Ганс Сакс (коллекционер плакатов)
Ганс Сакс (1881–1974) был берлинским дантистом, чье величайшее достижение связано с его страстью к плакатам. Он был ведущим основателем важной группы, занимающейся коллекционированием плакатов, которая основала влиятельный журнал плакатов. До конфискации его коллекции из 12 500 плакатов во время Хрустальной ночи 9 ноября 1938 года у него была самая большая коллекция плакатов в Германии, а возможно, и в мире. Ему удалось сбежать в Соединенные Штаты, но плакаты ему так и не удалось вернуть. После нескольких лет судебных баталий в 2013 году его сыну вернули 4344 плаката. Некоторые из них будут переданы в музеи, но большая часть уже продана или будет продана на аукционе.
Его жизнь в Германии
[ редактировать ]Ханс Йозеф Сакс родился 11 августа 1881 года в Бреслау, Германия, ныне Вроцлав , Польша. [1] Он начал собирать плакаты, когда ему было всего 16 лет, возможно, вдохновленный подарком отцу трех репродукций Сары Бернар в натуральную величину , подписанных Альфонсом Мухой . В 1903–1904 годах он служил в армии год, а в 1914–1915 годах снова несколько месяцев. Он получил образование химика и в 1904 году получил докторскую степень по химии, физике и математике; а затем еще один в стоматологии. [2] Затем он шесть месяцев стажировался в США. [3] В первый раз он женился в 1910 году. Хотя он преуспел в качестве дантиста, среди его пациентов был Альберт Эйнштейн, и написал ряд стандартных работ по пародонтозу , его призванием были плакаты. [2] [4] Он регулярно работал с трех часов дня до ночи над своим увлечением, создавая подробную карточку для каждого плаката, каждый из которых имел пронумерованную этикетку. Его коллекция плакатов росла, и в 1905 году он стал одним из главных основателей, а затем президентом Verein der Plakatfreunde (Общества друзей плаката), у которого вскоре появились региональные отделения. В 1910 году он основал ежеквартальное издание Das Plakat («Плакат»), где Сакс был редактором и издателем. [2]

Целью Das Plakat было продвижение плакатного искусства как среди коллекционеров, так и среди ученых. Хотя существовало множество журналов, посвященных плакатам, о Das Plakat было сказано: «И сигналом этого немецкого плакатного изобилия был журнал под названием Das Plakat , в котором не только были представлены лучшие образцы плакатов из Германии и других европейских стран, но и их высокие стандарты подчеркнули изысканность печати, установили качественные критерии, которые определили десятилетие графического дизайна между 1910 и 1920 годами». [3] Более того, «учитывая акцент на традиционных и авангардных взглядах, он стал исторически более влиятельным обзором, чем любой другой». [5] За свою короткую жизнь с 1910 по 1921 год его тираж вырос с 200 до более чем 10 000 экземпляров. Verein der Plakatfreunde Год спустя завершился. Непонятно, почему группа плакатов и ее журнал прекратили свое существование, возможно, из-за конфликтов между коллекционерами, любителями искусства, коммерческими художниками и бизнесом. [3]
После войны он был назначен в комиссию по отбору дизайнов почтовых марок для новой Веймарской республики , а также в совет по цензуре фильмов. После распада группы он на два года потерял всякий интерес к плакатам. Тогда в его доме вспыхнул пожар, в комнате, где они хранились, но толстые стены шкафов для хранения изолировали плакаты от повреждений. Он нанял известного архитектора Оскара Кауфмана , чтобы тот спроектировал небольшой музей — специальную комнату в своем доме для хранения и демонстрации его плакатов. Комната была уже почти готова, когда вспыхнул еще один пожар. Его отстроили заново к середине 1926 года. Через два года он переехал, и музей перестроили в новом доме. Его любовь к коллекции возродилась, он добавил много новых плакатов, работал над ее каталогом и читал лекции. [2]
Коллекция плакатов
[ редактировать ]Коллекция не была узконаправленной. Его 12 500 плакатов включали работы всемирно известных художников, таких как Пьер Боннар , Василий Кандинский , Кете Кольвиц , Эдвард Мунк , а также 31 из 35 плакатов, созданных Анри де Тулуз-Лотреком . Были плакаты венских сепаратистов Густава Климта , Коломана Мозера , Йозефа Марии Ольбриха и мюнхенского сепаратиста Франца Штука ; и плакаты в стиле модерн и модерн Обри Бердслея , Томаса Теодора Гейне , Альфонса Мухи и Генри ван де Вельде . Среди известных художников Плакатстиля (Плакатста) были Эдмунд Эдель , Ганс Руди Эрдт , Юлиус Гипкенс , Людвиг Хольвайн , Юлиус Клингер , Ганс Линденштадт, Пауль Шойрих , Карл Шульпиг и Люциан Забель . Другие были написаны континентальными лидерами графического дизайна и плакатов Люсьеном Бернхардом , Жюлем Шере , Максом Пехштейном , Теофилем Стейнленом и Феликсом Валлоттоном , а также работами известных американских художников Джеймса Монтгомери Флэгга , Чарльза Даны Гибсона , Максфилда Пэрриша и Эдварда Пенфилда . [6] [7] [8]
Арест, побег из Германии и жизнь в Америке
[ редактировать ]9 ноября 1938 года, в Хрустальную ночь , он был арестован и отправлен в концентрационный лагерь Заксенхаузен-Ораниенбург . Коллекция была украдена по приказу Йозефа Геббельса , который хотел, чтобы они были использованы в новом крыле, посвященном деловому искусству, в Kunstgewerbemuseum Berlin (Музей декоративного искусства). После 17 дней пребывания в концлагере Сакс был освобожден, и вместе со своей второй женой Фелицией и годовалым сыном Питером смог бежать из Германии сначала на несколько дней в Лондон, а затем в Нью-Йорк. Из своей прежней коллекции он смог увезти с собой только 31 плакат Тулуз-Лотрека, которые позже продал в Америке. [2] Несмотря на рекомендацию своего бывшего пациента в Берлине Альберта Эйнштейна о том, что он обладает достаточной квалификацией для стоматологической практики, ему пришлось вернуться в школу, получив вторую докторскую степень по стоматологии в Гарвардской школе стоматологической медицины в 1941 году. [1] [6]

В 1950-х годах правительство Западной Германии сообщило ему, что плакаты были уничтожены русскими. В 1961 году он принял компенсацию в размере около 225 000 марок, затем около 25 000 долларов. [9] Но в 1966 году многие из них были заново открыты в Восточном Берлине, в подвале Deutsches Historisches Museum (Немецкого исторического музея). Плакаты Сакса можно было узнать по его этикетке, прикрепленной к оборотной стороне. [4] Хотя Сакс прилетел в Берлин в 1974 году, ему не разрешили въехать в Восточный Берлин. Он умер в том же году 21 марта, так и не увидев больше своих плакатов. [6] [10]
Более поздняя история
[ редактировать ]После семи лет в судах, в феврале 2009 года, сын Ханса Сакса Петер был признан законным владельцем 4344 плакатов, но они были освобождены только в 2013 году. [11] Аукционный дом Гернси в Нью-Йорке провел торги в январе и ноябре 2013 года и проведет третью аукцион, дата еще не объявлена. Среди покупателей были Музей современного искусства в Нью-Йорке и Музей изящных искусств в Бостоне. Питер Сакс умер в сентябре 2013 года. [12] [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Смок, Ванда. «Помощник декана по развитию и связям с выпускниками Гарвардской школы стоматологической медицины (электронное письмо, 28 июля 2014 г.)».
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Сакс, Ханс Дж., доктор медицинских наук, доктор медицинских наук (январь 2013 г.). «Самая большая в мире коллекция плакатов», январь 1957 года, переиздана в «Коллекции плакатов Ханса Сакса, часть I» . Нью-Йорк: Гернси (аукционный дом). стр. 7–29.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Хеллер, Стивен (2004) [весна 1999 г.]. «Журналы графического дизайна: Das Plakat» . Журналы о графическом дизайне . 25 (4) . Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коленберг, Керстин (15 января 2009 г.). «Во имя моего отца» (PDF) . Die Zeit (английское издание) . Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ Хеллер, Стивен (14 ноября 2008 г.). «История журналов агрессивного дизайна» . Design Observer, группа Design Observer . Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гласс, Сюзанна (28 января 2010 г.). «Будут ли возвращены плакаты, конфискованные нацистами у дантиста Эйнштейна?» (PDF) . «Таймс» (Лондон) . Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ Указатель художника, Коллекция плакатов Ганса Сакса, часть I. Нью-Йорк: Аукционный дом Гернси. Январь 2013. С. 242–4.
- ^ Указатель художника, Коллекция плакатов Ганса Сакса, часть II . Нью-Йорк: Аукционный дом Гернси. Ноябрь 2013. С. 228–9.
- ^ Хикли, Кэтрин (16 марта 2012 г.). «Украденные нацистами плакаты должны быть возвращены наследнику Сакса, по решению суда» . Bloomberg.com . Блумберг ЛП . Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ «Немецкий музей отрицает наследство коллекции произведений искусства, украденной нацистами» . www.lootedart.com . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Восхождение, Дэвид. «Плакаты Ганса Сакса, захваченные нацистами в 1938 году, снова оказались во владении семьи» . ХаффПост . Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ «Еврейский музей Флориды-ПФР представит коллекцию плакатов доктора Ханса Сакса, конфискованную нацистами в 1938 году» . Еврейский музей Флориды – ПФР. 6 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2014 года . Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ Кан, Ева М. (12 октября 2013 г.). «Плакаты, потерянные нацистами, найдены и выставлены на продажу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 июля 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мартейн Ф. Ле Култр, Рене Гронерт, Бернхард Деншер, Роберт К. Браун, Сюзанна Гласс. Ганс Сакс и революция плакатов . Сшиваем с ReclameArsenaal. 2013, ISBN 978-90-774-02-009
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с коллекцией Ханса Сакса , на Викискладе?