ЕМЛ Лембит
![]() Вид на кормовую часть EML Lembit , на ходу во время эксплуатации.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Самый любимый |
Тезка | Любимый |
Заказал | 12 декабря 1934 г. |
Строитель | Виккерс-Армстронгс |
Заложен | 19 июня 1935 г. |
Запущен | 7 июля 1936 13:07 |
Введен в эксплуатацию | 14 мая 1937 г. |
В эксплуатации | 1937 - 1940 |
Порт приписки | Таллинн |
Девиз | « Вяари ома нимэ » («Будь достоин своего имени») |
Захваченный | Советский Союз в 1940 году |
![]() | |
Имя | Самый любимый |
В эксплуатации | 1940 - 1979 |
Выведен из эксплуатации | 1979 |
Порт приписки | Таллинн , Ленинград |
Псевдоним(а) | «Бессмертная подводная лодка» |
Почести и награды | Орден Красного Знамени (1945 г.). |
Захваченный | Из Эстонии в 1940 году. |
Судьба | Корабль-музей 1979 года — Эстонский морской музей , но до сих пор охраняется ВМФ СССР. |
![]() | |
Имя | Самый любимый |
Оператор | Эстонский морской музей |
Приобретенный | Из состава ВМФ СССР , 27 апреля 1992 года. |
повторно введен в эксплуатацию | (Почетный) «Корабль № 1 ВМС Эстонии» от 2 августа 1994 г. |
Выведен из эксплуатации | 19 мая 2011 г. |
Порт приписки | Таллинн |
Почести и награды | Корабль ВМС Эстонии №1 (1994 г.) |
Судьба | Вытащен из воды 21 мая 2011 года, отреставрирован и сейчас находится в здании музея. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Калев» класса Подводная лодка |
Тоннаж | 570 (в нынешнем состоянии) |
Смещение |
|
Длина | 59,5 м (195 футов 3 дюйма) |
Луч | 7,5 м (25 футов) 7,5 м (24 фута 7 дюймов) |
Черновик | 3,6 м (12 футов) 3,6 м (11 футов 10 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Глубина испытания | 120 м (390 футов) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
EML Lembit — одна из двух «Калев», класса -минеров подводных лодок построенных для Эстонской Республики перед Второй мировой войной. Сейчас она является кораблем-музеем в Таллинне. Спущен на воду в 1936 году на верфи «Виккерс-Армстронгс» , Барроу-ин-Фернесс , служил в ВМФ Эстонии и ВМФ СССР. До тех пор, пока ее не вытащили 21 мая 2011 года, «Лембит» был самой старой подводной лодкой в мире, все еще находящейся на плаву. [ нужна ссылка ] Ее однотипный корабль « Калев » был потоплен в октябре 1941 года. Лембит назван в честь Лембиту , эстонского правителя, который сопротивлялся Ливонским крестовым походам .
История
[ редактировать ]«Лембит» — единственный сохранившийся военный корабль довоенного флота Эстонии и стран Балтии . Эстония – морское государство, и, как и любая страна, имеющая длинную береговую линию, которую необходимо защищать, она должна охранять свои территориальные воды. Что касается опыта, полученного и наблюдаемого во время Первой мировой войны , то подводные лодки нашли свое достойное применение в предвоенном военно-морском флоте Эстонии. Сбор средств, организованный Фондом подводного флота в мае 1933 года, превратился в одно из самых успешных мероприятий среди аналогичных мероприятий по сбору средств по всей стране.
В ходе строительства и испытаний двух подводных лодок эстонские экипажи проходили подготовку в Великобритании в 1935-1937 годах. В 1937–1940 годах «Лембит» и его однотипный корабль «Калев» были самыми внушительными судами эстонского флота. Их бездействие в аннексии Эстонии Советским Союзом было политическим решением. [1]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Весной 1937 года «Лембит» присоединилась к ВМС Эстонии, где проработала до советской оккупации в середине 1940 года. За три года службы в ВМС Эстонии подводная лодка совершила одну учебную торпедную атаку, но в качестве минных постановщиков ни разу не использовалась . [2]
Подводная лодка была официально принята в состав ВМФ СССР 18 сентября 1940 года, к тому времени на борту осталось только пять человек из эстонского экипажа. Они были нужны, чтобы помочь советскому экипажу освоить незнакомую технику.
После вторжения Германии в Советский Союз в июне 1941 года «Лембит» был зачислен в состав Советского Балтийского флота . Первоначальное название Лембит изначально было сохранено. По крайней мере трое из ее первоначального эстонского экипажа помогали управлять подводной лодкой во время войны. [3] Лембит участвовал в боевых действиях в составе Балтийского флота СССР. [4] Лембит осуществил семь патрулей Всего за время германо-советской войны . [5]
Патрули
[ редактировать ]1941
[ редактировать ]- Военный патруль 10–21 августа. Она заложила двадцать мин возле мыса Аркона . Некоторые корабли, поврежденные в ноябре 1941 года на британских и немецких минах, [ нужна ссылка ] были описаны в советской литературе как Лембита . «успехи»
- Военный патруль 19–26 октября.
- 4–5 ноября. В боевых условиях и через разбитое ледяное поле переброшен из Кронштадта в Ленинград .
1942
[ редактировать ]- Военный патруль 17 августа - 22 сентября. 13 сентября Лембиту было приказано вернуться на базу. Ее командир решил остаться на позиции еще на сутки для зарядки аккумуляторов. 14 сентября он атаковал конвой и серьезно повредил транспортное судно «Финнланд» (5281 брт ), которое затонуло 15 сентября в точке 59°36'8 с.ш./21°14'5 в.д. (впоследствии корабль был поднят и вновь введен в строй). 1 июля 1943 г.). В ходе контратаки, в ходе которой было сброшено около пятидесяти глубинных бомб, подводная лодка получила серьезные повреждения, в том числе возгорание второй группы батарей; шесть человек были ранены. После ремонта Лембит вернулся на базу. Этот эпизод принес ей прозвище «Бессмертная подводная лодка».
1944
[ редактировать ]- Награжден орденом Красного Знамени , 6 марта.
- Военный патруль 2–18 октября. Заложил двадцать мин. уничтожил голландское торговое судно Hilma Lau (2414 брт ). 13 октября
- Военный патруль 24 ноября – 15 декабря.
1945
[ редактировать ]- Военный патруль 23 марта - 14 апреля.
Дата | Корабль | Флаг | Тоннаж | Примечания |
---|---|---|---|---|
14 сентября 1942 г. | Финляндия | ![]() |
5 281 брт | торговец (торпеда, позже спасена) |
13 октября 1944 г. | Хильма Лау | ![]() |
2414 брт | торговец (торпеда) |
15 октября 1944 г. | М 3619 / Крабилс | ![]() |
150 брт | вспомогательный тральщик (шахтный) |
23 октября 1944 г. | Пионер 5 | ![]() |
? | портовый буксир (скорее всего, мой) |
24 ноября 1944 г. | скворец | ![]() |
216 брт | рыболовное судно (шахта) |
13 февраля 1945 г. | М 421 | ![]() |
543 брт | тральщик (мой) |
25 апреля 1945 г. | против 343 | ![]() |
? | вспомогательное патрульное судно (шахтное) |
Общий: | 8 604 брт |
Также на минах Лембита 24 ноября 1944 года был поврежден немецкий вспомогательный сторожевой корабль V 305/Halbertstadt .
После Второй мировой войны
[ редактировать ]18 июня 1946 года Лембит был переименован в У-1 ; 9 июня 1949 г. С-85 ; 30 января 1956 г.; СТЖ-24 27 декабря 1956 года УТС-29 . Где-то между 1949 и 1956 годами он, возможно, какое-то время носил обозначение ПЗМ-1 ( ПЦМ-1? ). Первоначальное название, вероятно, было восстановлено, когда он был списан и возвращен в Таллинн в качестве корабля-музея в 1979 году.
Лембит была награждена орденом Красного Знамени 6 марта 1945 года за победы в германо-советской войне. Она была выведена из действующей службы 17 января 1946 года и стала учебной лодкой. 12 января 1949 года «Лембит» был включен в число средних подводных лодок. переведен на судостроительный завод «Красное Сормово» Подбит (обезоружен) 10 июня 1955 года . 3 августа 1957 года и впоследствии отбуксирован в Горький (ныне Нижний Новгород ). Здесь «Лембит» сохранился как экспериментальная лодка и образец конструкции британской подводной лодки. Особый интерес представлял ее люк герметичной шахты хранения зенитных орудий. Его скопировали в конструкции ракетных люков новых советских подводных лодок. [ нужна ссылка ]

28 августа 1979 года, ровно через 38 лет после того, как она покинула Таллинн , Лембит вернулась – на буксире. После длительного ремонта подводная лодка была открыта для публики как военный мемориал (точнее, как филиал Музея Советского Балтийского флота ) 5 мая 1985 года. Она, наряду с другими артефактами, использовалась для празднования 40-летие победы над фашистской Германией. «Лембит» был одним из трёх военных мемориалов подводных лодок в СССР в 1987 году наряду с С-56 на Дальнем Востоке и К-21 на Крайнем Севере . Планировалось вывести все три судна из воды, но плавкран, который должен был использоваться (перевезенный из Кронштадта), во время буксировки потерял стрелу.
После восстановления независимости
[ редактировать ]
После распада СССР в 1991 году и последующего роспуска его военно-морского флота 27 апреля 1992 года подводная лодка перешла под контроль эстонских властей – несколько бойцов Кайтселийта подняли эстонский флаг на судне , не встретив сопротивления.
«Лембит» — один из двух сохранившихся довоенных эстонских военных кораблей ; другой — небольшая канонерская лодка «Уку» на Чудском озере , потерпевшая крушение. 2 августа 1994 года Лембит получил почетное звание «судно № 1» нового военно-морского флота Эстонии. После долгой и дорогостоящей реставрации подводная лодка была открыта для публики как отдел Эстонского морского музея с коллекцией другое военно-морское вооружение. «Лембит» — одна из немногих сохранившихся до Второй мировой войны подводных лодок (среди других — финская «Весикко» , построенная в 1933 году, и советская К-21 , построенная в 1937 году).
Сохранение
[ редактировать ]В конце 2002 года «Лембит» загорелся. В огне погиб один человек, но ничего исторического ценного не потеряно. Внутри он был заполнен горючим деревом и резиной. Никто не знал, как и почему он загорелся, но до 2003 года его не было видно публике. [7] Оригинальные чертежи дизайна были обнаружены в архиве Камбрии в 2010 году. Их отсканировали и отправили в Эстонию. [8] Всего было отправлено более 200 рисунков, чтобы их можно было использовать для реставрации. Эстонский морской музей разработал планы по размещению судна в здании музея ( Леннусадам ) в 2008 году. [9] «Лембит» вытащили из воды 21 мая 2011 года, используя другой экспонат того же музея — БТС-4 (бронированную эвакуационную машину на базе Т-54 танка ). Лебедка . производилась на пандусе длиной 100 м (330 футов) [10]
На подводной лодке отсутствовали внешние крышки торпедных аппаратов. Они использовали один оригинал, хранившийся где-то в другом месте, и чертежи (полученные из Англии), чтобы построить три копии. Также была удалена большая часть внешней краски для незначительного удаления ржавчины и удаления небольших вмятин. Ожидалось, что полная реставрация обойдется более чем в 360 000 евро. [11] Подводная лодка «стояла» рядом со зданием «Леннусадам» до ночи с 6 на 7 июля 2011 года, когда ее начали буксировать в «Леннусадам». Буксировка проводилась так же, как и при вытаскивании из воды, и продолжалась до 10 июля. [12] Леннусадам открылся для посетителей в мае 2012 года, и теперь Лембит находится под прикрытием, и посетители могут исследовать его как внутри, так и снаружи. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Морской музей» . Meremuuseum.ee . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ Гринкевич (Grinkevich), Владимир Иванович (Vladimir Ivanovich) (1986). Под советским флагом [ Under the soviet flag ] (KOI8-R / Windows-1251) (in Russian). Russia: ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА [Техника и вооружение] / militera.lib.ru . Retrieved 26 April 2016 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Гринкевич (Grinkevich), Владимир Иванович (Vladimir Ivanovich) (1986). Судьбы лембитовцев [ The fates of the Lembit crew ] (KOI8-R / Windows-1251) (in Russian). Russia: ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА [Техника и вооружение] / militera.lib.ru . Retrieved 26 April 2016 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ [1] Архивировано 13 января 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Orlov Alex; Dmitriy Metelev; Evgeniy Chirva. "Великая Отечественная - под водой" (in Russian). Russia: Town.ural.ru. Archived from the original on 25 May 2011 . Retrieved 19 May 2015 .
- ^ «Лембит ВМФ СССР — советская подводная лодка класса «Калев» — военные корабли союзников Второй мировой войны» . Uboat.net . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ «При пожаре «Лембита» погиб человек» [При пожаре «Лембита» погиб человек]. Деловой журнал (на эстонском языке). Эстония: Экспресс-группа. 8 декабря 2002 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 18 августа 2009 г.
- ^ " В Англии найдены утраченные чертежи подводной лодки "Калев"" (на эстонском языке).
- ^ «Морской музей» . Meremuuseum.ee . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ « Подводная лодка Лембит наконец добралась до берега» (на эстонском языке).
- ↑ Новости на Eesti Televisioon , 28 июня 2011 г.
- ^ « Транспортировка Лембита в ангары идет по графику» (на эстонском языке).
- ↑ Новостная программа «Репортер» на канале 2 , 6 мая 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт ВМС Эстонии
- http://www.online.ee/~peeprada (на эстонском языке)
- EML Lembit на эстонской марке и обложке первого дня (1996 г.)
- Один из отсканированных рисунков, опубликованных Eesti Ekspress.
- Фото и видео операции
- Фотографии Лембита в Леннусадаме; ссылка на эстонский новостной сайт с галереей .
[ https://www.sankeyphotoarchive.uk/collection/search/?searchText=Lembit%2520 Фотографии запуска «Лембита» в Барроу-ин-Фернесс; из фотоархива Санки].
59 ° 27'06 "с.ш. 24 ° 44'19" в.д. / 59,4517 ° с.ш. 24,7387 ° в.д.