Шримад Бхагавата, книга 3.
Шримад Бхагавата — одна из главных книг индуистской философии. Бхагавата — это преданное повествование о Верховном Существе и Его воплощениях. Третья книга Шримад Бхагаваты охватывает учение Риши Майтрейи Видуре, воплощение Вепря Вишну , проклятие слуг Вишну и учение Капилы Муни. Эта книга состоит из 33 глав. Автором «Бхагаваты» является Веда Вьяса , а исходным материалом для этого краткого изложения является перевод, представленный Свами Тапасьянандой. [ 1 ] Включены дополнительные материалы и анализ. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
О событиях, приведших к этому моменту, см. Шримад Бхагавата, Книга 2 .
Глава 1
[ редактировать ]- В конце второй книги «Бхагаваты» Раджа Парикшит просит Шуку Риши предоставить дополнительную информацию о сотворении вселенной.
- Шука Риши продолжает свое повествование Парикшиту, пересказывая разговор между Видурой ( премьер-министром Дхритараштры ) и Риши Майтрейей, в котором обсуждались аналогичные темы о сотворении вселенной.
- Приведена история Видуры , особенно случаи, когда Видура давал правильный совет, но Дхритараштра отверг его и причинил боль Пандавам, отдав предпочтение своим детям.
- Видура покидает дворец и отправляется в паломничество.
- Видура встречает Уддхаву (великого преданного и помощника Кришны) и спрашивает о благополучии Кришны и Его народа.
Глава 2
[ редактировать ]- В ответ на вопросы Видуры о Кришне Уддхава, который с детства был очень предан Кришне, заговорил с Видурой, охваченный эмоциями по отношению к Кришне.
- Уддхава очень разочарован, рассказав о Кришне, покинувшем Свою земную форму.
- Уддхава также опечален тем, что жители Двараки, родственники Кришны, относились к Кришне как к обычному человеку, а не как к воплощению Верховного Господа.
- Ядавы не осознавали, что с ними живет Верховное Существо, и продолжали просить Кришну выполнить для них мелкие поручения.
- Уддхава вспоминает деяния и славу Кришны.
- Уддхава с глубокой любовью и преданностью рассказывает первую часть истории Кришны, рассказывая о рождении Кришны и Его пребывании в Гокуле и Вриндаване.
- Даже те, кто был врагами Кришны, достигли Высшего состояния Кришны просто потому, что были убиты Кришной.
- Кришна подчинил гордыню Индры , остановив жертвоприношения Индре. Когда Индра принял ответные меры, Кришна защитил Свой народ от гнева Индры (сильного дождя и грозы), подняв гору Говардхан одной рукой, чтобы защитить их.
Глава 3
[ редактировать ]- Уддхава продолжает описание деяний и славы Кришны.
- Кришна (10-летним мальчиком) уничтожает Камсу и лучших борцов (все они были воплощением демонов)
- Семейная жизнь и дети Кришны
- Войны Кришны и Его действия по облегчению бремени Земли путем уничтожения плохих правителей, которые стали коррумпированными и эгоистичными.
Глава 4
[ редактировать ]- Уддхава описывает, как Святые люди прокляли Ядавов и как в результате Ядавы уничтожили себя.
- Кришна мог бы свести на нет проклятие, но предпочел не делать этого, поскольку это был лучший способ уничтожить Ядавов. Ядавы стали чрезмерно сильными и высокомерными из-за силы Кришны и попытались завоевать и разграбить землю после ухода Кришны.
- Уддхава не смог вынести разлуки с Кришной в конце пребывания Кришны на Земле. Уддхава следует за Кришной и видит Кришну.
- С синим цветом лица
- В совершенно мирной форме и манере поведения
- Имея 4 руки и желтую ткань.
- Кришна дает Уддхаве высшее знание о Бхагавата Дхарме (высшей преданности).
- Видура просит Уддхаву дать ему это Знание, но Уддхава говорит Видуре, что Кришна поручил Риши Майтрее передать это знание Видуре.
- Видура чувствует себя счастливым, что Кришна вспомнил о нем перед отъездом с Земли.
- Уддхава был назначен Кришной продолжить Его миссию после его ухода.
- Видура покидает Уддхаву, чтобы получить Высшее Знание от Риши Майтрейи.
- Уддхава отправляется в Бадрикашрам, где его ум сливается с Кришной в самадхи.
Глава 5
[ редактировать ]- Видура — это Яма , переродившийся на земле после того, как был проклят.
- Видура спрашивает Риши Майтрейю о преданности Всевышнему, создании вселенной и спортивных поступках Вишну.
- Люди с желаниями действуют, чтобы создать счастье и устранить несчастье. Однако их действия часто приводят к обратному эффекту.
- Риши Майтрейя начинает отвечать на вопросы Видуры.
- Любой, кто с преданностью слушает/читает о славе Нараяны, освободится от печали и страданий.
- Риши Майтрейя начинает описывать создание Вселенной.
- Первоначально присутствовал только Брахман (недвойственная сущность). Все растворилось в Нем по Его воле.
- Брахман не мог наблюдать этого, поскольку не было творения, в котором Брахман мог бы размышлять. Это потому, что видящий и видимое — две разные сущности. (Без зеркала) глаза не видят себя. По этой же логике тело и Атман должны быть разными.
- Брахман, посредством силы Майи (иллюзии, которая заставляет Дживу, являющуюся аспектом Брахмана, думать, что Он участвует в игре Природы), начал процесс Творения, в результате которого возникла первичная Вселенная.
- В дальнейшем это привело к созданию Махататтвы (великого элемента), из которого произошли все категории/элементы творения.
- Затем были созданы элементы, чувственные восприятия, органы чувств, органы действия, Я-чувства, Божества и т. д.
- Однако эти элементы существовали в несвязанном инертном состоянии.
- Все Божества прославляли Махавишну как того, кто может спасти существа от сансары (цикла рождения и смерти).
Глава 6
[ редактировать ]- Риши Майтрейя продолжает свое учение Видуре.
- Махавишну входит в категории и дает жизнь их сочетаниям. Это привело к созданию Вират Пуруши (вся вселенная, представленная как одно существо).
- Этот Вират Пуруша является первым воплощением Брахмана.
- Вират Пуруша обладает тремя способностями:
- Сознание (божественный дух)
- Действие (Прана, или дыхание жизни)
- Умение получать удовольствие от действий.
- Каждая часть (орган) Вирата имеет одно Божество, одну силу и одну функцию.
- Например, первая часть, которую нужно сформировать, — это рот.
- Божество рта — Агни.
- Сила и функция рта – речь.
- Различные части Вирата Пуруши затем становятся вселенной и составляющими ее мирами.
- Например, голова Вирата Пуруши — Небо, а стопы — земля.
- Слава Господа бесконечна. Данное описание Сотворения Вселенной – лишь бесконечно малый образец.
Глава 7
[ редактировать ]- Майя (иллюзорная сила Махавишну) — это сила, которая заставляет Дживу (которая на самом деле является Бесконечным Атманом) думать, что она является конечным телом.
- Эта иллюзия устраняется преданностью, посвящением действий Богу и познанием Истины.
- Разница между Дживой и Ишварой
- Сравнение жизни с состоянием сна
- Ишвара (Бог) находится в состоянии духовной реализации.
- Джива (индивидуальная душа) находится в состоянии материальной жизни.
- Материальный опыт, «пережитый» Дживой, не более реален для Атмана, чем состояние сна для бодрствующего человека.
- Способ преодолеть эту иллюзию — преданность Богу.
- Сравнение жизни с состоянием сна
- Вопросы Видуры
- Как создавались миры/люди
- Почему люди группируются в варны и ашрамы и каковы обязанности каждого из них?
- Каковы награды и наказания за действия
Глава 8
[ редактировать ]- Риши Майтрейя представляет другую историю происхождения Бхагаваты.
- Санкаршна (форма Вишну) преподал Бхагавату мудрецам, когда они спросили Его об этом знании.
- До сотворения Махавишну «спал» на Шеше в Причинных водах, а прото-вселенная присутствовала в растворенном состоянии и скрыто в Нем.
- Сила Времени Махавишну (согласно инструкциям Махавишну) пробудила Махавишну.
- Это привело к началу творения в форме Бутона Лотоса.
- Брахма был создан из этого Лотоса.
- Брахма пытался увидеть, откуда появился Лотос, но не смог найти его начало.
- После безуспешных поисков в Причинных водах, Брахма нашел свое начало посредством внутренней Медитации.
- Брахма видит Махавишну, отдыхающего на Шеше в Причинных водах.
- Брахма увидел улыбку Махавишну, которая приносит счастье и устраняет печаль.
Глава 9
[ редактировать ]- Брахма восхваляет Махавишну как источник и опору всей Вселенной.
- Люди по-настоящему не знают Махавишну.
- Ничего не существует, кроме Махавишну: все видимое и невидимое является лишь аспектом космической формы Махавишну.
- Все материальные объекты являются продуктами Майи.
- Чувство эго и привязанности следует уменьшать до тех пор, пока они не исчезнут. Этого можно достичь преданностью Махавишну.
- Жизнь полна страданий, которые можно смягчить и даже избежать с помощью Преданности.
- Все дела становятся намного лучше (как материально, так и духовно), когда они предлагаются Махавишну.
- Все (все существа, объекты, состояния и действия) в мире имеет конец.
- Однако подношения Махавишну будут существовать вечно, поскольку Махавишну вечен.
- Пока люди действуют неправильно, они будут уничтожены Временем (Смертью).
- Ответ Махавишну Брахме и Его благословениям
- Пока человек не разовьет Преданность Высшему, Бога невозможно осознать. Как только преданность развита, можно (быстро) осознать Бога.
- Действие без привязанности не связывает человека.
- Раджас (середина трех гун) является причиной греха, так как он имеет желание и жадность.
- Раджас участвует в создании чего-либо.
- Совершение действий, полностью посвященных Махавишну, не приводит к накоплению грехов.
- Следовательно, пока действия посвящены Махавишну, действия, работа, долг и даже разумные удовольствия не приводят к созданию грехов или рабства. Действия, посвященные Махавишну, не заманивают человека в ловушку Сансары.
- Тот, кто ежедневно читает восхваления Махавишну Брахмой, вскоре обретет милость Махавишну.
Глава 10
[ редактировать ]- Вторая часть создания Вселенной (Висарга, творение Брахмы)
- Вся Вселенная произошла из расширяющегося бутона Лотоса.
- Вся вселенная все это время находилась в скрытом состоянии, и Брахме предстояло привести ее в видимую форму.
- Сначала были созданы 3 мира
- Бху (Земля)
- Бхава (атмосфера)
- Сва (Небеса)
- Эти три мира предназначены для существ, находящихся в цикле Сансары.
- Над этими тремя существует 4 мира, созданных Брахмой.
- Они предназначены для существ, находящихся на пути к постепенному спасению.
- Это Злодейские, Тиранические, Победоносные, Жестокие.
- Время, как аспект творения, сохранения и разрушения Махавишну, безначально и бесконечно.
- 10 аспектов творчества
- Первые шесть созданы непосредственно Махавишну и являются фундаментальной структурой Вселенной.
- Махататтва – великий элемент
- Аханкара – эго (я-чувство; чувство разницы между мной и тобой)
- Танматры – тонкие аспекты пяти элементов (земля, вода, огонь, воздух, пространство)
- Органы познания (чувств) (5) и действия (конечности, ...) (5)
- Разум и главенствующие божества над органами
- Авидья – незнание духовной природы Атмана.
- Последние четыре созданы Брахмой и образуют вторичное творение.
- Растения
- Животные
- Люди
- должен
- Первые шесть созданы непосредственно Махавишну и являются фундаментальной структурой Вселенной.
- Брахма — это аспект Всевышнего, учитывая долг Творения.
Глава 11
[ редактировать ]- Природа Времени.
- Самая маленькая частица называется Параману. Его невозможно разделить, и все «остальные вещи» — это просто его комбинации.
- Тонкий аспект Времени — это сила Шри Хари управлять вселенной.
- Время, которое мы видим, — это его грубый аспект.
- Единицы времени от долей секунды до миллионов лет.
- Все следует рассматривать в терминах неприводимых единиц.
- Сурья (солнце) — еще одна форма Нараяны, как видимая форма Времени.
- Есть 4 эпохи Времени
- В порядке убывания нравственности Крита, Трета, Двапара и Кали.
- Нынешняя эпоха – Калиюга.
- В Крите Дхарма (должное поведение и долг) соблюдается полностью.
- Дхарма уменьшается с каждым веком.
- В конце каждого цикла все миры уничтожаются. Они воссоздаются в начале следующего цикла.
- Единицы Времени не имеют значения по отношению к Всевышнему, поскольку Всевышний выше любого понятия конечности.
- Вся Вселенная для Махавишну подобна бесконечно малой частице.
Глава 12
[ редактировать ]- Брахма создал 5 видов невежества.
- Незнание своей Истинной Природы как Бесконечного Атмана
- Ассоциация с понятием «Я» по отношению к телу/разуму/чувствам.
- Ненасытная жажда наслаждений
- Гнев на любые препятствия в поисках удовольствий.
- Уныние от потери удовольствий
- Брахма разочарован созданием этих источников духовного невежества и материального разрушения.
- Чтобы исправить это, Брахма создает четырех великих мудрецов – Санаку, Санандану, Санатану и Санатакумару.
- Брахма просил их заселить миры, но они отказались, так как утвердились в Атмане.
- Создание Рудры из гнева Брахмы, когда мудрецы не заселили миры.
- Рудра имеет свирепую, агрессивную форму.
- Рудра создал существ, подобных себе.
- Затем Рудра совершил тапас, чтобы создать лучших существ.
- Брахма создал больше существ, чтобы начать зарождение вселенной.
- Брахма создал Веды
- Брахма создал 4 части Дхармы.
- Обучение
- Благотворительность
- Жесткая экономия
- Чистота
- Брахма создает 4 Ашрама (состояния жизни).
- Брахмачарин (ученик, живущий с Гуру, не думающий об удовольствиях)
- Домохозяин
- Ванапрастха (первая стадия отречения)
- Санньясин (полное отречение)
- Каждый Ашрам имеет 4 подкатегории в зависимости от того, насколько хорошо он его выполняет.
- Знание имеет 4 конца
- Мокша (свобода от цикла Смерти)
- Дхарма (долг и праведность)
- Артха (богатство)
- нравится (удовольствие)
- Брахма создает язык и звук
- Брахма создает мужчину и женщину, чтобы населить мир.
- Первым человеком был Сваямбхува Ману.
- Первой женщиной была Сатарупа.
Глава 13
[ редактировать ]- Видура просит Риши Майтрею услышать больше об истории Ману.
- Слава рассказов о преданных Махавишну, поскольку они порождают преданность Махавишну.
- Брахма поручает Ману заселить Землю и защитить Дхарму и Веды.
- Работа имеет смысл и плодотворна только в том случае, если Махавишну ею доволен.
- Ману не может выполнить работу, порученную ему Брахмой, поскольку Земля погрузилась в Причинные воды.
- Брахма подумал о Махавишну, чтобы решить эту проблему, и Махавишну воплотился в виде очень маленького Вепря, который сразу же вырос до огромных размеров.
- Махавишну (Господь Яджны [жертвоприношения]) спас Землю и уничтожил Хираньякшу (очень могущественного демона).
- Риши восхваляют это Воплощение.
- Каждая часть тела воплощения Махавишну в виде вепря имеет символическое значение в Ведах/Яджнах.
- Невозможно найти предел совершенству Махавишну.
- Те, кто слушают или с преданностью рассказывают историю этого воплощения Махавишну, быстро получают милость и благословения Махавишну.