Ваньян Сийинь
Ваньян Сийинь | |
---|---|
Личные данные | |
Рожденный | Гушен (бог зерна) Уси (Уси/Уси) Лорд (胡舍) Неизвестный |
Умер | 1140 |
Военная служба | |
Верность | Династия Цзинь (1115–1234) |
Ваньян Сийинь | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Ваньян Сийинь | ||
Упрощенный китайский | Ваньян Сийинь | ||
| |||
Гушен (чжурчжэньское имя) | |||
Традиционный китайский | зерновой бог | ||
Упрощенный китайский | Танигами | ||
| |||
Уши (чжурчжэньское имя) | |||
китайский | Уси/Уси | ||
| |||
Хуше (чжурчжэньское имя) | |||
китайский | Ху Шэ | ||
|
Гушен (умер в 1140 г.), также известный как Уши или Хуше , и более известный под китаизированным именем Ваньян Сийинь , был чжурчжэньским дворянином и гражданским министром, жившим в период основания и в первые годы правления чжурчжэньской династии Цзинь (1115–1234). , правившая северным Китаем между 12 и 13 веками. Он был главным советником Агуды (императора Тайцзу) , основателя и первого императора династии Цзинь. Описанный современными писателями как «главный шаман » государства доцзинь чжурчжэней. [1] он глубоко заинтересовался ханьской китайской культурой и особенно известен как создатель первой системы письменности чжурчжэньского языка .
Семья
[ редактировать ]- Супруга Чжэн (正Наложница Юань Фей У Гу Лунши) из клана Угулун
- Супруга Ли (李子妃李士; ум. 1110), из клана Ли, личное имя Шуньин (舜英)
- Наложница Ван (王妾王家), из клана Ван, личное имя Маоэр (猫儿) [2]
- Наложница Лю (李妾婷), из клана Лю, личное имя Байгу (百古) [3]
- Наложница Чжан (张семья наложницы Чжан), из клана Чжан, личное имя Хаоланг (好郎) [4]
- Наложница Солнца (клан наложницы Солнца), из клана Солнца, личное имя Синну (星NU) [5]
- Наложница Чжао (赵妾赵士) из клана Чжао, личное имя Фуджин (福金), дочь императора Хуэйцзуна.
Проблемы :
- Ваньян Бада (Ваньян Бада; ум. 1140), первый сын
- Ваньян Мандай (Ваньян Мандай; ум. 1140), второй сын
- Ваньян Тата (万面枞; ум.1140), третий сын
Жизнь
[ редактировать ]Настоящее чжурчжэньское имя Ваньяна Сииня транскрибируется в китайских источниках как «Гушен», «Уши» или «Хуше». Он был выходцем из племени Ваньян , правящего клана династии Цзинь , но не принадлежал к прямой императорской семейной линии. [6] Его отцом был Хуанду (歡都), двоюродный брат Агуды (императора Тайцзу) , основателя династии Цзинь. Наряду с Няньханем (Ваньян Цзунхан) Ваньян Сийинь был одним из главных советников Агуды. Он помог Агуде объединить различные племена чжурчжэней под руководством племени Ваньян и свергнуть киданями возглавляемую династию Ляо, . [7] После смерти Агуды Ваньян Сийинь продолжал служить гражданским министром при императорском дворе Укимая (императора Тайцзуна) , младшего брата и преемника Агуды. Однако он попал в опалу во время правления императора Сицзуна , преемника императора Тайцзуна, и в конце концов был вынужден покончить жизнь самоубийством в 1140 году. [6]
Согласно современным китайским источникам, Ваньян Сийинь «был искусным и талантливым. Именно он лично разработал законы и письменность для чжурчжэней и таким образом сформировал их в одно государство ( го ;國). Народ государства называл его шань- человек (珊蠻); шань-ман в чжурчжэне относится к шаману , потому что он понимал изменяющиеся условия, как бог, никто не мог быть ему равным. [8]
Как отмечает переводчик этого текста Герберт Франке термин шаман , это, возможно, самый ранний известный китайский документ, в котором упоминается (珊蠻); оно соответствует маньчжурскому саману («шаман, колдун»). [8]
Ваньян Сийинь был очарован китайской классикой и собрал большую библиотеку, когда чжурчжэни захватили и разграбили столицу династии Северная Сун , Бяньцзин (современный Кайфэн ), во время Цзинь-Сунских войн . Он пригласил нескольких ханьских китайских ученых во главе с Ювэнь Сючжуном (宇文虛中; посланник Сун, задержанный чжурчжэнями), чтобы они давали ему советы и обучали его сыновей и внуков. Хун Хао (洪皓) - еще один посланник Сун, также задержанный чжурчжэнями - хотя именно под влиянием Ювэнь Сючжуна в династию Цзинь вошли различные культурные традиции ханьского Китая, такие как формы правительственных организаций, шкала официальных рангов. , жалованье и наследственные привилегии, а также правила присвоения посмертных имен императорам и табу на использование символов , встречающихся в именах императоров. [9]
Обучение, предложенное Юйвэнь Сюйчжуном и другими ханьскими китайскими учеными, должно быть, было успешным, поскольку сыновья Ваньяна Сииня смогли написать китайские стихи для Хун Хао . Степень их китаизации была достаточно высока, чтобы один из них стал одним из первых чжурчжэней, у которых была жена ханьской китаянки. [9]
Говорят, что могилы Ваньяна Сииня и членов его семьи расположены недалеко от современного Шуланя провинции Цзилинь . С 1961 года они внесены в провинциальный реестр охраняемых исторических объектов. [10]
чжурчжэньское письмо
[ редактировать ]По приказу Агуды в 1119 или 1120 году Ваньян Сийинь создал чжурчжэньское письмо, известное как «скрипт с большими буквами», для использования в управлении новой империей чжурчжэней (Цзинь). Он основал его на китайских иероглифах и киданьском письме .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тао (1976), стр. 95.
- ↑ Она была наложницей Хуэйцзуна из Сун .
- ↑ Она была наложницей Хуэйцзуна из Сун .
- ↑ Она была наложницей Хуэйцзуна из Сун .
- ↑ Она была наложницей Хуэйцзуна из Сун .
- ^ Jump up to: а б Франке 1997(I), стр. 150-151.
- ^ Франке 1997(I), с. 154
- ^ Jump up to: а б Франке 1997(I), стр. 155-156.
- ^ Jump up to: а б Тао (1976), стр. 31, 40.
- ^ ( Место семейных гробниц Ваньян Сийинь на китайском языке)
- Герберт Франке, 1997 (I): «Китайские тексты о чжурчжэнях (I): перевод чжурчжэней в Сан чао пей-мэн хуэй-пень . Первоначально опубликовано в Zantralasiatische Studien 9. Висбаден, 1975. Перепечатано в: Герберт Франке и Хок-лам Чан, «Исследования чжурчжэней и династии Чин», Сборник серий исследований Variorum: CS591, Ашгейт, 1997. ISBN 0-86078-645-5 . (Работа, название которой записано в Уэйде-Джайлсе как Сан чао пэй-мэн хуэй-пень, представляет собой «Сборник отчетов о договорах с Севером при трех царствах» Сюй Мэнсиня или Сан чао Бэймэн хуйбянь на языке пиньинь. Франке переводит и комментарии к главе 3, посвященной истории и обычаям чжурчжэней).
- Цзин-шэнь Тао, «Чжурчжэни в Китае двенадцатого века». Вашингтонский университет Press, 1976 г., ISBN 0-295-95514-7 .