Jump to content

Стереотипная модель контента

В социальной психологии модель содержания стереотипов ( SCM ) — это модель, впервые предложенная в 2002 году, постулирующая, что все групповые стереотипы и межличностные впечатления формируются по двум измерениям: (1) теплота и (2) компетентность.

Модель основана на представлении о том, что люди эволюционно предрасположены сначала оценивать намерение незнакомца причинить им вред или помочь (измерение теплоты), а затем судить о способности незнакомца действовать в соответствии с этим предполагаемым намерением (измерение компетентности). К социальным группам и отдельным лицам, которые конкурируют за ресурсы (например, место в колледже, пресную воду из колодца и т. д.) с членами своей группы или с самим собой, относятся враждебно или пренебрежительно. Эти группы и отдельные лица попадают в нижнюю часть спектра теплоты, в то время как социальные группы и люди с высоким социальным статусом (например, успешные в экономическом или образовательном отношении) считаются компетентными и находятся в верхней части спектра измерения компетентности. Таким образом, отсутствие воспринимаемой угрозы предсказывает теплоту оценки, а выраженные символы статуса предсказывают впечатление компетентности. [1] [2] Модель впервые предложили социальный психолог Сьюзан Фиск и ее коллеги Эми Кадди , Питер Глик и Цзюнь Сюй. [3] Последующие экспериментальные испытания на различных национальных и международных выборках показали, что SCM надежно предсказывает содержание стереотипов в различных культурных контекстах. [2] [4] и аффективные реакции по отношению к множеству различных групп. [5] Модель также получила поддержку в таких областях, как межличностное восприятие . [6]

Модель содержания стереотипов, адаптированная из Fiske et al. (2002): Четыре типа стереотипов, возникающих в результате сочетания воспринимаемой теплоты и компетентности.

Оценки теплоты оказывают большее влияние на межличностные и межгрупповые отношения, чем оценки компетентности. Таким образом, тепло является основным измерением в SCM. [7] Оценка уровня потенциальной угрозы чужой группы или отдельного человека позволяет предсказать место группы или человека в высоком/низком спектре теплового измерения. С эволюционной точки зрения теплота имеет первостепенное значение, поскольку четкое понимание компетентности человека не так важно, если вы уже знаете, что он не пытается вам навредить. Ранние версии SCM предсказывали, что межгрупповая или межличностная конкуренция приводит к повышению рейтинга теплоты (низкая конкуренция → высокая теплота; высокая конкуренция → низкая теплота). [8] В 2015 году Кервин, Фиске и Изербит расширили первоначальное определение угрозы SCM, включив в него также символические угрозы Киндера и Сирса (1981) , основанные на теории символического расизма , которая основана на внутригрупповых страхах по поводу предполагаемых угроз культуре или ценностям. нормы. В той же статье Кервин, Фиске и Изербит также расширили свою концепцию теплоты и определили ее как общий термин, охватывающий как общительность, так и мораль. Эта реконцептуализация теплоты стала ответом на более раннюю работу Лича, Эллемера и Баррето (2007), которые утверждали, что измерение теплоты объединяет две переменные (1) общительность, которая описывает такие качества, как сотрудничество и доброта, и (2) моральность, описывающую внутреннее этический смысл. Они предложили альтернативную трехмерную модель, которая сохранила компетентность и разделила теплоту на нравственность и коммуникабельность. [9] Их призыв о важности морали в межгрупповом восприятии был также поддержан Brambilla et al. (2011) и Брамбилла и др. (2012). [10] [11] В дополнение к расширению определения теплоты, включив в него мораль, Кервин, Фиске и Изербит также возражали, что ранние теоретические определения теплоты фактически включали прилагательные, связанные с моралью, даже несмотря на то, что меры морали не были включены, когда теплота была позже введена в действие в ходе эмпирических исследований. тесты. [12]

Компетентность

[ редактировать ]

Люди или группы, которые кажутся «высокими по статусу», считаются более компетентными, чем люди с низким статусом. Определение и прогнозирование измерения компетентности на основе статуса широко распространено в литературе и, как таковое, не подвергается такой же критике, как измерение теплоты. Дуранте и др. (2013) межкультурный обзор литературы показал среднюю корреляцию между статусом и компетентностью r = 0,9 (диапазон = 0,74–0,99, все ps < 0,001). [13]

Историческая справка

[ редактировать ]

Предрассудки деконструируются и обсуждаются социальными психологами уже более восьми десятилетий. [14] Ранние исследования стереотипов, примером которых является работа Гордона Олпорта (1954), были сосредоточены на негативных стереотипах в рамках бинарной модели «своя группа/внешняя группа». [15] В отличие от прежних подходов «мы» и «они», структура SCM 2x2 создала новое пространство для смешанных ориентаций на внешние группы, т.е. группы, стереотипно относящиеся к низкой теплоте/высокой компетентности и низкой компетентности/высокой теплоте. Множественные категории чужих групп объясняли более широкое разнообразие лечения, направленного на чужие группы, чем предыдущая работа. [16] [7]

SCM отошла от прежней исследовательской литературы, используя смешанный стереотипный подход, который формализовал множество категорий аут-групп. Однако параметры модели – теплота и компетентность – имеют долгую историю в литературе по психологии. В частности, теория социальных суждений Розенберга, Нельсона и Вивеканантана 1968 года, которая включала социальные (хорошие/плохие) и интеллектуальные (хорошие/плохие), была ранней версией измерений теплой компетентности. [17] Фиске и др. (2002) также приписывают свое решение принять двойную модель теплоты/компетентности исследованию 1997 года, проведенному в лаборатории Богдана Войчишке, которое показало, что теплота и компетентность составляют 82% различий в социальных восприятиях повседневного поведения. [8] [18]

Карта поведения на основе межгруппового аффекта и стереотипов (BIAS)

[ редактировать ]

Для дальнейшего развития SCM Кадди, Фиске и Глик (2007) протестировали причинно-следственную модель развития стереотипов в каждом из четырех квадрантов SCM, которая связала социальную структуру (контекст окружающей среды) с развитием новых когнитивных объяснений (стереотипов), которые затем вызывают аффект (эмоции) и в конечном итоге приводят к тенденциям к действию (поведению). [5] Исследователи называют интегрированную структуру модели поведенческого и стереотипного содержания картой поведения, основанной на межгрупповых аффектах и ​​стереотипах (BIAS). Тенденции поведенческих действий карты BIAS включают активный/пассивный спектр и спектр вреда/содействия. Активно-пассивный спектр различает поведение, которое либо намеренно направлено на чужую группу (активное), либо поведение, затрагивающее чужую группу, но не требующее заметных усилий (пассивное). Второй спектр поведения, вред/содействие, включен в карту предвзятости, чтобы различать чужие группы, которым внутренняя группа может либо помогать, либо вредить. Каждому квадранту стереотипной группы соответствуют две поведенческие тенденции. Таким образом, общие культурные стереотипы диктуют, будет ли социальная группа либо подвергаться кооперативному поведению (активному или пассивному), либо подвергаться вредному поведению (активному или пассивному).

Квадранты карты BIAS

[ редактировать ]

1) (Высокая) Теплота / (Высокая) Компетентность

[ редактировать ]
  • Эмоция: Восхищение
  • Поведение: Активное содействие.
  • Описание: Внутренняя группа, т. е. группа, к которой лично принадлежит наблюдатель, близкие союзники и социальные референтные группы (например, культурные группы по умолчанию, такие как средний класс, гетеросексуалы), как правило, оцениваются как высокие по обоим параметрам. Однако существуют различия между внутригрупповым восприятием западной и восточной культур , причем только западные культуры демонстрируют этот внутригрупповой фаворитизм . [19]

2) (Высокая) Теплота / (Низкая) Компетентность

[ редактировать ]
  • Эмоция: Жалость
  • Поведение: Пассивное содействие.
  • Описание: Согласно исследованиям стереотипов, проведенным в США, в число чужих групп, которых обычно жалеют, входят пожилые люди и умственно отсталые люди. Чужие группы, которых жалеют, находятся в моральных рамках своей группы, но часто изолированы от общества. Например, пожилые люди, которых жалеют, получают либо пассивный вред, часто в форме изоляции в домах престарелых, либо активную помощь, оказываемую через благотворительные организации для пожилых людей или общественные работы. [5]

3) (Низкая) Теплота / (Высокая) Компетентность

[ редактировать ]
  • Эмоция: Зависть
  • Поведение: Пассивный вред
  • Описание: Наши группы, которым не хватает теплоты и высокой компетентности, вызывают зависть. Исследования стереотипов в США выявили, что богатые американцы, американцы азиатского происхождения и члены еврейской общины относятся к категории чужих групп с высокой компетентностью и низкой теплотой. [20]

4) (Низкая) Теплота / (Низкая) Компетентность

[ редактировать ]
  • Эмоция: Презрение
  • Поведение: Активный вред
  • Описание: Аут-группы, которые оцениваются с низкой теплотой и низкой компетентностью, подвержены наибольшей враждебности. Группы, подпадающие под категорию «низкий/низкий», обычно включают бездомных и получателей социальных пособий. [21]

Теплота и компетентность взаимодействия

[ редактировать ]

Теплота и компетентность как отдельные измерения

[ редактировать ]

Теплота и компетентность концептуально ортогональны, т.е. не перекрываются, и, соответственно, высокий рейтинг в одном измерении может сопровождаться низкой или высокой четкостью в другом измерении, не вызывая когнитивного диссонанса . [1] эго человека Теплота и компетентность также функционируют отдельно в механизме защиты . Исследование Колланжа, Фиске и Санитиозо, проведенное в 2009 году, показало, что, когда собственная компетентность участников находилась под угрозой, они с большей вероятностью ухудшали (или уменьшали) свое восприятие членов целевой группы, у которых были стереотипы (высокой) компетентности (низкой) теплоты. Это исследование подтверждает утверждение о том, что механизмы защиты эго зависят от измерения; Если человек испытывает угрозу своему уровню компетентности, он снизит свою оценку других людей, которых стереотипно считают высококомпетентными, но не ухудшит свое восприятие тех групп, которые по стереотипам считаются высококвалифицированными. [22]

Компромисс между теплотой и компетентностью

[ редактировать ]

Несмотря на концептуальную независимость, оценки теплоты и компетентности не являются полностью независимыми. Экспериментальное исследование 2005 года, проведенное Джаддом и соавт. сообщили о компромиссе между высокими и низкими оценками теплоты и компетентности при прямом сравнении относительных характеристик двух социальных групп. Когда участники исследования читали профиль одной группы, в котором они описывались как высокие по одному параметру (например, теплоте), участники исследования повышали свою оценку группы сравнения по альтернативному измерению (например, компетентности). [23] Таким образом, существует тенденция к амбивалентным стереотипам при сравнении относительной теплоты и компетентности социальных групп.

Теплота и компетентность в других дисциплинах

[ редактировать ]

Исследования теплоты и компетентности оказали большое влияние на социальную психологию .Их влияние вскоре проявилось и в других смежных областях, таких как реклама , [24] [25] международные отношения , менеджмент , [26] [27] и убеждение . В публичной дипломатии государства воспринимают зарубежную общественность на основе таких показателей, как теплота и компетентность: государства определяют, заслуживают ли иностранные заинтересованные стороны осторожности, исходя из их стратегической важности (в соответствии с теплотой), и обладает ли эта общественность ресурсами, благоприятными для целей политиков (в соответствии с ее теплотой). соответствие компетентности). [28]

  1. ^ Перейти обратно: а б Фиске, Сьюзен Т.; Кадди, Эми Джей Си; Глик, Питер; Сюй, июнь (2002). «Модель (часто смешанного) содержания стереотипов: компетентность и теплота соответственно вытекают из воспринимаемого статуса и конкуренции» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 82 (6): 878–902. CiteSeerX   10.1.1.320.4001 . дои : 10.1037/0022-3514.82.6.878 . ПМИД   12051578 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Кассин, Сол М.; Фейн, Стивен; Маркус, Хейзел Роуз (2011). Социальная психология (8-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Уодсворт, Cengage Learning . стр. 177–178. ISBN  978-0-495-81240-1 .
  3. ^ Уитли, Бернард Э.; Кайт, Мэри Э. (2010). Психология предрассудков и дискриминации (2-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Cengage Learning. п. 226. ИСБН  978-0-495-59964-7 .
  4. ^ Кадди, Эми Джей Си; и др. (2009). «Модель стереотипного контента в разных культурах: к универсальным сходствам и некоторым различиям» (PDF) . Британский журнал социальной психологии . 48 (1): 1–33. дои : 10.1348/014466608X314935 . ПМЦ   3912751 . ПМИД   19178758 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Кадди, Эми Джей Си; Фиске, Сьюзен Т.; Глик, Питер (2008). «Теплость и компетентность как универсальные измерения социального восприятия: модель контента стереотипов и карта предубеждений» (PDF) . Достижения экспериментальной социальной психологии . 40 (1): 61–149. CiteSeerX   10.1.1.169.3225 . дои : 10.1016/S0065-2601(07)00002-0 .
  6. ^ Рассел, Энн Мари; Фиске, Сьюзан Т. (2008). «Все относительно: социальная позиция и межличностная позиция» . Европейский журнал социальной психологии . 38 (7): 1193–1201. дои : 10.1002/ejsp.539 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Фиске, Сьюзен Т.; Кадди, Эми Джей Си; Глик, Питер (2007). «Универсальные измерения социального познания: теплота и компетентность». Тенденции в когнитивных науках . 11 (2): 77–83. дои : 10.1016/j.tics.2006.11.005 . ПМИД   17188552 . S2CID   8060720 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Фиске, Сьюзен Т.; Кадди, Эми Джей Си; Глик, Питер; Сюй, июнь (2002). «Модель (часто смешанного) содержания стереотипов: компетентность и теплота соответственно вытекают из воспринимаемого статуса и конкуренции». Журнал личности и социальной психологии . 82 (6): 878–902. CiteSeerX   10.1.1.320.4001 . дои : 10.1037/0022-3514.82.6.878 . ПМИД   12051578 .
  9. ^ Лич, Колин Уэйн; Эллемерс, Наоми; Барретто, Мануэла (2007). «Групповая добродетель: важность морали (по сравнению с компетентностью и коммуникабельностью) в положительной оценке групп» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 93 (2): 234–249. дои : 10.1037/0022-3514.93.2.234 . ПМИД   17645397 .
  10. ^ Брамбилла, Марко; Рускони, Патрис; Сакки, Симона; Керубини, Паоло (01 марта 2011 г.). «В поисках честности: основная роль морали (против коммуникабельности и компетентности) в сборе информации» (PDF) . Европейский журнал социальной психологии . 41 (2): 135–143. дои : 10.1002/ejsp.744 . ISSN   1099-0992 .
  11. ^ Брамбилла, Марко; Сакки, Симона; Рускони, Патрис; Керубини, Паоло; Изербит, Винсент Ю. (01 марта 2012 г.). «Вы хотите произвести хорошее впечатление? Будьте честны! Моральные качества доминируют в формировании впечатления о группе» (PDF) . Британский журнал социальной психологии . 51 (1): 149–166. дои : 10.1111/j.2044-8309.2010.02011.x . ISSN   2044-8309 . ПМИД   22435848 .
  12. ^ Кервин, Николас; Фиске, Сьюзен; Изербит, Винсент (01 января 2015 г.). «Прогнозирование первичного измерения социального восприятия» . Социальная психология . 46 (1): 36–45. дои : 10.1027/1864-9335/a000219 . ISSN   1864-9335 . ПМК   6294451 . ПМИД   30555596 .
  13. ^ Дуранте, Федерика; Фиске, Сьюзен Т.; Кервин, Николас; Кадди, Эми Джей Си; Аканде, Адебовале (Дебо); Адетун, Боланле Э.; Адевуи, Модупе Ф.; Церере, Магделина М.; Рамиа, Ананти Аль (1 декабря 2013 г.). «Неравенство доходов в странах предсказывает двойственность содержания стереотипов: как общества относятся к разрыву» . Британский журнал социальной психологии . 52 (4): 726–746. дои : 10.1111/bjso.12005 . hdl : 2078.1/144146 . ISSN   2044-8309 . ПМЦ   3855559 . ПМИД   23039178 .
  14. ^ Маки, Дайан М.; Девос, Тьерри; Смит, Элиот Р. (2000). «Межгрупповые эмоции: объяснение тенденций наступательных действий в межгрупповом контексте». Журнал личности и социальной психологии . 79 (4): 602–616. дои : 10.1037/0022-3514.79.4.602 . ПМИД   11045741 .
  15. ^ Олпорт, Гордон (1954). Природа предрассудков .
  16. ^ Джадд, Чарльз М.; Джеймс-Хокинс, Лори; Изербит, Винсент; Касима, Ёсихиса (2005). «Фундаментальные аспекты социального суждения: понимание взаимосвязи между суждениями о компетентности и теплоте». Журнал личности и социальной психологии . 89 (6): 899–913. CiteSeerX   10.1.1.379.5039 . дои : 10.1037/0022-3514.89.6.899 . ПМИД   16393023 .
  17. ^ Розенберг, Сеймур; Нельсон, Карно; Вивеканантхан, PS (1968). «Многоаспектный подход к структуре личностных впечатлений». Журнал личности и социальной психологии . 9 (4): 283–294. дои : 10.1037/h0026086 . ПМИД   5670821 .
  18. ^ Войчишке, Богдан (1997). «Параллели между чертами, связанными с компетентностью и моралью, а также индивидуалистическими и коллективистскими ценностями» . Европейский журнал социальной психологии . 27 (3): 245–256. doi : 10.1002/(sici)1099-0992(199705)27:3<245::aid-ejsp819>3.3.co;2-8 .
  19. ^ Кадди, Эми Джей Си; Фиске, Сьюзен Т.; Кван, Вирджиния, Ю.С.; Глик, Питер; Демулен, Стефани; Лейенс, Жак-Филипп; Бонд, Майкл Харрис; Круазе, Жан-Клод; Эллемерс, Наоми (01 марта 2009 г.). «Модель стереотипного содержания в разных культурах: к универсальным сходствам и некоторым различиям» . Британский журнал социальной психологии . 48 (1): 1–33. дои : 10.1348/014466608x314935 . ISSN   2044-8309 . ПМЦ   3912751 . ПМИД   19178758 .
  20. ^ Фиске, Сьюзен Т.; Сюй, Хуан; Кадди, Эми С.; Глик, Питер (1 января 1999 г.). «(Не)уважение против (не)любви: статус и взаимозависимость предсказывают двойственные стереотипы компетентности и теплоты». Журнал социальных проблем . 55 (3): 473–489. CiteSeerX   10.1.1.366.3174 . дои : 10.1111/0022-4537.00128 . ISSN   1540-4560 .
  21. ^ Харрис, Ласана Т.; Фиске, Сьюзен Т. (06 мая 2016 г.). «Дегуманизация низших из низших». Психологическая наука . 17 (10): 847–853. дои : 10.1111/j.1467-9280.2006.01793.x . ПМИД   17100784 . S2CID   8466947 .
  22. ^ Колланж, Джули; Фиске, Сьюзен Т.; Санитиосо, Расид (1 февраля 2009 г.). «Поддержание положительного образа себя посредством стереотипного представления о других: самоугроза и стереотипная модель содержания» . Социальное познание . 27 (1): 138–149. дои : 10.1521/soco.2009.27.1.138 . ISSN   0278-016X . ПМК   3882017 . ПМИД   24403668 .
  23. ^ Джадд, Чарльз М.; Джеймс-Хокинс, Лори; Изербит, Винсент; Касима, Ёсихиса (2005). «Фундаментальные аспекты социального суждения: понимание взаимосвязи между суждениями о компетентности и теплоте». Журнал личности и социальной психологии . 89 (6): 899–913. CiteSeerX   10.1.1.379.5039 . дои : 10.1037/0022-3514.89.6.899 . ПМИД   16393023 .
  24. ^ Аакер, Дженнифер Л.; Гарбинский, Эмили Н.; Вос, Кэтлин Д. (3 марта 2012 г.). «Культивирование восхищения брендами: теплота, компетентность и попадание в «золотой квадрант» ». Журнал потребительской психологии . 22 (2): 191–194. дои : 10.1016/j.jcps.2011.11.012 . ISSN   1532-7663 . S2CID   9999307 .
  25. ^ Завиша, Магдалена; Питтард, Челси (26 марта 2015 г.). «Когда теплота и компетентность продаются лучше всего? «Золотой квадрант» меняется в зависимости от типа продукта, индивидуальных различий целей и типа рекламной привлекательности» (PDF) . Фундаментальная и прикладная социальная психология . 37 (2): 131–141. дои : 10.1080/01973533.2015.1015130 . ISSN   1532-4834 . S2CID   145480428 .
  26. ^ Гао, Исин (Лиза); Маттила, Анна С. (2014). «Повышение удовлетворенности потребителей в зеленых отелях: роль воспринимаемого тепла, воспринимаемой компетентности и мотива КСО». Международный журнал гостиничного менеджмента . 42 : 20–31. дои : 10.1016/j.ijhm.2014.06.003 . ISSN   0278-4319 .
  27. ^ Крингс, Франциска; Щесны, Сабина; Клюге, Аннет (24 ноября 2010 г.). «Стереотипные выводы как посредники возрастной дискриминации: роль компетентности и теплоты» (PDF) . Британский журнал менеджмента . 22 (2): 20–31. дои : 10.1111/j.1467-8551.2010.00721.x . ISSN   1467-8551 . S2CID   55380870 .
  28. ^ Пахер, Андреас (2018). «Стратегическая общественность в публичной дипломатии: типология и эвристический механизм для множественной общественности». Гаагский журнал дипломатии . 13 (3): 272–296. дои : 10.1163/1871191X-13020004 . ISSN   1871-191X .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a0451f2b12e1bce07806a630e5101287__1704902940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/87/a0451f2b12e1bce07806a630e5101287.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stereotype content model - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)