Ааправаси Гхат
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() | |
Расположение | Округ Порт-Луи , Маврикий |
Критерии | Культурный: (vi) |
Ссылка | 1227 |
Надпись | 2006 г. (30-я сессия ) |
Координаты | 20 ° 09'31 "ю.ш. 57 ° 30'11" в.д. / 20,158611 ° ю.ш. 57,503056 ° в.д. |

Иммиграционное депо — это комплекс зданий, расположенный в Порт-Луи , Маврикий , первой британской колонии, которая принимает наемную или контрактную рабочую силу из многих стран. [1] С 1849 по 1923 год полмиллиона индийских наемных рабочих прошли через иммиграционную базу для перевозки на плантации по всей Британской империи . Крупномасштабная миграция рабочих оставила неизгладимый след в обществах многих бывших британских колоний, где индейцы составляли значительную часть их национального населения . [2] Только на Маврикии 68 процентов нынешнего населения имеют индийское происхождение . Таким образом, иммиграционный центр стал важным ориентиром в истории и культурной самобытности Маврикия. [3] [4]

Бесконтрольное развитие инфраструктуры в середине 20-го века привело к тому, что из всего комплекса сохранились лишь частичные остатки трех каменных зданий. [5] Сейчас они охраняются как национальный памятник в соответствии с законодательством Маврикия о национальном наследии. [6] Роль иммиграционного депо в социальной истории была признана ЮНЕСКО , когда в 2006 году оно было объявлено объектом Всемирного наследия . [7] Объект находится под управлением Целевого фонда Ааправаси Гхат. В настоящее время предпринимаются усилия по сохранению хрупких зданий до их состояния 1860-х годов. [6] Это один из двух объектов Всемирного наследия на Маврикии, наряду с Ле Морн Брабант .
Этимология
[ редактировать ]Слово гхат объясняется многочисленными дравидийскими этимонами, такими как каннада гатта (горный хребет), тамильский катту (сторона горы, плотина, хребет, дамба) и телугу катта и гатту (плотина, насыпь). [8]
Гхат , термин, используемый на Индийском субконтиненте , в зависимости от контекста может относиться либо к ряду ступенчатых холмов, таких как Восточные Гаты и Западные Гаты ; или ряд ступенек, ведущих вниз к водоему или пристани , например, к месту для купания или кремации на берегу реки или пруда, Гатам в Варанаси , Дхоби-Гауту или Ааправаси-Гату. [9] [10] Дороги, проходящие через гаты, называются гатскими дорогами .
Имя
[ редактировать ]Название Ааправаси Гхат, которое используется с 1987 года, является прямым переводом на хинди слова «Иммиграционный склад». [6] Ааправаси на хинди означает «иммигрант», тогда как гхат буквально означает «интерфейс», что фактически отражает положение сооружения между сушей и морем и символически отмечает переход между старой жизнью и новой для прибывающих наемных иммигрантов. [6] Ссылаясь на свою функцию остановки для потенциальных рабочих на плантациях, которых также называют кули , иммиграционное депо также было известно под более старым названием «Кули Гхат». [3] [5]
Широкое использование языка хинди в маврикийских соглашениях об именах основано на социальной и этнической демографии; более половины населения страны имеет индийское происхождение, [6] прямой результат индийской рабочей диаспоры, прошедшей через иммиграционный центр. В Бихаре и Уттар-Прадеше, откуда было привезено большинство этих индийских рабочих, «Гат» означает берег реки, который используется для швартовки лодок.
Расположение
[ редактировать ]
Иммиграционный пункт был построен на восточной стороне защищенной бухты Тру Фанфарон в Порт-Луи, столице Маврикия. Исторический комплекс в настоящее время состоит из частичных остатков трех каменных зданий 1860-х годов, построенных на месте более раннего склада. Он состоит из входных ворот и больничного корпуса, остатков иммиграционных сараев и остатков служебных помещений. [6]
Последующие мелиорации земель в результате городского развития переместили иммиграционное депо дальше вглубь страны. За пределами участка расположена набережная Каудан , пристань для яхт, развивавшаяся как экономический и туристический центр.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Район, где расположен комплекс зданий, Тру Фанфарон, был местом высадки Французской Ост-Индской компании , которая овладела Маврикием в 1721 году. [11] Рабы были импортированы из Африки, Индии и Мадагаскара для строительства оборонительных стен и больницы на раннем этапе заселения. [6] К середине 18 века на острове Маврикий были созданы сахарные плантации с использованием рабского труда. [6]
В 1810 году, во время наполеоновских войн , Маврикий перешёл под контроль Великобритании, как это было подтверждено Парижским договором . [11] в то время, когда Британская империя расширяла свое влияние в регионе Индийского океана. Британский коммерческий интерес привел к росту производства сахара, который стал самым ценным товаром в европейской торговле, начиная с середины 18 века. [12] по всей империи в целом, что привело к развитию инфраструктуры Порт-Луи как свободного порта в частности.

Однако отмена рабства в европейских колониях в 1834 году создала проблему для сахарных плантаций, поскольку их деятельность сильно зависела от рабского труда. [6] [13] Существовал спрос на более дешевый интенсивный труд, поскольку теперь освобожденные рабы вели переговоры о более высокой заработной плате и лучших условиях жизни. [14] В результате британское правительство разработало план по замене эмансипированных африканцев рабочими из других частей мира. Первой волной новых рабочих на плантациях были рабочие с португальского острова Мадейра , освобожденные афроамериканцы из США и обедневшие китайцы, ищущие более зеленых пастбищ . [14] Несмотря на то, что этническая принадлежность рабочих плантаций изменилась, плохие условия труда и низкий уровень жизни остались. Эти рабочие, в конце концов, не смогли противостоять выращиванию корня маниоки и натуральному выращиванию.
В то время Индия переживала депрессию в экономике. Ситуация еще больше усугубилась Индийским восстанием 1857 года , опустошившим северную часть субконтинента. [14] [15] Трудолюбивые, но бедные индейцы, казалось, подходили для сельскохозяйственного труда на плантациях, могли много работать за низкую заработную плату. [1] [15] обеспечивая потенциально огромный источник дешевой рабочей силы. «Великий эксперимент», как стала известна контрактная программа, предусматривал транспортировку этих потенциальных рабочих по схеме контрактного труда на плантации по всей империи для поставки необходимой сельскохозяйственной рабочей силы. Это была система, согласно которой потенциальные рабочие соглашались работать в течение определенного периода времени в обмен на стоимость проезда, базовое жилье и небольшую заработную плату . [16]
Наемные рабочие на Маврикии
[ редактировать ]Маврикий стал центром Великого эксперимента, поскольку его плантационная экономика все еще находилась в состоянии расширения и, следовательно, имела пространство для гибкости сельского хозяйства, в отличие от экономики Вест-Индии, которая считалась истощенной. [6] Долгосрочное планирование, необходимое в сельском хозяйстве, означало, что плантации, как правило, не могли реагировать на внезапные изменения рынка. Когда сахарная свекла оказалась жизнеспособной и более дешевой альтернативой сахарному тростнику , созданные сахарные плантации по всему Карибскому региону стали экономическим бременем, в то время как тысячи нанятых на них рабочих и рабов остались валяться без дела. [16] Кроме того, преимуществом была и близость острова к Индии.

С 1834 по 1849 год, когда началась первая миграция наемных рабочих, не было создано постоянного склада для размещения иммигрантов, прибывающих в Порт-Луи. [6] Тысячи мигрантов, прибывающие ежегодно, усугубляют отсутствие специализированного учреждения. В 1849 году здание французской администрации в районе Тру Фанфарон было выбрано в качестве ядра запланированного структурного комплекса, который должен был стать постоянным пунктом иммиграции. [6] Иммиграционное депо, как его стали называть, постоянно расширялось в связи с большим количеством мигрантов. Это продолжалось до 1857 года, когда вся имеющаяся земля была оккупирована. Достаточное пространство позволило предприятию одновременно обслуживать до 1000 потенциальных рабочих. [6] Постоянно проводились дальнейшие модификации с целью удобства обслуживания, гигиены и транспортировки. Однако конкуренция со стороны свекловичного сахара догнала плантации сахарного тростника на Маврикии. [11] Распространение эпидемии малярии в 1860-х годах еще больше оттолкнуло судоходство от колонии. [11] что привело к сокращению наёмной иммиграции, [6] кульминацией которого стал 1923 г. [1] когда оно совсем прекратилось. К тому времени около 450 000 наемных рабочих из Индии прошли через иммиграционную базу за время ее существования. [6]
Состояние сохранности и защиты
[ редактировать ]
Прекращение контрактной иммиграции означало, что иммиграционная служба выполнила свою задачу. После 1923 года здания стали использовать по-другому. Постройки сохранялись до 1970-х годов, когда строительство автовокзала и соответствующей автомагистрали привело к сносу некоторых зданий. [6]
Возобновление интереса к важности этого места в 1980-х годах было вызвано посещением этого места покойным премьер-министром Индии Индирой Ганди в 1970 году. [5] Это привело к защите остатков комплекса как национального памятника в 1987 году на основании законодательства о национальном наследии. [6] В 1990-е годы был начат ландшафтный проект части территории и серия реставрационных работ. [5] [6] Отсутствие официального плана консервации или методического археологического подхода поставило под сомнение историческую подлинность этого места. 2001 год стал знаковым для сайта. Целевой фонд Ааправаси Гхат был создан для непосредственного управления объектом. В его обязанности входит наблюдение за раскопками и принятие корректирующих мер по реставрациям, которые проводились бессистемно с 1990-х годов. [5] Среди предыдущих консервационных работ, которые были отменены, - ландшафтный проект, установка крыши здания больницы, в которой, к сожалению, использовались современные материалы, использование техники местного известкового раствора при реконструкции и обслуживании оставшихся каменных стен, а также разработка археологической стратегии документировать находки и открытия, а также охранять существующие артефакты. Целью усилий по сохранению является восстановление этого места в его облике 1860-х годов. [6] В том же году название места было официально изменено на Ааправаси Гхат. Смена названия не обошлась без споров. Хотя он должен был отразить индийское большинство наемных рабочих, использование перевода на хинди отбросило множество других этнических и религиозных групп населения, которые также прошли через иммиграционную базу. [6]
Удобства
[ редактировать ]Бесконтрольное городское развитие после отмены договорной системы и поздняя инициатива по сохранению этого места в конце 20 века привели к тому, что от этого места сохранились только частичные остатки. [5] По оценкам экспертов, из комплекса, основанного в 1849 году, сегодня достоверно сохранилось лишь около 15%. [6] Однако записи плана здания и фотографии, а также недавние археологические данные позволяют точно реконструировать комплекс.
Иммигрантов, прибывающих на «кораблях кули» на пристань Тру Фанфарон, вели к иммиграционному депо по 14 каменным ступеням, которые в настоящее время сохранились. [6] Стены, защищающие пристань вдоль набережной, выполнены из мозаики из тесаного камня в результате постоянной реконструкции в течение длительного периода времени. Мелиорация земель, проводившаяся с течением времени для развития гавани Тру Фанфарон, сделала историческую пристань непригодной для использования. [6] Прямой выход к морю по каменным ступеням, первые части иммиграционного депо, которые видят прибывающие мигранты, стали частью истории.
За каменными ступенями находится комплекс зданий, центром которого был двор. Здания имели характерную французскую глиняную черепичную крышу, обеспечивающую лучшую изоляцию и вентиляцию, а также битумные полы. [6] Проводилось постоянное благоустройство территории для размещения большого числа мигрантов, включая установку дощатых стен в качестве перегородок к концу 1850-х годов. К 1865 году транспортные потребности привели к строительству железной дороги, разделившей иммиграционное депо на две части. Вдоль трассы были построены стены. [6]
Сохранившиеся каменные арочные ворота, также построенные в 1865 году, приветствовали мигрантов, когда они вошли в комплекс. К строению примыкает здание больницы, состоящее из семи комнат, в которых размещался персонал, включая комнату охранника, кухню, операционную и туалеты для персонала. [6] Из них сохранились только кабинет привратника и операционная, а также археологические остатки кухни и туалетов. В 2000 году на остатках здания больницы была установлена новая крыша. [6] Однако использование современных материалов было подвергнуто сомнению группами по сохранению.
У мигрантов также был иммиграционный сарай, где они оставались до трех дней после прибытия, прежде чем их распределили по соответствующим местным сахарным плантациям или перевезли в другие колонии. [1] [4] В квартале есть кухня, а туалеты иммигрантов расположены в отдельном служебном помещении вместе с зоной для купания. Стоящая каменная стена является единственным немым свидетельством существования сарая для иммигрантов. [6]
Наследие
[ редактировать ]Маврикия Сахарная промышленность
[ редактировать ]
Местные сахарные плантации Маврикия, экономически опустошенные освобождением рабов, получили новый спасательный круг с созданием иммиграционного депо. Большое количество наемных рабочих, проходивших через объект для перевозки на различные территории Британской империи, оказалось бесконечным потоком дешевой рабочей силы. В период 1834–60 прибыло 290 000 индийских рабочих.
Резерв рабочей силы оказался настолько большим, что в течение следующих 67 лет договорные контракты были ограничены всего одним годом. Эта сахарная революция привела к увеличению объемов производства, что сделало Маврикий самой важной британской колонией по производству сахара, а к 1850-м годам его экспорт сахара составлял 7,4 процента от общего мирового производства.
Зависимость Маврикия от сахарных плантаций для поддержания экономики сохранялась и в начале 20 века. Экономика процветала во время Первой мировой войны, когда дефицит поставок привел к росту рыночных цен на сахар. [11] Возможное падение цен на сахар в 1930-х годах из-за Депрессии. [11] монокультурное сельское хозяйство и отмена системы наемного труда сделали экономику Маврикия уязвимой, кульминацией чего стали волнения среди рабочих в 1937 году. [11] Вторая мировая война еще больше усугубила ситуацию. Таким образом, начиная с 1945 года, были проведены экономические реформы по диверсификации сельскохозяйственного производства и развитию других отраслей промышленности. [11] страны В середине 1990-х годов на сельскохозяйственный сектор приходилось лишь одна восьмая валового национального продукта , хотя производство сахара по-прежнему приносит одну треть экспортных поступлений Маврикия и занимает около 80 процентов всей пахотной земли. [11]
Глобальная система наемных работников
[ редактировать ]

Маврикий не был новаторским местом использования наемного труда. В 17 веке значительное количество наемных слуг европейского происхождения прибыло в Америку, которая тогда называлась Тринадцатью колониями . [17] [18] Было подсчитано, что к 18 веку более половины населения белых иммигрантов в британских колониях Северной Америки могли быть наемными слугами. [19] Однако масштаб системы, введенной в действие на Маврикии, был беспрецедентным. Оно немедленно распространилось по колониям Британской империи, и ему подражали другие европейские державы, в то время как индийская рабочая сила также использовалась за пределами полей сахарного тростника, на таких рабочих местах, как шахты и даже железные дороги. [3] [15]
Глобальная система наемных рабочих была отменена в 1918 году, хотя на Маврикии иммиграционное депо продолжало работать до 1923 года. [1] К тому времени в рамках Великого эксперимента по всему миру было перевезено около двух миллионов человек, причем Маврикий принял самый большой контингент наемных рабочих, охвативший почти полмиллиона индийских иммигрантов. В общей сложности 1,2 миллиона индийских мигрантов прошли эмиграционные депо по всему миру, став глобальным рабочим классом Британской империи. [15] В более широком плане миграция наемных рабочих представляет собой лишь небольшую часть индийской диаспоры, которая продолжалась на протяжении всего 20-го века до наших дней. По оценкам, до 20 миллионов индийцев эмигрировали со своей родины, что сделало ее крупнейшей диаспорой современности. [15]
Таким образом, иммиграционная база считается местом, где зародилась современная крупномасштабная диаспора наемных рабочих. [6] — система не только поддерживала плантационную экономику Британской империи, но также привела к трансплантации культур и формированию национальной идентичности бывших колоний. В странах от Карибского бассейна до юга Африки и Тихоокеанского региона в настоящее время проживает значительная часть индейского населения. [15]
Маврикийский и французский поэт Кхал Торабулли , исследуя мозаику культур, созданную наемными рабочими, ввел термин «холодность», по-новому определяя миграцию рабочих не просто как часть исторического прошлого, но как переплетение опыта и мозаичные образы: [3]
Именно в этом пересечении миграционного опыта гхат приобретает свою особенность: он должен продвигать символические ценности заключенных, открывать их для глубокого опыта миграций, которые всегда будут постоянным движением этой Земли, независимо от того, будет ли оно свободным. принято или принудительно.
- Кхал Торабулли, La Pointe aux Canonniers , Маврикий, 2 ноября 2007 г. [3]
Договорная система также оставила значительное документальное наследие. Велся полный учет иммигрантов, начиная с подписанных контрактов, их фотографий, транспортных расходов, расходов на проживание и конечного пункта назначения рабочих. Эти реестры в настоящее время находятся в ведении Индийского иммиграционного архива. [4] которым непосредственно управляет Институт Махатмы Ганди , образовательное учреждение, созданное на Маврикии в сотрудничестве с Индией.
ЮНЕСКО, международная организация, ответственная за сохранение и защиту мирового культурного и природного наследия , признала 1640-метровый объект 2 место иммиграционного депо из-за его выдающегося универсального значения. В 2006 году он был объявлен объектом Всемирного наследия, назвав эти здания одним из первых явных проявлений того, что должно было стать глобальной экономической системой, и одной из величайших миграций в истории. [7]
Маврикийское общество
[ редактировать ]
Большинство индийских рабочих, прибывших в иммиграционную базу, прибыли из северной части субконтинента, что соответствует нынешним штатам Бихар и Уттар-Прадеш . В то время в регионе царили беспорядки после индийского восстания 1857 года. [15] Меньшее количество мигрантов прибыло из Махараштры и Тамилнада . [1] Индийские мигранты, прошедшие через остров, оставили отчетливый след в маврикийском обществе. В 1835 году, через год после проведения Великого эксперимента, индейцы составляли менее четырех процентов населения Маврикия. Однако постоянный приток рабочих изменил демографический облик колонии, так что к 1860 году индейцы составляли более 66 процентов населения. [4] Колония приняла настолько большую долю индийской диаспоры, что историки отметили драматические изменения местной демографии за такой короткий период времени, больше, чем на любых других британских территориях, производящих сахар. [1] [4] Никакая другая вынужденная миграция не повлияла так определенно на будущее нации, как переезд индийских рабочих на Маврикий, в результате которого на острове поселилось около полумиллиона индийцев. [1] Сегодня до 1,22 миллиона маврикийцев, или 68 процентов населения страны, имеют индийское происхождение. [6] называемые индо-маврикийцами. Однако это индийское наследие существовало еще до того, как возникла система договоров с торговцами с субконтинента. [1] вместе с китайскими коллегами обосновались на острове. В 1806 году, когда Маврикий еще находился под управлением Франции, официальная статистика показала, что на острове, в восточном пригороде Порт-Луи, известном как Камп-де-Малабар, уже проживало 6162 индейца. [1] Начиная с 1840-х годов эмансипированные рабочие или те, кто имел заключенные контракты, могли экономить деньги и покупать собственные земли, в основном за пределами сельских сахарных плантаций, и постоянно селились на Маврикии. [4] Рост числа этих освобожденных рабочих, предпочитавших оставаться в колонии, породил новый класс сельского индийского крестьянства. Их ограниченные навыки означали, что они занимались мелким выращиванием сельскохозяйственных культур, чтобы заработать на жизнь, в то время как другие могли работать торговцами или разносчиками. [4] Класс сельских индейцев приобрел все большее значение по мере того, как сахарная промышленность в 20 веке развивалась. Борющиеся сахарные бароны продали часть своей собственности индийским купцам в рамках так называемого Великого движения морселментации. [4] Таким образом, индейцы, или индо-маврикийцы, стали первыми небелыми, владевшими землями в колонии.
К 1920-м годам собственность индо-маврикийцев уже составляла 40 процентов пахотных земель Маврикия. В конечном итоге они взяли под свой контроль значительную часть сельскохозяйственной экономики, что привело к росту сельских деревень и породило буржуазию, которая продолжала влиять на постколониальную политику острова. [4]
Между тем, индийские иммигранты во втором поколении, которые познакомились с культурой чужих земель и были более восприимчивы к британской политике, смогли работать за пределами сельскохозяйственного сектора. Эти квалифицированные специалисты, получившие западное образование, были наняты британцами на колониальную службу. На британских территориях, граничащих с Индийским океаном, они занимали значительную долю канцелярских должностей в бюрократии. [15] Медленно продвигаясь по карьерной лестнице, многие уже к началу 20 века добились солидных должностей.
Помимо политики, поселение индийских мигрантов на острове привело к смешению культур, смешанных с африканскими, китайскими, креольскими и европейскими влияниями. Празднование индуистских фестивалей стало частью маврикийского календаря. Религиозная индуистская церемония проводится ежегодно во второй день ноября, в национальный праздник в ознаменование прибытия наемных рабочих на иммиграционную базу в честь духов джехаджи бхаи (на хинди «товарищи по кораблю» или «брат по кораблю»). . [4] [5] [6] Озеро Гранд-Бассен , также известное как Ганга Талао, расположенное в центре острова, стало объектом священного паломничества индо-маврикийцев, исповедующих индуистскую веру. [4] Маврикийский стиль архитектуры, использующий известковый раствор, состоящий из смеси йогурта, яичного белка, сливочного и кунжутного масла, в качестве связующего материала для каменных построек, также имеет индийское происхождение. [6] Тот же метод строительства используется Целевым фондом Ааправаси Гхат для сохранения остатков комплекса иммиграционного депо.
См. также
[ редактировать ]- История Маврикия
- Культура Маврикия
- Индиец-нерезидент и лицо индийского происхождения
- Наемные слуги
- Кули
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Дирпалсингх, Салони. «Обзор наемной трудовой иммиграции на Маврикии» . Сувенирный журнал Global People of Indian Origin (GOPIO), июль 2007 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2013 г. Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ «Карибский бассейн» (PDF) . Комитет высокого уровня по делам индийской диаспоры. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июня 2009 г. Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Торабулли, Хал (2 ноября 2007 г.). «Хладнокровие и символика гата Аправаси» . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Маврикий: история и воспоминания» . всяАфрика. 2 ноября 2004 года . Проверено 4 ноября 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бунвари, ВК (2 ноября 2008 г.). «Выступление достопочтенного В.К. Банвари, министра образования, культуры и человеческих ресурсов: 174-я годовщина прибытия наемных рабочих 2 ноября 2008 г.» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2010 г. Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в «Оценка ИКОМОС номинации Ааправаси Гхат в список всемирного наследия» (PDF) . Центр всемирного наследия . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Ааправаси Гхат» . Центр всемирного наследия. Архивировано из оригинала 6 ноября 2012 г. Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ Джайни, Падманаб С. (2003). Джайнизм и ранний буддизм . Джайнское издательство. стр. 523–538. ISBN 9780895819567 .
- ^ Сунити Л. Нараян, Ревати Нагасвами, 1992, Откройте для себя возвышенную Индию: справочник для туристов , стр. 5.
- ^ Определение Гата , Кембриджский словарь.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Новая Британская энциклопедия Micropædia, том 7 . США: Британская энциклопедия, Inc., 1995. стр. 958–959. ISBN 978-0-85229-605-9 .
- ^ Понтинг, Клайв (2000). Всемирная история: новый взгляд . Лондон: Чатто и Виндус. п. 510. ИСБН 978-0-7011-6834-6 .
- ^ Всемирная история: новый взгляд . 2000, с. 353.
- ^ Jump up to: а б с «Независимые системы трудовой миграции» . ИСТОЧНИКИ: Творческие пути индийской диаспоры. Архивировано из оригинала 10 апреля 2009 года . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Индийская диаспора» . Путеводители по альтернативной истории. Архивировано из оригинала 7 апреля 2009 года . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Стивен Ласкомб. «Британская империя: Плантации» . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ «Проклятие Кромвеля: Краткая история Северной Ирландии» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 25 мая 2010 г. Проверено 24 октября 2007 г.
- ^ Баркер, Дина (10 марта 2004 г.). «Подневольное рабство в колониальной Америке» . Пограничные ресурсы. Архивировано из оригинала 22 октября 2009 г.
- ^ Хофштадтер, Ричард. «Белое рабство» . Монтгомери Колледж. Архивировано из оригинала 9 октября 2014 г. Проверено 15 сентября 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Объект Всемирного наследия Ааправаси Гхат
- Коллекция ЮНЕСКО Ааправаси Гхат в Google Arts and Culture
- Прохлада и символика гата Ааправаси
- Ааправаси гхат (на французском языке)
- В эту пятую годовщину Гата, прекрасный опыт гуманизма дайверов