Блаженный Джерард
Джерард | |
---|---|
![]() Гравюра на меди XVIII века работы Лорана Карса с подписью « Брат Жерар Тум, основатель Ордена Святого Иоанна Иерусалимского 1099» . | |
Ректор больницы | |
Рожденный | в. 1040 < Скала , герцогство Амальфи > |
Умер | 3 сентября 1120 г. Иерусалим , Иерусалимское королевство |
Почитается в | Костел |
Главный храм | Монастырь Святой Урсулы, Валлетта , Мальта |
Праздник | 13 октября |
Покровительство | День скорой медицинской помощи (Польша) |
Блаженный Жерар Сассо ( ок. 1040 – 3 сентября 1120), известный также как Жерар де Мартиг , был братом-мирянином бенедиктинского ордена , который был назначен настоятелем хосписа в Иерусалиме в Муристане в 1080 году. [1] После успеха Первого крестового похода в 1099 году он стал основателем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского , также известного как Рыцари-госпитальеры, организации, получившей признание папы в 1113 году. Таким образом, он был первым Великим крестовым походом. Магистр рыцарей-госпитальеров . [2]
Имя
[ редактировать ]Жерар Сассо стал известен как Пьер-Жерар де Мартиг из-за ошибочной традиции, согласно которой местом его рождения был Мартиг в Провансе . [3] Однако Вильгельм Тирский , писавший в конце XII века, называет Амальфи местом рождения Герарда. Это не является невероятным, поскольку купцы из Амальфи участвовали в реконструкции хосписа в Иерусалиме в 1020-х годах после его разрушения в 1005 году при халифе аль-Хакиме би-Амр Аллахе . [4]
Предполагаемая фамилия Тум , а также Том , Туне или Тенке возникла из-за ошибки Пьера-Жозефа де Этце (1730). [5] который принял слово tunc («тогда») за имя Джерарда. Ошибка де Хайце была обнаружена в 1885 году Фердинандом де Хельвальдом. [6] Прежде чем ошибочная природа фамилии Тунк стала ясна, итальянский историк Франческо Галеани Напионе (ум. 1830) итальянизировал Герардуса Тунка как Херардо да Тонко , предполагая, что он был уроженцем (или владел имуществом) Тонко в Пьемонте .
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Джерарда известно мало. Его национальность и место рождения неизвестны, но многие историки утверждают, что он родился в Скале, Кампания, около 1040 г. [7] в то время как традиция делает его уроженцем Амальфи или Нижней Бургундии (Прованс) . [8] Его имя, Жерар , было неизвестно на юге Италии в середине 11 века.
Скорее всего, он был братом-бенедиктинцем-мирянином, возможно, одним из frates conversi (т. е. мужчин, которые присоединились к ордену не мальчиками или юношами, а после того, как провели часть своих взрослых лет, ведя светскую жизнь), приехавших в Святую Землю, чтобы служить в аббатство Святой Марии Латинян. [4] Около 1080 года аббат поручил ему управлять больницей Святого Иоанна в Иерусалиме, которая была построена на месте монастыря Святого Иоанна Крестителя в 1060-х годах в дополнение к более старому приюту, перестроенному в 1020-х годах. [9] [10]
До осады Иерусалима 1099 года большая часть христианского населения была изгнана из Иерусалима Фатимидами, чтобы предотвратить сговор с западными осаждающими. После захвата города крестоносцами восточные христиане постепенно вернулись. [11] Джерард остался с несколькими братьями-служителями, чтобы ухаживать за больными в больнице. [12]
После успеха Первого крестового похода и создания Иерусалимского королевства Жерар продолжил свою работу в больнице, теперь уже в гораздо более благоприятных условиях. Годфри Бульонский , первый латинский правитель Иерусалима, передал госпиталю некоторую собственность, а его преемник Балдуин I Иерусалимский пожаловал ему одну десятую часть добычи, полученной в битве при Рамле в 1101 году. Также в 1101 году Роджер Борса Герцог Апулии подарил Дагоберту Пизанскому, Латинскому Патриарху Иерусалима, 1000 оговоркой безантов с , что одна треть подарка должна была пойти в больницу. К сожалению, патриарх оставил подарок себе, что способствовало его падению. [13]
К 1113 году больница была богатой и могущественной организацией в пределах Иерусалимского королевства, и Жерар расширил свою деятельность далеко за пределы города, основав дочерние больницы в Бари , Отранто , Таранто , Мессине , Пизе , Асти и Сен-Жиле . стратегически расположен на пути паломничества в Иерусалим.
Больница вскоре затмила аббатство Святой Марии Латинской , которое все еще было ее номинальной головной организацией, и, возможно, из-за этого было сочтено целесообразным создать больницу как самостоятельную суверенную организацию. Это произошло в 1113 году, когда папа Пасхал II в «Пироге Postulatio Voluntatis» признал госпиталь новым религиозным орденом. [14] Братья, служившие в больнице, теперь были известны как госпитальеры Святого Иоанна, а Джерард - как ректор больницы. Орден принял правило, в котором были заимствованы компоненты Правил Святого Бенедикта и Правил Святого Августина . Орден теперь был независимым, подчинялся только папству (и больше не подчинялся Иерусалимскому Патриархату), мог свободно выбирать преемника Герарда, а также свободно получать и владеть собственностью. [15]
Джерард прожил еще семь лет. Он умер в возрасте семидесяти лет 3 сентября, между 1118 и 1121 годами. Его сменил Раймон дю Пюи . [16]
Наследие и почитание
[ редактировать ]
Орден продолжал процветать при Раймонде, который впервые использовал титул Великого Магистра после того, как Роджер II Сицилийский использовал этот адрес в письмах к Раймонду.Именно Раймонд милитаризовал орден. Согласно описаниям работы больницы второй половины XII века, мужская больница была разделена на одиннадцать палат и могла принять более 1000 пациентов. [17] В больницу поступили все больные, независимо от национальности и вероисповедания. Госпитальеры в это время также управляли полевым госпиталем , который сопровождал армии крестоносцев в экспедициях, который смог эвакуировать 750 тяжело раненых в битве при Монжизаре 25 ноября 1177 года для лечения в Иерусалиме. Госпитальеры называли своих пациентов «нашими господами, больными» в соответствии с традицией, предположительно зародившейся у Жерара. [15]
Легенды о жизни Герарда записаны в 13 веке, особенно касаются его судьбы во время осады Иерусалима. Согласно этим рассказам, Жерар прятал хлеб в складках своего плаща, чтобы накормить голодных крестоносцев за городскими стенами. Когда мусульманские правители обнаружили Джерарда, они чудесным образом обнаружили только камни под его плащом. По другим версиям, мусульмане посчитали, что Джерард копит деньги и не платит должных налогов, поэтому его арестовали и подвергли пыткам, оставив калекой на всю оставшуюся жизнь. [10]
Почитание Жерара сосредоточилось на его смирении и вере до такой степени, что затмило его способности лидера и организатора, которыми он явно обладал. Благодаря историческим обстоятельствам Жерар воспользовался своим положением мирского администратора монастырской больницы, чтобы основать первый по-настоящему международный религиозный орден.И его святость, и его способности выражены в легенде, записанной в виде интерполяции в рукописи «Истории Фулчера Шартрского » и, как таковая, сомнительной достоверности, а именно: [18]
Здесь покоится Жерар, самый скромный человек на Востоке, раб (servus) бедняков, гостеприимный к незнакомцам, кроткий на лице, но с благородным сердцем. В этих стенах видно, насколько он был хорош. Он был предусмотрителен и активен. Прилагая всевозможные усилия, он простер руки свои во многие земли, чтобы получить то, что ему нужно, чтобы прокормить своих. На семнадцатый день прохождения Солнца под знаком Девы [3 сентября] он был вознесен на небо руками ангелов.
После его смерти госпитальеры попытались сохранить тело Жерара, оно хранилось в монастыре в Иерусалиме, а позже после падения города было перенесено в Акру. Когда ситуация на Святой Земле стала опасной, его тело было перевезено на Запад. К 1283 году его тело находилось в «очень драгоценной серебряной позолоченной шкатулке со множеством драгоценных камней» в часовне госпитальеров в Маноске , Прованс. Его череп был перенесен в монастырь Санта-Урсула в Валлетте, Мальта , в 1749 году, а остальные его мощи были уничтожены или рассеяны во время Французской революции. [19] Реликвии, приписываемые Жерару, продолжают храниться в провансальских церквях, в том числе в церкви Мартиг , одном из его возможных мест рождения. [20] Другие реликвии, принадлежавшие Жерару, можно найти в Мартиге , Франция , в часовне Магистрального дворца ордена в Риме , в церкви Сан-Доменико , Пизе и на Сицилии . [21]
См. также
[ редактировать ]- Генеральный картулярий ордена госпитальеров
- Список сайтов рыцарей-госпитальеров
- Язык (Рыцари-госпитальеры)
- Флаги рыцарей-госпитальеров
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филлипс, Уолтер Элисон (1911). « Святой Иоанн Иерусалимский, кавалер ордена Госпиталя ». В Британской энциклопедии . 24. (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 12–19.
- ^ Чарльз Мёллер (1910). « Госпитальеры святого Иоанна Иерусалимского ». В Католической энциклопедии . 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Морери, Большой исторический словарь , св «Жерар по прозвищу Том», т. 5 р. 159 .
- ^ Jump up to: а б Райли-Смит, 2012 , стр. 32–43.
- ^ Пьер-Жозеф де Этце, История жизни и поклонения блаженного Жерара Тенке, основателя ордена Святого Иоанна Иерусалимского , Экс, Жозеф Давид, 1730.
- ^ Флавиньи 2006 , с. 28.
- ^ «В Скала празднование 900-летия со дня кончины блаженного Герарда» . Мальтийский орден . 4 сентября 2020 г.
- ^ «Блаженный Жерар» . 30 июля 2016 г. Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Боас 2009 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Николсон 2001 , Рыцари-госпитальеры.
- ^ Рансиман, Стивен (1969). « Первый крестовый поход: от Антиохии до Аскалона ». В Сеттоне, Кеннет М.; Болдуин, Маршалл В. (ред.). История крестовых походов: I. Первые сто лет . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 338.
- ^ Делавиль Ле Ру, 1904 , стр. 39–43.
- ^ Рансимен 1952 , с. 82, Болдуин и Даймберт (1101).
- ^ «Основатель Ордена Святого Иоанна Иерусалимского Родосского и Мальтийского», Американская ассоциация Мальтийского ордена
- ^ Jump up to: а б Деннис Анджело Кастильо, Мальтийский крест: стратегическая история Мальтийской издательской группы Greenwood, 2006, с. 41
- ^ Бельтьенс 1995 , стр. 192–193.
- ↑ Иоанн Вюрцбургский в начале 1160-х годов сообщает, что во время его визита было вылечено 2000 больных, а другой посетитель упоминает, что видел 1000 коек. Кедар (1998) считает, что обычная вместимость составляла 1000 человек, а в чрезвычайных ситуациях братья покидали свои общежития и спали на полу, чтобы увеличить вместимость. Бенджамин З. Кедар , «Описание иерусалимской больницы в двенадцатом веке», в книге «Военные приказы: благосостояние и война» , изд. Хелен Николсон (Олдершот, 1998), стр. 3–26.
- ^ Райли-Смит 2012 , с. 41ф.
- ^ «Монастырь Святой Урсулы на Мальте» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2021 г.
- ^ Прингл 2010 , с. 205, Эпиграфия.
- ^ «3. 1. Могила и мощи блаженного Жерара» .
Библиография
[ редактировать ]- Асбридж, Томас (2012). Крестовые походы: Война за Святую Землю . Саймон и Шустер . ISBN 978-1-84983-688-3 .
- Баркер, Эрнест (1923). Крестовые походы . Мировые руководства. Издательство Оксфордского университета, Лондон.
- Бельтьенс, Ален (1995). У истоков Мальтийского ордена: от основания Иерусалимского госпиталя до его преобразования в военный орден . А. Бельтьенс. ISBN 978-2960009200 .
- Боас, Адриан Дж. (2009). Иерусалим во времена крестовых походов: общество, пейзаж и искусство в священном городе под властью франков . Рутледж. ISBN 9780415230001 .
- Делавиль Ле Ру, Жозеф (1895). Опись монет Святой Земли Ордена Госпиталя . Revue de l’Orient Latin, Том III. стр. 12 В.
- Делавиль Ле Ру, Жозеф (1904). Госпитальеры на Святой Земле и Кипре (1100-1310) . Э. Леру, Париж.
- Демургер, Ален (2013). Госпитальеры, От Иерусалима до Родоса 1050-1317 гг . Талландье, Париж. ISBN 979-1021000605 .
- Флавиньи, Бертран Галимар (2006). История Мальтийского ордена . Перрен, Париж. ISBN 978-2262021153 .
- Харот, Евгений (1911). Гербовое эссе великих магистров ордена Святого Иоанна Иерусалимского . Геральдический колледж.
- Жоссеран, Филипп (2009). Молитесь и сражайтесь, Европейский словарь военных орденов в средние века . Файяр, Париж. ISBN 978-2213627205 .
- Лок, Питер (2006). Путешественник Рутледжа по крестовым походам . Рутледж. дои : 10.4324/9780203389638 . ISBN 0-415-39312-4 .
- Мюррей, Алан В. (2006). Крестовые походы — энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-862-4 .
- Николсон, Хелен Дж. (2001). Рыцари-госпитальеры . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1843830382 .
- Прингл, Денис (2010). Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев: Том 3, Город Иерусалим: Корпус . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521172837 .
- Райли-Смит, Джонатан (2012). Рыцари-госпитальеры в Леванте, ок. 1070-1309 . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-29083-9 .
- Рансиман, Стивен (1951). История крестовых походов, том первый: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521347709 .
- Рансиман, Стивен (1952). История крестовых походов, том второй: Иерусалимское королевство и франкский Восток, 1100–1187 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521347716 .
- Сеттон, Кеннет М. (1969). История крестовых походов . Шесть томов. Университет Висконсина Пресс.
- Тайерман, Кристофер (2006). Божья война: новая история крестовых походов . Белкнап Пресс . ISBN 978-0-674-02387-1 .
- Ванн, Тереза М. (2006). Приказ Госпиталя . Крестовые походы – Энциклопедия, стр. 598–605.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жерар Лагледер, блаженный Жерар и его «вечное братство»: Орден Святого Иоанна (blessed-gerard.org)
- Блаженный Жерар/фра Герардо . СМОМ.
- Даниэль Ле Блевек. У истоков госпитальеров Сен-Жана Иерусалимского : Жерар, известный как «Тенке», и основание Ордена на Юге. Annales du Midi, 1977 год, 89–132 стр. 137–151.
- Брат Жерар . Французская Arc.Ask3.Ru.
- Список Великих Магистров Ордена Святого Иоанна Иерусалимского . Французская Arc.Ask3.Ru.
- Евгений Арот, Очерк герба Великих Магистров Ордена Святого Иоанна Иерусалимского .