Римские стены Вероны
Римские стены Вероны | |
---|---|
Верона , Венето в Италии. | |
![]() Кирпичная кладка республиканской эпохи в окружении каменной кладки имперского периода, недалеко от Порта-Леони . | |
Информация о сайте | |
Состояние | Видимые археологические находки |
История сайта | |
Судьба | Большие части снесены или включены в средневековые и современные здания. |
Римские стены Вероны представляли собой важную оборонительную стену, оснащенную многочисленными башнями и монументальными воротами , построенную в несколько последовательных этапов строительства, начиная с поздней республиканской эпохи и продолжаясь в ранние римско-германские королевства .
Первый этап строительства оборонительных сооружений начался примерно во второй половине I века до нашей эры, после того как Верона получила статус римского муниципалитета ; второй этап обновления и расширения городских стен произошел в III веке по настоянию императора Галлиена ; и, наконец, на заключительном этапе в начале VI века Теодорих Великий снова усилил оборону римского города, добавив второй круг. Сегодня осталось немного археологических руин стен, а двое главных ворот, Порта Борсари и Порта Леони , сохранились лучше.
История
[ редактировать ]Основание Вероны и строительство стен
[ редактировать ]Город Верона с древних времен был стратегическим местом для контроля над трансальпийскими маршрутами, которые соединяли долину реки По с центральной Европой через долину Адидже . Временная оккупация города в 102-101 гг. до н. э. кимврами впервые показала в глазах римского сената важность контроля и защиты этого города, в то время еще находившегося под властью венецианских союзников. [ 1 ] Однако мало что известно о древнем укрепленном оппидуме , стоявшем на холме Сан-Пьетро, месте, где возникло доисторическое поселение Верона; только часть бастиона opus Quadratum из местного туфа, которому предшествовала контрэскарповая стена, позволила сделать вывод о том, как было укреплено венецианское поселение в 90 г. до н.э. [ 2 ]
Окончательная романизация Транспаданской Галлии и, следовательно, Вероны произошла весной 49 г. до н.э., когда плебейский трибун Луций Росций Фабат предложил закон, названный в его честь Lex Roscia , предоставляющий римское гражданство жителям между По и Альпы . Закон был принят без сопротивления: Верона стала римским муниципалитетом и административно регулировалась в соответствии с обычной кватервирусной конституцией. Получив контроль над Вероной, правители Рима решили укрепить город, чтобы укрепить альпийскую границу и создать плацдарм для возможных будущих военных предприятий. Однако сразу же возник вопрос о местоположении поселения; как уже упоминалось, город венецианского происхождения возник на склонах холма Святого Петра, на территории, которой уже не хватало ни для будущего развития поселения, ни для его упорядоченной планировки, типичной для римского градостроительства. [ 3 ]
Поэтому новый центр был основан на другом берегу реки Адидже , где ее широкие излучины образовывали своего рода естественный полуостров, надежную защиту от возможных нападений. Это также позволило построить только две секции навесной стены вдоль южной стороны города, единственную, которая не была естественным образом защищена рекой. [ 4 ] Навесная стена была снабжена двумя главными воротами, Порта Иовия (теперь называемыми Борсари) вдоль большой декуманус и Порта Леони на большой стороне кардинала , а также рядом башен, расположенных на декуманусе и малой стороне света , которые действовали как задние ворота : некоторые из им был предусмотрен проезд для колесниц в центре улицы и два боковых прохода меньшего размера для пешеходов на тротуарах. [ 5 ]
Около 10 г. до н.э. на левом берегу Адидже были построены двое больших монументальных ворот, одни из которых располагались к северу от древнего моста Лапидеуса , а другие к югу от «нового» моста Мармореус , ныне называемого воротами Святого Стефана и Святого Фаустина. 'Ворота соответственно; они были построены из соображений городского приличия, весьма похожие на те, что располагались на правом берегу Адидже. Все четыре главных ворот уже примерно в первой половине I века подверглись реконструкции и монументализации основных фасадов, выполненных из мрамора, скрывающих древние кирпичные фасады. [ 6 ]
Реставрации и расширения после первых варварских вторжений
[ редактировать ]Второй важный момент пережил город примерно в середине третьего века, когда он оказался в центре столкновения между законным императором Филиппом Араба и его соперником Децием . Этот спор, закончившийся битвой у города и смертью императора, [ 7 ] не только поощрял во второй половине века нападение варварского населения на границы Римской империи , но и подтвердил стратегическое значение римской Вероны. Центр, в частности, пережил момент серьезной опасности, когда в 258 году алеманны прорвались через Рецию и долину Адидже в долину По. Тем не менее императору Галлиену удалось разгромить их под стенами Медиолана . Этот эпизод дал понять, что дунайские липы становятся все более хрупкими и недостаточными для защиты границ полуострова. Именно по этой причине Галлиен решил вернуть Вероне ее роль италийского оплота, которую она уже выполняла в позднюю республиканскую эпоху. [ 8 ]

Старые республиканские стены уже не были такими эффективными, как раньше; города более того, внушительный римский амфитеатр находился недалеко от них и в случае его завоевания вражескими силами мог представлять опасность для самого города. Поэтому Галлиен решил отремонтировать и укрепить городскую стену республиканской эпохи, в том числе путем прислонения квадратных укрепляющих башен к внешней стороне. [ 9 ] и построить пристройку к 550-метровой навесной стене, чтобы также окружить и защитить амфитеатр. [ 10 ] [ 11 ] Работы длились всего семь месяцев, с 3 апреля по 4 декабря 265 года: поразительная скорость, с которой была построена новая навесная стена, проявляется в широком использовании голых материалов в довольно бессистемной кладке. Пригородные кварталы, возникшие между республиканской навесной стеной и естественной впадиной Адигетто, то есть за пределами более консолидированной структуры, оставались исключенными из оборонительной системы, поскольку были слишком обширными и их трудно было защитить. [ 12 ] Однако император, возможно, также укрепил другой берег реки Адидже, чтобы защитить от нападения монументальную территорию, возникшую на склонах холма Святого Петра, в частности римский театр , и доступ к двум мосты, мост Лапидеус и мраморный мост . Благодаря этим вмешательствам Галлиену удалось снова обеспечить Вероне гармоничную и эффективную оборону, пригодную для контроля как речного транспорта, так и маршрута долины Адидже, откуда опасность агрессии была большей. [ 13 ]
За навесной стеной, к югу от центра города, должно быть, находилось несколько фортов, использовавшихся в качестве оборонительных форпостов города, построенных или отремонтированных во время интервенций, навязанных императором Галлиеном. Один из фортов должен был быть расположен недалеко от важного дорожного узла, на котором сходились дорога, ведущая из Гостилии , и южная кольцевая дорога с Виа Постумия и Виа Галлика , в то время как второй форт, должно быть, стоял на территории, которую сейчас занимает Кастельвеккьо. , охраняющий пересечение Виа Постумия и Виа Галлика. Наличие настоящего каструма , также относящегося к позднему имперскому периоду, также предполагалось в загородной зоне между Виа Филиппини, Виа Дитро Филиппини, аллеей Ораторио и Виа Сатиро, о чем свидетельствует сильно геометрическая и запоминающаяся форма городской планировки в тот сектор города, который прекрасно просматривается и сегодня. [ 13 ]
Падение империи и расширения Теодориха
[ редактировать ]Примерно в годы падения Римской империи стеновые конструкции претерпели дальнейшие изменения. В частности, башни были снабжены треугольными отрогами, а к старым римским стенам были добавлены пятиугольные башни; своды задних петлей и малых декуманов были закрыты. Эти меры предполагают, что такие устройства были необходимы для защиты от вторжения Аттилы в 452 году или для укрепления Одоакра перед лицом наступления Теодориха в 489 году. [ 14 ] [ 15 ]

Примерно в начале VI века вторая городская стена была заказана Теодорихом, который уделял городу большое внимание. [ 14 ] на левом берегу Адидже, который составлял систему со старой навесной стеной позднереспубликанского происхождения, расположенной примерно на десять метров дальше вглубь страны. В то же время равелины , а также были подняты стены, которые император Галлиен построил вокруг амфитеатра Веронезе. перед Порта Борсари и Порта Леони были введены [ 16 ] Пристройки и эта вторая навесная стена были построены, как и галлиенская, с использованием грунтовых материалов, хотя в этом случае строительство было менее поспешным, а техника строительства - значительно более тщательной. [ 9 ]
Более того, Теодориху можно также приписать строительство или, по крайней мере, реконструкцию городских стен вокруг холма Сан-Пьетро на левом берегу реки Адидже. Среди улик, указывающих на его ввод в эксплуатацию, были бы как письменные, так и материальные источники: первый можно проследить в Iconografiarateriana , карте X века, изображающей Верону, на которой изображены навесная стена республиканской эпохи и стена, окружающая амфитеатр. изображены ярко-зеленым цветом, тогда как крайняя навесная стена справа от Адидже и склон холма имеют розоватый цвет, что придает большую достоверность гипотезе о том, что последние два современный. С материальной точки зрения указанием на строительство новой куртины, которая защитила бы холм, является тот факт, что в жертву была принесена апсидальная часть церкви Св. Стефана (здание, датируемое пятым веком). для строительства навесной стены. [ 17 ]
Эта защита оставалась практически неизменной с тех пор и до дообщинной эпохи из-за постоянного обслуживания; позже, с постройкой крайних коммунальных и скалигеровских стен, стены римского происхождения утратили свою функциональность и полезность: на протяжении веков они были частично подделаны, а частично повторно использованы прислоненными к ним домами и дворцами. [ 18 ]
Описание
[ редактировать ]Республиканские стены
[ редактировать ]
Поздреспубликанские стены были разделены на два сектора: один на юго-западе и один на юго-востоке. За ним следовал юго-западный сектор, отступивший примерно на десять метров к древнему центру, образованный улицами Виа Диас, Виколо Сан Андреа, Корте Фарина, Виколо дель Гуасто, Пьяцца Сан Николо и Виа Фраттини. Непосредственно перед Виа Леончино стены изгибались на юго-восток, чтобы воссоединиться с Адидже с планировкой, которая примерно соответствует планировке Виа Леончино-Виа Аманти. [ 19 ]
Таким образом, оба сегмента начинались от берега Адидже и продолжались в направлении северо-запад-юго-восток и северо-восток-юго-запад соответственно, в соответствии с ориентацией городской планировки римской Вероны. Защитная завеса имела длину 940 метров и ограничивала территорию приблизительной площадью 430 000 м². 2 . Двое ворот Борсари и Леони, открытые на двух участках стены, позволяли попасть в город с юго-востока и юго-запада соответственно. [ 20 ]
Навесная стена имела фундамент из булыжника сечением почти 4 метра. [ 21 ] в то время как возвышение начиналось с ширины целых 3,60 метра у основания и сужалось в разрезе по мере продвижения вверх за счет некоторых углублений: фасад в сторону сельской местности, после четырехрядного цоколя и двух начальных двухрядных углублений, поднимался вверху отмечен ряд углублений, по одному на каждые шесть рядов кирпичей. Это была распространенная строительная техника в центральных италийских регионах еще в начале первого века до нашей эры и задокументирована в Цизальпийской Галлии немного позже в том же веке. Возвышение в сторону города, напротив, имело прямолинейный профиль, без углублений. [ 22 ]
Императорские стены
[ редактировать ]
В первой половине первого века в Вероне произошла масштабная монументализация, затронувшая большую часть городских общественных пространств и зданий: в этом контексте двое главных городских ворот, Порта Борсари и Порта Леони, были отремонтированы, прислонившись к предыдущее республиканское кирпичное строение; новый каменный проспект, имеющий большое сценографическое значение. [ 23 ]
Позже старая навесная стена республиканского периода была отремонтирована и укреплена императором Галлиеном с целью придать все еще компактному городскому центру устойчивость и органичность, свойственную крепости, в том числе путем добавления к восстановленному республиканскому сооружению нескольких пятиугольных башен и треугольных отрогов. башни. Новые стены длиной 550 метров [ 11 ] были построены с учетом римского амфитеатра, который слишком нависал над валами, чтобы не представлять реальной опасности для города, находясь всего в 80 метрах от стен и превосходя их по высоте примерно на 23 метра. [ 24 ]
Новые стены, окружавшие Арену Вероны, воссоединились с республиканскими с помощью двух крыльев, пролегавших по маршрутам Виа Мадзини и Виа Леончино. Эта секция имела высоту 7,5 метров, сохраняя при этом ту же высоту, что и предыдущая. [ 11 ] однако в этом случае широко использовались бутовые блоки, вероятно, из некрополей, уличных тротуаров и общественных зданий. [ 25 ]
Кроме того, предполагалось строительство придатка стен также на левом берегу Адидже, что позволяло защитить от возможных атак с севера как римский театр Вероны, так и мосты Пьетра и Постумио. [ 25 ] Маршрут новых стен за Адидже должен был начинаться вверх по течению от моста Лапидеус и продолжаться криволинейным участком на Виа Санто Стефано, тогда как реконструкция маршрута стен является лишь гипотетической, поскольку очевидных археологических находок нет. Однако была выдвинута гипотеза, что они поднялись по гребню монументального холма, включая вершину, на которой стоял храм, затем спустились вниз по течению от плеча Мраморного моста , воссоединившись с берегом реки. Для обеспечения доступа в город открылись двое ворот выше и ниже двух мостов соответственно. [ 13 ]
Римско-германские стены
[ редактировать ]
Затыкание и окончательное закрытие задних стенок и пешеходных ворот по обе стороны оборонительных башен относится к более поздним галлиенским временам; [ 26 ] Теодорих Великий отвечал за строительство новой навесной стены, которая рабски повторяла ход предыдущей обороны: она оставалась примерно на десять метров дальше вглубь суши и продолжала сохранять свою военную функцию, образуя систему с новыми стенами Теодориха, которые были почти вдвое выше римских, не менее 13,65 метра. [ 11 ] Перед двумя городскими воротами новая навесная стена прерывалась двумя равелинами квадратного плана и каменной кладкой толщиной почти 2 метра. Эти два авангарда имели один свод, в отличие от старых ворот, поэтому проем находился на оси центральных колонн Порта Борсари и Порта Леони. [ 16 ]
Эти стены, как и стены Галлиена , также были построены с широким использованием грунтового материала: обнаружение в них блока с вырезанным на нем столом с номером LXIII, принадлежащим амфитеатру, указывает на то, что внешнее кольцо его было разрушено именно во время строительство этой навесной стены. Частичный его снос был необходим как с целью восстановления строительного материала, так и для уменьшения высоты здания, которое по-прежнему считалось слишком опасным в случае нападения. Однако здание сохранило функциональность пещеры , поскольку уменьшение высоты примерно на 12 метров привело к утрате только верхней галереи, а не ступеней. [ 27 ] [ 28 ]
Скорее всего, городская стена, возведенная в имперскую эпоху на склонах холма Святого Петра, была укреплена или перестроена из-за ее выдающегося и стратегического положения, настолько, что именно на левом берегу Адидже король располагал своей резиденция построена, возможно, отремонтировав постройки римского одеона . [ 15 ]
Статус сохранения
[ редактировать ]
От навесных стен, окружавших застроенную территорию римской Вероны, осталось немного видимых следов, хотя их планировка все еще очень очевидна сегодня, поскольку историческая ткань росла и развивалась, опираясь на уцелевшие части стен и повторно используя их. Из позднереспубликанских стен, в частности, были обнаружены только два участка кирпичной стены, обнаруженные между Адидже и Порта Борсари и на Виа Леончино, в то время как более заметные остатки имперских стен сохранились, в основном на площади Пьяцца Мура ди Галлиено. [ 29 ] С другой стороны, от навесной стены, возведенной Теодорихом , заметные руины остаются видимыми на Виа Диас, в переулках Сан-Маттео и дель Гуасто, а также на Виа Сан-Козимо, Виа Леончино и Виа Аманти. [ 9 ]
Из ворот, открывавшихся вдоль городской стены, сохранились юго-восточные, известные как Порта Леони , дошедшие до наших дней с основными элементами своего развития как в плане, так и по фасаду, и юго-западные, известные как Порта Борсари. (в римские времена известный под названием Порта Иовия), каменный фасад которого, обращенный к сельской местности, сохранился в отличном состоянии. [ 20 ]
Изучив ворота, нетрудно догадаться, что программа монументализации была нацелена на оба главных городских ворот, фасады которых были обновлены с добавлением каменных возвышений, прислоненных к кирпичным конструкциям. В частности, в Порта-Леони левая половина императорских каменных ворот остается со стороны города, и, слегка скрытые от глаз и отодвинутые менее чем на метр назад, можно увидеть республиканские ворота, построенные в основном из кирпича, за исключением сводов и декоративных элементов. детали, для изготовления которых использовался мягкий туф с холмов Веронезе. археологические раскопки одной из двух внушительных 16-гранных башен диаметром более 7 метров, окружавших ворота и агро . Кроме того, остались открытыми [ 21 ] С другой стороны, из Иовийских ворот фасад, обращенный к городу, исчез, и сохранился только тот, который обращен к сельской местности времен империи, в котором проявляется буйное орнаментальное богатство и очень выраженный колористический стиль, подчеркивающий функцию изображения. и вход в город с важной улицы Виа Постумия. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пуппи (1978 , стр. 28).
- ^ Арзоне и Напионе (2012 , стр. 74).
- ^ Пуппи (1978 , стр. 32).
- ^ Пуппи (1978 , стр. 32–33).
- ^ Болла (2014 , стр. 41).
- ^ Арзоне и Напионе (2012 , стр. 74–75).
- ^ Болла (2014 , стр. 43).
- ^ Пуппи (1978 , стр. 78–80).
- ^ Jump up to: а б с Кавальери Манассия и Хадсон (1999 , стр. 71).
- ^ Болла (2014 , стр. 44).
- ^ Jump up to: а б с д Кавальери Манассия и Хадсон (1999 , стр. 75).
- ^ Пуппи (1978 , стр. 80).
- ^ Jump up to: а б с Пуппи (1978 , стр. 82).
- ^ Jump up to: а б Болла (2014 , стр. 50).
- ^ Jump up to: а б Кавальери Манассия и Хадсон (1999 , стр. 85).
- ^ Jump up to: а б Кавальери Манасс и Хадсон (1999 , стр. 81–83).
- ^ Конфорти Кальканьи (2005 , стр. 35-36)
- ^ Кавальери Манасс и Хадсон (1999 , стр. 85–86).
- ^ Buchi & Cavalieri Manasse (1987 , стр. 7–8).
- ^ Jump up to: а б Пуппи (1978 , стр. 36).
- ^ Jump up to: а б Арзоне и Напионе (2012 , стр. 73).
- ^ Buchi & Cavalieri Manasse (1987 , стр. 8–9).
- ^ Арзоне и Напионе (2012 , стр. 75).
- ^ Кавальери Манасс и Хадсон (1999 , стр. 71–72).
- ^ Jump up to: а б Буши и Кавальери Манассе (1987 , стр. 46).
- ^ Арзоне и Напионе (2012 , стр. 77).
- ^ Болла (2014 , стр. 53).
- ^ Кавальери Манассия и Хадсон (1999 , стр. 77).
- ^ Пуппи (1978 , стр. 34).
- ^ Бучи и Кавальери Манасс (1987 , стр. 30).
Библиография
[ редактировать ]- Арзоне, Антонелла; Напионе, Этторе, ред. (2012). Иконография Ратериана: древнейший вид Вероны (PDF) . Верона: Муниципалитет Вероны. ISBN 978-88-905618-1-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2019 года . Проверено 30 июня 2020 г.
- Болла, Маргарита (2014). Роман Верона . Соммакампанья: Сьерре. ISBN 978-88-8314-771-5 .
- Бучи, Эцио; Кавальери Манассия, Юлиана (1987). Венето в римскую эпоху: заметки по городскому планированию и археологии территории . Том II. Верона: Banca Popolare di Verona.
- Рыцари Манассия, Юлиана; Хадсон, Питер Джон (1999). «Новые данные об укреплениях Вероны (3-11 века)» (PDF) . Укрепления Гарды и оборонительные системы Северной Италии между поздней античностью и ранним средневековьем . Мантуя: SAP: 71–91. Архивировано из оригинала (PDF) 30 июня 2020 г. Проверено 30 июня 2020 г.
- Конфорти Кальканьи, Аннамария (2005). Стены Вероны . Соммакампанья: Сьерре. ISBN 88-8314-008-7 .
- Пуппи, Лионелло (1978). Портрет Вероны: Очерки городской истории . Верона: Banca Popolare di Verona.