Не трогай грисби
Не трогай грисби | |
---|---|
![]() Постер итальянского фильма | |
Режиссер | Жак Беккер |
Автор сценария | Жак Беккер Альберт Саймон Морис Грифф |
На основе | Не трогайте грисби , Альберт Симонин |
Продюсер: | Роберт Дорфманн |
В главных ролях | Жан Габен Рене Дари Дора Кукла Пол Франкёр Жанна Моро Лино Вентура |
Кинематография | Пьер Монтазель |
Под редакцией | Маргарита Ренуар |
Музыка | Жан Винер |
Распространено | Фильмы о Короне |
Даты выхода |
|
Время работы | 94 минуты |
Страны | Франция Италия |
Язык | Французский |
Театральная касса | 4 710 496 поступлений (Франция) [ 1 ] $131,548 [ 2 ] (переиздание в США, 2003 г.) |
Touchez pas au grisbi ( [tu.ʃe pɑ o ɡʁiz.bi] , по-французски «Не трогай добычу»), выпущенный как Honor Among Thieves в Великобритании и Grisbi в США , представляет собой французско - итальянский фильм 1954 года. криминальный фильм по роману Альберта Симонина . Режиссером фильма выступил Жак Беккер главных ролях - Жан Габен , в , Рене Дари , Поль Франкер , Лино Вентура , Жанна Моро , Дора Долл и Мэрилин Буферд . Фильм был показан на конкурсе Венецианского кинофестиваля 1954 года , где Габен получил награду за лучшую мужскую роль. [ 3 ]
Этот фильм является первой частью так называемой «трилогии Макса ле Ментера», которая основана на романах Симонина, но с разными персонажами; за ним последовали «Le Cave se Rebiffe» и «Les tontons Flingueurs» , оба из которых более комедийны, чем «Грисби» .
Сюжет
[ редактировать ]Макс, принципиальный парижский гангстер средних лет, ужинает в ресторане мадам Буш, притоне преступников, со своим давним соратником Ритоном, их гораздо более молодыми подругами, танцовщицами бурлеска, и протеже Макса Марко. Затем группа идет в ночной клуб криминального авторитета Пьеро, где девушки выступают, и Макс устраивает Марко работу торговцем наркотиками, работающим на Пьеро. После шоу Макс обнаруживает, что девушка Ритона, Джози, целуется с Анджело, другим гангстером, но не говорит об этом Ритону.
На обратном пути в свою квартиру Макс замечает, что за ним следуют двое людей Анджело на машине скорой помощи. Он нападает на них и прогоняет их, после чего звонит Ритону и предупреждает его не идти с Анджело, который только что попросил Ритона поработать с ним. Макс ведет Ритона в квартиру, о которой никто не знает, и показывает Ритону, что он хранил восемь золотых слитков, которые они украли во время недавнего ограбления в аэропорту Орли, в багажнике машины, припаркованной в гараже здания. Наверху двое друзей едят простую еду, во время которой Макс рассказывает Ритону о Джози и Анджело и заставляет Ритона признать, что он намекнул Джози о большом выигрыше, чтобы произвести на нее впечатление. Макс предполагает, что Джози рассказала об этом Анджело, который планировал похитить Макса и Ритона и выбить из них местонахождение золота той ночью. Он показывает, что ему надоел криминальный образ жизни и он планирует уйти на пенсию на деньги от ограбления в аэропорту, и говорит Ритону оставить Джози младшему Анджело.
На следующее утро Макс уходит рано, чтобы отвезти золото своему дяде, скупщику , который говорит Максу, что ему нужно некоторое время, чтобы собрать достаточно денег для покупки золота. Макс возвращается в свою квартиру и обнаруживает, что Ритон ушел, поэтому он звонит в отель «Модерна», в котором живут Джози и Ритон, и швейцар сообщает ему, что Ритон был там, но его только что увезли на машине скорой помощи. Предполагая, что Ритон пошел навестить Джози и был пойман людьми Анджело, Макс подумывает о том, чтобы оставить своего друга в беде и даже пойти навестить Бетти, его богатую девушку, когда она позвонит, но к той ночи он решил спасти Ритона.
Макс забирает Марко, и пара отправляется в отель «Модерна», где Макс грубо, но безуспешно допрашивает Джози и швейцара о том, где Анджело мог спрятать Ритона, в то время как Марко захватывает Фифи, одну из приспешников Анджело, которая ждала прихода Макса. к. Они берут Фифи в ночной клуб, чтобы попросить Пьеро помочь его допросить, но Фифи, похоже, не знает ничего полезного. Анджело, которого предупредил о местонахождении Макса приспешник, охраняющий ночной клуб, звонит и предлагает обменять Ритона на золото, и Макс соглашается. Он, Марко и Пьеро вооружаются, берут золото и отправляются на машине Фифи.
На пустынной проселочной дороге Ритон возвращается невредимым, а Макс передает золото. После того, как машина Анджело уезжает, Ритон предупреждает Макса, что Анджело путешествовал на второй машине, которая появляется вдалеке. Приспешники Анджело взрывают машину Фифи ручными гранатами, убивая Марко, и приходят зачистить место происшествия, но Макс, Пьеро и Ритон расстреливают их и берут их машину, чтобы преследовать Анджело. Завязывается перестрелка, в ходе которой Ритон ранен, а машина Анджело разбивается. Анджело пытается бросить гранату в группу Макса, но в него стреляют, граната взрывает его и поджигает его машину. Когда приближается грузовик, Макс вынужден оставить золото в раскаленной обломке.
Вернувшись к Пьеро, Ритон лечится врачом мафии. Ритон убеждает Макса заниматься своими обычными делами, чтобы избежать подозрений в том, что он был причастен к кровавой бойне прошлой ночью, поэтому Макс ведет Бетти к мадам Буш на обед. Все говорят о возвращении украденного золота из разбившейся машины Анджело, а некоторые другие посетители спрашивают Макса, верит ли он, что Анджело действительно был вором. Макс звонит, чтобы проверить Ритона, и узнает, что Ритон умер. Он включает свою любимую песню в музыкальном автомате и садится есть.
Бросать
[ редактировать ]- Жан Габен в роли Макса, известного как Макс «le Menteur» («лжец»), парижского преступника.
- Рене Дари в роли Анри Дюкро, известного как «Ритон» (уменьшительная форма от «Анри»), лучшего друга и сообщника Макса.
- Дора Долл в роли Лолы, танцовщицы, встречающейся с Максом
- Поль Франкёр в роли Пьеро, владельца ночного клуба и босса преступного мира.
- Жанна Моро в роли Жози, танцовщицы, покидающей Ритон ради Анджело.
- Витторио Саниполи — Рамон, один из приспешников Анджело
- Мэрилин Буферд — Бетти, богатая подруга Макса
- Габи Бассет — Маринетт, жена Пьеро и менеджер его клуба.
- Поль Барж в роли Эжена, человека, который помогает Максу донести золото до офиса Оскара.
- Ален Буветт — таксист
- Даниэль Коши в роли Фифи, приспешника Анджело, которого поймал Марко и пытал Пьеро.
- Дениз Клер — мадам Буш, владелица ресторана
- Анджело Десси — Бастьен, один из приспешников Анджело
- Мишель Журдан — Марко, протеже Макса
- Пол Оттли — Оскар, дядя Макса и скупщик
- Жан Ривейр в роли Портера в отеле «Модерна»
- Делия Скала — Угетт, секретарь Оскара
- Умберто Сильвестри — один из приспешников Анджело
- Лусилла Соливани — Нана, секретарь Пьеро
- Лино Вентура в роли Анджело Фрейзера, амбициозного преступника со своей бандой.
Фон
[ редактировать ]Режиссер Жак Беккер прочитал роман «Touchez pas au grisbi» Альберта Симонина в 1953 году. [ 4 ] и почувствовал, что это будет интересная тема для кинозрителей. Его захватил его друга Анри-Жоржа Клузо фильм «Салэр де ла пейр » , получивший в том же году Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля. Беккер тогда стремился снова завоевать расположение кинозрителей и, таким образом, продюсеры после отсутствия коммерческого успеха двух его последних фильмов. [ 4 ]
Сценаристы смягчили насилие, расизм и общую грязную природу оригинального романа Симонина, а Беккер «придал французскому нуару чрезвычайно успешный новый поворот, создав французский гангстерский фильм... Грисби воплощает в себе жанр». [ 5 ] Touchez pas au grisbi - единственный гангстерский фильм Беккера, в котором он продвинул этот жанр вперед, объединив «задумчивые размышления о возрасте, дружбе и упущенных возможностях» с традиционными элементами «двойного обмана, насилия, похищений, перестрелок», и оказал влияние о французских полицейских драмах будущего с их «настроением иронического экзистенциального фатализма». [ 6 ]
Грисби слегка затрагивает обычные темы, такие как хулиганы, ночные клубы, девушки-гангстеры и перестрелки. Беккер добавляет к этому внимание к «повседневным ритуалам», особенно в сцене, где в секретной квартире пьют вино и тост с паштетом. [ 5 ]
Французскому актеру Даниэлю Желену сначала предложили роль Макса, но он отказался, посчитав себя слишком молодым для этой роли. Несмотря на свое восхищение Габеном, особенно в фильмах «Бас-фонд» и «Большая иллюзия» , Беккер поначалу не хотел брать его на роль, поскольку он представлял прошлое французского кино и ему еще предстояло заново открыть для себя свой порыв в послевоенную эпоху после возвращения из кино. Соединенные Штаты. [ 4 ] Тем не менее он отправил сценарий Габену, который согласился сыграть главную роль, воспользовавшись более зрелым обликом актера. [ 4 ] Кинокарьера Габена несколько изменилась после войны, и Грисби возродил ее и привел его к успеху в старых ролях во второй половине его карьеры. [ 6 ] «Touchez pas au grisbi» стал кинодебютом Лино Вентуры . Пока Беккер искал своего Ритона, Габен познакомил его с Рене Дари , который в годы войны во время оккупации обрел известность в ролях, которые Габен в противном случае мог бы сделать своими; Габен также предложил Габи Бассет , свою бывшую жену, сыграть жену Пьеро. [ 4 ]
Съемки начались в студии Бийанкур распространились на съемки на открытом воздухе в Париже и Ницце , их окрестностях. , но осенью 1953 года [ 4 ] Основная команда была сформирована из людей, которых Беккер хорошо знал; Жан д'Обонн за декорации, Пьер Монтазель, Колетт Крошо за сценарий и Маргарита Ренуар за монтаж. Вернулся Марк Моретт, бывший помощник Беккера в начале его карьеры, а также старший сын Беккера Жан. [ 4 ]
Винер внимательно следил за съемками фильма и вместе с Беккером решил сконцентрироваться на двух темах саундтрека: одна для Макса, а другая для товарищества Макса и Ритона. После того, как Ренуар дал ему первую версию фрагментов фильма, она объяснила, что Беккер подумывал использовать песню Мезза Меззроу в качестве темы «музыкального автомата». Чтобы предотвратить это, Винер работал в одночасье и был убежден, что ему следует использовать губную гармошку в качестве основного инструмента, поскольку недавно он был впечатлен игрой Жана Ветцеля. Песня «The Touch/Le Grisbi» стала самой прибыльной в карьере Винера и вскоре начала свое существование за пределами фильма, в записях, в частности, Ричарда Хеймана , The Commanders, Гарри Джеймса , Сая Оливера , Теда Хита , Ларри Адлера , Стэнли Блэк и Бетти Джонсон . [ 7 ]
Прием
[ редактировать ]В 1954 году этот фильм стал четвертым по популярности фильмом во французском прокате. [ 1 ] «Туш па-о-грисби» принес Беккеру его первый большой кассовый успех после «Ружных красок Гупи» 1943 года. [ 6 ]
На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes фильм имеет 100% рейтинг одобрения, основанный на отзывах 25 критиков, со средневзвешенной оценкой 8,30/10. [ 8 ] Он также входит в Роджера Эберта . список «Великих фильмов» [ 9 ]
Восстановленное издание фильма вышло в свет в 2017 году. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Кассы 1954 года во Франции» . Кассовая история .
- ^ Касса Моджо
- ^ Ламберт, Гэвин. На фото - Венеция. Вид и звук , октябрь-декабрь 1954 г., стр. 58.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Не трогайте Грисби - Жак Беккер (1954), Mon Cinema a Moi, 25 февраля 2018 г., по состоянию на 8 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Жинетт Винсендо. Как во Франции родился нуар. (Особенности журнала Sight & Sound – Deep Focus, 7 мая 2019 г., по состоянию на 8 марта 2024 г.).
- ^ Jump up to: а б с [Кемп, Филип. Touchez pas au grisbi — Заброшенный мастер. Сборник критериев, 17 января 2005 г.], по состоянию на 8 марта 2024 г.
- ^ Винер, Жан. Аллегро Аппационато . Пьер Бельфонд, Париж, 1978, стр. 141–144.
- ^ «Туш Па-о-Грисби (1954)» . Гнилые помидоры . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ Эберт, Роджер (1 февраля 2004 г.). «Туш Па-о-Грисби (1954)» . Проверено 20 мая 2016 г.
- ^ DVD/Blu-ray: Touchez Pas au Grisbi - Arts Desk, 29 августа 2017 г. , по состоянию на 8 марта 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Не трогайте грисби на IMDb
- Не трогайте грисби в AllMovie
- Не трогайте грисби на Metacritic
- Страница фильма в Box Office Story
- Грисби Обзор фильма в The New York Times. Последний доступ: 3 июля 2014 г.
- Touchez pas au grisbi: Заброшенный мастер, эссе Филипа Кемпа из Criterion Collection
- Не трогайте грисби: странные размышления , эссе Джеффри О'Брайена из Criterion Collection
- фильмы 1954 года
- Криминальные фильмы 1954 года
- Итальянские гангстерские фильмы
- Французские черно-белые фильмы
- Французскоязычные фильмы 1950-х годов
- Французские гангстерские фильмы
- Фильмы об организованной преступности во Франции
- Фильмы Жака Беккера
- Фильмы по сценариям Альберта Симонина
- Итальянские черно-белые фильмы
- Итальянские фильмы 1950-х годов.
- Французские фильмы 1950-х годов.
- Фильмы, написанные Джином Винером
- Фильмы по произведениям Альберта Симонина