Павел Ксеропотаму
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2018 г. ) |
Павел Ксеропотаму | |
---|---|
![]() | |
Умер | Гора Афон , Греция |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
канонизирован | Предварительное собрание |
Праздник | 28 июля |
Павел Ксеропотаму [ 1 ] ( греч . Παῦλος ὁ Ξηροποταμινός ) — византийский подвижник, жил между 9 и 10 веками на Афоне , где также восстанавливал и основывал монастыри. Его память отмечается в Православной Церкви , день его памяти приходится на 28 июля. [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Преподобный Павел Ксеропотамский, урожденный Прокопий, якобы был сыном византийского императора, которого некоторые источники анахронично называют Михаилом I Рангабе . [ 2 ] Получив блестящее образование, Прокопий был одним из самых образованных людей своего времени. Его труды о Сретении Марии , каноне Сорока мучеников , каноне Святого Креста и другие произведения снискали ему заслуженную известность. Но ученость и почетное положение в свете не прельстили Прокопия.
Есть ученые, которые описывают Святого Павла как евнуха. [ 3 ] Это подтверждается его иконографическим изображением, где он изображен седовласым стариком без бороды, что контрастирует с глубоко укоренившимся обычаем монахов носить длинные бороды, но совместимо с кастрацией до или около полового созревания. как это было обычно для евнухов, а также для сыновей свергнутых императоров, как это произошло с низложением Михаила I Рангабе, сыновьям которого после кастрации было разрешено жить в монастырях, как это было наложено Леон V Армянин . [ 4 ]
Монастырь Ксеропотаму
[ редактировать ]Оставив все мирское, заменив свою богатую одежду нищенским лохмотьем, он отправился на Афон , Святую гору. В месте под названием Ксеропотаму ( греч . Ξηροποτάμου , высохшая река) он построил себе келью на развалинах монастыря, когда-то основанного императрицей Пульхерией в честь Сорока мучеников. Прокопий был пострижен в монахи отшельником по имени Косма и принял имя Павел. [ 2 ] По смирению монах никому не открыл своей эрудиции. Своей строгой жизнью Павел быстро прославился на всей Святой Горе. Он стал известен как Павел Ксеропотаму, а монастырь, в котором он работал, до сих пор называется . Ксеропотаму
Когда на престол вступил император Роман , родственник святого Павла, он убедил святителя прийти в Константинополь через протос Святой Горы и устроил ему пышную встречу. Смиренный Павел, не изменив своему монашескому долгу, предстал среди куртуазного великолепия и великолепия с крестом и в своем оборванном поясе . Святой Павел подтвердил, что его слава была избрана Богом, возложив руки на тяжело больного императора Романа и чудесным образом исцелив его. Но прелести придворной жизни, обещанные благодарным императором, не обманули святителя, и он вернулся на Святую Гору, попросив императора лишь об одном одолжении - восстановить монастырь Ксеропотаму.
По восстановлении монастыря, при освящении его собора, на святой алтарь была поставлена часть Животворящего Креста , дара императора Романа святому Павлу.
Монастырь Святого Павла
[ редактировать ]Вскоре Ксеропотамский монастырь наполнился множеством монахов, желавших перейти под послушание святого подвижника, но инок Павел, поручив руководство монастырем одному из отцов, удалился в отдаленную пустыню. Его строгое молчание вновь было нарушено учениками, не желавшими покидать своего старца. Около 980 года Преподобный попросил у императора новый монастырь. Здесь был заложен Георгиевский монастырь имени Святого Георгия , позже переименованный в честь самого святого в монастырь Святого Павла . [ 5 ] Первым настоятелем нового монастыря был сам преподобный Павел, [ 6 ] который также принес в этот новый монастырь частицы Животворящего Креста.
Святой, заранее извещенный о своей кончине, призвал к себе отцов Ксеропотаму и нового монастыря Св. Георгия и дал им последнее наставление. В день своей кончины святитель Павел облачился в мантию, прочитал молитву святителя Иоанникия Великого , которую он постоянно произносил: «Надежда моя — Отец, прибежище мое — Сын, защита моя — Дух Святой: Троице Святая, слава Тебе», и причастился Святых Христовых Тайн .
Св. Павел был ведущей фигурой группы отшельников на Афоне и мобилизовал этих подвижников для противодействия организованному монашеству. В частности, он был главным противником Афанасия и его монашеских предложений. [ 3 ] обвиняя его в том, что он привносит мирские пути на Афон, а также подчеркивая его эксплуатацию отшельников. [ 7 ]
Святой Павел повелел похоронить его тело на полуострове Лонгос напротив Святой Горы. Однако по воле Божией волны подтолкнули корабль до самого берега Константинополя , где Император и Константинопольский Патриарх с благоговением приняли тело святителя и торжественно положили его в соборе Святой Софии . После разграбления Константинополя крестоносцами мощи в святого Павла были перенесены Венецию .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Михаил Энев, Афонский Зографский монастырь , Издательство Кибела, 1994, с. 239.
- ^ Jump up to: а б с «Преподобный Павел Основатель монастыря Ксеропотам на Афоне», Православная Церковь в Америке
- ^ Jump up to: а б Кростини, Барбара; Мурзаку, Инес Анджели (15 декабря 2017 г.). Греческое монашество в Южной Италии: жизнь Нила в контексте . Рутледж. ISBN 9781317124719 .
- ^ Латтвак, Эдвард Н. (2009). Великая стратегия Византийской империи . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 182 . ISBN 9780674035195 .
- ^ «Святой монастырь Агиу Павлу (Святого Павла)», Пемптусия, 5 ноября 2011 г.
- ^ Гринфилд, Ричард П.Х.; Талбот, Элис-Мэри Маффри (2016). Святые мужи Афона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 677. ИСБН 9780674088764 .
- ^ Палайрет, Майкл (2015). Македония: Путешествие по истории (Том 1, От древних времен до османских вторжений) . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 387. ИСБН 9781443878449 .