Альберто Заяс
Альберто Заяс | |
---|---|
Имя при рождении | Альберто Заяс Говин |
Также известен как | Эль Мелодиозо |
Рожденный | Пуэбло Нуэво, Матансас , Куба | 14 февраля 1908 г.
Умер | 1983 (74–75 лет) Гуанабакоа , Гавана , Куба |
Жанры | Гуагуанко ( кубинская румба ), конга , музыка Сантерия , музыка Абакуа , кубинский сын |
Род занятий | Музыкант, автор песен |
Инструмент(ы) | Вокал, афро-кубинская перкуссия |
Годы активности | 1922–1983 |
Этикетки | Panart , кубинский принтер пластинок |
Ранее из | Афро-кубинская группа Лулу Йонкори |
Альберто Заяс Говин [ номер 1 ] (14 февраля 1908–1983) был кубинским певцом и автором песен, играющим румбу , основателем одного из первых записанных ансамблей румбы, Grupo Afrocubano Lulú Yonkori. Его считают одним из самых важных вокалистов и композиторов гуагуанко в истории румбы. [ 2 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Альберто Заяс Говин родился в районе Пуэбло-Нуэво города Матансас 14 февраля 1908 года. [ 3 ] [ 4 ] Когда ему был год, его семья переехала в Гавану . В 14 лет он жил в районе Эль-Серро в Гаване и пел в корос-де-клаве , ансамблях-предшественниках гуагуанко . Там он получил прозвище «Эль Мелодиозо» (Мелодичный). [ 3 ] В 1925 году он переехал в Гуанабакоа , другой район Гаваны. [ 3 ] По некоторым данным, Заяс играл с несколькими ансамблями своих сыновей, такими как Sexteto Habanero и Sexteto Boloña, прежде чем сосредоточиться на румбе и других афро-кубинских жанрах. [ 4 ] [ 5 ]
Заяс стал сотрудником этномузыковеда Фернандо Ортиса , а в 1941 году он пригласил антрополога Гарольда Курландера на церемонию Абакуа в Гуанабакоа. [ 6 ] На этой встрече была получена часть 10-часового записанного материала, хранящегося в Архиве традиционной музыки ( Университет Индианы ), часть из которых была выпущена Folkways Records в 1951 году под названием «Культовая музыка Кубы» . [ 7 ]
Первым фольклорным гуагуанко, ставшим популярным благодаря записям музыкального автомата, была «El vive bien» группы Альберто Зайаса из Гуанабакоа. Эта запись и вызванный ею интерес потребителей привели к национальному продвижению Grupo Guaguancó Matancero, позже известной как Muñequitos de Matanzas .
Робин Мур, Техасский университет [ 8 ]
В 1950-е годы в его ансамбль Grupo Afrocubano Lulu Yonkori входили ведущие певцы Роберто Маза и Карлос Эмбале, бэк-вокалисты Адриано Родригес, Бьенвенидо Леон, Мерседес Ромай и Хуанита Ромай, а также перкуссионисты Хиральдо Родригес и Херардо Вальдес и другие. [ 4 ] Они записали четыре пластинки для Panart ) назвал «одними из первых аутентичных записей румбы в кубинской истории» , которые этномузыколог Айвор Миллер ( Университет Калабара . [ 9 ] Первым был Guaguancó afro-cubano (1956), в который вошел хит «El vive bien», написанный Заясом. [ 1 ] За ним последовал Эль гуагуансон (1957), авторство которого приписывают «Альфредито Зайасу и его фольклорной группе». Следующая пластинка была афро-неистовой. Tambores de Cuba (1958), а в июле 1959 года группа выпустила конга-альбом Congas y comparsas del carnaval habanero (сторона B включала записи Карлоса Барберии). [ 1 ] В 1961 году Impresora Cubana de Discos выпустила два трека ансамбля Заяса с Пачо Алонсо на вокале. [ 5 ]
Заяс продолжил свою карьеру в театральных шоу и радиопередачах, а также гастролировал за границей в качестве директора Grupo Folklórico Cubano. [ 4 ] Заяс умер в 1983 году в Гуанабакоа. [ 4 ]
Дискография
[ редактировать ]Альбом
[ редактировать ]- 1956: Афро-кубинский Гуагуанко ( Панарт )
- 1957: Гуагуансон (Панарт)
- 1958: Афро-неистовый. Барабаны Кубы (Панарт)
- 1959: Hi-Fi Cuban Drums (переиздание, Капитолий )
- 1959: Конги и труппы Гаванского карнавала (Панарт)
- 2001: Ямбу окрестностей (сборник, Tumbao Cuban Classics)
Одиночные игры
[ редактировать ]- 1955: Он живёт хорошо / Congo mulenze (Панарт)
- 1956: La chapalera / Пусть меня критикуют (Панарт)
- 1956: Повар сбежал / Тата Перико (Панарт)
- 1956: Румба на винодельне / Ямбу окрестностей (Панарт)
- 1956: Друзей у меня больше нет / Мне в колокольчик не звонят (Панарт)
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Диас Айала, Кристобаль (осень 2013 г.). «Афрокубанская группа Лулу Йонкори» (PDF) . Энциклопедическая дискография кубинской музыки 1925-1960 годов . Библиотеки Международного университета Флориды . Проверено 26 мая 2015 г.
- ^ Канделария, Корделия (2004). Энциклопедия латиноамериканской популярной культуры, Том 2 . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 715. ИСБН 9780313332111 .
- ^ Jump up to: а б с Кастильо, Андрес (1980). «Альберто Заяс, «Мелодичный» ». Бюллетень Гуанабакоа (на испанском языке). п. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и Пендрас, Хосе (15 февраля 2013 г.). «Альберто Заяс, кубинское румберо por excelencia» . Radio Cadena Habana (на испанском языке). Архивировано из оригинала 6 апреля 2015 года . Проверено 26 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Диас Айала, Кристобаль (осень 2013 г.). «Альберто Заяс» (PDF) . Энциклопедическая дискография кубинской музыки 1925-1960 годов . Библиотеки Международного университета Флориды . Проверено 26 мая 2015 г.
- ^ Курландер, Гарольд (октябрь 1944 г.). «Встреча Абаква в Гуанабакоа». Журнал истории негров . 29 (4): 461–470. дои : 10.2307/2715164 . JSTOR 2715164 . S2CID 149870090 .
- ^ Курландер, Гарольд (1941). «Куба, восточные и центральные регионы, афрокубинцы, 1940 год» . Архивы традиционной музыки . Блумингтон, Индиана: Университет Индианы .
- ^ Мур, Робин (2006). Музыка и революция: культурные изменения на социалистической Кубе . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 280. ИСБН 9780520247109 .
- ^ Миллер, Айвор (2009). Голос леопарда: африканские тайные общества и Куба . Джексон, MS: Университетское издательство Миссисипи. п. 166. ИСБН 9781934110836 .