Полиптих Сан-Грегорио
Полиптих Сан-Грегорио | |
---|---|
![]() | |
Художник | Антонелло да Мессина |
Год | 1473 |
Середина | Темпера по дереву |
Размеры | 194 см × 202 см (76 × 80 дюймов) |
Расположение | Региональный музей, Мессина |
Полиптих Сан-Грегорио написанный темперой на дереве — полиптих, итальянского эпохи Возрождения мастера Антонелло да Мессина , завершенный в 1473 году и хранящийся в Региональном музее Мессины , Италия.
История
[ редактировать ]Полиптих подписан в картуше, видимом на ступеньке центральной панели. Он был заказан для монастыря, пристроенного к церкви Санта-Мария-Экстра-Мения в Мессине, также называемой Сан-Грегорио, откуда и происходит ее современное название. Первоначально панели были соединены резной рамой в неоготическом стиле, которая, вероятно, была снята еще в 16 веке.
Работа находится в плачевном состоянии. Одна из панелей была снята в 16 веке или позже, а в 1842 году была проведена радикальная реставрация того, что осталось. В 1908 году бывший монастырь, где находилась работа, был разрушен в результате землетрясения в Мессине 1908 года , в результате чего его произведения искусства оказались незащищенными от дождя, который выпал в последующие дни. Тогда большая часть мантии Мадонны и святого Григория пропала.
Восстановительные мероприятия начались в 1912 году под руководством Луиджи Кавенаги. В частности, это касалось боковых панелей, включая восстановление утраченных частей по существующим фотографиям (например, одной из рук св. Григория). Новая реставрация была проведена в 1940–1942 годах Центральным институтом реставрации в Риме, а затем еще одна ( панель «Ангел Благовещения ») в 1981 году. В 2005–2006 годах была проведена полная проверка полиптиха, когда он был выставлен в Квиринале. Дворец . Были восстановлены некоторые детали, закрытые позднейшими перекрасками и реставрациями: в том числе оригинальное украшение растительными мотивами мантии Марии (первоначально дополненное позолоченным украшением, ныне утерянным).

Описание
[ редактировать ]Сохранились пять оригинальных панелей полиптиха на двух уровнях. На нижнем уровне в центре изображена Мадонна с Розарием на троне , в окружении Св. Григория Великого слева и Св. Бенедикта справа. На верхнем уровне изображены Ангел Благовещения и Благовещение , тогда как центральная панель, возможно, Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами , или Снятие с креста , утеряна.
Общая планировка полиптиха достаточно традиционна, например, наличие позолоченного фона. Однако есть ряд более современных деталей, которые показывают внимание Антонелло к новинкам, которые он видел или чему научился у остальной Италии. К ним относятся пространственное объединение панелей (как в ступенях у основания трона, которые продолжаются до боковых панелей), использование травяной темперы, заимствованной у нидерландских и каталонских художников, работавших в Неаполитанском королевстве , а также психологическая характеристика героев.
Полиптих, вероятно, был помещен на боковой стене, о чем свидетельствует угол обзора справа и гобелен за троном, который находится не в центре. Вместо этого верхний уровень оптимизирован для просмотра снизу. Есть также детали -обманки , такие как ноги святых, которые, очевидно, выступают из края ступеньки, вдохновленные пространственными инновациями северных итальянских художников, таких как Андреа Мантенья . Также типичным для североевропейского искусства было внимание к мелким деталям, включая жемчуг в митре Бенедикта , блестящие вишни, которые Младенец забирает у жены своей матери, или жемчуг в четках у ног Богородицы.
Плоды в руках Иисуса символизируют первородный грех и (вишни) Страсти Христовы . Он также носит кулон из красного коралла , апотропный амулет древнего происхождения, обычно даримый детям, который также появляется в современных работах Пьеро делла Франческа и других художников. Белые и красные розы в венце, которые ангелы выпускают на голову Богородицы, также аллегоричны: они напоминают и о Ее девственной чистоте, и о будущем мученичестве Христа.
Источники
[ редактировать ]- Баттисти, Эухенио. Антонелло, священный театр, пространства, женщина (Лабиринт) . Палермо: Двадцатый век. ISBN 88-373-0021-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барбера, К., изд. (2005). Антонелло да Мессина: мастер Сицилийского Возрождения . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.