Ахиллес Хатун
Ахиллес Хатун | |||||
---|---|---|---|---|---|
Рожденный | Константинополь , Османская империя | ||||
Умер | после 1627 г. Константинополь , Османская империя | ||||
Супруг | |||||
Проблема | Принц Мустафа ( оспаривается ) Зейнеп Султан ( оспаривается ) | ||||
| |||||
Дом | Османский (по браку) | ||||
Отец | Хоказаде Эсад Эфенди | ||||
Мать | Дочь Бостанзаде Мехмеда Эфенди. | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Рукие Акиле Хатун (англ. Турецкое произношение: [ak̟ʰile Hatʰun] ; Османский турок : Акиле Хатун , « очаровательная » и « умная », умерла после 1627 года), также называемая Акиле Ханым , была женой султана Османа II Османской империи . [ 1 ] [ 2 ]
Семья
[ редактировать ]Акиле Хатун была дочерью Шейхулислама Хоказаде Эсада Эфенди (1570–1625), члена одной из самых почитаемых линий улемов в истории Османской империи. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 1 ] [ 2 ] Ее мать была дочерью Бостанзаде Мехмеда Эфенди (умер в 1598 г.), который занимал должность главного муфтия при султане Мураде III , и его сына султана Мехмеда III . [ 6 ] У нее было три брата по имени Эбусаид Мехмед Эфенди (1593-94 – 1662), которые также служили Шейхюлисламом. [ 7 ] Ариф Мехмед Эфенди (умер в 1622 г.) и Эбуссууд Эфенди (умер в 1682 г.). [ 8 ] Она была внучкой уважаемого Ходжа Садеддина Эфенди (1536-37 – 1599), королевского наставника, муфтия, историка и основателя настоящей династии видных религиозных деятелей (два из пяти его сыновей и трое внуков занимали пост муфтия, в то время как двое других его сыновей занимали пост главного судьи). [ 3 ]
Свадьба
[ редактировать ]С того времени, как османы попытались превратиться из выдающейся семьи гази , чей статус по отношению к другим выдающимся семьям гази был статусом primus inter pares, в правящую династию, от которой исходил суверенитет, одно из наиболее фундаментальных понятий, которые под руководством этого правящего дома было необходимым условием избежать косвенных связей со свободной аристократией внутри общества. [ 4 ] Однако в 1622 году Осман подумывал о женитьбе на Акиле. [ 9 ] Поначалу Эсад-эфенди отказался от намерения султана жениться на его дочери, поскольку такой брак стал бы серьезным разрывом османской династической традиции. Байло Джустиниан отметил, что Осман считался капризным и незрелым в глазах своего народа и что он действовал, не посоветовавшись предварительно со своими советниками. Более того, по мнению байло, брак рассматривался как новая практика, которая могла нанести вред благосостоянию империи. [ 9 ]
Между тем правительственные визири были обеспокоены тем, что женитьба султана Дочь муфтия могла бы нарушить хрупкий баланс сил при императорском дворе, поскольку это позволило бы Эсаду Эфенди оказывать большее влияние на султана, тем самым создавая среди них альтернативный центр власти. В конце концов, несмотря на первоначальный отказ, Эсад Эфенди выполнил требование султана жениться на его дочери. В качестве свадебного приданого Осман подарил своему новому тестю 600 000 золотых монет. Свадьба была отпразднована фейерверком в Старом дворце 19 марта 1622 года. [ 9 ] всего за несколько месяцев до смерти Османа. [ 5 ] Доверенным лицом султана в браке выступил видный шейх Джелвети Ускюдари Махмуд, среди последователей которого фигурировал Эсад Эфенди. [ 3 ] [ 1 ]
Венецианский байло прокомментировал брак, заявив, что Эсад Эфенди принял его просто для того, чтобы отговорить Османа от совершения паломничества. [ 9 ] Невизаде Атаи, составитель биографии улемов семнадцатого века, описал Эсада Эфенди как «второго Эдебали », потому что он был удостоен чести быть связанным браком с династией и был выдающимся среди улемов. После женитьбы Акиле на Османе отношения ее отца с султаном охладились, отчасти, по крайней мере, из-за брака. Ее брак с Османом стал резким разрывом с традицией династии избегать юридических союзов, особенно с мусульманками знатного происхождения, и способствовал народному недовольству, кульминацией которого стало его свержение. [ 3 ]
Вид Акиле, свободнорожденного мусульманина исключительной родословной, проходящего через Бабюссааде в гарем, должно быть, казался осману немыслимым кошмаром. [ 4 ] Однако сведения из личного кошелька позволяют предположить, что Акиле никогда не входил в гарем императорского дворца. [ 5 ] Конечно, эта свободнорожденная мусульманка с высоким статусом была бы аномалией в доме, состоящем из рабов, и ее присутствие подрывало бы устоявшуюся иерархию гарема. Инцидент, описанный венецианским послом Симоном Контарини в его отчете за 1612 год, предполагает, что перспектива проживания свободной мусульманки в императорском гареме могла быть важным фактором непопулярности брака. [ 3 ]
После смерти Османа в мае 1622 года она вышла замуж за Ганизаде Надири Эфенди. [ 10 ] [ 1 ] [ 2 ] в 1627 году известный османский учёный, поэт и каллиграф. [ 11 ]
Проблема
[ редактировать ]Акиле может быть матерью близнецов Шехзаде Мустафы и Зейнеп Султан, родившихся после смерти их отца в ноябре 1622 года, через девять месяцев после свадьбы Акиле, и умерших в первые месяцы 1623 года по неустановленным причинам.
Однако это сомнительно, поскольку мать близнецов не указана ни в одном документе. По словам Озтюны, Акиле Хатун была матерью двоих детей, но, по словам Пирса, брак, вероятно, так и не был заключен, что, однако, является всего лишь теорией и противоречит первоисточникам.
Некоторые указывают на второй брак Акиле, пусть и после смерти ее детей, как доказательство того, что она не была матерью, но в действительности уже были наложницы и супруги, которые, оставшись бездетными, покинули гарем и снова вышли замуж, и были и другие случаи после Османа, например, Хюмаша Султан , законная жена Ибрагима I и мать сына, умерла в младенчестве.
Поскольку Акиле была свободной женщиной, она имела право покинуть дворец после смерти Османа и снова выйти замуж.
В популярной культуре
[ редактировать ]- В турецком историческом научно-популярном сериале 2015 года Muhteşem Yüzyıl: Kösem Акиле Хатун сыграла турецкая актриса Бахар Сельви. В сериале ее зовут Акиле Ханым, она мать Шехзаде Мустафы и Зейнеп Султан. В сериале близнецы родились незадолго до смерти Османа, а не через шесть месяцев после нее. [ 12 ]
Родословная
[ редактировать ]Предки Акиле Хатун |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Улучай, М. Чагатай (2011). Женщины и дочери султанов . Отюкен. п. 87. ИСБН 978-9-754-37840-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сакаоглу, Недждет (2008). Женщины-султаны этой собственности: Валиде Султанс, Хатунс, Хасекис, Кандинефендис, Султанефендис . Издательство Козерог. п. 327. ИСБН 978-6-051-71079-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лесли П. Пирс (1993). Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи . Издательство Оксфордского университета. стр. 106–107. ISBN 978-0-195-08677-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Габриэль Питерберг (2003). Османская трагедия: история и историография в игре . Издательство Калифорнийского университета. стр. 18–19 . ISBN 978-0-520-93005-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Акалин, Азия (11 октября 2016 г.). Постановка «Турка-османа: британская драма», 1656–1792 гг . Издательство Колумбийского университета. стр. 100-1 166–7. ISBN 978-3-838-26919-1 .
- ^ Чёрекчи, Семра (2012). Дань царским добродетелям султана Ахмеда I (годы правления 1603-1617): Хоказаде Абдулазиз Эфенди (ум. 1618) и его Ахлак-и Султан Ахмеди . Стамбульский университет Шехир. п. 29.
- ^ «ЭБУСАЙД МЕХМЕД ЭФЕНДИ» . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. 1988–2016.
- ^ «Шейхулислам Мехмет Эсат Эфенди» . Муниципалитет Эйюпсултан . Проверено 9 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чичек, Фикри (2014). Исследование повседневной политики и фракционности при дворе Османской империи в связи с цареубийством Османа II (годы правления 1618-22) . Стамбульский университет Шехир. стр. 64–66.
- ^ Ялчин, Эрдал К. Кто убил султана Османа? Вспоминая то, что забыл Туги (PDF) . стр. 31 и н. 93.
- ^ «ГАНИЗАДЕ МЕХМЕД НАДИРО (ум. 1036/1627), османский учёный, поэт и каллиграф, известный своим Мирацияе» . Энциклопедия ислама . Проверено 9 октября 2019 г.
- ^ Великолепный век: Кёсем - Акиле Ханым - Кто такая Бахар Селви (настоящее имя, роль, мертва ли она, ушла ли она) , получено 9 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ХОКА САДЕДДИН ЭФЕНДИ (ум. 1008/1599), османский шейхулислам и историк» . Энциклопедия ислама . Проверено 9 октября 2019 г.
- ^ «БОСТАНЗАДЕ МЕХМЕД ЭФЕНДИ (ум. 1006/1598), османский шейх аль-Ислам» . Энциклопедия ислама . Проверено 9 октября 2019 г.