Демон (мысленный эксперимент)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
В мысленных экспериментах философы и ученые иногда воображают существ с особыми способностями, чтобы поставить мысленный эксперимент или подчеркнуть очевидные парадоксы .
Слово «демон» здесь не обязательно означает демона , злобное существо. Например, когда Уильям Томсон (лорд Кельвин) придумал демона Максвелла , чтобы подчеркнуть последствия Джеймса Клерка Максвелла статистической интерпретации термодинамики . Он использовал этот термин по аналогии с демонами в греческой мифологии , сверхъестественными существами как невидимыми силами природы. [1] [2] [3]
Яркие примеры
[ редактировать ]- Дарвиновский демон - гипотетический организм, который может одновременно максимизировать все аспекты своей приспособленности.
- Злой демон – картезианский скептицизм (также называемый методологическим скептицизмом) выступает за сомнение во всем, что не может быть оправдано с помощью логики. Рене Декарт использует три аргумента, чтобы поставить под сомнение нашу способность познавать объективно: аргумент сна , аргумент обманчивого Бога и аргумент злонамеренного демона. [4] Поскольку наши чувства не могут привести нас в контакт с самими внешними объектами, а только с нашими мысленными образами таких объектов, мы не можем иметь абсолютной уверенности в том, что что-либо существует во внешнем мире. В аргументе злого демона Декарт предлагает сущность, которая способна обмануть нас до такой степени, что у нас есть основания сомневаться во всей полноте того, что говорят нам наши чувства.
- Демон Лапласа - Гипотетическое всезнающее существо, которое знает точное местоположение и импульс каждого атома во Вселенной и, следовательно, может использовать законы Ньютона, чтобы раскрыть весь ход космических событий, прошлого и будущего. Пьер-Симон Лаплас основал демона на философском положении причинного детерминизма . Роджер Джозеф Боскович разработал более физическую версию того же мысленного эксперимента, известную как «демон Босковича» , основанную на положении, скорости , направлении и центре масс .
- Демон Максвелла - гипотетическое существо, способное различать быстро и медленно движущиеся молекулы. Если бы этот демон пропускал только быстро движущиеся молекулы через люк в контейнер, температура внутри контейнера увеличилась бы без применения какой-либо работы. По мнению Джеймса Клерка Максвелла , такой сценарий, похоже, нарушает второй закон термодинамики . Уточнение Лео Силардом демона Максвелла в контексте теории информации иногда называют демоном Силарда . [5] » Максвелла Биологическим эквивалентом « конечного существа является молекулярный демон . Согласно принципу Ландауэра , демон должен записывать состояние каждой молекулы, и возможное стирание этой информации вернет энтропию в систему. [6]
- В афоризме 341 « Веселой науки» Ницше выдвигает свою концепцию вечного возвращения . В нем он использует демона с особыми метафизическими знаниями в качестве агента, заставляющего переоценить взгляды на собственную жизнь.
- Демон Сирла – гомункулус – существо, воспроизводящее намеренное поведение в чьем-то мозгу, причем ни человек, ни организм сами по себе не являются интенциональными. [7] Оно было концептуализировано философом разума Джоном Хауглендом, критиковавшим Джона Сирла теорию биологического натурализма . [8]
- Демон Мортона - гипотетическое существо, которое стоит на вратах чувств человека и впускает факты, которые согласуются с убеждениями этого человека, и отклоняет те, которые не соответствуют его убеждениям. Этот демон был придуман креационистом Молодёжной Земли Гленном Мортоном, чтобы объяснить феномен предвзятости подтверждения .
- Демон бюрократического хаоса. Относится к явлению, которое «не дает происходить хорошим вещам» в Министерстве энергетики США . Эта предполагаемая организация чрезвычайно затрудняет выполнение сложных проектов — из-за частого изменения требований миссии, финансирования и стратегического направления. Примеры включают испытательную установку для зеркального синтеза , которая была построена, но так и не была введена в эксплуатацию; сверхпроводящий суперколлайдер , стоимость которого до его отмены стоила 2 миллиарда долларов; и ИТЭР , международный эксперимент по термоядерному синтезу во Франции , который Соединенные Штаты попеременно поддерживали и выступали против него, и которому они угрожали выйти, сократить и увеличить финансирование на протяжении десятилетий. [9]
Похожие объекты
[ редактировать ]Есть и другие существа, которые фигурируют в мысленных экспериментах по философии. Одним из таких существ является утилитарный монстр , существо, которое получает от ресурсов гораздо больше полезности (например, удовольствия), чем другие существа, и, следовательно, при строгой утилитарной системе ему будет направлено больше или все доступные ресурсы. Парадокс Ньюкомба предполагает существо, которое, как полагают, способно предсказывать поведение человека; Роберт Нозик предположил «существо с другой планеты, обладающее передовыми технологиями и наукой, которое, как вы знаете, дружелюбно». [10]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каналес, Химена (9 августа 2022 г.). Сбитые с толку: теневая история демонов в науке . Издательство Принстонского университета. п. 416. ИСБН 9780691241685 . Проверено 13 августа 2023 г.
- Вайнерт, Фридель (2016). Демоны науки: что они могут и не могут рассказать нам о нашем мире . Спрингер. п. 251. Бибкод : 2016dswt.book.....W . дои : 10.1007/978-3-319-31708-3 . ISBN 978-3-319-31707-6 . Проверено 13 августа 2023 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томсон, Уильям (9 апреля 1874 г.). «Кинетическая теория диссипации энергии» . Природа . 9 (232): 441–444. Бибкод : 1874Natur...9..441T . дои : 10.1038/009441c0 .
- ^ «Распределяющий демон Максвелла» . Природа . 20 (501): 126. 1879. Бибкод : 1879Natur..20Q.126. . дои : 10.1038/020126a0 .
- ^ Вебер, Алан С. (2000). Наука девятнадцатого века: подборка оригинальных текстов . Бродвью Пресс . п. 300.
- ^ Важные аргументы из медитаций Декарта. Архивировано 26 сентября 2017 г. в Wayback Machine Дэвидом Банахом. Архивировано 13 сентября 2017 г. на Wayback Machine Колледжа Св. Ансельма (получено 24 августа 2007 г.). философском факультете
- ^ Бергер, Хорхе (1990). «Возвращение демона Сциларда» . Int J Theor Phys . 29 (9): 985–995. Бибкод : 1990IJTP...29..985B . дои : 10.1007/BF00673684 . S2CID 121519335 . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Чарльз Х. Беннетт (2003), «Заметки о принципе Ландауэра, обратимых вычислениях и демоне Максвелла» (PDF) , Исследования по истории и философии современной физики , 34 (3): 501–510, arXiv : Physics/0210005 , Bibcode : 2003SHPMP..34..501B , doi : 10.1016/S1355-2198(03)00039-X , S2CID 9648186 , получено 18 февраля 2015 г.
- ^ Савитт, Стивен Ф. (1982). «Демон Сирла и симулятор мозга» . Поведенческие и мозговые науки . 5 (2). Факультет философии Университета Британской Колумбии, Ванкувер, Канада: 342–343. дои : 10.1017/S0140525X00012395 . S2CID 143547619 . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Хаугеланд, Джон. (1980) «Искусственный интеллект». Поведенческие и мозговые науки . том. 3. С. 219–224.
- ^ «Демон бюрократического хаоса» . Новая Атлантида . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Нозик, Роберт (1969). «Проблема Ньюкомба и два принципа выбора». В Решере, Николасе (ред.). Очерки в честь Карла Г. Гемпеля (PDF) . Спрингер. п. 114. Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2018 г. Проверено 22 февраля 2015 г.