Святая Приска
Приска | |
---|---|
![]() | |
Умер | конец I века |
Почитается в | Римско-католическая церковь , Англиканская община , Восточная православная церковь |
Главный храм | Святая Приска |
Праздник | 18 января |
Приска была молодой римлянкой , которую предположительно пытали и казнили за христианскую веру. Даты ее рождения и смерти неизвестны. Она почитается как святая и мученица в восточном православии , католической церкви и англиканской общине .
Хотя некоторые легенды предполагают иное, ученые не верят, что она — Прискилла (Приска) новозаветной пары Прискиллы и Акилы , которые были друзьями апостола Павла . [ 1 ]

Ее почитают, особенно в Англии, как ребенка-мученика. 18 января – ее праздник.
Легенда
[ редактировать ]Легенда гласит, что святая Приска происходила из знатного рода. В тринадцать лет ее якобы крестил святой Петр. Император Клавдий приказал ей принести жертву богу Аполлону . Когда она отказалась из-за своей христианской веры, ее избили и отправили в тюрьму. Наконец ее бросили льву в амфитеатре , но тот спокойно лег у ее ног. Итальянская поэтесса Марта Марчина (1600–1646) описывает этот момент мученичества Приски в паре стихотворений в своей книге Musa Posthuma , где гуманная природа льва противопоставляется человеческой дикости. [ 2 ]
Ее три дня морили голодом в тюрьме для рабов, пытали на дыбе и бросали на горящую кучу. [ 3 ] И все же она осталась жива, но была обезглавлена на десятом столбе Виа Остиенсис — дороги из Рима в Остию.
Комментарий
[ редактировать ]Установить истинную личность этой римской мученицы сложно, поскольку различные сведения о ней, вероятно, относятся к трем разным людям. [ 4 ]
На Авентине существует церковь Св. Приски. Он стоит на месте очень ранней титульной церкви Титула Приско, упомянутой в пятом веке и построенной, вероятно, в четвертом. В восемнадцатом веке возле этой церкви была найдена бронзовая табличка с надписью 224 года, по которой сенатор по имени Гай Мариус Пуденс Корнелиан получил гражданство в испанском городе. Поскольку такие таблички обычно вешались в доме удостоенного такой чести человека, вполне возможно, что дворец сенатора стоял на том месте, где позже была построена церковь. Вероятно, предположение, что Приска, основавшая эту титульную церковь или которая, возможно, еще в третьем веке, предоставила в пользование часть стоящего там дома для христианских церковных служб, принадлежала семье Пуденса Корнелиана. [ 1 ]
Могила мученицы Приски почиталась в римских катакомбах Прискиллы на Соляной дороге. Место погребения прямо упоминается во всех маршрутах седьмого века к могилам римских мучеников. Невозможно доказать, принадлежал ли мученик, похороненный в катакомбах Прискиллы, к той же семье или был идентичен основателю титульной церкви. Однако некоторое семейное родство вполне вероятно, поскольку имя Присцилла встречается также в сенаторском роде Ацилий Глабрионов, место захоронения которого находилось в катакомбах Прискиллы на Соляной дороге. В Martyrologium Hieronymianum под 18 января упоминается мученица по имени Прискилла на Соляной дороге. Эта Прискилла, очевидно, идентична той Приске, могила которой находилась в катакомбах Прискиллы и которая упоминается в маршрутах седьмого века. [ 1 ]
Легенда восьмого века отождествляет основателя Титула Приско с подругой Святого Павла Присциллой, чей дом должен был располагаться на месте, на котором позже была возведена церковь. [ 4 ]
Другая легенда повествует о мученической смерти Приски, которая была обезглавлена на десятой миле Виа Остиенсис и тело которой, как говорят, папа Евтихиан перенес в церковь Приски на Авентине. Все повествование неисторично, а его детали невозможны. Поскольку 18 января также назначено днем казни этой Прискиллы, она, вероятно, та же самая, что и римская мученица, похороненная в катакомбах Прискиллы. Ее праздник отмечается 18 января. [ 1 ]
Acta S. Priscae , в которой упоминается ее мученичество при Клавдии II (268–270) и захоронение на Виа Остиенсе, откуда его тело позже будет перевезено в Авентин, не имеет большего доверия, чем легенда, помещающая Приску в время Петра в Риме. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кирш, Иоганн Петер. «Святая Приска». Католическая энциклопедия Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 13 июня 2009 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Марчина, Марта (1662). Муса Постума . Рим. п. 71.
- ^ Браун, Эбби Фарвелл , «Святая Приска, ребенок-мученик». Детский онлайн-проект Болдуина. 13 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Барджеллини, Пьеро. «Санта-Приска», Святые и Блаженные, 1 февраля 2001 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Святая Приска ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
