1973 Советская экономическая реформа

Советская экономическая реформа 1973 года была экономической реформой, инициированной Алексеем Косыгиным , председателем Совета Министров . Во время Леонида Брежнева правления в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) советская экономика начала стагнировать ; этот период некоторые историки называют Эрой Застоя . После провала реформы 1965 года Косыгин инициировал еще одну реформу в 1973 году, чтобы расширить полномочия и функции региональных планировщиков путем создания ассоциаций. Реформа так и не была полностью реализована, и члены советского руководства жаловались, что к моменту реформы 1979 года реформа даже не была полностью реализована .
Намерения
[ редактировать ]Реформа была ратифицирована в апреле 1973 года. Алексея Косыгина Целью реформы было косвенно ослабить полномочия и функции центральных министерств путем создания ассоциаций на республиканском и местном уровне власти. Вновь созданные ассоциации должны были расширить сотрудничество между предприятиями по таким важным вопросам, как технологии, инновации и образование. [1] Каждое объединение должно было быть специализированным. Типичная неэффективность советского планирования заключалась в том, что каждое предприятие было обременено чрезмерным производством. [2]
Выполнение
[ редактировать ]Реализация реформы шла медленно. Новые ассоциации все еще создавались в 1980-х годах, спустя десятилетие после начала реформы. Высокопоставленные советские чиновники прокомментировали проблему, когда была начата реформа 1979 года . Местные планировщики и экономисты в 1980-х годах все еще жаловались, что у них слишком мало власти в повседневном управлении местной экономикой. В специальной литературе доказано, что основная цель реформы не соответствовала ожидаемым стандартам. [2]
Если бы реформа была реализована в полном объеме, она предоставила бы республиканским и местным объединениям значительную свободу действий в управлении экономикой. Центральные министерства потеряли влияние из-за упразднения главков , высокопоставленных департаментов, в которых располагались квалифицированные администраторы и планировщики, а уровень ниже центральных министерств был бы усилен; слияние предприятий в ассоциации дало бы им общего представителя с экономическими знаниями. Реформа усилила бы влияние политического руководства и Госплана . Историк Ян Оке Делленбрант отмечает, что «неофициальной причиной» реформы было намеренное ослабление центральных министерств, которые обвинялись в остановке экономического прогресса. [2]
Слияние предприятий в ассоциации было осуществлено в результате весьма противоречивой по советским меркам кампании. Кампания проводилась в духе дерационализации, что усугубляло и даже вредило весьма рациональным целям плана. Промышленная структура экономики стала еще более дерационализированной и, следовательно, более сложной. Центральные министерства возражали против потери предприятий в результате создания ассоциаций, а менеджеры предприятий не любили передавать большую часть своих полномочий председателям ассоциаций. [3] Местные партийные чиновники скептически отнеслись к преобразованию заводов в местные филиалы, поскольку продукция заводов не будет включаться в ежегодную статистику по республикам или регионам. Другая проблема заключалась в том, что местные партийные ячейки утверждали, что их слишком поздно проинформировали о реализации реформы. [4]
Отказ
[ редактировать ]Побочным эффектом реформы стало еще большее ослабление полномочий региональных планировщиков в сфере промышленной политики. К 1981 году примерно половина советской промышленности была объединена в ассоциации, в каждую из которых входило в среднем четыре предприятия. Проблема заключалась в том, что члены ассоциации обычно были разбросаны по разным районам , областям и даже республикам, что усложняло планирование локализации Госпланом. [3]
Вновь созданные ассоциации еще больше усложнили советскую экономическую систему. Многие объединения увеличили производство на предприятиях-членах, например, Горьковский автомобильный завод в Ленинграде , который использовался Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в качестве «образцового примера», чтобы продемонстрировать хорошее объединение и единая Первичная партийная организация (ППО). Горьковский завод не имел тех же проблем, что и некоторые другие объединения, поскольку все его члены находились в одном городе. Отношения между ассоциацией и PPO были гораздо более натянутыми, если у ассоциации были члены на обширной географической территории. [5]
Реформа привела к нарушению традиционного в КПСС распределения ресурсов между территориальными и промышленными ведомствами. Советская газета «Коммунист» отмечала, что ОПП, которые контролировали ассоциации с членами на обширной географической территории, имели тенденцию терять связь с местными партийными и заводскими организациями, что мешало им работать эффективно. [5]
См. также
[ редактировать ]- 1965 г. Советская экономическая реформа
- 1979 Советская экономическая реформа
- Библиография постсталинского Советского Союза § Экономика
Примечания
[ редактировать ]- ^ Делленбрант, с. 74
- ^ Jump up to: а б с Деллебрант, с. 75
- ^ Jump up to: а б Ратленд, с. 98
- ^ Ратленд, с. 99
- ^ Jump up to: а б Ратленд, с. 100
Ссылки
[ редактировать ]- Делленбрант, Ян Оке (1986). Советская региональная дилемма: планирование, люди и природные ресурсы . Я Шарп . ISBN 0-87332-384-Х .
- Ратленд, Питер (1993). Политика экономического застоя в Советском Союзе: роль местных партийных органов в управлении экономикой . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-39241-1 .