Махмуд Шалтут
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2015 г. ) |
Махмуд Шалтут Махмуд Шалтуут | |
---|---|
Великий Имам Аль-Азхара | |
В офисе 1958–1963 | |
Предшественник | Абдул-Рахман Тадж |
Преемник | Хасан Мамун |
Личные данные | |
Рожденный | 23 апреля 1893 г. Миньят Бани Мансур , Итай эль-Баруд , хедив Египта |
Умер | 13 декабря 1963 г. Каир , Египет | (70 лет)
Шейх Махмуд Шалтут ( араб . محمود شلتوت ; 23 апреля 1893 — 13 декабря 1963) был египетским деятелем, наиболее известным своими попытками исламской реформы. Ученик школы мысли Мохаммада Абду , Шалтут приобрел известность как Великий Имам Аль-Азхара в годы правления Насера с 1958 года до своей смерти в 1963 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шалтут родился в провинции Бехейра , провинции Нижнего Египта , и Шейх покинул свою маленькую деревню Биньят Бани Мансур в 1906 году в возрасте тринадцати лет и поступил в Махад Дини в Александрии — недавно созданный религиозный институт, связанный с Азхаром. По завершении учебы в 1918 году Шалтут получил степень алимия (азхар, эквивалент бакалавра) и начал преподавать в том же институте в 1919 году. В возрасте тридцати четырех лет его призвали читать лекции в Высшем отделении аль-Азхара и впоследствии переведен в Каир в 1927 году. [ нужна ссылка ]
Время в Аль-Азхаре
[ редактировать ]В 1929 году шейх Мохаммад Мустафа аль-Мараги был выбран ректором Университета аль-Азхар. Аль-Мараги начал создавать свою собственную программу реформ, и его твердо поддержал Шалтут, который за несколько лет до своего перевода в аль-Азхар выдвинул собственные идеи реформы в отношении аль-Азхара. Реформы Шалтута были специально направлены на отделение религиозного института от государства. [ нужна ссылка ]
Однако не все были заинтересованы в переменах, и смелые идеи аль-Мараги быстро сломили его. После непродолжительного годичного пребывания на посту шейх аль-Мараги ушел с поста великого имама аль-Азхара, и на его место пришел шейх Мохаммад аль-Ахмади аз-Завахири. В отличие от аль-Мараги, которого Шалтут считал активным лидером и реформатором, Шалтут воспринимал шейха аз-Завахири как реакционера. Сам Шалтут был модернистским учеником Мухаммада Абду и Мухаммада Рашида Риды, и их влияние на него ясно заметно в его произведениях, действиях и идеях.
Таким образом, было неизбежно, что Шалтут будет оказывать сопротивление пассивной политике аз-Завахири, и поэтому он был впоследствии уволен из аль-Азхара в сентябре 1931 года вместе с другими в ходе того, что можно рассматривать как общую чистку тех, кто был связан с реформой аль-Мараги. фракция. Шалтут провел время вдали от аль-Азхара, работая юристом в шариатских судах. Лишь после второго назначения аль-Мараги в 1935 году Шалтут вернулся в аль-Азхар.
Во время второго поста аль-Мараги во главе «Аль-Азхара», который продлился десять лет до 1945 года, Шалтут стал Вакилем (заместителем декана) Куллият аль-Шариа, а в 1937 году он посетил конференцию Deuxieme Congrès International de Droit Comparé в в Гааге, где он был одним из трех ученых, выбранных представлять аль-Азхар. Его речь о гражданской и уголовной ответственности по исламскому праву произвела впечатление на круги аль-Азхара и, таким образом, способствовала повышению его статуса в институте.
Позже, в 1939 году, Шалтут был назначен инспектором по религиоведению, а в 1946 году был избран членом Академии арабского языка в Каире. Рост известности Шалтута продолжился, и в ноябре 1957 года он был выбран проректором. Менее чем через год Шалтуту наконец была оказана высшая честь и назначен шейхом аль-Азхаром президентом Гамалем Абдель Насером в октябре 1958 года. Ранее ученые аль-Азхара получили право выбирать великого имама, но в 1961 году, после национализации религиозного учреждения, Абдель Насер издал новый Закон аль-Азхар, ограничивающий власть имамов аль-Азхара и предоставляющий правительству право назначать великого имама. Углубляя связи между режимом и институтом, это позволило революционному правительству Абдель Насера после 1952 года работать над интеграцией образования в единую систему и найти союзника в лице Шалтута, который будет стремиться к модернизации учебных программ и более широкой общественной жизни. функция обслуживания - дома и за рубежом - для Аль-Азхара.
Ас Шейх аль-Азхар: убеждения, идеи и реформы
[ редактировать ]Вскоре после вступления в должность шейха аль-Азхара Шалтут объявил о своем видении реформ. Шалтут попытался доказать, что закон шариата не является препятствием для современного общества, а, скорее, направляет изменения, которые современное общество приносит с собой. Он был горячо полон решимости добиться большей независимости аль-Азхара от государственного контроля и работал над тем, чтобы Национальное собрание приняло такие декларации, как Закон о реформе, что они и сделали в 1961 году. Закон о реформе был направлен на интеграцию аль-Азхара в более широкую сферу высшего образования, улучшение возможностей трудоустройства для студентов и подготовку современных ученых, знающих вопросы современного мира и способных служить мусульманскому сообществу.
Восхищение шейхом Шалтутом быстро росло, а его беспрецедентное решение проводить регулярные передачи, в которых он произносил религиозные проповеди и отвечал на вопросы тех, кто сомневался или критиковал, только укрепило его репутацию. Эти передачи были позже опубликованы Министерством национальной ориентации под названиями «Хадис ас-сабах фил-Мидхья» и «Ясалуна» («Спросите нас»).
Он также приобрел репутацию великого оратора. Его способность хорошо общаться с массами привлекла к нему множество слушателей, поскольку он говорил о различных проблемах современного мусульманского общества, таких как семейное право, частная собственность, контроль над рождаемостью и многоженство (которое он решительно защищал), и это лишь некоторые из них. По сути, шейх Шалтут считал, что актуальность законов шариата в наши дни не следует подрывать. Кроме того, он рассматривал свой комментарий к Корану, или свой тафсир, скорее как практический совет для любого грамотного мусульманина, а не как строгий научный анализ.
Наследие
[ редактировать ]Шалтута помнят за то, что он поощрял гармоничное взаимодействие между мусульманами -суннитами и шиитами . Он поддерживал тесные отношения с видными шиитскими деятелями, такими как Сейед Хосейн Боруджерди, и ревностно выступал за открытое обсуждение и сотрудничество между двумя конфессиями. Шалтуту отчаянно хотелось преодолеть недоразумения и избежать ссор между ними. Шалтут даже дошел до того, что издал фетву , в которой, по сути, провозглашалось, что поклонение в соответствии с доктриной шиитов-двунадесятников действительно.
Шалтут стремился представить ислам миру как религию единства, гибкости и умеренности. Он яростно осуждал сектантство, поклонение святым и чудеса, одновременно пропагандируя терпимость и разум среди исламского населения. Более того, Шалтут не беспокоился о принятии социализма и очень гордился своей египетской национальностью, в то же время поддерживая арабизм .
Тем не менее, как и у любого выдающегося деятеля, у Шалтута (и у всех улемов того времени) были свои несогласные. По сути, арабский мир после 1960-х годов переживал кризис религиозного руководства. Попытки Шалтута снова вовлечь улемов в широкую культуру народа остались без внимания, поскольку его считали второстепенным по отношению к государству человеком — человеком, поставленным на должность для удовлетворения режима, а не для служения религии. Его интерпретация основных исламских принципов резко контрастировала с мнением его коллег и историческим наследием института Аль-Азхар. Его убеждения и усилия, которые их иллюстрировали, были аномальными для основного направления ислама и определенно выходили за рамки религии.
Основные работы
[ редактировать ]- Тафсир аль-Куран аль-Карим: аль-Аджза аль-Ашара аль-Ула (1959)
- Джихад аль-китал фил-Ислам (1948; переведен на английский Р. Питерсом в 1977 году в книге « Джихад в средневековом и современном исламе » )
- аль-Ислам, Акида ва-Шариат (1959; переведен на французский язык Мессаудом Буженоном в 1999 году как L'islam: догма и законодательство )
- аль-Фатива, Дираса ли Мушкилат аль-Муслим аль-му асир фи Хаятихи аль-Яумийя аль-Амма (1964)
Ссылки
[ редактировать ]- Зебири, Кейт, Махмуд Шалтут, Оксфорд, 1993.
- «Великие имамы Аль-Азхара (Шуюхуль Азхар)» на сайте www.sunnah.org .
- Энде, В. Энциклопедия ислама «Шалтут, Махмуд», второе издание. Брилл Онлайн. По состоянию на 16 марта 2011 г.
- А. Риппин, Обзор: [без названия], в Бюллетене Школы восточных и африканских исследований, 58:1 (1995), 135–136.
- Дональд Малкольм Рид, Обзор: [без названия], в Международном журнале исследований Ближнего Востока, 27:1 (1995), 98-100.