Jump to content

1973 Советская экономическая реформа

Алексей Косыгин (справа) пожимает руку лидеру румынских коммунистов Николае Чаушеску 22 августа 1974 года.

Советская экономическая реформа 1973 года была экономической реформой, инициированной Алексеем Косыгиным , председателем Совета Министров . Во время Леонида Брежнева правления в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) советская экономика начала стагнировать ; этот период некоторые историки называют Эрой Застоя . После провала реформы 1965 года Косыгин инициировал еще одну реформу в 1973 году, чтобы расширить полномочия и функции региональных планировщиков путем создания ассоциаций. Реформа так и не была полностью реализована, и члены советского руководства жаловались, что к моменту реформы 1979 года реформа даже не была полностью реализована .

Намерения

[ редактировать ]

Реформа была ратифицирована в апреле 1973 года. Алексея Косыгина Целью реформы было косвенно ослабить полномочия и функции центральных министерств путем создания ассоциаций на республиканском и местном уровне власти. Вновь созданные ассоциации должны были расширить сотрудничество между предприятиями по таким важным вопросам, как технологии, инновации и образование. [1] Каждое объединение должно было быть специализированным. Типичная неэффективность советского планирования заключалась в том, что каждое предприятие было обременено чрезмерным производством. [2]

Выполнение

[ редактировать ]

Реализация реформы шла медленно. Новые ассоциации все еще создавались в 1980-х годах, спустя десятилетие после начала реформы. Высокопоставленные советские чиновники прокомментировали проблему, когда была начата реформа 1979 года . Местные планировщики и экономисты в 1980-х годах все еще жаловались, что у них слишком мало власти в повседневном управлении местной экономикой. В специальной литературе доказано, что основная цель реформы не соответствовала ожидаемым стандартам. [2]

Если бы реформа была реализована в полном объеме, она предоставила бы республиканским и местным объединениям значительную свободу действий в управлении экономикой. Центральные министерства потеряли влияние из-за упразднения главков , высокопоставленных департаментов, в которых располагались квалифицированные администраторы и планировщики, а уровень ниже центральных министерств был бы усилен; слияние предприятий в ассоциации дало бы им общего представителя с экономическими знаниями. Реформа усилила бы влияние политического руководства и Госплана . Историк Ян Оке Делленбрант отмечает, что «неофициальной причиной» реформы было намеренное ослабление центральных министерств, которые обвинялись в остановке экономического прогресса. [2]

Слияние предприятий в ассоциации было осуществлено в результате весьма противоречивой по советским меркам кампании. Кампания проводилась в духе дерационализации, что усугубляло и даже вредило весьма рациональным целям плана. Промышленная структура экономики стала еще более дерационализированной и, следовательно, более сложной. Центральные министерства возражали против потери предприятий в результате создания ассоциаций, а менеджеры предприятий не любили передавать большую часть своих полномочий председателям ассоциаций. [3] Местные партийные чиновники скептически отнеслись к преобразованию заводов в местные филиалы, поскольку продукция заводов не будет включаться в ежегодную статистику по республикам или регионам. Другая проблема заключалась в том, что местные партийные ячейки утверждали, что их слишком поздно проинформировали о реализации реформы. [4]

Побочным эффектом реформы стало еще большее ослабление полномочий региональных планировщиков в сфере промышленной политики. К 1981 году примерно половина советской промышленности была объединена в ассоциации, в каждую из которых входило в среднем четыре предприятия. Проблема заключалась в том, что члены ассоциации обычно были разбросаны по разным районам , областям и даже республикам, что усложняло планирование локализации Госпланом. [3]

Вновь созданные ассоциации еще больше усложнили советскую экономическую систему. Многие объединения увеличили производство на предприятиях-членах, например, Горьковский автомобильный завод в Ленинграде , который использовался Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в качестве «образцового примера», чтобы продемонстрировать хорошее объединение и единая Первичная партийная организация (ППО). Горьковский завод не имел тех же проблем, что и некоторые другие объединения, поскольку все его члены находились в одном городе. Отношения между ассоциацией и PPO были гораздо более натянутыми, если у ассоциации были члены на обширной географической территории. [5]

Реформа привела к нарушению традиционного в КПСС распределения ресурсов между территориальными и промышленными ведомствами. Советская газета «Коммунист» отмечала, что ОПП, которые контролировали ассоциации с членами на обширной географической территории, имели тенденцию терять связь с местными партийными и заводскими организациями, что мешало им работать эффективно. [5]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Делленбрант, с. 74
  2. ^ Jump up to: а б с Деллебрант, с. 75
  3. ^ Jump up to: а б Ратленд, с. 98
  4. ^ Ратленд, с. 99
  5. ^ Jump up to: а б Ратленд, с. 100
  • Делленбрант, Ян Оке (1986). Советская региональная дилемма: планирование, люди и природные ресурсы . Я Шарп . ISBN  0-87332-384-Х .
  • Ратленд, Питер (1993). Политика экономического застоя в Советском Союзе: роль местных партийных органов в управлении экономикой . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-39241-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b35c0b7a1dd7b6d98c7f5296784219ea__1707054900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/ea/b35c0b7a1dd7b6d98c7f5296784219ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1973 Soviet economic reform - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)