыт ребристым сводом , который считается одним из старейших подобных сводов в стране. [ 1 ] Его ребра растут из пирамидальных консолей с маскаронами, на вершинных камнях (соединяющихся частях) расположены розы и звезда. [ 1 ] По периметру галереи проходит карниз под окном. Снос стен городского укрепления рядом с церковью был необходим для расширения здания на восток.
В 1414 году пастор церкви Святого Мартина Якоб Мис , сторонник и соратник Яна Гуса , причастил оба вида . впервые в Богемии [ 1 ] В 1433 году в церкви Св. Мартина состоялось гуситское собрание. Поскольку это была утраквистская церковь, она не была разрушена во время гуситских войн .
Свой нынешний план церковь приобрела во время перестройки поздней готики. [ 2 ] Восстановление было завершено в 1488 году. [ 2 ] благодаря финансированию гражданина Викторина Голца, [ 1 ] или Холас. Он установил мост от своего дома к трибуне церкви. В этот период были построены и боковые нефы – северный с тремя пролетами и южный с двумя пролетами крестово-ребристых сводов. Церковь приобрела сегодняшний план. Портал главного нефа в галерею северного нефа также выполнен в стиле поздней готики.
В 1595 году был начат сбор на ремонт церкви, который был осуществлен в 1600 году. Затем была построена новая крыша и кладбищенская ограда, а также построен склеп, затем церковь оштукатурена и расписана мастером Яном Когоутеком. Художник Якуб Сланский завершил роспись над кафедрой текст Базельских договоров , а Петр Смолик написал на стенах . В 1611 году на южной стороне была построена часовня Святого Роха. В 1678 году пожар уничтожил район Сен-Мартен. [ 2 ] а верхняя часть шпиля была перестроена после пожара. [ 2 ] В нижней части он был снабжен уступом. Церковь получила новую крышу, часовня Св. Элигия получила балочный потолок под молельней, который сохранился до сих пор.
Модификации в стиле барокко
[ редактировать ]аркады между С северной стороны, выходящей на улицу, в 1779 году был построен портал в стиле барокко. Со временем нефами были оштукатурены. Вскоре после этого, в 1784 году, церковь была закрыта императорским указом императора Иосифа II и продана на аукционе 29 августа 1785 года. Она стала жилым домом и была разделена на два этажа, на нижнем располагались магазины. [ 2 ] Именно так церковь была изображена в «Модели Праги» Лангвейла .
Реконструкция в 20 веке
[ редактировать ]В 1904 году костел был куплен городом Прагой , а в 1905 году Камиль Гильберт начал его реконструкцию. В ходе реконструкции была снята часовня на южной стороне башни и изменена кровля башни. В 1909 году памятная доска Йозефа Маржатки из семьи Броковых, Яна и его сыновей Михаила и Фердинанда на северной стене пресвитерия была установлена , похороненных в церкви. После Первой мировой войны костел был передан Евангелической церкви чешских братьев, которая проводила капитальный ремонт.
Здание сегодня
[ редактировать ]
Церковь имеет псевдобазилический план с тремя нефами. Он имеет квадратный алтарь и башню в юго-западном углу. Земля довольно неровная из-за частых изменений.
Главный неф
[ редактировать ]Неф перекрыт двускатной крышей , над пресвитерием – шатровой , а над фасадным щитом – килем. Прямоугольный неф перекрыт двумя почти квадратными полями крестового свода с межсводным ребром. Центральная консоль в северной стене заменена полуцилиндрической консолью, под которой находится плоская пилястра. Западное поле в ширину хорового органа изогнуто остроконечным сводом с поясом. На своде герб с чешским львом. Северная стена главного нефа с триумфальной аркой на высоком остроконечном своде открывается в примыкающую к ней часовню Св. Элигия. Две полукруглые главы бывшего романского свода были обнаружены Гильбертом на стене главного нефа; в восточной голове — прямоугольное отверстие. Оригинальный седельный портал с перекрестком ведет с северной стороны органного чердака. Южная стена главного нефа разбита на боковой неф двумя полукруглыми аркадами на массивных квадратных скошенных блочных столбах. Орган-чердак (хор) сводчатый с одним полем перекрестных сводов. Перила полностью обнесены стенами и укреплены пятиугольными столбами. Под органом был обнаружен нижний хор. Уровень романского пола проходит здесь примерно на 2 фута ниже.
Северный боковой неф
[ редактировать ]Над северным боковым нефом имеются три шатра . Северный неф имеет одноосную западную стену, на первом этаже - неоготический портал с инициалами Камиля Гильберта, датированный 1906 годом. Боковой северный фасад без контрфорсов и имеет четырехосную симметрию. Готический портал с профилированной облицовкой работы Гильберта дополнен эдикулой, обрамляющей овальный картуш в щите, он происходит от барочного портала конца 17 века. Патрон украшен барочной картиной Святого Мартина верхом на коне. Северный неф включает молельню со звездным сводом в восточной части этажа, завершенную круглым засовом с рыцарским знаком. Угловые консоли имеют форму масок. Часовня Св. Элигиуса под молельней украшена расписным потолком в стиле барокко с орнаментальными, фигурными и анималистическими мотивами. Остальная часть бокового нефа увенчана крестообразно с межсводчатыми ребрами также на круглых болтах. Рядом со стеной северного нефа находится ренессансное надгробие Милоты из Дражице.
Южный боковой неф
[ редактировать ]Южное крыло имеет два поля крестового свода, которые разделены паспортом. Клиновидные одножелобчатые ребра пересекают круглые болты. Кронштейны имеют пирамидальную форму. Они декорированы в натуралистическом стиле растительными листьями. На западной стене у шпиля ниже уровня нынешнего этажа расположен остроконечный готический портал , возвышающийся над готическим примерно на 65 см. Кроме того, есть неоготический вход на лестницу на шпиль, построенный в основном из каменоломного камня. Он имеет цокольный этаж и цилиндрический свод . Наверх ведет романская лестница в толще стены.
Неф южной стороны имеет боковой устой на углу и еще два на южной стене. Два разбитых окна с восстановленным узором ведут в неф с восточной стороны и одно с восточной. Справа у верхней части восточного устоя находится прямоугольная пластина с рельефом шлема с крыльями и фанфрнохами (чешскими народными барабанами). Шпиль соединен с боковой стеной нефа. Скарпа с кирпичными стенами по бокам укрепляет угол. Северная и южная стороны шпиля прорезаны большим полукруглым окном в стиле барокко. Шпиль завершается треугольными фронтонами в стиле ренессанс.
Пресвитерия
[ редактировать ]Пресвитерий имеет квадратный план. Он прямоугольной формы, по углам установлены боковые стойки. С южной стороны он украшен каменной совой, северной — человеческими фигурами в форме горгулий . Пресвитерий имеет сетчатый свод. Ребра имеют тонкий грушевидный профиль. На своде находится герб, написанный Яном Когоутеком.
Достопримечательности
[ редактировать ]О церковной горгулье в виде маленького мальчика рассказывают легенду. Согласно легенде, вдова, жившая недалеко от церкви, однажды пришла домой с работы и обнаружила толпу людей, уставившихся на крышу церкви, где по священному зданию бегал ее непослушный сын. В гневе она закричала «Ты, злодей, окаменей за этот грех!», после чего ее проклятие сбылось, и мальчик превратился в камень с высунутым языком, даже не успев встать. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Святой Мартин в Стенной церкви в Праге» . Пражский опыт . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Нибауэрова, Люси. «Церковь Св. Мартина в Стене – место нескольких редкостей» . Городская линия Праги . Проверено 22 апреля 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пей из всего этого: церковь Св. Мартин в стене и вера в него. Подготовка издания «Микулаш Выметал». 1-е изд. Бенешов: Эман, 2014. ISBN 978-80-86211-99-2 .
- ТЕЙГЕ, Джозеф. Церковь Св. Мартин Ветши на стене Старого города Праги. Прага: Королевская столица, 1905 год. Доступно онлайн.
- КОШНАРЖ, Юлиус. Слухи и легенды Старой Праги. Прага: Винцентинум, 1933. – глава Окаменелый мальчик на крыше церкви Св. Мартин в стене, с. 96–97.
- ВЛЦЕК, Павел. Художественные памятники Праги – Старый город, Йозефов. Прага: Академия, 1996.
- ЛИБАЛ Доброслав. Старый город Праги – архитектурное и градостроительное развитие. Прага: Лидове новины, 1996.
- МЕРХАУТОВА, Анежка. Раннесредневековая архитектура Чехии. Прага: Академия, 1971.
- ЧАРЕК, Иржи. Церковь Святого Мартина в Стене. Прага: Департамент изящных искусств, 1940.
- КАЛИНА, Павел. Прага 1310–1419 гг. Главы о Высокой готике. Прага: Либри, 2004.
- ОРГАНИСТ, ЛЕТО. Развитие строительства церкви Св. Мартина в стене Старого города Праги до догуситской эпохи. Прага: Archaelogica Pragensia, 1984.