Томас Столцер
Томас Штольцер , также Штольцер , Шольцер (ок.1480–1526) — немецкий композитор эпохи Возрождения .
Жизнь
[ редактировать ]Ничего не известно о ранней жизни Штольцера, хотя считается, что он происходил из той же семьи, что и Клеменс Штольцер, который был городским клерком в Швайднице, и родился в Швайднице , Силезия . Штольцер, возможно, учился у Генриха Финка ; хотя никаких конкретных доказательств этой связи не существует, он был, по крайней мере, близко знаком с творчеством Финка, поскольку он много цитирует музыку Финка.
Он служил священником в Бреслау с 1519 года и был сторонником Реформации , хотя никогда не обнародовал своих взглядов. Людовик II назначил его магистром капеллы в Офене при венгерском дворе 8 мая 1522 года. Жена Людвига, Мария, попросила его установить Мартина Лютера переводы псалмов xii, xiii, xxxxviii и lxxxvi, что он и сделал между 1524 и 1526 годами. До сих пор сохранилось одно личное письмо Штольцера, датированное 23 февраля 1526 года и адресованное Альберту, герцогу Пруссия в Кенигсберге ; в этом письме Штольцер сообщает новости о недавно завершенной постановке псалма и намекает, что он хотел бы присоединиться ко двору Альбрехта. В этом письме есть дополнительная запись, датированная мартом 1526 года, в которой он упоминается как «покойный Фома». Ранее считалось, что он погиб в битве при Мохаче в августе 1526 года, но это ошибочно. Считается, что он умер недалеко от Цнаима в Моравии .
Работает
[ редактировать ]Сохранившиеся работы Штольцера насчитывают около 150 произведений, собранных в 30 публикациях и 60 рукописях. Ни один из них не датирован при жизни Штольцера. Штольцер был наиболее популярен в Саксонии , в районах, наиболее затронутых Реформацией; Георг Рау был одним из его самых преданных печатников, опубликовав в своих публикациях не менее 70 работ Штольцера. Его произведения оставались в широком обращении в немецкоязычных странах вплоть до конца 16 века. Сочиняя все стандартные священные формы своего времени, он концентрировался на мотетах . В его ранних мотетах часто используются нумерологические значения религиозного значения; более поздние работы демонстрируют влияние нидерландской композиторской школы, такое как имитация и использование нескольких хоров. Среди его самых популярных песнопений был «O admirabile commercium» , который сохранился сегодня в 11 источниках.
Он составил четыре мессы , а также четырнадцать интроитов, охватывающих церковный год от Рождества до Пасхи . Его гимны особенно понравились Рау, который напечатал 39 из них в 1542 году.
Издания
[ редактировать ]- Новые немецкие духовные песни (1544 г.) , изд. Дж. Вольф, Памятники немецкой музыки , 1908 г.
- Немецкая социальная песня в Австрии 1480–1550 гг. , изд. Л. Новак, Памятник музыке в Австрии , 1930 г.
- Томас Штольцер: Все латинские гимны и псалмы , изд. Х. Альбрехта и О. Гомбози , Памятники немецкой музыки , 1931 г.
- Томас Штольцер: Избранные произведения , т. я изд. Х. Альбрехт, Наследие немецкой музыки , 1942; тт. II-III изд. Л. Хоффмана - Закон о наследстве, 1969, 1983 г.
- Георг Форстер: Свежие немецкие песни (1539–1556) изд. Курт Гудевилл , Наследие немецкой музыки , 1942.
- Георг Рау: Первая книга священных гимнов , изд. Р. Гербер, Das Erbe deutscher Musik , 1942–43.
- Георг Рау: Vesperarum precum officia , изд. Г. Дж. Мозера, нотные гравюры с 1538 по 1545 годы в практическом новом издании , 1960 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Лотар Хоффманн-Эрбрехт, «Томас Штольцер». Онлайн- словарь музыки и музыкантов New Grove .
- Грантли Макдональд, «Томас Штольцер в Швайднице: новые доказательства». Новый музыковедческий ежегодник 16 (2008–2009): 7–8.