Двусторонняя очередь
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( апрель 2022 г. ) |
Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( Апрель 2022 г. ) |
В информатике — двусторонняя очередь (сокращенно deque , / d ɛ k / DEK) . [1] ) — абстрактный тип данных , обобщающий очередь , элементы которой можно добавлять или удалять либо спереди (голова), либо сзади (хвост). [2] Его также часто называют связным списком «голова-хвост» , хотя на самом деле это относится к конкретной структуры данных реализации двухсторонней очереди (см. ниже).
Соглашения об именах
[ редактировать ]Deque иногда пишется dequeue , но такое использование обычно не рекомендуется в технической литературе и технических текстах, поскольку dequeue также является глаголом, означающим «удалить из очереди». Тем не менее, несколько библиотек и некоторые авторы, такие как Ахо , Хопкрофт и Ульман в своем учебнике «Структуры данных и алгоритмы» , называют это dequeue . Джон Митчелл , автор книги «Концепции языков программирования», также использует эту терминологию.
Различия и подтипы
[ редактировать ]Это отличается от абстрактного типа данных очереди или «первым пришел — первым обслужен» списка ( FIFO ), где элементы можно добавлять только с одного конца и удалять с другого. Этот общий класс данных имеет несколько возможных подтипов:
- Дек с ограничением ввода — это такой запрос, в котором удаление может быть выполнено с обоих концов, а вставка — только с одного конца.
- Дек с ограничением вывода — это такой, в котором вставка может быть выполнена с обоих концов, а удаление может быть выполнено только с одного конца.
Как базовые, так и наиболее распространенные типы списков в вычислениях, очереди и стеки можно считать специализацией деков и реализовать с их помощью. Дек — это структура данных, которая позволяет пользователям выполнять операции push и pop на обоих концах, обеспечивая гибкость в управлении порядком элементов.
Операции
[ редактировать ]Основными операциями с двухсторонней очередью являются постановка в очередь и удаление из очереди на обоих концах. Также обычно реализуются операции просмотра , которые возвращают значение на этом конце, не выводя его из очереди.
Имена различаются в зависимости от языка; основные реализации включают в себя:
операция | общее имя (имена) | Есть | С++ | Ява | Перл | PHP | Питон | Руби | Ржавчина | JavaScript |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
вставить элемент сзади | вводить, нюхать, толкать | Append |
push_back |
offerLast |
push |
array_push |
append |
push
|
push_back |
push
|
вставить элемент спереди | толчок, минусы | Prepend |
push_front |
offerFirst |
unshift |
array_unshift |
appendleft |
unshift
|
push_front |
unshift
|
удалить последний элемент | выбрасывать | Delete_Last |
pop_back |
pollLast |
pop |
array_pop |
pop |
pop
|
pop_back |
pop
|
удалить первый элемент | поп | Delete_First |
pop_front |
pollFirst |
shift |
array_shift |
popleft |
shift
|
pop_front |
shift
|
проверить последний элемент | заглянуть | Last_Element |
back |
peekLast |
$array[-1] |
end |
<obj>[-1] |
last
|
back |
<obj>.at(-1)
|
изучить первый элемент | First_Element |
front |
peekFirst |
$array[0] |
reset |
<obj>[0] |
first
|
front |
<obj>[0]
|
Реализации
[ редактировать ]Существует как минимум два распространенных способа эффективной реализации двухсторонней очереди: с помощью модифицированного динамического массива или с помощью двусвязного списка .
Подход динамического массива использует вариант динамического массива , который может расти с обоих концов, иногда называемый массивом deques . Эти деки массива обладают всеми свойствами динамического массива, такими как произвольный доступ с постоянным временем , хорошая локальность ссылки и неэффективная вставка/удаление в середине, с добавлением вместо этого амортизированной вставки/удаления с постоянным временем на обоих концах. только с одного конца. Три распространенные реализации включают в себя:
- Хранение содержимого дека в кольцевом буфере и изменение размера только тогда, когда буфер заполняется. Это уменьшает частоту изменения размеров.
- Выделение содержимого дека из центра базового массива и изменение размера базового массива при достижении любого конца. Этот подход может потребовать более частого изменения размеров и тратить больше места, особенно когда элементы вставляются только с одного конца.
- Хранение содержимого в нескольких массивах меньшего размера с выделением дополнительных массивов в начале или конце по мере необходимости. Индексирование реализуется путем хранения динамического массива, содержащего указатели на каждый из меньших массивов.
Чисто функциональная реализация
[ редактировать ]Двусторонние очереди также можно реализовать как чисто функциональную структуру данных . [3] : 115 Существуют две версии реализации. Первый из них, называемый « deque реального времени », представлен ниже. Это позволяет очереди быть постоянной с операциями за время O (1) в худшем случае, но требует ленивых списков с мемоизацией . Второй, без ленивых списков и мемоизации, представлен в конце разделов. Его амортизированное время равно O (1), если постоянство не используется; но наихудшая сложность операции равна O ( n ) , где n — количество элементов в двусторонней очереди.
Напомним, что для списка l
, |l|
обозначает его длину, то есть NIL
представляет собой пустой список и CONS(h, t)
представляет список, голова которого h
и чей хвост t
. Функции drop(i, l)
и take(i, l)
вернуть список l
без своего первого i
элементы и первый i
элементы l
, соответственно. Или, если |l| < i
, они возвращают пустой список и l
соответственно.
Деки в реальном времени посредством ленивой перестройки и планирования
[ редактировать ]Двусторонняя очередь представляется в виде шестерки (len_front, front, tail_front, len_rear, rear, tail_rear)
где front
представляет собой связанный список , который содержит начало очереди длиной len_front
. Сходным образом, rear
представляет собой связанный список, который представляет собой обратную сторону задней части очереди длиной len_rear
. Более того, уверяют, что |front| ≤ 2|rear|+1
и |rear| ≤ 2|front|+1
- интуитивно это означает, что и спереди, и сзади содержится от трети минус одна до двух третей плюс один из элементов. Окончательно, tail_front
и tail_rear
являются хвостами front
и из rear
, они позволяют запланировать момент принудительного выполнения некоторых ленивых операций. Обратите внимание, что когда двусторонняя очередь содержит n
элементы в первом списке и n
элементы в заднем списке, то инвариант неравенства остается удовлетворенным после i
вставки и d
удаления, когда (i+d) ≤ n/2
. То есть максимум n/2
операции могут происходить между каждой ребалансировкой.
Давайте сначала дадим реализацию различных операций, которые влияют на переднюю часть дека — минусы, голову и хвост. Эти реализации не обязательно учитывают инвариант. Во второй раз мы объясним, как изменить дек, который не удовлетворяет инварианту, в тот, который ему удовлетворяет. Однако они используют инвариант: если передняя часть пуста, то задняя часть содержит не более одного элемента. Операции, влияющие на конец списка, определяются аналогично симметрией.
empty = (0, NIL, NIL, 0, NIL, NIL)
fun insert'(x, (len_front, front, tail_front, len_rear, rear, tail_rear)) =
(len_front+1, CONS(x, front), drop(2, tail_front), len_rear, rear, drop(2, tail_rear))
fun head((_, CONS(h, _), _, _, _, _)) = h
fun head((_, NIL, _, _, CONS(h, NIL), _)) = h
fun tail'((len_front, CONS(head_front, front), tail_front, len_rear, rear, tail_rear)) =
(len_front - 1, front, drop(2, tail_front), len_rear, rear, drop(2, tail_rear))
fun tail'((_, NIL, _, _, CONS(h, NIL), _)) = empty
Осталось объяснить, как определить метод balance
это перебалансирует дек, если insert'
или tail
сломал инвариант. Метод insert
и tail
можно определить, сначала применив insert'
и tail'
а затем применяя balance
.
fun balance(q as (len_front, front, tail_front, len_rear, rear, tail_rear)) =
let floor_half_len = (len_front + len_rear) / 2 in
let ceil_half_len = len_front + len_rear - floor_half_len in
if len_front > 2*len_rear+1 then
let val front' = take(ceil_half_len, front)
val rear' = rotateDrop(rear, floor_half_len, front)
in (ceil_half_len, front', front', floor_half_len, rear', rear')
else if len_front > 2*len_rear+1 then
let val rear' = take(floor_half_len, rear)
val front' = rotateDrop(front, ceil_half_len, rear)
in (ceil_half_len, front', front', floor_half_len, rear', rear')
else q
где rotateDrop(front, i, rear))
вернуть конкатенацию front
и из drop(i, rear)
. То есть front' = rotateDrop(front, ceil_half_len, rear)
положить в front'
содержание front
и содержание rear
этого еще нет rear'
. С момента падения n
элементы берут время мы используем ленивость, чтобы гарантировать, что элементы отбрасываются по два, причем два отбрасывания выполняются в течение каждого tail'
и каждый insert'
операция.
fun rotateDrop(front, i, rear) =
if i < 2 then rotateRev(front, drop(i, rear), NIL)
else let CONS(x, front') = front in
CONS(x, rotateDrop(front', j-2, drop(2, rear)))
где rotateRev(front, middle, rear)
— это функция, которая возвращает переднюю часть, за которой следует перевернутую середину, а затем заднюю часть. Эта функция также определена с использованием ленивости, чтобы гарантировать, что ее можно вычислить шаг за шагом, при этом каждый шаг выполняется по одному шагу. insert'
и tail'
и занимая постоянное время. Эта функция использует инвариант, который |rear|-2|front|
это 2 или 3.
fun rotateRev(NIL, rear, a) =
reverse(rear)++a
fun rotateRev(CONS(x, front), rear, a) =
CONS(x, rotateRev(front, drop(2, rear), reverse(take(2, rear))++a))
где ++
— это функция, объединяющая два списка.
Реализация без лени
[ редактировать ]Обратите внимание, что без ленивой части реализации это была бы непостоянная реализация очереди за O (1) амортизированное время . В этом случае списки tail_front
и tail_rear
могут быть удалены из представления двусторонней очереди.
Языковая поддержка
[ редактировать ]Контейнеры Ada предоставляют универсальные пакеты. Ada.Containers.Vectors
и Ada.Containers.Doubly_Linked_Lists
, для реализаций динамического массива и связанного списка соответственно.
C++ Стандартная библиотека шаблонов предоставляет шаблоны классов. std::deque
и std::list
, для реализации нескольких массивов и связанных списков соответственно.
Начиная с Java 6, Java Collections Framework предоставляет новую Deque
интерфейс, который обеспечивает функциональность вставки и удаления на обоих концах. Это реализуется такими классами, как ArrayDeque
(также новое в Java 6) и LinkedList
, предоставляя реализации динамического массива и связанного списка соответственно. Однако ArrayDeque
, вопреки своему названию, не поддерживает произвольный доступ.
в Javascript Прототип Array и массивы Perl имеют встроенную поддержку удаления ( shift и pop ) и добавления ( unshift и push ) элементов на обоих концах.
Python 2.4 представил collections
модуль с поддержкой объектов deque . Он реализован с использованием двусвязного списка подмассивов фиксированной длины.
Начиная с PHP 5.3, расширение PHP SPL содержит класс SplDoublyLinkedList, который можно использовать для реализации структур данных Deque. Раньше для создания структуры Deque вместо этого приходилось использовать функции массива array_shift/unshift/pop/push.
GHC Модуль Data.Sequence реализует эффективную, функциональную структуру двухсторонних очередей в Haskell . В реализации используются 2–3-пальцевые деревья , аннотированные размерами. Существуют и другие (быстрые) возможности реализации чисто функциональных (таким образом, также постоянных ) двойных очередей (большинство из которых используют сильно ленивые вычисления ). [3] [4] Каплан и Тарьян были первыми, кто реализовал оптимальные слитно-персистентные цепные деки. [5] Их реализация была строго функциональной в том смысле, что она не использовала ленивые вычисления. Окасаки упростил структуру данных, используя отложенное вычисление с загрузочной структурой данных и ухудшив границы производительности с наихудшего до амортизированного. [6] Каплан, Окасаки и Тарьян создали более простую, не загружаемую, амортизированную версию, которую можно реализовать либо с использованием ленивых вычислений, либо более эффективно с использованием мутации в более широком, но все же ограниченном виде. [7] Михаеску и Тарьян создали более простую (но все же очень сложную) строго чисто функциональную реализацию объединяемых двоичных данных, а также гораздо более простую реализацию строго чисто функциональных несоединяемых деков, обе из которых имеют оптимальные границы для наихудшего случая. [8]
Руста std::collections
включает VecDeque , который реализует двустороннюю очередь с использованием расширяемого кольцевого буфера.
Сложность
[ редактировать ]- В реализации двусвязного списка и при отсутствии накладных расходов на выделение/освобождение временная сложность всех операций дека равна O(1) . Кроме того, временная сложность вставки или удаления в середине с учетом итератора равна O (1); однако временная сложность произвольного доступа по индексу равна O(n).
- В растущем массиве амортизированная временная сложность всех операций с деком равна O(1) . Кроме того, временная сложность произвольного доступа по индексу равна O (1); но временная сложность вставки или удаления в середине равна O(n) .
Приложения
[ редактировать ]Одним из примеров использования двухсторонней очереди является алгоритм перехвата работы . [9] Этот алгоритм реализует планирование задач для нескольких процессоров. Для каждого процессора поддерживается отдельная дек с выполняемыми потоками. Для выполнения следующего потока процессор получает первый элемент из дека (используя операцию «удалить первый элемент»). Если текущий поток разветвляется, он возвращается в начало дека («вставить элемент спереди») и выполняется новый поток. Когда один из процессоров завершает выполнение своих потоков (т.е. его дек пуст), он может «украсть» поток у другого процессора: он получает последний элемент из дека другого процессора («удалит последний элемент») и выполняет это. Алгоритм перехвата работы используется библиотекой Intel Threading Building Blocks (TBB) для параллельного программирования.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джесси Либерти; Сиддхартха Рао; Брэдли Джонс. C++ за один час в день, Sams Teach Yourself , шестое издание. Издательство Самс, 2009. ISBN 0-672-32941-7 . Урок 18: Классы динамических массивов STL, стр. 486.
- ^ Дональд Кнут . Искусство компьютерного программирования , Том 1: Фундаментальные алгоритмы , Третье издание. Аддисон-Уэсли, 1997. ISBN 0-201-89683-4 . Раздел 2.2.1: Стеки, очереди и деки, стр. 238–243.
- ^ Jump up to: а б Окасаки, Крис (сентябрь 1996 г.). Чисто функциональные структуры данных (PDF) (кандидатская диссертация). Университет Карнеги-Меллон. КМУ-КС-96-177.
- ^ Адам Л. Буксбаум и Роберт Э. Тарьян. Слитно-персистентные деки с помощью структурной загрузки данных. Журнал алгоритмов, 18(3):513–547, май 1995 г. (стр. 58, 101, 125).
- ^ Хаим Каплан и Роберт Э. Тарьян. Чисто функциональные представления объединяемых отсортированных списков. На симпозиуме ACM по теории вычислений, страницы 202–211, май 1996 г. (стр. 4, 82, 84, 124).
- ^ Крис Окасаки (август 1997 г.), Объединяемые двусторонние очереди , Уведомления ACM SIGPLAN, том 32, выпуск 8
- ^ Хаим Каплан, Крис Окасаки и Роберт Э. Тарджан (2000), Простые слитно-персистентные объединяемые списки , SIAM Journal on Computing Vol. 30, вып. 3
- ↑ Раду Михаеску и Роберт Тарьян (август 2003 г.), Заметки о объединяемых деках в Pure Lisp , Принстаунский университет, COS 528, осень 03 г.
- ^ Блюмоф, Роберт Д.; Лейзерсон, Чарльз Э. (1999). «Планирование многопоточных вычислений путем кражи работы» (PDF) . Дж АСМ . 46 (5): 720–748. дои : 10.1145/324133.324234 . S2CID 5428476 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Типобезопасная реализация дека с открытым исходным кодом в Comprehensive C Archive Network
- Документация SGI STL: deque<T, Alloc>
- Проект кода: углубленное исследование контейнера STL Deque
- Реализация Deque на C. Архивировано 6 марта 2014 г. на Wayback Machine.
- Реализация VBScript стека, очереди, дека и красно-черного дерева.
- Множественные реализации необъединяемых деков в Haskell