Братство Черноголовых
Братство Черноголовых ( нем . Bruderschaft der Schwarzhäupter ; эстонский : Mustpeade vennaskond ; латышский : Melngalvju brālības ) — объединение местных неженатых мужчин - торговцев , судовладельцев и иностранцев, действовавшее в Ливонии (современные Эстония и Латвия ) из с середины 14 века до 1940 года, но до сих пор продолжает действовать в современном Гамбурге . Братство Черноголовых зародилось как военная организация, но невоенные аспекты объединения постепенно становились все более выраженными, пока после окончания (1721 г.) Великой Северной войны Братство не стало преимущественно социальной организацией .
История
[ редактировать ]Братство ведет свое происхождение от группы иностранных купцов, которые, согласно легенде, участвовали в защите Ревеля (современный Таллинн в Эстонии) во время восстания Юрьевой ночи между 1343 и 1345 годами, когда коренное население Эстонии безуспешно пытался истребить всех иностранцев и искоренить христианство в Эстонии . [ 1 ] Самое раннее документальное упоминание о Братстве содержится в договоре с Таллиннским доминиканским монастырем от 28 марта 1400 года, подтверждающем право собственности Черноголовых на все священные церковные сосуды, которые они поместили в доминиканскую церковь Святой Екатерины. В том же договоре Черноголовые обязуются украсить и осветить алтарь Св. Марии, который братство заказало для церкви, а доминиканцы, в свою очередь, обязуются совершать службы перед этим алтарем для благословения душ Черноголовых. [ 2 ] 12 сентября 1407 года Таллиннский городской совет утвердил устав Братства, известного также как Великие Правые. [ 1 ] Устав Братства в Риге датируется 1416 годом.
Согласно Великим Правым в Таллинне, Братство Черноголовых взяло на себя обязательство защищать город от любого вражеского вторжения. Помимо прочих обязанностей, Братство предоставило городу кавалерийский отряд. Кавалеристы Черноголовых патрулировали городскую стену, и шестеро из них совершали обход внутри стены каждый вечер после того, как городские ворота закрывались на закате. В 1526 году Братство подарило Таллиннскому городскому совету 8 камнеметных машин, 20 лафетов и 66 малокалиберных орудий. Деньги были пожертвованы на изготовление пушек для Нарвы , и было оговорено, чтобы на всех орудиях был герб Черноголовых. [ 1 ]
Во время 25-летней Ливонской войны (1558–1583 гг.) члены Братства Черноголовых в Таллинне участвовали во многих сражениях и успешно помогали защищать город от русских , безуспешно осаждавших Таллинн в 1570–1571 гг. и вновь в 1577 г.
После окончания Великой Северной войны 1700–1721 Ливония вошла в состав Российской империи . Ганзейские города в Ливонии во многом утратили то значение, которым они пользовались в средние века , и Братство Черноголовых постепенно превратилось из военного общества в преимущественно социальную организацию. Хотя рыцарский кодекс чести, которого придерживалось Братство, и правила, регулирующие ближний бой, в основном сохранились, военное значение Черноголовых постепенно уменьшилось. Однако в Таллинне кавалерийский отряд в собственной форме просуществовал до 1887 года.
В XVIII и XIX веках местные братства Черноголовых играли важную роль как общественные организации, спонсировавшие общественные мероприятия, такие как вечеринки и концерты, а также собиравшие предметы изобразительного искусства. В Таллинне и Риге дома Братства вместе с сохранившимися в них средневековыми традициями стали важными культурными и социальными центрами для социальных элит. В 1895 году Братство Черноголовых в Таллинне было официально преобразовано в Клуб Черноголовых. [ 2 ] Братства в Таллинне и Риге действовали в независимых Эстонии и Латвии до начала советской оккупации стран Балтии в 1940 году, когда оккупационные власти распустили Братство. Большинству участников удалось бежать в Германию, где они попытались продолжить свои традиции. В 1961 году «Братство Черноголовых» было официально зарегистрировано в Гамбурге , где оно существует и по сей день. [ 2 ]
Членство
[ редактировать ]Первоначально в состав Братства Черноголовых в Таллинне входили в основном купцы, еще не имевшие права на членство в Большой гильдии : купцы, юридически не независимые или не имевшие налаженного бизнеса в Таллинне, местные неженатые купцы и иностранные купцы. В число членов также входили ювелиры, химики, ученые и школьные учителя. Таллиннским Братством Черноголовых управляли два настоятеля, избранные из числа членов Братства. Со временем вошло в традицию, что, поженившись, Черноголовые вступали в Большую Гильдию. Члены Братства в Таллинне имели свободный доступ в Ратушу, которую они могли использовать для своих собраний до 1540 года, когда они были изгнаны оттуда после конфликта между Братством и Большой Гильдией. [ 1 ] [ 2 ]
Региональная структура
[ редактировать ]Братство Черноголовых было разделено на местные автономные организации, владевшие так называемыми Домами Черноголовых более чем в 20 городах Эстонии и Латвии, включая Таллинн , Ригу , Тарту и Пярну . , также было основано братство Черноголовых В 17 веке в Висмаре , Германия . Дом Братства Черноголовых в Таллинне – единственный, сохранившийся в XXI веке. Братство арендовало недвижимость на улице Пикк, 24-26 в Таллинне уже в 1406 году. В 1531 году Черноголовые приобрели здание у городского советника Иоганна Вианта и его жены Керстине Бретхольт (Брайтхольц) и перестроили его в стиле ренессансного стиля. период. Он оставался во владении Черноголовых до лета 1940 года, когда Советский Союз оккупировал и аннексировал Эстонию. [ 2 ] Не менее великолепный Дом Черноголовых в Риге , проданный Черноголовым в 1713 году, был разрушен 28 июня 1941 года, когда немецкая армия захватила Ригу, а сгоревшие стены были снесены советскими войсками в 1948 году. Дом Черноголовых в Риге реконструировался в 1995-2000 годах. [ 3 ]
Повседневная жизнь
[ редактировать ]В средние века авторитетные купцы из Братства Черноголовых в Таллинне, известного как «старшая скамейка», были обязаны посещать ежедневные собрания Большой гильдии , чтобы ознакомиться с текущей торговой ситуацией и искусством коммерции в Таллинне. общий. Члены Братства почти каждый вечер собирались вместе, чтобы «отдохнуть от честного труда».
Дважды в году Братство отмечало большие праздники: по окончании навигации с 24 декабря по 10 января, Рождество и Новый год , а также с Пасхи до начала навигации. Оба торжества начинались с официального заседания, на котором решались организационные вопросы, и продолжались застольями, танцами и гуляниями, в которых иногда участвовал весь город.
Обычай воздвигать рождественскую елку исторически восходит к таким действиям в 15 и 16 веках. Согласно первым задокументированным случаям использования рождественской елки в Эстонии , в 1441, 1442 и 1514 годах Братство устанавливало елку к праздникам в своем братском доме в Таллинне . В последний вечер накануне праздников елку вынесли на Ратушную площадь , где вокруг нее танцевали члены братства. [ 4 ] В 1584 году пастор и летописец Бальтазар Руссов писал об установившейся традиции устанавливать украшенную ель на рыночной площади в Таллинне, куда юноши «ходили со стаей девушек и женщин, сначала пели и танцевали там, а затем устанавливали елку». в огне». [ 5 ] Первое описание рождественской елки, использованное Братством в Риге в 1510 году, напоминает описания из Таллинна.
Именно во время празднований, проводимых раз в два года, были приняты новые члены. Членом мог стать любой, кто ранее посещал пиры Братства и считался «достойным». Имена новых членов были вписаны в Книгу Братства, и все члены использовали свои высокие и тонкие кубки, известные как «оленьи ноги», чтобы пить за здоровье нового брата. Ожидалось, что какое-то время новые члены будут обслуживать своих «старших» братьев за столом и выполнять другие обязанности. [ 1 ]
Взаимоотношения между братьями строго регламентировались и любое отклонение от установленных норм наказывалось. В Таллинне, например, если кто-то проклинал брата-члена, ему приходилось платить штраф в 1 марку; штраф составлял 2 балла, если он ударил его по лицу или уху, и 3 балла, если он ударил его повторно. Были ужесточены штрафы за правонарушения, совершенные в общественных местах. Штрафовали также пропуск торжественных трапез, празднеств и церковных служб. Многие штрафы приходилось платить воском, который в Средние века был ценным товаром; воск использовался для освещения собственных залов и церквей, которым покровительствовало местное братство. Крупный штраф – пять фунтов воска – пришлось заплатить брату, который «схватил другого члена за волосы или швырнул ему в лицо пивом». [ 1 ]
Символы
[ редактировать ]Точное происхождение термина «черная голова» неизвестно. Покровителем , голова Братства Черноголовых является чернокожий египетский христианин Святой Морис Братства которого также изображена на гербе . Был ли покровитель выбран из-за имени, или святой предшествует имени, остается неясным.
Значение и наследие
[ редактировать ]Происхождение и двойственная природа Братства Черноголовых как военной организации и коммерческого объединения уникальны в европейской истории. Военный аспект Братства можно объяснить его основанием во времена последнего великого антихристианского восстания коренных народов Северной Европы после Северных крестовых походов . Коммерческий аспект Братства отражает его зарождение в первые дни Ганзейского союза , который ознаменовал начало новой эры, менее военной и более ориентированной на торговлю, в Северной Европе.
Некоторые традиции Черноголовых сохранились в обычаях Балтийско-немецкого корпуса , эстонских и латвийских студенческих корпораций. Как правило, большинство корпораций принимают новых членов два раза в год. Церемониальное употребление алкоголя, изысканные сосуды для питья, личный кодекс чести и строгие правила, регулирующие отношения между членами, включая узаконенные штрафы и наказания, во многом напоминают традиции Черноголовых. Военный аспект Братства сохраняется в церемониальном использовании специальных мечей . В региональной структуре Союза защиты Эстонии члены корпорации в бывших центрах Черноголовых Таллинне и Тарту содержат свои собственные военные малевконды (основные подразделения малевов ), основной обязанностью которых является защита своих городов от возможного вторжения противника.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж На пляж, Елена. 1993. Живое прошлое Таллинна. 3-е изд. Таллинн: Издательство Периодика. стр. 23-29.
- ^ Jump up to: а б с д и Дом Черноголовых. Архивировано 20 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Дом Черноголовых XIV-XX века Rātsaukums 6. Архивировано 5 апреля 2008 г. на Wayback Machine , получено 24 декабря 2010 г.
- ^ Фридрих Амелунг, История Ревельских Черноголовых: от истоков до наших дней: по документальным источникам Архива Ревельских Черноголовых 1, Первый период расцвета с 1399–1557 гг . Ревель: Водолей, 1885 год.
- ^ Руссов, Бальтазар. 1584. Хроника провинции Лиффландт .