Jump to content

Ганс Сакс (коллекционер плакатов)

Ганс Сакс (1881–1974) был берлинским дантистом, чье величайшее достижение связано с его страстью к плакатам. Он был ведущим основателем важной группы, занимающейся коллекционированием плакатов, которая основала влиятельный журнал плакатов. До конфискации его коллекции из 12 500 плакатов во время Хрустальной ночи 9 ноября 1938 года у него была самая большая коллекция плакатов в Германии, а возможно, и в мире. Ему удалось сбежать в Соединенные Штаты, но плакаты ему так и не удалось вернуть. После нескольких лет судебных баталий в 2013 году его сыну вернули 4344 плаката. Некоторые из них будут переданы в музеи, но большая часть уже продана или будет продана на аукционе.

Его жизнь в Германии

[ редактировать ]

Ханс Йозеф Сакс родился 11 августа 1881 года в Бреслау, Германия, ныне Вроцлав , Польша. [1] Он начал собирать плакаты, когда ему было всего 16 лет, возможно, вдохновленный подарком отцу трех репродукций Сары Бернар в натуральную величину , подписанных Альфонсом Мухой . В 1903–1904 годах он служил в армии год, а в 1914–1915 годах снова несколько месяцев. Он получил образование химика и в 1904 году получил докторскую степень по химии, физике и математике; а затем еще один в стоматологии. [2] Затем он шесть месяцев стажировался в США. [3] В первый раз он женился в 1910 году. Хотя он преуспел в качестве дантиста, среди его пациентов был Альберт Эйнштейн, и написал ряд стандартных работ по пародонтозу , его призванием были плакаты. [2] [4] Он регулярно работал с трех часов дня до ночи над своим увлечением, создавая подробную карточку для каждого плаката, каждый из которых имел пронумерованную этикетку. Его коллекция плакатов росла, и в 1905 году он стал одним из главных основателей, а затем президентом Verein der Plakatfreunde (Общества друзей плаката), у которого вскоре появились региональные отделения. В 1910 году он основал ежеквартальное издание Das Plakat («Плакат»), где Сакс был редактором и издателем. [2]

Специальный выпуск Das Plakat о фильме, октябрь 1920 г.; обложка Пола Лени

Целью Das Plakat было продвижение плакатного искусства как среди коллекционеров, так и среди ученых. Хотя существовало множество журналов, посвященных плакатам, о Das Plakat было сказано: «И сигналом этого немецкого плакатного изобилия был журнал под названием Das Plakat , в котором не только были представлены лучшие образцы плакатов из Германии и других европейских стран, но и их высокие стандарты подчеркнули изысканность печати, установили качественные критерии, которые определили десятилетие графического дизайна между 1910 и 1920 годами». [3] Более того, «учитывая акцент на традиционных и авангардных взглядах, он стал исторически более влиятельным обзором, чем любой другой». [5] За свою короткую жизнь с 1910 по 1921 год его тираж вырос с 200 до более чем 10 000 экземпляров. Verein der Plakatfreunde Год спустя завершился. Непонятно, почему группа плакатов и ее журнал прекратили свое существование, возможно, из-за конфликтов между коллекционерами, любителями искусства, коммерческими художниками и бизнесом. [3]

После войны он был назначен в комиссию по отбору дизайнов почтовых марок для новой Веймарской республики , а также в совет по цензуре фильмов. После распада группы он на два года потерял всякий интерес к плакатам. Тогда в его доме вспыхнул пожар, в комнате, где они хранились, но толстые стены шкафов для хранения изолировали плакаты от повреждений. Он нанял известного архитектора Оскара Кауфмана , чтобы тот спроектировал небольшой музей — специальную комнату в своем доме для хранения и демонстрации его плакатов. Комната была уже почти готова, когда вспыхнул еще один пожар. Его отстроили заново к середине 1926 года. Через два года он переехал, и музей перестроили в новом доме. Его любовь к коллекции возродилась, он добавил много новых плакатов, работал над ее каталогом и читал лекции. [2]

Коллекция плакатов

[ редактировать ]

Коллекция не была узконаправленной. Его 12 500 плакатов включали работы всемирно известных художников, таких как Пьер Боннар , Василий Кандинский , Кете Кольвиц , Эдвард Мунк , а также 31 из 35 плакатов, созданных Анри де Тулуз-Лотреком . Были плакаты венских сепаратистов Густава Климта , Коломана Мозера , Йозефа Марии Ольбриха и мюнхенского сепаратиста Франца Штука ; и плакаты в стиле модерн и модерн Обри Бердслея , Томаса Теодора Гейне , Альфонса Мухи и Генри ван де Вельде . Среди известных художников Плакатстиля (Плакатста) были Эдмунд Эдель , Ганс Руди Эрдт , Юлиус Гипкенс , Людвиг Хольвайн , Юлиус Клингер , Ганс Линденштадт, Пауль Шойрих [ де ] , Карл Шульпиг [ де ] и Люциан Забель [ де ] . Другие были написаны континентальными лидерами графического дизайна и плакатов Люсьеном Бернхардом , Жюлем Шере , Максом Пехштейном , Теофилем Стейнленом и Феликсом Валлоттоном , а также работами известных американских художников Джеймса Монтгомери Флэгга , Чарльза Даны Гибсона , Максфилда Пэрриша и Эдварда Пенфилда . [6] [7] [8]

Арест, побег из Германии и жизнь в Америке

[ редактировать ]

9 ноября 1938 года, в Хрустальную ночь , он был арестован и отправлен в концентрационный лагерь Заксенхаузен-Ораниенбург . Коллекция была украдена по приказу Йозефа Геббельса , который хотел, чтобы они были использованы в новом крыле, посвященном деловому искусству, в Kunstgewerbemuseum Berlin (Музей декоративного искусства). После 17 дней пребывания в концлагере Сакс был освобожден, и вместе со своей второй женой Фелицией и годовалым сыном Питером смог бежать из Германии сначала на несколько дней в Лондон, а затем в Нью-Йорк. Из своей прежней коллекции он смог увезти с собой только 31 плакат Тулуз-Лотрека, которые позже продал в Америке. [2] Несмотря на рекомендацию своего бывшего пациента в Берлине Альберта Эйнштейна о том, что он обладает достаточной квалификацией для стоматологической практики, ему пришлось вернуться в школу, получив вторую докторскую степень по стоматологии в Гарвардской школе стоматологической медицины в 1941 году. [1] [6]

Этикетка, прикрепленная к плакату Карен Забель (см. изображение плаката в Commons)

В 1950-х годах правительство Западной Германии сообщило ему, что плакаты были уничтожены русскими. В 1961 году он принял компенсацию в размере около 225 000 марок, затем около 25 000 долларов. [9] Но в 1966 году многие из них были заново открыты в Восточном Берлине, в подвале Deutsches Historisches Museum (Немецкого исторического музея). Плакаты Сакса можно было узнать по его этикетке, прикрепленной к оборотной стороне. [4] Хотя Сакс прилетел в Берлин в 1974 году, ему не разрешили въехать в Восточный Берлин. Он умер в том же году 21 марта, так и не увидев больше своих плакатов. [6] [10]

Более поздняя история

[ редактировать ]

После семи лет в судах, в феврале 2009 года, сын Ханса Сакса Петер был признан законным владельцем 4344 плакатов, но они были освобождены только в 2013 году. [11] Аукционный дом Гернси в Нью-Йорке провел торги в январе и ноябре 2013 года и проведет третью аукцион, дата еще не объявлена. Среди покупателей были Музей современного искусства в Нью-Йорке и Музей изящных искусств в Бостоне. Питер Сакс умер в сентябре 2013 года. [12] [13]

  1. ^ Перейти обратно: а б Смок, Ванда. «Помощник декана по развитию и связям с выпускниками Гарвардской школы стоматологической медицины (электронное письмо, 28 июля 2014 г.)». {{cite web}}: Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Сакс, Ханс Дж., доктор медицинских наук, доктор медицинских наук (январь 2013 г.). «Самая большая в мире коллекция плакатов», январь 1957 года, переиздана в «Коллекции плакатов Ханса Сакса, часть I» . Нью-Йорк: Гернси (аукционный дом). стр. 7–29. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Перейти обратно: а б с Хеллер, Стивен (2004) [весна 1999 г.]. «Журналы графического дизайна: Das Plakat» . Журналы о графическом дизайне . 25 (4) . Проверено 25 июля 2014 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Коленберг, Керстин (15 января 2009 г.). «Во имя моего отца» (PDF) . Die Zeit (английское издание) . Проверено 25 июля 2014 г.
  5. ^ Хеллер, Стивен (14 ноября 2008 г.). «История журналов агрессивного дизайна» . Design Observer, группа Design Observer . Проверено 25 июля 2014 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Гласс, Сюзанна (28 января 2010 г.). «Будут ли возвращены плакаты, конфискованные нацистами у дантиста Эйнштейна?» (PDF) . «Таймс» (Лондон) . Проверено 25 июля 2014 г.
  7. ^ Указатель художника, Коллекция плакатов Ганса Сакса, часть I. Нью-Йорк: Аукционный дом Гернси. Январь 2013. С. 242–4.
  8. ^ Указатель художника, Коллекция плакатов Ганса Сакса, часть II . Нью-Йорк: Аукционный дом Гернси. Ноябрь 2013. С. 228–9.
  9. ^ Хикли, Кэтрин (16 марта 2012 г.). «Украденные нацистами плакаты должны быть возвращены наследнику Сакса, по решению суда» . Bloomberg.com . Блумберг ЛП . Проверено 25 июля 2014 г.
  10. ^ «Немецкий музей отрицает наследство коллекции произведений искусства, украденной нацистами» . www.lootedart.com . Проверено 30 марта 2021 г.
  11. ^ Восхождение, Дэвид. «Плакаты Ганса Сакса, захваченные нацистами в 1938 году, снова оказались во владении семьи» . ХаффПост . Проверено 25 июля 2014 г.
  12. ^ «Еврейский музей Флориды-ПФР представит коллекцию плакатов доктора Ханса Сакса, конфискованную нацистами в 1938 году» . Еврейский музей Флориды – ПФР. 6 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2014 года . Проверено 25 июля 2014 г.
  13. ^ Кан, Ева М. (12 октября 2013 г.). «Плакаты, потерянные нацистами, найдены и выставлены на продажу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 июля 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мартейн Ф. Ле Култр, Рене Гронерт, Бернхард Деншер, Роберт К. Браун, Сюзанна Гласс. Ганс Сакс и революция плакатов . Сшиваем с ReclameArsenaal. 2013, ISBN   978-90-774-02-009
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: adbb4d287b52c89cc72a423b2b5643b0__1695775200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/b0/adbb4d287b52c89cc72a423b2b5643b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hans Sachs (poster collector) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)