Джордж Зорич
Джордж Зорич (урожденный Юрий Зорич ; русский : Юрий Зорич; 6 июня 1917 - 1 ноября 2009) был американским артистом балета русского происхождения, который играл главную роль в выступлениях трупп Ballet Russe на сценах по всей территории Соединенных Штатов с 1930-х по 1960-е годы. . Всемирно известный, он был одной из самых ярких фигур и ярких личностей балета середины двадцатого века. [ 1 ]
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Георгий Зорич родился в Москве во время русской революции в июне 1917 года. Он был младшим из двух сыновей. Когда ему был год, мать Елена, оперная певица, забрала обоих мальчиков в более тихий город Ковно ( Каунас ), временную столицу Литвы , чтобы они жили с ее матерью после того, как она ушла от мужа из-за его измен. . [ 2 ] Известный как «Маленький Париж» из-за своей богатой культурной и академической жизни, город предлагал убежище от революционной борьбы Москвы. Там мадам Зорич присоединилась к оперной труппе Национального театра оперы и балета, а Юрий и его старший брат начали свои первые уроки танцев. Когда Юрию было 14 лет, семья переехала в Париж, чтобы продолжить его обучение. Многообещающий студент, он выиграл стипендию на обучение у одного из самых выдающихся педагогов города, Ольги Преображенской , бывшей звезды Русского Императорского балета . [ 3 ] В последующие годы он оттачивал свою классическую технику, обучаясь у таких известных педагогов, как Анатоль Вильзак, Анатоль Обухов и Бронислава Нижинская .
Профессиональная карьера
[ редактировать ]Всего после девяти месяцев обучения у Преображенской юный Юрий получил свою первую профессиональную работу в 1932 году у танцовщицы и актрисы Иды Рубинштейн , у которой был заказан короткий сезон в Парижской опере с балетами, созданными Мишелем Фокиным . После этой помолвки Зорич быстро стал востребованным артистом в ряде трупп, связанных с бывшими звездами » Сергея Дягилева знаменитого «Русского балета .
Компании Ballet Russe
[ редактировать ]Участие в труппе Парижского балета Нижинской в 1935 году привело к тому, что он долгое время был членом двух ответвлений Ballets Russes, образовавшихся после смерти Дягилева в 1929 году: Ballet Russe de Monte Carlo под руководством Рене Блюма и Original Ballet Russe под руководством полковника Василия де Василий . В труппе де Базиля 18-летний Зорич стал фаворитом хореографа Леонида Мясина , который поставил его не менее чем в одиннадцати балетах, в частности в «Фантастической симфонии» (1936), поставленной на галлюцинаторную музыку Гектора Берлиоза. Мясин и Тамара Туманова исполнили главные роли Юного музыканта и Возлюбленной. Зорич танцевал в «Меланхолическом па-де-труа» в первой части («Мечты»), в роли Молодого пастыря в третьей части («Сцена в полях») и вместе с Романом Ясинским и Павлом Петровым в роли одного из трёх чудовищ в пятой части. (Сон в субботнюю ночь). [ 4 ]
В 1938 году, после спора с полковником де Базилем, Рене Блюм получил законные права на название Ballet Russe de Monte Carlo, которое вскоре продал богатым американским бизнесменам. Под руководством Мясина в качестве художественного руководителя они создали труппу специально для гастролей по Соединенным Штатам и время от времени представлять сезоны в Монте-Карло и Лондоне. [ 5 ] Юрий Зорич, ныне известный как Джордж, был одним из главных танцоров, наряду с Игорем Юскевичем и Фредериком Франклином . Они часто танцевали с балеринами Александрой Даниловой , Розеллой Хайтауэр , Натали Красовской . Во время турне труппы по Америке в течение следующих нескольких лет поразительная внешность Зорича и обаятельная личность на сцене привлекли к его танцам повышенное внимание. «Он не может сделать плохую линию, двигаться неритмично, — писал один критик, — ибо во всем, что он делает, есть кошачья плавность». [ 6 ]
Зорич был известен двумя новыми ролями в совершенно разных произведениях Мясина: в «Богатырях» (1938), положенных на музыку Александра Бородина, он изобразил Хана, грозного монгольского вождя, и в «Жителе Нью-Йорка» (1940), положенном на музыку Георгия Бородина. Гершвин, он был фирменным персонажем журнала изнеженного Юстаса Тилли. Однако ни одно из этих произведений не имело большого успеха, и оба вскоре были исключены из репертуара. [ 7 ] Между этими двумя Зорич появился в более существенном балете, как жених в « Празднике дьявола » Фредерика Эштона , главной работе в прологе и трех сценах, положенных на музыку Винченцо Томмазини на темы Никколо Паганини. Представленный в Метрополитен-опера в октябре 1939 года, он имел звездный состав и сложную историю любви, в которой требовался сам Дьявол. Отсюда и альтернативное название Эштона: Le Diable s'Amuse . [ 8 ]
Бродвей и Голливуд
[ редактировать ]В 1940-е годы Зорич параллельно делал карьеру в бродвейских мюзиклах. [ 9 ] и голливудские фильмы. [ 10 ]
- 1943. Рано спать . Музыкальная комедия с книгой и стихами Джорджа Мейсона-младшего, музыкой Томаса «Фэтса» Уоллера и танцами Роберта Олтона. Зорич появился в роли Пабло, танцующего с Джейн Диринг под песню «Slightly Les Than Wonderful».
- 1944. Рапсодия . Оперетта по книге Леонарда Луи Левенсона и Арнольда Сундгаарда, музыка Фрица Крейслера и хореография Дэвида Лишина. Зорич танцевал с Патрицией Боуман в «Китайском фарфоровом балете» в первом акте и «Полуночном балете» во втором акте.
- 1946. Ночь и день . Художественный биографический фильм о Коуле Портере режиссера Майкла Кертиса с Кэри Грантом и Алексис Смит в главных ролях. Зорич танцевал с Миладой Младовой в знойной «Begin the Beguine».
- 1947. Никогда не убегай от меня . Музыкальная история любви, действие которой происходит в Венеции 1900 года, с участием Эррола Флинна, Иды Лупино, Элеоноры Паркер и Гига Янга, который играет композитора балетной партитуры. Зорич танцует главную мужскую роль в балете.
- 1949. Самсон и Далила . Эпопея Сесила Б. Демилля с Виктором Мэтьюром и Хеди Ламарр в главных ролях в роли библейских любовников. Зорич привлекал внимание в роли Танцора с мечом.
- 1949. Ищите светлую сторону . Художественный биографический фильм о звезде водевиля и Бродвея Мэрилин Миллер с Джун Хейвер, Рэем Болджером и Гордоном МакРэем в главных ролях. Зорич появляется в балетном па-де-труа с Джун Хейвер и Олегом Тюпином, в то время как Гордон Макрей поет вальсовую песню «A Kiss in the Dark», написанную Виктором Гербертом на слова Бадди да Сильвы.
- 1950. Простите наших французов . Музыкальное ревю с эскизами Оле Олсона и Чика Джонсона, музыкой Виктора Янга и Гарри Сукмана и танцами разных хореографов. Зорич появился в роли Танцора теней во вступительном номере заглавной мелодии; в роли Первого любовника Патрисии Дениз в «Венеции и трех ее любовниках» в постановке Эрнста Матрэя; и как танцовщица в «Лицо в толпе» и «Полькер-полька».
- 1956. Елена Троянская . Яркая эпопея режиссера Роберта Уайза с Россаной Подеста в главной роли. Зорич появляется как неуказанный танцор.
О выступлении Зорича в фильме «Ночь и день » писатель Hollywood Reporter так прокомментировал: «Если красавец Зорич может вести себя так, как он танцует и выглядит, в этом фильме появится еще одна звезда с новым именем: [ 11 ] К сожалению, Зорич так и не избавился от своего сильного русского акцента, что лишило его шансов когда-либо выступать на сцене.
Вернемся к балету
[ редактировать ]В 1951 году Зорич отправился во Францию и присоединился к Le Grand Ballet du Marquis de Cuevas. Базируясь в Каннах летом и Довиле зимой, эта труппа регулярно проводила сезоны в Париже и часто гастролировала во Франции и других странах Западной Европы. Где бы он ни выступал, он пользовался огромной популярностью у публики. У него был выдающийся состав балерин, в том числе Тамара Туманова , Алисия Маркова и Натали Красовская, а также обширный репертуар русской классики, а также произведений Гарольда Ландера , Джорджа Баланчина , Джорджа Скибина и Джона Тараса. [ 12 ] Зорич танцевал королевские роли, но часто снимался в произведениях, которые демонстрировали красоту его физических качеств, а не артистизм его танца. Однажды он восемнадцать раз поднимался на занавес после выступления «Призрака розы » в новой версии хореографии Брониславы Нижинской. В костюме Призрака, в прозрачном розовом чулке с единственной ниткой маленьких роз, тянущейся по его обнаженной груди и через одно плечо, его прекрасно сложенная фигура была прекрасно раскрыта. Неудивительно, что публика долго аплодировала. Есть знаменитая фотография Мориса Сеймура из Зорича в этой роли, на которой он стоит в состоянии покоя с мягко согнутыми вверх руками, которая вызвала большое восхищение и часто воспроизводится. [ 13 ]
В 1957 году, в возрасте 40 лет, Зорич вернулся в Соединенные Штаты и вновь присоединился к Ballet Russe de Monte Carlo, тогда под руководством Сергея Денхэма. Вскоре он продемонстрировал, что он, по словам Уолтера Терри, «идеальный кавалер» для нынешних балерин труппы и выдающихся гостей, таких как Алисия Алонсо и Иветт Шовире. Энн Барзель поддержала это решение, заявив, что «элегантность Зорича была основой классики» в репертуаре труппы. [ 14 ] В их число входили «Жизель», «Щелкунчик», «Раймонда» и второй акт «Лебединого озера» . Помимо этих русских классиков, Зорич отличился и в других произведениях репертуара. Он получил особое признание как поэт в романтической грезах Мишеля Фокина «Сильфиды» на музыку Фредерика Шопена.
Однако за всю его долгую карьеру самая известная роль Зорича пришлась на революционное произведение, созданное в начале двадцатого века: « » Вацлава Нижинского , Послеполуденный отдых фавна поставленное на симфоническую поэму Клода Дебюсси в 1912 году. [ 15 ] Дебюсси «Прелюдия к послеполудению фавна» (1894), вдохновленная стихотворением Стефана Малларме 1876 года, рассматривалась некоторыми историками музыки как «начало современной музыки». [ 16 ] Хореография Нижинского, безусловно, была новой и современной, сильно отличавшейся от ранее существовавших форм театрального танца. Джордж Зорич идеально подходил для новой интерпретации видения Нижинского о энергичном молодом лесном существе, бездельничающем в жаркий летний полдень. В фигуре, которую сравнивали с «греческим юношей, созданным Праксителем», он продемонстрировал элегантный эротизм, особенно подходящий для этой роли.
Спустя годы
[ редактировать ]Став американским гражданином, Зорич обосновался в своей новой, приемной стране и постепенно перешел от выступлений к преподаванию. Он сыграл важную роль в развитии регионального балета в Соединенных Штатах, но оставался связанным с Ballet Russe de Monte Carlo до 1962 года, когда труппа была распущена. В 1964 году он открыл балетную школу в Западном Голливуде, Калифорния, где соблюдал строгую дисциплину и часто использовал сарказм, поправляя своих учеников. Находя детей неприятными, он отдавал предпочтение ученикам постарше, которым давал мастер-классы. [ 17 ] Покинув Калифорнию, он поступил на факультет танца в Университете Аризоны в Тусоне. Он поселился там и преподавал в университете с 1972 по 1987 год. Он никогда не прекращал преподавать. Удивительно подвижный и прямоходящий даже в пожилом возрасте, он, как известно, преподавал в инвалидной коляске, если представлялась такая возможность. [ 18 ] В 1994 году он был награжден медалью Вацлава Нижинского, спонсируемой Агентством польских художников в Варшаве, за работу в честь Нижинского, имея в виду исполнение им ролей Нижинского в «Призраке розы» и «Послеполуденного перерыва». ун фавн. [ 19 ]
В своих мемуарах Зорич охотно признавал, что он не был бравурным техником. Заявляя, что для таких танцоров, как он, артистизм важнее техники, он писал: «Хороший балетный танец — это не просто набор словарного запаса шагов; это больше похоже на хороший разговор, имеющий тему и смысл. феноменальные техники, демонстрируемые сегодняшними танцорами, однако нам понравились настроение, качество и артистизм, которые возникают благодаря острому индивидуальному восприятию». [ 20 ]
Личность, обаяние и мудрость Зорича прекрасно сохранились в документальном фильме 2005 года «Русский балет» , бесценном воссоединении выживших после Дягилева дней. [ 21 ] Четыре года спустя, в 2009 году, он был госпитализирован после падения в своем доме в Тусоне. Он умер в ноябре в возрасте 92 лет, любимый как бывшими коллегами, так и студентами. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
Как использовать архивный материал |
- ^ Хорст Кеглер , «Зорич, Джордж», в Кратком Оксфордском словаре балета , 2-е изд. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1932).
- ^ Зорич, Джордж (2000). Мистика балета: За гламуром русского балета, мемуары . Издания Синара. ISBN 9780967833910 .
- ^ «Джордж Зорич», лауреат Премии за выдающиеся достижения, 2002 г., Corps de Ballet International, онлайн, http://www.corps-de-ballet.org/awards/lifetime-achievement-award/george-zoritch . Архивировано 13 июня. , 2018 год, в Wayback Machine .
- ^ Висенте Гарсиа-Маркес, Русские балеты: Русские балеты полковника де Базиля в Монте-Карло, 1932–1952 (Нью-Йорк: Кнопф, 1990), стр. 158-159.
- ^ Джудит Чазин-Беннахум, Рене Блюм и русские балеты: в поисках потерянной жизни (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2011).
- ^ Уолтер Терри, цитируется в Джеке Андерсоне, The One and Only: The Ballet Russe de Monte Carlo (Бруклин, Нью-Йорк: Dance Horizons, 1981), стр. 48.
- ^ Лесли Нортон, Леонид Мясин и балет 20-го века (Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд, 2004).
- ^ Дэвид Воган, Фредерик Эштон и его балеты (Нью-Йорк: Кнопф, 1977), с. 472.
- ^ Ричард К. Нортон, Хронология американского музыкального театра , том. 2 (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2002).
- ^ «Джордж Зорич», в базе данных Internet Movie, онлайн: http://www.imdb . Архивировано 10 августа 2013 г., в Wayback Machine .
- ^ Цитируется по «Джорджу Зоричу», Corps de Ballet International на сайте: http://www.corps-de-ballet.org .
- ^ Ирен Лидова , «Большой балет маркиза де Куэвас», в Международной энциклопедии танца под редакцией Сельмы Жанны Коэн и других (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998), том. 3, с. 226.
- ↑ Морис Сеймур, фотография Джорджа Зорича в костюме для «Призрака розы » в танцевальном отделе Джерома Роббинса Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств.
- ^ Уолтер Терри и Энн Барзель, цитируется в Джеке Андерсоне, The One and Only: The Ballet Russe de Monte Carlo (1981), стр. 172.
- ^ Хорст Кеглер , «Зорич, Джордж», в Кратком Оксфордском словаре балета , 2-е изд. (1982).
- ^ Пьер Булез, Подведение итогов ученичества , перевод Стивена Уолша (Оксфорд, Великобритания: Clarendon, Press, 1991).
- ^ Уильям Комо, «Джордж Зорич сегодня, как главный танцор и учитель, он предпочитает элегантность и традиции», Dance Magazine (Нью-Йорк), сентябрь 1964 г., стр. 48–51, 71–73.
- ^ Мэри Кларк, «Джордж Зорич», некролог, The Guardian (Манчестер, Великобритания), 9 декабря 2009 г.
- ^ «Награды американцам в честь Нижинского», New York Times , 26 ноября 1994 г.
- ^ Джордж Зорич, Мистический балет: За гламуром Русского балета (Маунтин-Вью, Калифорния: Cynara Editions, 2000).
- ^ Русский балет . Документальный фильм по сценарию и режиссуре Дэниела Геллера и Дайны Голдфайн. Выпущено Geller/Goldfine Productions в 2005 г. Доступно на DVD. В фильме есть очаровательный эпизод, в котором Зорич и Натали Красовская, которым около 90 лет, вспоминают свое давнее сотрудничество в «Жизели» .
- ↑ Анна Киссельгофф, «Джордж Зорич, звезда трупп русского балета, умер в 92 года», некролог, New York Times , 6 ноября 2009 г.
- 1917 рождений
- смертей в 2009 г.
- Американские артисты балета
- Российские артисты балета.
- Артисты Русского балета Монте-Карло
- Советские эмигранты во Франции
- Советские эмигранты в США
- Советские ЛГБТ
- Американцы русского происхождения
- Российские танцоры ЛГБТ
- Американские танцоры ЛГБТ
- Российские ЛГБТ 20-го века
- Американские артисты балета 20-го века
- Американские ЛГБТ 20-го века