Методы нейролингвистического программирования
![]() | этой статьи Фактическая точность оспаривается . ( январь 2022 г. ) |
Методы нейролингвистического программирования — это конкретные методы, используемые для выполнения и обучения нейролингвистическому программированию . [ 1 ] [ 2 ] который учит, что люди способны непосредственно воспринимать лишь небольшую часть мира, используя свое сознательное понимание, и что этот взгляд на мир фильтруется опытом, убеждениями, ценностями, предположениями и биологическими сенсорными системами. НЛП утверждает, что люди действуют и чувствуют, основываясь на своем восприятии мира и на том, как они относятся к этому миру, который они субъективно воспринимают.
НЛП утверждает, что язык и поведение (функциональное или дисфункциональное) высоко структурированы и что эту структуру можно « моделировать » или копировать в воспроизводимую форму. [ 3 ] Используя НЛП, человек может «моделировать» более успешные части своего поведения, чтобы воспроизвести его в областях, где он менее успешен, или «моделировать» другого человека, чтобы влиять на убеждения и изменения поведения для улучшения функционирования. Если кто-то преуспевает в какой-то деятельности, можно узнать, как именно он это делает, наблюдая за некоторыми важными деталями его поведения. [ 4 ] НЛП включает в себя несколько техник, в том числе гипнотические, которые, как утверждают сторонники, могут повлиять на изменения в том, как люди думают, учатся и общаются. [ 5 ]
Нейролингвистический программирование |
---|
Внутренние «карты» мира
[ редактировать ]НЛП утверждает, что наш разум-тело (нейро) и то, что мы говорим (язык), взаимодействуют вместе, формируя наше восприятие мира или карты (программирование), и что эта карта мира определяет чувства и поведение.
В качестве подхода к личному развитию или терапии он утверждает, что люди создают свою собственную внутреннюю «карту» или мир, распознавая бесполезные или деструктивные модели мышления, основанные на обедненных картах мира, а затем изменяя или заменяя эти модели более полезными или полезными. Также делается упор на способы изменения внутренних представлений или карт мира с целью повышения поведенческой гибкости. [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ]
Моделирование
[ редактировать ]«Моделирование» в НЛП — это процесс принятия поведения, языка, стратегий и убеждений другого человека или примера с целью «построить модель того, что он делает». Первоначальными моделями были: Милтон Эриксон ( гипнотерапия ), Вирджиния Сатир ( семейная терапия ) и Фриц Перлз ( гештальт-терапия ). Методы моделирования НЛП предназначены для бессознательного усвоения неявных знаний, чтобы узнать, что делает мастер, о чем мастер не знает. В качестве подхода к обучению он может включать моделирование выдающихся людей. [ 7 ] Как утверждают Бэндлер и Гриндер, «функцией моделирования НЛП является получение полезных описаний». [ 3 ] [ ненадежный дополнительный источник? ] Эйнспрух и Форман 1985 утверждают, что «при моделировании другого человека разработчик модели приостанавливает действие своих собственных убеждений и принимает структуру физиологии, языка, стратегий и убеждений моделируемого человека. После того, как разработчик модели способен поведенчески воспроизводить паттерны ( поведения, общения и поведенческих результатов) того, кого моделируют, происходит процесс, в котором разработчик модели модифицирует и заново принимает свою собственную систему убеждений, одновременно интегрируя убеждения того, кто был смоделирован». [ 8 ] Моделирование не ограничивается терапией, оно может применяться и применяется в широком спектре человеческого обучения. Другой аспект моделирования — понимание закономерностей собственного поведения, чтобы «моделировать» наиболее успешные части себя.
Репрезентативные системы
[ редактировать ]Идея о том, что опыт обрабатывается сенсорными или репрезентативными системами, была включена в НЛП из психологии и гештальт-терапии вскоре после его создания. [ 3 ] Это учит, что люди воспринимают мир посредством органов чувств и сохраняют информацию, полученную от органов чувств, в уме. Воспоминания тесно связаны с чувственным опытом. Когда люди обрабатывают информацию, они видят изображения, слышат звуки и голоса и обрабатывают это с помощью внутренних чувств. Некоторые представления находятся в пределах сознательного понимания, но информация в основном обрабатывается на бессознательном уровне. При выполнении какой-либо задачи, например, при разговоре, описании проблемы в терапии, чтении книги, игре в мяч или езде на лошади, их репрезентативные системы, состоящие из изображений , звуков , чувств (и, возможно, обоняния и вкуса активируются ). в то же время. [ 9 ] [ неправильный синтез? ] Более того, способ организации репрезентативных систем и связи между ними влияют на поведенческие характеристики. Многие методы НЛП основаны на прерывании неадаптивных паттернов. [ нужны разъяснения ] и заменить их более позитивными и творческими моделями мышления, которые, в свою очередь, повлияют на поведение. [ 10 ]
- Предпочтительные репрезентативные системы
Первоначально НЛП учило, что большинство людей имеют внутреннюю предпочтительную репрезентативную систему (ПРС) и предпочитают обрабатывать информацию преимущественно в одной сенсорной модальности. [ нужна ссылка ] Практикующий мог убедиться в этом по внешним признакам, таким как направление движений глаз, поза, дыхание, тон голоса и использование сенсорных предикатов. Если бы человек неоднократно использовал предикаты типа «Я вижу будущее для себя светлое », слова «видеть» и «яркое» считались бы визуальными предикатами. Напротив, фраза «Я чувствую, что нам будет комфортно» будет считаться в первую очередь кинестетической из-за предикатов «чувствовать себя» и «комфортно». Эти вербальные сигналы также могут сочетаться с изменениями позы, цвета кожи или дыхания. Теория заключалась в том, что практикующий врач, подбирая и работая в рамках предпочитаемой репрезентативной системы, может добиться лучшего общения с клиентом и, следовательно, более быстрых и эффективных результатов. Многие тренинги и стандартные работы до сих пор преподают PRS. [ 11 ]
Хотя есть некоторые исследования, подтверждающие мнение о том, что движения глаз могут указывать на визуальные и слуховые (но не кинестетические) компоненты мысли в данный момент, [ 12 ] существование предпочтительной репрезентативной системы, определяемой по внешним сигналам (важная часть оригинальной теории НЛП), было обесценено исследованиями 1980-х годов. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Субмодальности
Субмодальности — это мелкие детали репрезентативных систем. Например, субмодальности зрения включают светлый/темный, цветной/монохромный, резкий/размытый. [ 16 ] Субмодальности включают относительный размер, расположение, яркость внутренних образов, громкость и направление внутренних голосов и звуков, а также расположение, текстуру и движение внутренне созданных ощущений. [ 17 ] Типичный процесс изменения может включать манипулирование субмодальностями внутренних репрезентаций. [ 18 ] Например, кто-то может видеть свое будущее как «темное и облачное» со связанными с ним эмоциями, но будет стремиться с помощью НЛП воспринимать и чувствовать его как «светлое и ясное». Другие тренировочные упражнения развивают способность человека перемещаться по внутренним образам, изменять качество звуков и выяснять, как они влияют на интенсивность внутренних чувств или других субмодальностей. Хотя НЛП не открыло субмодальности, похоже, что сторонники НЛП, возможно, были первыми, кто систематически использовал манипулирование субмодальностями в терапевтических целях или целях личностного развития, особенно при фобиях, компульсиях и зависимостях. [ 19 ] [ ненадежный дополнительный источник? ]
Метапрограммы
[ редактировать ]Нейролингвистическое программирование (НЛП) использует термин «метапрограммы» специально для обозначения общих, распространенных и обычно привычных паттернов, используемых человеком в широком диапазоне ситуаций. [ нужна ссылка ] Примеры метапрограмм НЛП включают предпочтение обзора или деталей, предпочтение того, на чем сосредоточить внимание во время разговора, привычные языковые модели и язык тела и так далее.
Связанные концепции в других дисциплинах известны как когнитивные стили или стили мышления.
В НЛП термин «программы» используется как синоним стратегии , представляющей собой определенные последовательности умственных шагов, в основном обозначенные их репрезентативной активностью (с использованием ВАКОГ ), приводящие к поведенческому результату. В статье о термине «стратегия» в своей энциклопедии Роберт Дилтс и Джудит Делозье прямо называют разум компьютерной метафорой:
Стратегия подобна программе в компьютере. Он говорит вам, что делать с информацией, которую вы получаете, и, подобно компьютерной программе, вы можете использовать одну и ту же стратегию для обработки множества различных видов информации.
В своей энциклопедии Дилтс и Делозье определяют метапрограммы как
[программы], которые направляют и направляют другие мыслительные процессы. В частности, они определяют общие или типичные закономерности в стратегиях или стилях мышления конкретного человека, группы или культуры.
Техники
[ редактировать ]Закрепление
[ редактировать ]НЛП учит, что мы постоянно устанавливаем «якоря» ( классическое обусловливание ) между тем, что видим, слышим и чувствуем; и наши эмоциональные состояния. Если в эмоциональном состоянии человек подвергается воздействию уникального стимула (зрения, звука или прикосновения), то между эмоцией и уникальным стимулом устанавливается связь. Если уникальный стимул возникнет снова, эмоциональное состояние сработает. НЛП учит, что якоря (например, определенное прикосновение, связанное с воспоминанием или состоянием) можно намеренно создавать и активировать, чтобы помочь людям получить доступ к «находчивым» или другим целевым состояниям. [ 20 ]
Будущие темпы
[ редактировать ]Техника, когда человека просят представить, что он что-то сделает в будущем , и наблюдают за его реакцией. Обычно его используют для проверки успешности процесса изменений путем наблюдения за языком тела, когда человек представляет, что находится в трудной ситуации до и после вмешательства. Если язык тела тот же, значит, вмешательство не увенчалось успехом.
Свиш
[ редактировать ]Паттерн взмаха — это процесс, предназначенный для изменения образа мышления, который раньше приводил к нежелательному поведению, на тот, который приводит к желаемому поведению. Это включает в себя визуализацию «сигнала», который приводит к нежелательному поведению, например, когда рука курильщика приближается к лицу с сигаретой, и перепрограммирование ума на «переключение» на визуализацию желаемого результата, например, здорового образа жизни. выглядящий человек, энергичный и подтянутый. В дополнение к визуализации часто представляются слуховые звуковые эффекты, которые усиливают впечатление. [ 21 ]
Рефрейминг
[ редактировать ]Другая техника, «рефрейминг», действует через «изменение способа восприятия события и, таким образом, изменение значения. Когда значение меняется, реакции и поведение также меняются. Языковой рефрейминг позволяет вам увидеть мир по-другому, и это меняется. Переосмысление смысла лежит в основе шуток, мифов, легенд, сказок и большинства творческих способов мышления». [ 22 ] Есть примеры в детской литературе; например, вымышленная Поллианна играла в «Радостную игру» всякий раз, когда ей было грустно из-за жизни, чтобы напомнить себе о том, что она может сделать, и не беспокоиться о том, чего она не может. Алиса Миллс также говорит, что это происходит в рассказе Ганса Христиана Андерсена , где, к удивлению гадкого утенка , прекрасные существа приветствуют и принимают его; глядя на свое отражение, он видит, что он тоже лебедь. [ 23 ] Рефрейминг является общим для многих методов лечения и не является оригинальным для НЛП. [ 2 ] : 103–107, 105
Хорошо сформированный результат
[ редактировать ]В НЛП это один из множества «фреймов», в которых желаемое состояние рассматривается с точки зрения его достижимости и эффекта, если оно достигнуто. Положительный результат должен быть определен клиентом для собственного использования, находиться в пределах возможностей клиента, сохранять положительные результаты нежелательного поведения и давать результат, подходящий для всех обстоятельств. [ 19 ]
ВК/Д
[ редактировать ]ВК/Д означает «визуальная/кинестетическая диссоциация». Это техника, предназначенная для устранения плохих чувств, связанных с прошлыми событиями, путем повторного просмотра (как фильма, иногда наоборот) связанного воспоминания в диссоциированном состоянии. Он сочетает в себе элементы эриксоновских техник, процессов пространственной сортировки Фрица Перлза, техник рефрейминга и «изменения истории». [ 19 ]
- Метафора
«Метафора» в НЛП, во многом заимствованная из идей Бейтсона и техник Эриксона, варьируется от простых фигур речи до аллегорий и историй. Его обычно используют в сочетании с навыками модели Милтона для создания истории, которая действует на многих уровнях с целью общения с бессознательным, а также для поиска и проверки основных предположений. [ 11 ] [ 19 ]
- Государственное управление
Иногда называемый контролем состояния , это метод нейролингвистического программирования (НЛП), включающий активные попытки контролировать эмоциональное и психическое состояние человека. Один из методов активного достижения закрепления управления состоянием, когда человек связывает определенный физический стимул .
Скрытый гипноз
[ редактировать ]Скрытый гипноз предположительно представляет собой метод использования речевых шаблонов для гипноза или убеждения других людей. назвал это «ловкостью рта» Роберт Дилтс . [ 24 ] построив фразу « ловкость рук », которая относится к умению фокусника совершать вещи, которые кажутся невозможными.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тайер, Брюс А.; Пиньотти, Моника Г. (15 мая 2015 г.). Наука и лженаука в практике социальной работы . Издательская компания Спрингер. стр. 56–57, 165–167. ISBN 9780826177698 .
По мере того как НЛП становилось все более популярным, были проведены некоторые исследования, и обзоры таких исследований пришли к выводу, что не существует научной основы для его теорий о репрезентативных системах и движениях глаз.
- ^ Jump up to: а б Шарпли, Кристофер Ф. (1 января 1987 г.). «Результаты исследований нейролингвистического программирования: неподтверждающие данные или непроверяемая теория?» . Журнал консультативной психологии . 34 (1): 103–107. дои : 10.1037/0022-0167.34.1.103 .
- ^ Jump up to: а б с д Бэндлер, Р.; Гриндер, Дж. (1979). Из лягушек в принцев: нейролингвистическое программирование . Моав, Юта: Real People Press. стр. 15, 24, 30, 45, 52, 149. ISBN. 0-911226-19-2 .
- ^ Jump up to: а б Бэндлер, Ричард; Гриндер, Джон (1975). Структура магии I: Книга о языке и терапии . Пало-Альто, Калифорния: Книги по науке и поведению. ISBN 0-8314-0044-7 .
- ^ Дилтс, РБ; Гриндер, Дж.; Бэндлер, Р.; ДеЛозье, Дж. А. (1980). Нейролингвистическое программирование . Том. I: Исследование структуры субъективного опыта. Мета публикации. стр. 3–4. ISBN 0-916990-07-9 .
- ^ Бэндлер, Ричард; Гриндер, Джон (1983). Андреас, Стив; Андреас, Коннира (ред.). Рефрейминг: нейролингвистическое программирование и трансформация смысла . Моав, Юта: Real People Press. стр. Приложение II, стр.171. ISBN 0-911226-24-9 . LCCN 82-16609 .
- ^ Джейкобсон, С. (1994) Информационная линия: практические рекомендации для специалистов по обучению и развитию, Американское общество обучения и развития, Александрия, Вирджиния. Адаптированная версия доступна в Интернете. Архивировано 10 июня 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Айнспрух, Эрик Л.; Форман, Брюс Д. (1985). «Наблюдения относительно исследовательской литературы по нейролингвистическому программированию». Журнал консультативной психологии . 32 (4): 589–596. дои : 10.1037/0022-0167.32.4.589 .
- ^ Друкман, Дэниел; Светс, Джон А., ред. (1988). Повышение эффективности человека: проблемы, теории и методы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии. ISBN 0-309-03787-5 .
- ^ Купер; Печать (2006). «Теория и подходы - Эклектико-интегративные подходы: Нейролингвистическое программирование». В Фельдтэме; Хортон (ред.). Справочник SAGE по консультированию и психотерапии (2-е изд.).
- ^ Jump up to: а б О'Коннор, Джозеф; Сеймур, Джон (2002) [1990]. Знакомство с НЛП (переработанная ред.). Лондон: Торсонс. ISBN 1-85538-344-6 . Проверено 30 апреля 2007 г.
- ^ Бакнер, М.; Меара, Нью-Мексико; Риз, Э.Дж.; Риз, М. (1987). «Движение глаз как показатель сенсорных компонентов мысли». Журнал консультативной психологии . 34 (3): 283–287. дои : 10.1037/0022-0167.34.3.283 .
- ^ Шарпли, CF (1984). «Сопоставление предикатов в НЛП: обзор исследований предпочтительной репрезентативной системы». Журнал консультативной психологии . 31 (2): 238–248. дои : 10.1037/0022-0167.31.2.238 .
- ^ Хип, М. (1988). «Нейролингвистическое программирование - промежуточный вердикт». В Хипе, М. (ред.). Гипноз: современная клиническая, экспериментальная и судебно-медицинская практика (PDF) . Лондон: Крум Хелм.
- ^ Элич, М.; Томпсон, RW; Миллер, Л. (1985). «Ментальные образы, раскрываемые движениями глаз и разговорными предикатами: тест нейролингвистического программирования» . Журнал консультативной психологии . 32 (4): 622–625. дои : 10.1037/0022-0167.32.4.622 . примечание: «психологический пунктик» с. 625
- ^ Бил, М. Техники НЛП: чувства и субмодальности https://www.nlp-techniques.org/what-is-nlp/senses-submodalities/
- ^ Този, П. Джейн Мэтисон (2003) Нейролингвистическое программирование и теория обучения: ответ The Curriculum Journal Vol.14 No.3 стр.371-388 См. также (доступно в Интернете): Нейролингвистическое программирование: его потенциал для обучения и преподавание в системе формального образования
- ^ Ландзидель, С. «Работа с субмодальностями» . Landsiedel.com/en/
- ^ Jump up to: а б с д Дилтс, Роберт Б.; ДеЛозье, Джудит А. (2000). Энциклопедия системного нейролингвистического программирования и нового кодирования НЛП . Университетское издательство НЛП. ISBN 0-9701540-0-3 .
- ^ Кругман, Мартин и др. «Лечение тревоги нейролингвистическим программированием: магия или миф?» Журнал консалтинговой и клинической психологии . Август 1985 г., Том. 53(4) стр. 526–530.
- ^ Мастерс, Б; Роулинз, М; Роулинз, Л; Вайднер, Дж (1991). «Шаблон взмаха НЛП: инновационная техника визуализации». Журнал консультирования по психическому здоровью . 13 (1): 79–90.
- ^ О'Коннор, Джозеф (2001). НЛП: Практическое руководство по достижению желаемых результатов: Рабочая тетрадь . Харпер Коллинз.
- ^ Миллс, Алиса (1999). Поллианна и не очень радостная игра . Сторрс. стр. 87, 18.
- ^ Дилтс, Роберт (1999). Фокус рта: магия изменения убеждений в разговоре . Мета публикации. ISBN 0-916990-43-5 .