Балыклыгёль

Балыклыгёль (или Бассейн Авраама , озеро Халил-Ур Рахман ) — это бассейн на юго-западе центра города Шанлыурфа , Турция, известный в еврейских и исламских легендах как место, где Нимрод бросил Авраама в огонь. Балыклыгёль и соседние бассейны Айнзелиха являются одними из самых посещаемых мест в Шанлыурфе.
История
[ редактировать ]Балыклыгёль, по-видимому, был почитаемым местом задолго до времен Авраама, поскольку там была найдена статуя, относящаяся к периоду докерамического неолита (примерно 8000 г. до н. э.). [ 1 ] Как и сам город Урфа , последующая история этого места неизвестна до эллинистического периода , когда город был завоеван македонскими войсками под предводительством Александра Великого и был переименован в Эдессу генералом Селевком I. В эллинистический период Эдесса была одним из святых мест сирийской богини Атаргатис , центры которой также имели видные центры по всей Сирии и Леванту в таких местах, как Иераполис и Ашкелон . В этих местах пруды с рыбой также считались священными местами, и людям запрещалось их есть. [ 2 ] Хотя сам Лукиан прямо не упоминает Эдессу как священное место Атаргатиса, это вполне правдоподобное предположение, учитывая широкое распространение священных водоемов по всему региону.
В период поздней античности это место было связано с историей Авраама и его противостояния с Нимродом . Первоначально эта связь восходит к еврейской Агаде первого века нашей эры, написанной Псевдо-Филоном , в которой обрисован основной план истории, которая в конечном итоге будет иметь такое большое значение, где Нимрод, возмущенный отказом Авраама от его поклонения идолам и строительства Вавилонская башня попыталась сжечь патриарха заживо, но тот чудесным образом спасся из пламени. [ 3 ] Эта история позже появится в раввинской литературе, такой как Книга Бытия Раба . Из-за сходства еврейского слова 'or («пламя, огонь») и города Ур заявление «Я Господь, который вывел вас из Ура Халдейского [букв: Ур Касдим]». , более поздние комментаторы увидели в книге Бытия 15:7 как отсылка к этому противостоянию. [ 4 ] Даже среди ученых, которые идентифицировали Ур Халдейский как место, а не как событие, многие все еще стремились связать его с конфликтом между Авраамом и Нимродом. В то время как одним из предложенных мест был древний город Ур на юге Месопотамии, другим была Урфа, и этому последнему месту отдавалось предпочтение в большинстве древних традиций. [ 5 ] Еще в восемнадцатом веке местное еврейское население утверждало, что Урфа была местом противостояния между Авраамом и Нимродом. [ 6 ]
Хотя большинство еврейских, а затем христианских и мусульманских комментаторов считали Урфу местом рождения Авраама, это не обязательно означало, что существовала явная связь с Нимродом. Например, когда в конце четвертого века нашей эры христианская паломница Эгерия посетила город, она, в частности, отметила, что «там были фонтаны, полные рыбы, какой я никогда раньше не видела, такого большого размера, такого яркого цвета и такого хорошего вкуса, ». [ 7 ] Однако в своем подробном описании бассейна вместо Авраама и Нимрода она связала это место с более поздней историей короля Абгара V Осроена , который предположительно был одним из первых монархов , принявших христианство. По словам Эгерии, местный епископ утверждал, что бассейн был создан, когда город был осаждён персами, которые перенаправили городскую воду в свой лагерь. Однако, как только они это сделали, «источники, которые вы видите на этом месте, тотчас же прорвались по велению Бога, и по милости Божией они остаются здесь с того дня и до сего дня». [ 8 ] Тогда для некоторых ранних христиан купель действительно имела чудесное происхождение, но не имела отношения к Аврааму.
Исламская мифология
[ редактировать ]В Коране есть упоминание о спасении Авраама из огня после того, как он бросил вызов идолопоклонству своего отца, и хотя Нимрод явно не упоминается в этой сцене, более поздние комментаторы часто отождествляли его с неназванным оппонентом в повествовании. [ 9 ] Тем не менее, конфликт между Авраамом и Нимродом в конечном итоге стал заметной традицией в раннем исламе, хотя эта популярность могла вызвать разногласия относительно того, где произошло их противостояние. По словам Кэролайн Янссен, в средневековых арабских географических текстах есть по крайней мере четыре различных Нимрода, а несколько мест, помимо Урфы, были предложены мусульманскими учеными, в том числе Кутха в Ираке и Абаркух в Персии, где, как сообщается, все еще можно увидеть холмы пепла от пожара. . [ 10 ] Однако Урфа также стала еще одним сильным претендентом на место конфликта, и рыбный пруд также сыграл свою роль в этой истории. В этом рассказе Авраам родился в Урфе и в конце концов влюбился в дочь Нимрода, Зелиху. Возмущенный этим, Нимрод бросил Авраама в огромный огонь, но Бог чудесным образом превратил пламя в пруд с водой, а бревна — в священного карпа. Хотя этот бассейн стал известен как озеро Халил-Ур Рахман, другой близлежащий водоем, озеро Айнзелиха, как говорят, образовался слезами Зелихи после этого события и предположительно может ослепить любого, кто пьет из него. [ 11 ] С этой историей были связаны и другие места вокруг города, такие как близлежащая пещера, которая, как говорят, была местом рождения Авраама, и руины двух римских колонн на старом акрополе города, которые были интерпретированы османским путешественником семнадцатого века Эвлией. Челеби как остатки древней военной машины, построенной Нимродом для битвы с Авраамом. [ 12 ] В конце концов, на этом месте были построены мечети Халил-Рахман и Ризвание, чтобы почтить освобождение патриарха, заменив более ранние синагогу и церковь. [ 13 ]
Исламские ссылки
[ редактировать ]Несколько исламских ученых сделали заявления по поводу бассейна. нет повествования о Балыклыгеле В Коране и хадисах . Они говорили, что мифология – это народное суеверие. Исламские ученые признали, что бассейны принадлежали языческой вере. История была создана публикой на основе еврейской мифологии в период с 1900 по 1960 годы. [ 14 ]
Современный сайт
[ редактировать ]Мечеть и пещера Макам-и Ибрагим расположены к юго-востоку от бассейнов и также считаются связанными с жизнью Авраама, поскольку это пещера, где, как говорят, родился Авраам. [ 15 ] Современный Балыклыгёль остаётся популярным местом как среди верующих, так и среди туристов: каждый год бассейн посещают десятки тысяч посетителей. Как и предыдущие приверженцы Атаргатиса, карпы до сих пор считаются священными, и людям не разрешается их ловить или есть. Однако, в качестве интересного поворота из рассказа Эгерии об превосходном вкусе карпа, Элиф Батуман рассказывает местную легенду, которая утверждает, что любой, кто съест карпа, ослепнет, и эта судьба сама по себе очень похожа на традиции, связанные с озером Айнзелиха и слезами. из Зелихи. [ 16 ] Вместо этого посетителям рекомендуется кормить рыб, так как это их основной источник пищи, учитывая отсутствие подходящей добычи в самом бассейне. [ 17 ] Даже сейчас популярность Балыклыгёля во многом зависит от библейского прошлого, которое также сохраняет некоторые альтернативные традиции, которые развивались вокруг него на протяжении всей его истории.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эдесса (Славная Урфа) — Ливий» .
- ^ Люциан, О сирийской богине, отредактированный и переведенный Дж. Лайтфутом (Оксфорд: Oxford University Press, 2003), 80-3.
- ↑ Карел Ван дер Торн и П.В. Ван дер Хорст, «Нимрод до и после Библии», 19.
- ^ Ван дер Тоорн и Ван дер Хорст, «Нимрод до и после Библии», 20.
- ↑ Действительно, по словам Гэри Рендсбурга, ассоциация «Ура Халдейского» с Урфой, с которой он также согласен, была мнением большинства в библейских науках до раскопок города Ура, проведенных Леонардом Вулли в 1922-34 годах. см. Гэри Рендсбург, «Ур Касдим: Где место рождения Авраама?», https://www.thetorah.com/article/ur-kasdim-where-is-abrahams-birthplace .
- ^ По словам английского путешественника Ричарда Покока, «многие ученые люди и евреи повсеместно придерживаются мнения, что это Ур Халдейский. Последние говорят, что это место называется в писании Ур-Каидин, то есть огонь Халдеи, из которого, говорят, Бог вывел Авраама; и на этом основании талмудисты утверждают, что здесь Авраам был брошен в огонь и чудесным образом спасся». См. Ричарда Покока; Юбер Франсуа Гравело; Чарльз Гринньон, Описание Востока и некоторых других стран (Лондон: напечатано для автора У. Бойером, 1743 г.), 159.
- ^ «Паломничество в Эгерию» . www.ccel.org . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 г.
- ^ «Паломничество в Эгерию» . www.ccel.org . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 г.
- ^ Кэролайн Янссен, Бабил, Город колдовства и вина: имя и слава Вавилона в средневековых арабских географических текстах, Месопотамская история и мемуары об окружающей среде II (Гент: Гентский университет, 1995), 164; Коран, перевод Н. Дж. Давуда, Penguin Classics (Лондон: Penguin, 2014), 326.
- ^ Янссен, Бабил, Город колдовства и вина, 160, 164-5.
- ^ «Балыклыгёль – Урфа, Турция – Атлас Обскура» . www.atlasobscura.com . Архивировано из оригинала 15 мая 2021 г.
- ^ Фелипе Рохас, Прошлое римской Анатолии: интерпретаторы, следы, горизонты. Издательство Кембриджского университета, 2019, 107.
- ^ «Шанлыурфа» . www.ktb.gov.tr. Архивировано из оригинала 19 октября 2021 г.
- ^ Гюндюз, Шинаси (2004). «Анатолийское язычество» .
- ^ «Балыклыгёль - Месопотамия | Месопотамия является туристическим брендом Управления регионального развития GAP» . mezopotamya.travel . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Элиф Батуман, «Святилище» , .
- ^ «Озеро Балыклыгёль» .