Марокко


Маррако каталанский ( : , Lo Marraco Каталонское произношение: [məˈraku] ) — дракон или пугающее существо в каталонской мифологии в городе Лерида. Согласно сказкам, которые пугали детей, у него была пасть, достаточно широкая, чтобы проглотить человека целиком.
Этимология
[ редактировать ]Было высказано утверждение, что термин маррако является заимствованием от баскского слова, означающего «дракон». [ 1 ] но никакие лингвистические источники не цитировались.
Каталонское слово marraco (региональный вариант marraix ) также обозначает вид акулы, [ а ] По мнению лингвистического авторитета , соответствующее баскское слово marraxo, означающее «акула», по-видимому, заимствовано из испанского marrajo . [ б ] [ 3 ]
Каталонский маррако , марранхо и т. д. родственен кастильскому маррахо и португальскому марраксо . [ 4 ] Написание марраксо - одна из других также засвидетельствовано в трудах андалузского священника Педро де Вальдеррама (1550–1611), где он отмечает, что марраксо «чудовищных рыб» в море, таких как кит, тюлень, дракон. [ с ] [ 5 ]
Каталонское слово marraco также имело значение «большого быка» ( испанский : morlaco ), согласно одному из толкований: [ 6 ] а балеарско-каталонский ( Майорка ) маррако означает «застенчивый/дикий» ( испанский : huraño ) путем переноса из значения «кабан». [ д ] Были предприняты попытки этимологически связать эти родственные слова. [ и ] на испанское моррано, что означает «свинья/свинья». [ ж ] [ 6 ] [ 7 ] прямо не упоминается Однако в этих этимологических исследованиях маррако в значении фантастического зверя.
История
[ редактировать ]Древнее происхождение?
[ редактировать ]Дракон использовался как тотемное существо в районе Лериды с V века до нашей эры. [ 8 ] древние люди Илергетес, жившие в этом регионе, считали, что их вожди произошли от маррако , своего божества-дракона. Согласно одному источнику, [ 8 ] [ нужен лучший источник ]
Источник, который утверждает это древнее происхождение, также описывает маррако как «бескрылого зеленого монстра с острыми клыками и искривленной мордой, извергающего огонь из пасти». [ 8 ] писать так, как будто такие знания существовали с древности. Однако этому противоречит другой источник, который отмечает, что именно появление реквизита маррако, построенного в 1907 году для парада, «придало форму и цвет этому воображаемому существу». [ 9 ] Реквизит зеленого дракона на колесах (см. фотографии выше или иллюстрацию). [ 8 ] ) был оснащен способностью выпускать дым из ноздрей, [ 10 ] [ 11 ] но не был оснащен возможностью имитировать огнедышание. [ 12 ]
Средневековье и постсредневековье
[ редактировать ]Со времен Средневековья гигантские чучела, называемые гегантами (пойте. каталанский : gigant ; испанский : gigante , он же gigantón ) по подобию гигантов, карликов или чудовищных существ, разъезжали по улицам в рамках шествий Тела Христова в городах. по Каталонии. [ 13 ] [ 14 ]
Тараска Реус или Муласса (Барселона, Таррагона, праздника , Вальс ), Кукафера Тортосы . , Драк (дракон) Вилафранка-дель-Пенедес , названный наряду с Маррако Лериды в качестве примеров чучел монстров, выставленных напоказ в Каталонии во время . [ 13 ]
Одним из зарегистрированных постсредневековых предшественников «Ло Маррако де Лерида» была фигура драка или дракона, используемая городом во время шествия Успения Марии в 1551 году. [ 15 ] [ г ] Есть также запись о « драхе », который Генеральный совет приказал построить в 1671 году для помощи в процессии, и он также является предшественником Маррако. [ 16 ]
В преданиях Ллейдана Маррако долгое время использовался взрослыми как одно из существ, «пугающих детей» ( espantacriatures ), запугивающих непослушных детей и заставляющих их повиноваться. [ 17 ] [ 18 ] [ 9 ] Описано, что у него гигантский рот, способный проглатывать детей целиком. [ 18 ]
20 век
[ редактировать ]Первое настоящее изображение «Ло Маррако де Лерида» для шествий было создано в 1907 году, и с тех пор несколько его воплощений с перерывами появлялись на различных крупных фестивалях. [ 12 ] [ 9 ] празднование праздника Святой Анастази де Лерида Помимо Корпус-Кристи, еще одним типичным днем, когда выносят Маррако, является [ 18 ] [ 12 ] Он появился в День Святого Георгия в 2020 году. [ 9 ]
Эта первая версия регулярно находилась на действительной службе в течение нескольких лет подряд с 1907 по 1912 год, а затем окончательно появилась в 1915 году. [ 10 ] [ 12 ] Он был поставлен на колеса, то есть установлен на тележке -катафалке. [ 16 ] [ 10 ] Первоначальное штукатурное покрытие деревянного каркаса было разрушено грозой, и его пришлось спешно заменить пергаментной бумагой перед презентацией перед городским праздником , посвященным празднику Сант-Анастази 11 мая. [ 10 ] [ ч ] Первый Marraco также был спроектирован таким образом, что он мог притворяться, что пожирает детей своей большой пастью и выбрасывает их через хвостовую часть (вроде как Гаргантуа на Бильбао в главном празднике ). [ 16 ] [ 12 ]
После периода перерыва в 1941 году была построена замена. [ 19 ] а вот дракон, отлитый из гипса на проволочном теле, установленный на шасси грузовика [ 10 ] был настолько тяжелым и неповоротливым, что для его приведения в движение требовалось большое количество людей, поэтому он вышел из употребления. [ 11 ]
был построен обновленный Маррако В 1957 году по заказу городского совета Лериды по проекту архитектора Луиса Доменека Торреса (1911–1992). [ я ] [ 11 ] [ 20 ] Эту версию не просто поместили на автомобильное шасси, а сделали моторизованной (правда, это означало, что пришлось пожертвовать возможностью пожирания детей). [ 10 ] Дракона теперь возил по улицам водитель, а двое других мужчин ехали на нем, чтобы управлять его телом, чтобы он мог поворачивать шею, двигать головой и челюстями. [ 11 ] [ 10 ] Глаза были созданы, чтобы сверкать, [ 10 ] [ 11 ] и из него раздался ужасающий крик (это были звукозаписи на магнитной ленте, усиленные через громкоговоритель), [ 11 ] и дым исходил из ноздрей его. [ 11 ] [ 10 ] Но ему не хватало эффектной пиротехники (огнеплевания), которой оснащены другие парадные драконы Каталонии, а его огромные размеры вместо этого служат для того, чтобы произвести впечатление на толпу. [ 12 ]
Нынешний Маррако был перестроен в 1993 году по проекту 1957 года; старый корпус, сделанный из гипса, проволочной сетки и дерева, был заменен копией из стекловолокна ( Жоану Миро , хотя он умер в 1983 году). это улучшение приписывают [ 9 ] [ 10 ] Этот дракон также сидит на колесах и ездит по улицам, как автомобиль. [ 9 ] [ 14 ] Согласно данным, опубликованным муниципальным советом, его размеры составляют 8,5 метра (28 футов) в длину, 2,9 метра (9,5 футов) в ширину и 3,75 метра (12,3 фута) в высоту. [ 1 ]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Маррако, собранное в Камбрильсе, как вариант названия marraix , которое в современном использовании относится конкретно к Lamna nasus , морской акуле. [ 2 ]
- ↑ Р. Л. Траск в своей книге «не может идентифицировать заимствования как таковые» в нескольких случаях, а marraxo — одно из «явных заимствований» из испанского языка, которое заметил рецензент ( Хосе Игнасио Хуальде ).
- ^ В качестве примечания: Вальдеррама также полагает, что морской конек может быть библейским левиафаном .
- ↑ Значение слова «застенчивый» комментируется как указание на умение зверя скрываться, даже когда на него охотятся с помощью собак и т. Д.
- ^ Или группа родственных слов, которая также включает verrac «кабан», что наиболее близко к латинскому verres ; и реконструированное испанское * marraco «свинья (?)», предположительно от восточно-андалузского уменьшительного marraquillo «молодая свинья». [ 7 ]
- ↑ Хотя термин моррано также использовался как оскорбление новообращенных евреев и мусульман.
- ↑ Есть картина художника Хоана Хименеса (1912–2003). [ 15 ]
- ^ Один источник упоминает о его разрушении в 1911 году. [ 11 ] но слишком расплывчато, чтобы установить, имелся ли в виду инцидент с грозой или нет.
- ^ Луис Доменек Торрес - отец Луиса Доменека и Гирбау (р. 1940).
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б «Легенда о Маррако» . Ратуша . 2021 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Брезиану, Андрей (2007), «Aportació a El vocubulari des pescadors de Cambrils , de Josep Lluís Savall Rom» , Quel regust d'ampla llibertat: Memòria de Josep Lluís Savall , Tarragona: Cossetània Edicions, p. 39, ISBN 9788497913263
- ^ Хуальде, Хосе Игнасио (осень 1997 г.). «(Обзор) Истории басков Р. Л. Траска». Антропологическая лингвистика . 39 (3): 479. JSTOR 30029004 .
- ^ Короминес, Жанна [на каталонском языке] ; Гульсой, Джозеф [на каталанском языке] ; Канер, Макс (1980), «тауро» , Этимологический и дополнительный словарь каталонского языка (на каталонском языке), том. 8 (3-е изд.), Curial Edicions Catalanes, с. 355, ISBN 9788472563155
- ^ Вальдеррама, Педро де (1607 г.), Духовные упражнения для всех праздников Святых (на испанском языке), Барселона: Себастьян де Кормеллас, с. 13
- ^ Перейти обратно: а б Монлау, Педро Фелипе [на испанском языке] (1881) [1856], «маррано» , эссе «Этимологический словарь кастильского языка», которому предшествуют некоторые «Зачатки этимологии» , Мадрид: Imprenta y Estereotipia de Aribau, стр. 798
- ^ Перейти обратно: а б Малкиэль, Джейкоб (октябрь – декабрь 1948 г.). «Испано-арабский маррано и его испано-латинский гомофон». Журнал Американского восточного общества . 68 (4): 479. дои : 10.2307/595941 . JSTOR 595941 . Перепечатано в: Malkiel (1989) Теория и практика романской этимологии: исследования языка, культуры и истории . Также Малкиэль (январь – февраль 1950 г.) « Происхождение и история слова маррано» Давар : литературный журнал (26), стр. 49ff (на испанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д Бермехо, Альваро (2021), Здесь есть драконы , Algaida Editores, ISBN 9788491895824
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Группировка Бестиария; Баярри, Меритчель (2021), «Lo Marraco de Lleida» , Великая книга каталонского бестиария (на каталанском языке), Penguin Random House Grupo Editorial España, стр. 17, ISBN 9788418817175
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Эль Маррако» (на каталонском языке). Паерия 2021 . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Перес де Пуэртас (1961) , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Moya, Bienve [на каталонском языке] (2021), Каждый день праздничный , Editorial Barcino, ISBN 9788472269873
- ^ Перейти обратно: а б Баве, Хуан Сальват (1971) [1951], Гиганты и карлики Тарргоны и муниципальный протокол: историко-костумбристское исследование (2-е изд.), Городской совет Таррагоны, стр. 31
- ^ Перейти обратно: а б Курко и Пуэйо (1996) .
- ^ Перейти обратно: а б Льядоноса, Хосеп [на каталонском языке] (1975), История Лериды: Лерида Форал. Лерида, начальник полка и провинции (на каталанском языке), Ф. Кампс Кальмет, с. 243
- ^ Перейти обратно: а б с Перес де Пуэртас (1961) , с. 58.
- ^ Амадес, Джоан (1995), «Маррако» , в Грау Марти, Ян (редактор), Fabulari Amades (на испанском языке), Таррагона: Edicions El Mèdol, стр. 107, ISBN 9788488882387
- ^ Перейти обратно: а б с Солер и Амиго, Жоан [на каталонском языке] (1998), «Маррако» , Энциклопедия каталонского популярного фэнтези (на каталонском языке), Издательство Barcanova: Издательство Barcanova, стр. 431, ISBN 9788448900120
- ^ Построен в барселонской мастерской А. Доменека, мастера, специализирующегося на изготовлении праздничных поплавков. [ 10 ]
- ^ Курко и Пуэйо (1987) .
- Библиография
- Курко и Пуэйо, Хорди (1987). Гиганты, Капгроссо и «Ло Маррако» из Лериды (на каталонском языке). Лерида: Городской совет Лериды. ISBN 84-50559-04-9 .
- —— (1996). «Ло Маррако» и гиганты Лериды и регионов (на каталанском языке). Ян Грау (историческое введение). Роман Сол и Клот; Мария дель Карме Торрес и Граэль (пролог). Джоан Беллмунт и Фигерас (эпилог). Алкоголь: Рибера и Риус, DL. ISBN 84-89426-11-2 .
- Перес де Пуэртас, Консепсьон (1961), Городской совет Лериды: его церемонии, традиции и фестивали (2-е изд.), Лерида: Илерда