Луиза Адольфа Ле Бо
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |


Луиза Адольфа Ле Бо (25 апреля 1850, Раштатт , Великое герцогство Баден — 17 июля 1927, Баден-Баден ) — немецкий композитор классической музыки . Она училась у известных музыкантов Клары Шуман и Франца Лахнера . [ 1 ] но ее основным инструктором был Йозеф Габриэль Райнбергер . [ 2 ] Как и многие другие женщины-композиторы XIX века, Ле Бо начала свою музыкальную карьеру как пианистка, а позже зарабатывала на жизнь преподаванием, критикой и исполнением музыки. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Луиза Адольфа Ле Бо родилась Луиза Кэролайн Мария Генриетта Адольф Ле Бо 25 апреля 1850 года в Раштатте , Великое Герцогство Баден . Она была единственной дочерью военного офицера Вильгельма Ле Бо и его жены Каролины (урожденной Барак). После ухода Уильяма Ле Бо в отставку из армии Бадена в 1856 году оба родителя посвятили себя общему образованию своей дочери. От своего отца Уильяма, музыканта и композитора, Ле Бо получила уроки игры на фортепиано, начиная с пяти лет. Свою первую пьесу Ле Бо сочинила в восемь лет. [ 3 ] Она изучала языки с 1863 по 1866 год в качестве гостя в местной женской школе. [ 4 ] В шестнадцать лет она завершила образование, получив диплом частного заведения для девочек, и с тех пор посвятила себя музыке.
Образование
[ редактировать ]После конфирмации на Пасху 1865 года Ле Бо начала брать уроки игры на фортепиано у Хофкапельмейстера Уильяма Калливоды в Карлсруэ. Она также брала уроки пения у Антона Хайзингера . году она дебютировала как пианистка, исполнив в Карлсруэ Концерт ми-бемоль мажор Бетховена В 1868 и Концерт соль минор Феликса Мендельсона . В 1870 году она познакомилась с Францем Лахнером и Антоном Рубинштейном . В 1873 году Ле Бо подал заявку на уроки игры на фортепиано у Клары Шуман в Баден-Бадене. Ее обучение у Шумана длилось одно лето, всего двенадцать уроков, из-за методов преподавания Шумана и личных разногласий между двумя музыкантами. [ 4 ] Концерт в феврале 1874 года привел Ле Бо в пять городов Нидерландов. Тур начался в Утрехте и пролегал через Арнем и Роттердам в Гаагу и, наконец, в Амстердам. Ле Бо рассказала в своих мемуарах, что ее здоровье было «нестабильным и непригодным для гастролей». [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]Мюнхен
[ редактировать ]По рекомендательному письму от пианиста и дирижера Ганса фон Бюлова семья Ле Бо решила переехать в Мюнхен, чтобы облегчить обучение Луизы у композитора Йозефа Габриэля Райнбергера в 1876 году. В соответствии с правилами, установленными Королевской музыкальной школой, Ле Бо обучался отдельно от студентов мужского пола. [ 4 ] Райнбергер и Ле Бо установили близкие отношения, и Райнбергер посвятил свою «Токкату для фортепиано» соч. 104 до Ле Бо. [ 4 ] Во время учебы в Королевской музыкальной школе учителем Ле Бо по контрапункту, гармонии и форме был Эрнст Мельхиор Саксе, а Франц Лахнер критиковал многие из ее произведений.
Годы после переезда в Мюнхен до 1885 года стали для Ле Бо самым продуктивным периодом. В 1877 году она предприняла концертное турне с певицей Аглаей Оргени и скрипачкой Бартой Хафт. Они побывали в нескольких баварских городках, где Луиза исполняла свои оригинальные композиции. Ле Бо также работала критиком, начиная с 1878 года писала обзоры для «Allgemeine Deutsche Musik-Zeitung» в Берлине. В конце концов Ле Бо перестала критиковать музыку, когда ее редактор постоянно исправлял и сокращал ее статьи. [ 4 ] В 1878 году она также основала «частный музыкальный курс для дочерей образованных классов». Эти уроки были направлены на подготовку женщин к возможностям трудоустройства в качестве учителей игры на фортепиано. [ 4 ]
Ле Бо больше сосредоточилась на других композиторах (в том числе на Берлиозе , Вагнере , Шопене , Шумане ) и постепенно оторвалась от Райнбергера, что привело к прекращению преподавательских отношений в 1880 году. [ 4 ] Летом 1882 года она написала партитуру «Соч. 27, Руфь - Библейские сцены для солистов, хора и оркестра». Кристиан Фридрих Кант из Лейпцига опубликовал произведение, премьера которого состоялась 5 марта 1883 года в Мюнхене. Также в 1882 году она выиграла первую премию за свою «Сонату для виолончели ор.17» на международном конкурсе композиторов. [ 1 ] В том же году Ле Бо познакомился в Веймаре с Ференцем Листом. Она была весьма разочарована встречей с Листом, поскольку она не помогла ей ни в приобретении контактов, ни в дальнейшем развитии ее навыков игры на фортепиано. [ 4 ] Премьера «Квартета Op.28 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели» Ле Бо состоялась в Гевандхаусе в Лейпциге. В 1884 году она познакомилась с писательницей Луизой Хитц и положила на музыку некоторые из ее стихов. В том же году она побывала в Зальцбурге и Вене, где познакомилась с Эдуардом Гансликом и Иоганнесом Брамсом. [ 4 ]
Берлин
[ редактировать ]Из-за растущей слабости старейшин Ле Бо и борьбы Луизы за поиск музыкантов в Мюнхене для работы, семья переехала в Висбаден в 1885 году. Некоторые из ее произведений Ле Бо исполнялись в Висбадене, где она также преподавала теорию музыки и предлагала вокал. уроки. В Висбадене Ле Бо начала свои пьесы «Адумот», соч.40 и соч. 37, Фортепианный концерт. [ 4 ] Произведения Ле Бо стали исполняться за пределами Европы, достигнув Сиднея и Константинополя. [ 4 ]
В 1890 году семья была вынуждена переехать в Берлин. Ле Бо начал изучать историю музыки в Королевской библиотеке. Позже она передала свою музыку на сохранение Королевской библиотеке. В Берлине она познакомилась с другими музыкантами, в том числе с Вольдемаром Баргилем, Йозефом Иоахимом и Филиппом Спиттой. За это время Ле Бо обучила лишь нескольких учеников, чтобы она могла сосредоточиться на сочинении и дублировании партитуры «Хадумот». [ 4 ] Георг Вирлинг, член Берлинской королевской академии искусств, номинировал Ле Бо на должность председателя Королевской музыкальной школы. В конечном итоге Ле Бо не получила эту должность, поскольку она никогда не предназначалась для женщин. [ 4 ]
Баден-Баден
[ редактировать ]
Ле Бо и ее семья снова переехали в 1893 году и поселились в Баден-Бадене. 19 ноября 1893 года состоялась премьера «Адумоф, соч. 40». В течение следующих нескольких лет она написала еще несколько произведений, в том числе «Симфонию Op.41 для оркестра», премьера которой состоялась в 1895 году в Баден-Бадене. После инсульта Уильям Ле Бо умер в 1896 году, оставив Луизе единственной опекуном своей матери, которая почти ослепла. [ 4 ] Летом 1897 года Ле Бо закончила работу над партитурой симфонической поэмы «Гогенбаден», премьера которой состоялась 25 февраля 1898 года в Баден-Бадене. В 1900 году умерла ее мать. [ 4 ] Последнее крупное камерное произведение Луизы Адольфа Ле Бо, «Струнный квинтет, Op.54 для 2-х скрипок, альта и двух виолончелей», было внесено в список 1901 года, но не было опубликовано. В 1902 году Ле Бо сочинила оперу-сказку «Очарованный халиф, соч. 55», которую посвятила своим родителям. Другие композиции (от соч. 56 до соч. 65) последовали в Баден-Бадене в последующие годы.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Во время поездки в Рим в 1902 году Ле Бо познакомился с певцом Альфредо де'Джорджио. В 1903 году, за 24 года до своей смерти, она отказалась от музыкальной карьеры. [ 1 ] С 1906 по 1910 год она жила в Италии. В 1910 году Ле Бо опубликовала свою автобиографию « Lebenserinnerungen einer Komponistin» ( «Воспоминания женщины-композитора»). [ 4 ] Мемуары включали пересказы ее концертов, а также ее опыта и взаимодействия с коллегами-мужчинами и женщинами - ее личная жизнь, включая процесс сочинения и вдохновение, была упомянута очень кратко. [ 4 ] На протяжении своих мемуаров она обращается к своим дневникам, чтобы помочь правильно пересказать истории. Однако дневники, судя по всему, не сохранились. [ 4 ]
Ее последние годы были отмечены путешествиями, преподаванием, сочинением музыки, концертами и написанием музыкальных обзоров для газеты Баден-Бадена. [ 4 ] В этот период Ле Бо начал давать концерты в Баден-Бадене. Она также написала статью о музыке в Баден-Бадене для Badeblatt после Первой мировой войны. В 1922 году отец одной из ее бывших учениц предложил ей пенсию на всю жизнь. [ 4 ] В свой 75-летний юбилей Ле Бо дала концерт своих фортепианных сочинений.
17 июля 1927 года Луиза Адольф Ле Бо скончалась в возрасте 77 лет в Баден-Бадене. Похоронена рядом с родителями на городском кладбище. В память о музыкантше город Баден-Баден назвал в ее честь свою музыкальную библиотеку, а 23 июля 2004 года на Лихтеналерштрассе, 46, доме, в котором она жила и впоследствии умерла, была установлена мемориальная доска.
Композиции
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Анника Форкерт: Статья «Луиза Адольфа Ле Бо» , в: Музыкальное образование и гендерные исследования: лексикон и мультимедийные презентации , под ред. Беатрис Борхард, Гамбургский университет музыки и театра, 2003 и далее. 19 апреля 2010 г. (получено 25 сентября 2020 г.).
- Джудит Э. Олсон: Искусство. Ле Бо, Луиза Адольфа. Гроув Музыка Онлайн (2005)
- Джудит Э. Олсон: «Луиза Адольфа Ле Бо: композитор из Германии конца девятнадцатого века». В: Джейн Бауэрс, Джудит Тик (ред.), Женщины, создающие музыку. Традиция западного искусства, 1150–1950 , Урбана/Чикаго, 1987, 282–303.
- Джудит Э. Олсон: «Ле Бо, Луиза Адольф». В: Словарь женщин-композиторов New Grove . Джули Энн Сэди, Риан Сэмюэл (редактор), Лондон, 1994. С. 269–271.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Райх, Нэнси Б. (2001). Пендл, Карин (ред.). «Европейские композиторы и музыканты, ок. 1800–1890». Женщины и музыка (второе изд.). Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы: 164.
- ^ Олсон, Джудит Э. (2007–2017). «Ле Бо, Луиза Адольфа». Grove Music Online – через oxfordmusiconline.com.
- ^ «Соната, соч. 17» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Форкерт, Анника (4 апреля 2010 г.). «Луиза Адольфа Ле Бо» . МУГИ (Музыка и гендер в Интернете) . Нэнси Шуман, пер . Проверено 28 марта 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список композиций (на немецком языке)
- Бесплатные партитуры Луизы Адольфа Ле Бо в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)