Jump to content

Методы нейролингвистического программирования

Методы нейролингвистического программирования — это конкретные методы, используемые для выполнения и обучения нейролингвистическому программированию . [ 1 ] [ 2 ] который учит, что люди способны непосредственно воспринимать лишь небольшую часть мира, используя свое сознательное понимание, и что этот взгляд на мир фильтруется опытом, убеждениями, ценностями, предположениями и биологическими сенсорными системами. НЛП утверждает, что люди действуют и чувствуют, основываясь на своем восприятии мира и на том, как они относятся к этому миру, который они субъективно воспринимают.

НЛП утверждает, что язык и поведение (функциональное или дисфункциональное) высоко структурированы и что эту структуру можно « моделировать » или копировать в воспроизводимую форму. [ 3 ] Используя НЛП, человек может «моделировать» более успешные части своего поведения, чтобы воспроизвести его в областях, где он менее успешен, или «моделировать» другого человека, чтобы влиять на убеждения и изменения поведения для улучшения функционирования. Если кто-то преуспевает в какой-то деятельности, можно узнать, как именно он это делает, наблюдая за некоторыми важными деталями его поведения. [ 4 ] НЛП включает в себя несколько техник, в том числе гипнотические, которые, как утверждают сторонники, могут повлиять на изменения в том, как люди думают, учатся и общаются. [ 5 ]

Внутренние «карты» мира

[ редактировать ]

НЛП утверждает, что наш разум-тело (нейро) и то, что мы говорим (язык), взаимодействуют вместе, формируя наше восприятие мира или карты (программирование), и что эта карта мира определяет чувства и поведение.

В качестве подхода к личному развитию или терапии он утверждает, что люди создают свою собственную внутреннюю «карту» или мир, распознавая бесполезные или деструктивные модели мышления, основанные на обедненных картах мира, а затем изменяя или заменяя эти модели более полезными или полезными. Также делается упор на способы изменения внутренних представлений или карт мира с целью повышения поведенческой гибкости. [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ]

Моделирование

[ редактировать ]

«Моделирование» в НЛП — это процесс принятия поведения, языка, стратегий и убеждений другого человека или примера с целью «построить модель того, что он делает». Первоначальными моделями были: Милтон Эриксон ( гипнотерапия ), Вирджиния Сатир ( семейная терапия ) и Фриц Перлз ( гештальт-терапия ). Методы моделирования НЛП предназначены для бессознательного усвоения неявных знаний, чтобы узнать, что делает мастер, о чем мастер не знает. В качестве подхода к обучению он может включать моделирование выдающихся людей. [ 7 ] Как утверждают Бэндлер и Гриндер, «функцией моделирования НЛП является получение полезных описаний». [ 3 ] [ ненадежный дополнительный источник? ] Эйнспрух и Форман 1985 утверждают, что «при моделировании другого человека разработчик модели приостанавливает действие своих собственных убеждений и принимает структуру физиологии, языка, стратегий и убеждений моделируемого человека. После того, как разработчик модели способен поведенчески воспроизводить паттерны ( поведения, общения и поведенческих результатов) того, кого моделируют, происходит процесс, в котором разработчик модели модифицирует и заново принимает свою собственную систему убеждений, одновременно интегрируя убеждения того, кто был смоделирован». [ 8 ] Моделирование не ограничивается терапией, оно может применяться и применяется в широком спектре человеческого обучения. Другой аспект моделирования — понимание закономерностей собственного поведения, чтобы «моделировать» наиболее успешные части себя.

Репрезентативные системы

[ редактировать ]

Идея о том, что опыт обрабатывается сенсорными или репрезентативными системами, была включена в НЛП из психологии и гештальт-терапии вскоре после его создания. [ 3 ] Это учит, что люди воспринимают мир посредством органов чувств и сохраняют информацию, полученную от органов чувств, в уме. Воспоминания тесно связаны с чувственным опытом. Когда люди обрабатывают информацию, они видят изображения, слышат звуки и голоса и обрабатывают это с помощью внутренних чувств. Некоторые представления находятся в пределах сознательного понимания, но информация в основном обрабатывается на бессознательном уровне. При выполнении какой-либо задачи, например, при разговоре, описании проблемы в терапии, чтении книги, игре в мяч или езде на лошади, их репрезентативные системы, состоящие из изображений , звуков , чувств (и, возможно, обоняния и вкуса активируются ). в то же время. [ 9 ] [ неправильный синтез? ] Более того, способ организации репрезентативных систем и связи между ними влияют на поведенческие характеристики. Многие методы НЛП основаны на прерывании неадаптивных паттернов. [ нужны разъяснения ] и заменить их более позитивными и творческими моделями мышления, которые, в свою очередь, повлияют на поведение. [ 10 ]

Предпочтительные репрезентативные системы

Первоначально НЛП учило, что большинство людей имеют внутреннюю предпочтительную репрезентативную систему (ПРС) и предпочитают обрабатывать информацию преимущественно в одной сенсорной модальности. [ нужна ссылка ] Практикующий мог убедиться в этом по внешним признакам, таким как направление движений глаз, поза, дыхание, тон голоса и использование сенсорных предикатов. Если бы человек неоднократно использовал предикаты типа «Я вижу будущее для себя светлое », слова «видеть» и «яркое» считались бы визуальными предикатами. Напротив, фраза «Я чувствую, что нам будет комфортно» будет считаться в первую очередь кинестетической из-за предикатов «чувствовать себя» и «комфортно». Эти вербальные сигналы также могут сочетаться с изменениями позы, цвета кожи или дыхания. Теория заключалась в том, что практикующий врач, подбирая и работая в рамках предпочитаемой репрезентативной системы, может добиться лучшего общения с клиентом и, следовательно, более быстрых и эффективных результатов. Многие тренинги и стандартные работы до сих пор преподают PRS. [ 11 ]

Хотя есть некоторые исследования, подтверждающие мнение о том, что движения глаз могут указывать на визуальные и слуховые (но не кинестетические) компоненты мысли в данный момент, [ 12 ] существование предпочтительной репрезентативной системы, определяемой по внешним сигналам (важная часть оригинальной теории НЛП), было обесценено исследованиями 1980-х годов. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Субмодальности

Субмодальности — это мелкие детали репрезентативных систем. Например, субмодальности зрения включают светлый/темный, цветной/монохромный, резкий/размытый. [ 16 ] Субмодальности включают относительный размер, расположение, яркость внутренних образов, громкость и направление внутренних голосов и звуков, а также расположение, текстуру и движение внутренне созданных ощущений. [ 17 ] Типичный процесс изменения может включать манипулирование субмодальностями внутренних репрезентаций. [ 18 ] Например, кто-то может видеть свое будущее как «темное и облачное» со связанными с ним эмоциями, но будет стремиться с помощью НЛП воспринимать и чувствовать его как «светлое и ясное». Другие тренировочные упражнения развивают способность человека перемещаться по внутренним образам, изменять качество звуков и выяснять, как они влияют на интенсивность внутренних чувств или других субмодальностей. Хотя НЛП не открыло субмодальности, похоже, что сторонники НЛП, возможно, были первыми, кто систематически использовал манипулирование субмодальностями в терапевтических целях или целях личностного развития, особенно при фобиях, компульсиях и зависимостях. [ 19 ] [ ненадежный дополнительный источник? ]

Метапрограммы

[ редактировать ]

Нейролингвистическое программирование (НЛП) использует термин «метапрограммы» специально для обозначения общих, распространенных и обычно привычных паттернов, используемых человеком в широком диапазоне ситуаций. [ нужна ссылка ] Примеры метапрограмм НЛП включают предпочтение обзора или деталей, предпочтение того, на чем сосредоточить внимание во время разговора, привычные языковые модели и язык тела и так далее.

Связанные концепции в других дисциплинах известны как когнитивные стили или стили мышления.

В НЛП термин «программы» используется как синоним стратегии , представляющей собой определенные последовательности умственных шагов, в основном обозначенные их репрезентативной активностью (с использованием ВАКОГ ), приводящие к поведенческому результату. В статье о термине «стратегия» в своей энциклопедии Роберт Дилтс и Джудит Делозье прямо называют разум компьютерной метафорой:

Стратегия подобна программе в компьютере. Он говорит вам, что делать с информацией, которую вы получаете, и, подобно компьютерной программе, вы можете использовать одну и ту же стратегию для обработки множества различных видов информации.

В своей энциклопедии Дилтс и Делозье определяют метапрограммы как

[программы], которые направляют и направляют другие мыслительные процессы. В частности, они определяют общие или типичные закономерности в стратегиях или стилях мышления конкретного человека, группы или культуры.

Закрепление

[ редактировать ]

НЛП учит, что мы постоянно устанавливаем «якоря» ( классическое обусловливание ) между тем, что видим, слышим и чувствуем; и наши эмоциональные состояния. Если в эмоциональном состоянии человек подвергается воздействию уникального стимула (зрения, звука или прикосновения), то между эмоцией и уникальным стимулом устанавливается связь. Если уникальный стимул возникнет снова, эмоциональное состояние сработает. НЛП учит, что якоря (например, определенное прикосновение, связанное с воспоминанием или состоянием) можно намеренно создавать и активировать, чтобы помочь людям получить доступ к «находчивым» или другим целевым состояниям. [ 20 ]

Будущие темпы

[ редактировать ]

Техника, когда человека просят представить, что он что-то сделает в будущем , и наблюдают за его реакцией. Обычно его используют для проверки успешности процесса изменений путем наблюдения за языком тела, когда человек представляет, что находится в трудной ситуации до и после вмешательства. Если язык тела тот же, значит, вмешательство не увенчалось успехом.

Паттерн взмаха — это процесс, предназначенный для изменения образа мышления, который раньше приводил к нежелательному поведению, на тот, который приводит к желаемому поведению. Это включает в себя визуализацию «сигнала», который приводит к нежелательному поведению, например, когда рука курильщика приближается к лицу с сигаретой, и перепрограммирование ума на «переключение» на визуализацию желаемого результата, например, здорового образа жизни. выглядящий человек, энергичный и подтянутый. В дополнение к визуализации часто представляются слуховые звуковые эффекты, которые усиливают впечатление. [ 21 ]

Рефрейминг

[ редактировать ]

Другая техника, «рефрейминг», действует через «изменение способа восприятия события и, таким образом, изменение значения. Когда значение меняется, реакции и поведение также меняются. Языковой рефрейминг позволяет вам увидеть мир по-другому, и это меняется. Переосмысление смысла лежит в основе шуток, мифов, легенд, сказок и большинства творческих способов мышления». [ 22 ] Есть примеры в детской литературе; например, вымышленная Поллианна играла в «Радостную игру» всякий раз, когда ей было грустно из-за жизни, чтобы напомнить себе о том, что она может сделать, и не беспокоиться о том, чего она не может. Алиса Миллс также говорит, что это происходит в рассказе Ганса Христиана Андерсена , где, к удивлению гадкого утенка , прекрасные существа приветствуют и принимают его; глядя на свое отражение, он видит, что он тоже лебедь. [ 23 ] Рефрейминг является общим для многих методов лечения и не является оригинальным для НЛП. [ 2 ] : 103–107, 105 

Хорошо сформированный результат

[ редактировать ]

В НЛП это один из множества «фреймов», в которых желаемое состояние рассматривается с точки зрения его достижимости и эффекта, если оно достигнуто. Положительный результат должен быть определен клиентом для собственного использования, находиться в пределах возможностей клиента, сохранять положительные результаты нежелательного поведения и давать результат, подходящий для всех обстоятельств. [ 19 ]

ВК/Д означает «визуальная/кинестетическая диссоциация». Это техника, предназначенная для устранения плохих чувств, связанных с прошлыми событиями, путем повторного просмотра (как фильма, иногда наоборот) связанного воспоминания в диссоциированном состоянии. Он сочетает в себе элементы эриксоновских техник, процессов пространственной сортировки Фрица Перлза, техник рефрейминга и «изменения истории». [ 19 ]

Метафора

«Метафора» в НЛП, во многом заимствованная из идей Бейтсона и техник Эриксона, варьируется от простых фигур речи до аллегорий и историй. Его обычно используют в сочетании с навыками модели Милтона для создания истории, которая действует на многих уровнях с целью общения с бессознательным, а также для поиска и проверки основных предположений. [ 11 ] [ 19 ]

Государственное управление

Иногда называемый контролем состояния , это метод нейролингвистического программирования (НЛП), включающий активные попытки контролировать эмоциональное и психическое состояние человека. Один из методов активного достижения закрепления управления состоянием, когда человек связывает определенный физический стимул .

Скрытый гипноз

[ редактировать ]

Скрытый гипноз предположительно представляет собой метод использования речевых шаблонов для гипноза или убеждения других людей. назвал это «ловкостью рта» Роберт Дилтс . [ 24 ] построив фразу « ловкость рук », которая относится к умению фокусника совершать вещи, которые кажутся невозможными.

  1. ^ Тайер, Брюс А.; Пиньотти, Моника Г. (15 мая 2015 г.). Наука и лженаука в практике социальной работы . Издательская компания Спрингер. стр. 56–57, 165–167. ISBN  9780826177698 . По мере того как НЛП становилось все более популярным, были проведены некоторые исследования, и обзоры таких исследований пришли к выводу, что не существует научной основы для его теорий о репрезентативных системах и движениях глаз.
  2. ^ Jump up to: а б Шарпли, Кристофер Ф. (1 января 1987 г.). «Результаты исследований нейролингвистического программирования: неподтверждающие данные или непроверяемая теория?» . Журнал консультативной психологии . 34 (1): 103–107. дои : 10.1037/0022-0167.34.1.103 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Бэндлер, Р.; Гриндер, Дж. (1979). Из лягушек в принцев: нейролингвистическое программирование . Моав, Юта: Real People Press. стр. 15, 24, 30, 45, 52, 149. ISBN.  0-911226-19-2 .
  4. ^ Jump up to: а б Бэндлер, Ричард; Гриндер, Джон (1975). Структура магии I: Книга о языке и терапии . Пало-Альто, Калифорния: Книги по науке и поведению. ISBN  0-8314-0044-7 .
  5. ^ Дилтс, РБ; Гриндер, Дж.; Бэндлер, Р.; ДеЛозье, Дж. А. (1980). Нейролингвистическое программирование . Том. I: Исследование структуры субъективного опыта. Мета публикации. стр. 3–4. ISBN  0-916990-07-9 .
  6. ^ Бэндлер, Ричард; Гриндер, Джон (1983). Андреас, Стив; Андреас, Коннира (ред.). Рефрейминг: нейролингвистическое программирование и трансформация смысла . Моав, Юта: Real People Press. стр. Приложение II, стр.171. ISBN  0-911226-24-9 . LCCN   82-16609 .
  7. ^ Джейкобсон, С. (1994) Информационная линия: практические рекомендации для специалистов по обучению и развитию, Американское общество обучения и развития, Александрия, Вирджиния. Адаптированная версия доступна в Интернете. Архивировано 10 июня 2007 г. на Wayback Machine.
  8. ^ Айнспрух, Эрик Л.; Форман, Брюс Д. (1985). «Наблюдения относительно исследовательской литературы по нейролингвистическому программированию». Журнал консультативной психологии . 32 (4): 589–596. дои : 10.1037/0022-0167.32.4.589 .
  9. ^ Друкман, Дэниел; Светс, Джон А., ред. (1988). Повышение эффективности человека: проблемы, теории и методы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии. ISBN  0-309-03787-5 .
  10. ^ Купер; Печать (2006). «Теория и подходы - Эклектико-интегративные подходы: Нейролингвистическое программирование». В Фельдтэме; Хортон (ред.). Справочник SAGE по консультированию и психотерапии (2-е изд.).
  11. ^ Jump up to: а б О'Коннор, Джозеф; Сеймур, Джон (2002) [1990]. Знакомство с НЛП (переработанная ред.). Лондон: Торсонс. ISBN  1-85538-344-6 . Проверено 30 апреля 2007 г.
  12. ^ Бакнер, М.; Меара, Нью-Мексико; Риз, Э.Дж.; Риз, М. (1987). «Движение глаз как показатель сенсорных компонентов мысли». Журнал консультативной психологии . 34 (3): 283–287. дои : 10.1037/0022-0167.34.3.283 .
  13. ^ Шарпли, CF (1984). «Сопоставление предикатов в НЛП: обзор исследований предпочтительной репрезентативной системы». Журнал консультативной психологии . 31 (2): 238–248. дои : 10.1037/0022-0167.31.2.238 .
  14. ^ Хип, М. (1988). «Нейролингвистическое программирование - промежуточный вердикт». В Хипе, М. (ред.). Гипноз: современная клиническая, экспериментальная и судебно-медицинская практика (PDF) . Лондон: Крум Хелм.
  15. ^ Элич, М.; Томпсон, RW; Миллер, Л. (1985). «Ментальные образы, раскрываемые движениями глаз и разговорными предикатами: тест нейролингвистического программирования» . Журнал консультативной психологии . 32 (4): 622–625. дои : 10.1037/0022-0167.32.4.622 . примечание: «психологический пунктик» с. 625
  16. ^ Бил, М. Техники НЛП: чувства и субмодальности https://www.nlp-techniques.org/what-is-nlp/senses-submodalities/
  17. ^ Този, П. Джейн Мэтисон (2003) Нейролингвистическое программирование и теория обучения: ответ The Curriculum Journal Vol.14 No.3 стр.371-388 См. также (доступно в Интернете): Нейролингвистическое программирование: его потенциал для обучения и преподавание в системе формального образования
  18. ^ Ландзидель, С. «Работа с субмодальностями» . Landsiedel.com/en/
  19. ^ Jump up to: а б с д Дилтс, Роберт Б.; ДеЛозье, Джудит А. (2000). Энциклопедия системного нейролингвистического программирования и нового кодирования НЛП . Университетское издательство НЛП. ISBN  0-9701540-0-3 .
  20. ^ Кругман, Мартин и др. «Лечение тревоги нейролингвистическим программированием: магия или миф?» Журнал консалтинговой и клинической психологии . Август 1985 г., Том. 53(4) стр. 526–530.
  21. ^ Мастерс, Б; Роулинз, М; Роулинз, Л; Вайднер, Дж (1991). «Шаблон взмаха НЛП: инновационная техника визуализации». Журнал консультирования по психическому здоровью . 13 (1): 79–90.
  22. ^ О'Коннор, Джозеф (2001). НЛП: Практическое руководство по достижению желаемых результатов: Рабочая тетрадь . Харпер Коллинз.
  23. ^ Миллс, Алиса (1999). Поллианна и не очень радостная игра . Сторрс. стр. 87, 18.
  24. ^ Дилтс, Роберт (1999). Фокус рта: магия изменения убеждений в разговоре . Мета публикации. ISBN  0-916990-43-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3f128a2ac7aca30e5c3313e54ef13ff__1723364340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/ff/a3f128a2ac7aca30e5c3313e54ef13ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Methods of neuro-linguistic programming - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)