Институт благородных девиц
Институт благородных девиц ( русский : Институт благородных девиц ) был типом учебного заведения и училища в поздней императорской России . Он был задуман Иваном Бецким как женское заведение для девушек дворянского происхождения. Это были «Закрытые женские институты Канцелярии учреждений императрицы Марии ». Первым и самым известным из них был Смольный институт благородных девиц в Петербурге .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Среднее образование для девочек и возможность получения университетского образования для женщин были крайне ограничены в царской России . Одним из путей обучения дочерей русского дворянства были Институты благородных девиц (Instituti blagorodnykh devits), закрытые частные академии, в которых размещались ученики начальной и средней школы и предлагалась базовая школьная и культурная подготовка.
Идея создания Института благородных девиц датируется 1763 годом, когда Иван Бецкой представил императрице Екатерине Великой «Положение о воспитании юношей обоего пола», в котором предлагалось обучение обоих полов в государственных пансионах с целью создания «Устава для воспитания юношей обоего пола». новая раса людей». [ 1 ] Интернаты должны были быть предпочтительнее других учебных заведений в соответствии с идеей Руссо о том, что «изоляция воспитанников позволяла наставникам защищать их от пороков общества». [ 2 ]
Режим
[ редактировать ]Важные воспоминания, затрагивающие жизнь на этих объектах, оставила народников лидер Вера Фигнер , посещавшая Родионовский институт благородных девиц в Казани с 1863 по 1869 год. [ 3 ] Фигнер счел образовательный режим в Родионовском институте в значительной степени неудовлетворительным: преподавание литературы избегало спорных современных тем, а история также была смещена в сторону древнего периода, а не более современных событий. [ 4 ] Утверждалось, что научное обучение было особенно скудным, поскольку, зоологии и ботаники как говорят, преподаватель
«...никогда нам не показывали ни скелета, ни даже чучела, ни одного растения. Мы ни разу не смотрели в микроскоп и не имели ни малейшего представления о том, что такое клетка...
С другой стороны, четыре года нас мучили над чистописанием . Семь лет нам пришлось учиться рисованию, несмотря на то, что за все это время никто из нас не проявил ни малейшего признака таланта». [ 5 ]
никакого обсуждения спорных современных событий или гражданских вопросов По свидетельству Фигнера, не было , «ни слова... не было сказано о крепостном праве и освобождении крепостных ; или о земельных наделах и выкупе земли». [ 6 ]
По словам Фигнера, время было тщательно структурировано, учебники практически не использовались, а студенты были вынуждены переписывать и переписывать рукописные тетради. [ 5 ] В течение дня разрешалось только три часа свободного времени, причем единственная структурированная физическая активность состояла из одного часа танцев в неделю. [ 7 ] Чтение вне дома не поощрялось: единственная библиотека Родионовского института держалась за запертыми дверями деканом школы, а доступ студентов к книгам был очень жестко ограничен. [ 8 ]
По словам Фигнера, на каникулы отводилось только шесть недель в году, в течение которых девочкам разрешалось вернуться домой — и даже в этой ограниченной передышке девочкам было отказано в течение двух лет по мере приближения окончания школы, чтобы избежать возможности внедрения чуждых идей. или культурные влияния. [ 9 ] В результате, утверждает Фигнер, «в то время, когда я покинул Институт, мой разум был полностью свободен от каких-либо социальных или политических идей». [ 10 ]
Список институтов благородных девиц
[ редактировать ]- Смольный институт благородных девиц , Санкт-Петербург : 1764 г.
- Екатерининский институт , Санкт - Петербург : 1798 г.
- Московское ордена Святой Екатерины училище , Москва : 1803 год.
- Харьков : 1812 г.
- Киевский институт благородных девиц , Киев : 1838 г.
- Белосток : основан в 1837 г., открыт 1 ноября 1841 г. в бывшем Царском дворце.
- Родионовский институт благородных девиц , Казань : 1841 год.
- Иркутск : 1845 г.
- Саратов : 1857 г.
- Нижний Новгород : основан в 1852 году, в 1858 году переехал в построенное по индивидуальному заказу здание.
Выпускницы
[ редактировать ]- Вера Фигнер (1852-1942), студентка Казани с 1863 по 1869 год, лидер террористической организации « Народная воля ». [ 11 ]
- Елена Черногорская (1873–1952), впоследствии королева Италии Елена. Посещала Смольный институт благородных девиц в Петербурге .
- Мария Васильевна Павлова (урожденная Гортинская) (1854-1939) палеонтолог и академик посетила Киев. [ 12 ]
- Вера Попова (1867-1896), женщина-химик, погибшая в результате взрыва в лаборатории. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Дэвид Рансел, «Иван Бецкой и институционализация Просвещения в России», в « Канадско-американских славянских исследованиях», том. 14, нет. 3 (1980), стр. 327–328.
- ^ Дэвид Рансел, «Иван Бецкой и институционализация Просвещения в России», в канадско-американских славистических исследованиях 14, вып. 3 (1980), стр. 327–238.
- ↑ См. главу 2 «Институт» Веры Фигнер, « Мемуары революционера». Камилла Чапин Дэниэлс, пер. Нью-Йорк: Международные издательства, 1927; стр. 26-32.
- ^ Фигнер, Мемуары революционера, стр. 27.
- ^ Jump up to: а б Фигнер, «Мемуары революционера», с. 28.
- ^ Фигнер, Мемуары революционера, стр. 24.
- ^ Фигнер, Мемуары революционера, стр. 29.
- ^ Фигнер, Мемуары революционера, стр. 29-30.
- ^ Фигнер, Мемуары революционера, главы 2 и 3, passim.
- ^ Фигнер, Мемуары революционера, стр. 36.
- ^ Линн Энн Хартнетт, Непокорная жизнь Веры Фигнер: Переживание русской революции. Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы, 2014; стр. 17.
- ^ Мэрилин Бэйли Огилви ; Джой Дороти Харви (2000). Биографический словарь женщин в науке: ЛЗ . Тейлор и Фрэнсис. стр. 992–993. ISBN 978-0-415-92040-7 .
- ^ Энн К. Хьюз, «Вера Евстафьевна Богдановская», в книге Мэрилин Огилви , Джой Харви и Маргарет Росситер (ред.), Биографический словарь женщин в науке: новаторская жизнь с древних времен до середины двадцатого века. Нью-Йорк: Рутледж, 2014; стр. 153.