Мультипотенциальность
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором говорится личные чувства редактора Википедии или представляет оригинальный аргумент по теме. ( Сентябрь 2023 г. ) |
Мультипотенциальность - это образовательный и психологический термин, относящийся к способности и предпочтениям человека, в частности, сильного интеллектуального или художественного любопытства , чтобы преуспеть в двух или более разных областях. [ 1 ] [ 2 ]
Он также может относиться к человеку, чьи интересы охватывают несколько областей или областей, а не сильнее только в одном. Такие черты называются мультипотенциальными, в то время как «мультипентитные» были предложены в качестве имени для тех, кто имеет эту черту.
Напротив, те, чьи интересы лежат в основном в одной области, называются «специалистами». [ 3 ]
История
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Ранний случай термина в записи происходит из соответствующих исследований в области одаренности.
В 1972 году RH Frederickson et al. Определил мультипендиолитированный человек как человека, который, «когда они предоставляются в соответствующих средах, может выбрать и развить ряд компетенций на высокий уровень». [ 4 ] [ 5 ]
22 октября 2008 года Дуглас Ханнай начал блог, который длился около восьми лет. Его первый блог называл мультитенциализацию как превосходную во многих областях энергии. Затем блог был полностью скопирован в Facebook 22 сентября 2016 года, после просмотра TED Talk Emilie Wapnick о том, что он был мультитенциалом в октябре 2015 года.
В 2010 году мультипотенциальность снова появилась в статье Тамара Фишер на неделе образования . Она определяет это так: [ 1 ]
Мультипотенциальность - это состояние, когда имеется много исключительных талантов, любой или несколько из которых может сделать для большой карьеры для этого человека.
- Тамара Фишер, Неделя образования
В течение 2015 года Эмили Уапник придумала [ 6 ] Термин «мультитенциал», возможно, для установления общей идентичности для сообщества. Они определяют это таким образом: [ 7 ] [ 8 ]
Мультитенциал - это кто -то с множеством интересов и творческих занятий.
Хотя мультитенциал - это современный термин, идея кого -то с множеством страстей не нова. Любой студент истории часто слышит упоминание о полиматах или людях Ренессанса. Мультипентии, действительно, существовали до тех пор, пока человеческие общества.
В то время как сильные стороны мультитендентов не всегда высоко ценится в постиндустриальных капиталистических обществах, на протяжении всей истории были времена, когда на многочисленных дисциплинах считалось, что их хорошо разбирались в разных дисциплинах. И, конечно же, мультипотенциальность высоко ценится в определенных пространствах, контекстах и культурах сегодня.
Когда мультитенциалисты поддерживаются и поощряются принять их разнообразные навыки и опыт, они способны использовать свои сверхдержавы: синтез идеи, быстрое обучение, адаптируемость, общее мышление, связанное с различными типами людей, «языки, языки, И способы мысли.
Способность рисовать и интегрировать ряд разнообразных идей делает мультитенциалисты, особенно подходящие для решения сложных, многофакторных проблем. И их нетрадиционные фон помогают им развить уникальные голоса и вносить свежие перспективы, куда бы они ни были.
- Эмили Уопник, Терминология, похожий на замазку
Соответствующая терминология
[ редактировать ]В то время как термин «мультитенциал» часто используется взаимозаменяемо с полиматом или человеком эпохи Возрождения , термины не идентичны. Не нужно быть экспертом в какой -либо конкретной области, чтобы быть мультисолитейтом.
Действительно, Исида Джейд [ ВОЗ? ] делает четкое различие между мультипотенциальностью и полиматами. [ 9 ] Мультипотенциальность относится просто к своему потенциалу в нескольких областях из -за его/ее разнообразных интересов и попыток. Полиматы , с другой стороны, отличаются своим мастерством и опытом в нескольких областях. В этом смысле мультипентии можно рассматривать как потенциальные полиматы.
Другими терминами, используемыми для обозначения мультитендентов, являются « сканеры », «слэшеры», «генералист», «мультиссионат», «RP2» и «мультиподым», среди других. [ 7 ]
Контекст
[ редактировать ]С появлением промышленной эпохи культурные нормы изменились в пользу специализации. [ 10 ] [ 11 ] Действительно, в современном дне, чем более узкая специализация, тем выше предоставленная оплата и уважение, например: выпускники доктора философии и специализированные адвокаты, врачи и инженеры. Афоризм, гнездо всех сделок, мастер никого не подчеркивает это. Более старый акцент на общий и многочисленные потенциалы, такие как ренессансский гуманизм и мужчина эпохи Возрождения, были заменены.
Тем не менее, экономика конвергенции, эпоху Интернета, подключение, рост творческого класса и другие современные события приносят возвращение более позитивного мнения для генералов и мультитендентов.
В специализации, Polymaths и Pareto Principle в экономике конвергенции, Джейк Чепмен пишет: [ 12 ]
Экономисты говорят нам, что история человеческого труда является одной из постоянно растущей специализации. Во времена охотника-собирателя каждый член племени, как ожидалось, будет командовать некоторой степенью мастерства с каждой задачей.
По мере того, как мы продвигались по экономическому континууму от охотника-собирателей через аграрную и промышленную, а теперь и в постиндустриальную экономику, рабочая сила стала более фрагментированной, а у работников все больше и больше специализированных наборов навыков. ... Исторически специализация была путем к процветанию. Хотя специализация имеет определенные экономические преимущества, в эпоху технологической конвергенции, хорошо образованными генералами будут те, кто является наиболее ценным. Пришло время для эпохи Возрождения «Человека Ренессанса». ... Мыслители ренессанса признали как потенциал людей, так и огромную ценность быть всесторонней. К сожалению, где -то на этом пути идея человека, который баловался во многих областях, потеряла свою культурную привлекательность, и мы начали хвалить тех, кто искал глубокие предметные экспертизы.
Сейчас мы живем в мире, где различия между ранее отдельными отраслями промышленности, и реальные возможности для роста - это то, где эти отрасли пересекаются. Использование этих возможностей 21-го века потребует людей, которые являются «размарами всех сделок, мастерам ни одного» или, возможно, более точно, мастер-полиматы.
- Джейк Чепмен
Бизнес
[ редактировать ]Такие организации, как стартапы, которые требуют адаптивности и содержания нескольких ролей, могут использовать несколько мультитендентов и иметь одного специалиста в качестве ресурса.
В специализации, Polymaths и принцип Парето в экономике конвергенции, сказал Чепмен:
В современном мире, где очень распространенная работа может потребовать от кого-то, кто был экспертом по социальной сети, государственным ораторам, писателям и аналитику данных, Полимат победит, а эксперт по глубокому субъекту отнесен в задний угол, который будет использоваться в качестве ресурс для других. Как инвестор, если бы я собирался выбрать идеальную команду, это была бы группа полиматов Rock-Star с одним экспертом по предмету в качестве ресурса.
- Джейк Чепмен, в специализации, Polymaths и Pareto
Журнал STRETH обсуждает роль мультитендентов в организациях и то, как они полагают, что они будут более востребованы в будущем. [ 13 ] [ 14 ]
Критика специализации
[ редактировать ]Исторический контекст, современная обычная мудрость , сравнительное преимущество , USP , среди прочего, способствуют широкому признанию специализации. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Сторонники специализации выше цитируют Excellence и его воспринимаемые более высокие вознаграждения по сравнению с посредственностью во всем. Сторонники множества возможностей ниже подчеркивают важность адаптивности.
В «Мастере многих сделок» Роберт Твиггер заходит так далеко, чтобы снять слово «монопат»: «это означает человек с узким разумом, однополосным мозгом, занудом, суперспециалистом, экспертом. Другие интересы-другими словами, ролевая модель выбора в западном мире ». [ 19 ]
Это чувство не нова. Со временем достаточно для любви (1973), Роберт А. Хайнлейн написал:
Человек должен иметь возможность сменить подгузник, спланировать вторжение, убейте свинью, контактную корабль, разработать здание, написать сонет, счеты баланса, построить стену, установить кость, утешить умирание, принимать заказы, дать Заказы, сотрудничать, действовать в одиночку, решать уравнения, проанализировать новую проблему, навоз, программируйте компьютер, готовьте вкусную еду, эффективно сражайтесь, галантно умирайте. Специализация для насекомых ".
- Роберт А. Хайнлейн, достаточно времени для любви
В статье о упадке полиматии Фелипе Фернандес-Арместо писал: «Университеты несут некоторую ответственность за его вымирание. Классическая Греция, Ренессанс Италия и Викторианская Англия-все это почитаемые и вознагражденные генералисты, за которые у современных университетов практически нет места или терпения. Прилагаемые отделы в дискретных пространствах, с их собственными журналами и жаргонами, являются наследием печали, устаревшими способами организации знаний и работы ». [ 20 ]
Влияние
[ редактировать ]В мире, который переоценивает специализацию, термин и растущая популярность (особенно среди сообщества блогов) способствовали возрождению осознания о важности универсалов. Это даже использовалось на тренировке соревнований. [ 21 ]
В нынешней экономике креативность и рост творческого класса связаны с дивергентным мышлением и инновационными решениями современных проблем. [ 22 ] Потому что новые идеи можно найти на пересечении нескольких полей, [ 23 ] [ 24 ] Они получат выгоду от преимуществ мультитендентов.
Смотрите также
[ редактировать ]- Полимат
- Ренессанс гуманизм
- мастер на все руки
- Универсальный (устранение неоднозначности)
- Скорость обучения
- Творческий класс
- Креативность
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Фишер, Тамара (11 августа 2010 г.). «Мультипотенциальность - развертывание одаренного» . Образование недели учитель . Получено 25 февраля 2013 года .
- ^ Фредриксон, RH (1 февраля 1979 г.). «Развитие карьеры и одаренные». В Колангело, N.; Zaffrann, Rt (Eds.). Новые голоса в консультировании одаренных . Кендалл -Хант Дубьюк, Айова. С. 264–276. ISBN 978-0-840-31998-2 .
- ^ Ким, Хезиунг (2017-05-11). «Почему абсолютно нормально не иметь работы мечты» . Космополит . Получено 2022-01-20 .
- ^ Бехтольд, Пэтти. "Творческие блоки или мультипотенциальность?" Полем Living Deep Studio . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ «Признание и помощь мультипотенциальной молодежи» . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ Вапник, Эмили. «Почему у некоторых из нас нет ни одного настоящего призвания» .
- ^ Jump up to: а беременный «Терминология» . Замазка . Получено 27 февраля 2016 года .
- ^ Нома, Белинда. "Будет ли настоящий мультитенциал, пожалуйста, встать?" Полем Я начинаю и заканчиваю . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ "Разве полимат и мультипотенциальность одинаково?" Полем Исисджад. Архивировано с оригинала 17 августа 2016 года . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ «Отдел труда» . Безграничный.com. Архивировано с оригинала 13 октября 2016 года . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ Kaslow, Nadine J.; Джонсон, В. Брэд; Бейкер, Джефф; Кокс, Дэвид Р. (2014). «История и важность специализации в профессиональной психологии» . Оксфордский справочник по образованию и обучению в области профессиональной психологии . Оксфордские справочники. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199874019.013.031 . ISBN 978-0-19-987401-9 Полем Получено 27 июля 2016 года .
- ^ Чепмен, Джейк. «Специализация, полиматы и принцип Парето в экономике конвергенции» . TechCrunch . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ Анупам Кунду, Танмай Вора. «Будущее работы и мультипентита, часть 1: определить полиматы в вашей организации» . Stretch Magazine . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ Анупам Кунду, Танмай Вора. «Будущее работы и мультитенциалисты, часть 2: привлечь полиматы для организационного успеха» . Stretch Magazine . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ Берган, Николас. «Маркетинг самостоятельно: важность специализации» . Советы по карьере онлайн . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ Ван Ной, Эндрю. «Важность специализации на рынке технического труда» . МАЙСАБЛИЧЕСКИЙ . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ «Преимущества специализации» . Безграничный. Архивировано с оригинала 13 октября 2016 года . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ Саддингтон, Джон. «Сила и важность специализации» . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ Твигер, Роберт. «Мастер многих сделок» . Aeon.co. Получено 27 февраля 2016 года .
- ^ «Прохождение полиматов» . Времена высшее образование () . 2015-03-19 . Получено 2018-01-26 .
- ^ «О радостях" мультипотенциализма " . Ямайка Гланер . Получено 27 июля 2016 года .
- ^ Араки, Майкл (2015). Полиматическое лидерство: теоретическое основание и разработка построения . Рио -де -Жанейро: Макселл.
- ^ Koestler, Arthur (1964). Акт творения . Нью -Йорк: Макмиллан.
- ^ Рут-Бернштейн, Роберт; Root-Bernstein, Michele (2013). Спаркс гениальных: тринадцать инструментов мышления самых креативных людей мира . Хоутон Миффлин Харкорт.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Араки, я (2015). Полиматическое лидерство: теоретическое основание и разработка конструкции (магистерская диссертация). Получено 29 января 2018 года.
- Бернс, Питер, "Что делает мужчина эпохи Возрождения?" Полем
- Карр, Эдвард (1 октября 2009 г.). «Последние дни Полимата» . Умная жизнь . Экономическая группа . Получено 12 января 2017 года .
- Эдмондс, Дэвид (август 2017 г.). Нужно ли миру полиматы? , BBC.
- Фрост, Мартин, «Полимат: мужчина эпохи Возрождения» .
- Графтон, A, «Мир полихисторов: гуманизм и энциклопедизм», Центральная Европейская история, 18: 31–47. (1985).
- Джауманн, Герберт, «Что такое полихистор? Попытки на заброшенной местности», Studia Leibnitiana, 22: 76–89. (1990).
- Мирчандани, Винни, «Новый Polymath: профили в инновациях с комплексными технологиями» , John Wiley & Sons. (2010).
- Шер, Барбара (2007). Откажитесь на выбор!: Революционная программа для того, чтобы делать все, что вы любите . [Эммаус, Пенсильвания]: Родал. ISBN 978-1594866265 .
- Твигер, Роберт, «Любой может быть полиматом» [1] .
- Wapnick, Emilie (2017). Как быть всем: руководство для тех, кто (все еще) не знает, кем они хотят быть, когда вырастут . [Сан -Франциско, Калифорния]: Harperone. ISBN 978-0062566652 .
- Waquet, F, (ed.) «Картирование мира обучения:« Полихистор »Даниэля Георга Морхофа» (2000).
- Винс, Кайл, «В защиту полиматов» .