Лифт
Термин маквереквере (произносится: / m ɑː k w ɛ r ɛ k w ɛ r ɛ / или MAH -query-query ), amakwerekwere или kwerekwere обычно используется в Южной Африке как уничижительное оскорбление иностранных граждан, особенно выходцев из других африканских стран. страны. Оскорбительное слово имеет многогранное происхождение, с потенциальными корнями в языке коса , французской колониальной истории и конголезском языке лингала . Этот термин ассоциировался с дискриминационным и ксенофобским поведением, и он сыграл свою роль в ксенофобских нападениях в Южной Африке в 2008 году , в ходе которых более шестидесяти человек были убиты и тысячи были вынуждены покинуть свои дома. Использование оскорбления также было осуждено различными группами, в том числе Южноафриканской комиссией по правам человека и такими политическими деятелями, как Джулиус Малема .
В популярной культуре маквереквере использовалось для изображения определенных людей и групп как аутсайдеров в южноафриканских фильмах и литературе. Его используют, чтобы представить иностранцев козлами отпущения за социальные проблемы, такие как преступность и болезни, и увековечивают вредные стереотипы. Художники и артисты использовали такие творческие выражения, как танец и музыка, в знак протеста против ксенофобских нападок и противодействия использованию этого уничижительного оскорбления, подчеркивая концепцию Ubuntu (гуманность по отношению к другим) и продвигая единство.
Этимология
[ редактировать ]Единого мнения о происхождении слова нет. Крейг Прентисс, профессор религиоведения в Университете Рокхерста , предполагает, что квереквере — это искажение слова корекоре (подгруппа народа шона в соседней Зимбабве). [ 1 ] Это правдоподобная этимология слова, поскольку многие жители Замбии, где до 1994 года проживало несколько южноафриканских изгнанников , [ 2 ] термин макорекоре часто использовался . Этот термин использовался в неуничижительной манере для классификации всех лиц этнической принадлежности шона из региона, известного как Родезия в 1970-х годах, который в настоящее время признан Зимбабве. [ 3 ]
Другая теория гласит, что это слово произошло от коса , одного из официальных языков Южной Африки, и произошло от префикса множественного числа ама- и квереквере ; [ 4 ] последний представляет собой имитационный звук, который южноафриканцы используют для обозначения речи людей из других африканских стран. [ 5 ] называли « варварами Иностранцев греки », потому что они якобы непонятно кричали «бар, бар»; Южноафриканцы утверждают, что когда иммигранты открывают рот, они произносят « куре , квере». [ 6 ] [ 7 ]
Согласно другой теории, термин маквереквере произошел от французской фразы « macaque qui travaille», что означает «работающая обезьяна», которая использовалась для описания африканских рабочих, привезенных во французские колонии в 18 и 19 веках. Позднее это уничижительное словосочетание было сокращено до « макака », которое стало обычным расовым оскорблением, используемым французскими поселенцами в отношении африканских рабочих. Термин маквереквере мог быть южноафриканской модификацией этой фразы. [ 8 ]
Другое предположение состоит в том, что это слово происходит из конголезского языка лингала , где слово «верекере» означает бесцельно бродить. Считается, что южноафриканцы позже использовали это слово для обозначения иммигрантов, которые, как считается, бесцельно бродят по стране. [ 9 ]
Произношение маквереквере не «ma queer queer», а скорее MAH -query-query ( / m ɑː k w ɛ r ɛ k w ɛ r ɛ / ). [ 10 ]
Использование
[ редактировать ]Термин маквереквере считается оскорбительным, уничижительным, ксенофобским и афрофобным . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Оно используется в Южной Африке с начала 2000-х годов и стало распространенным уничижительным оскорблением, используемым в отношении иностранцев, особенно выходцев из других африканских стран. [ 14 ] включая иммигрантов из Зимбабве, [ 15 ] Нигерия, [ 16 ] и Сомали. [ 17 ] Оно используется для создания чувства « инаковости » и оправдания дискриминационного и ксенофобского поведения по отношению к иностранным гражданам. [ 5 ] [ 18 ] Социолог Дэвид М. Матсинге утверждал, что термин маквереквере используется, чтобы дегуманизировать чернокожих африканцев и заставить их казаться менее человечными, чем южноафриканцы. [ 19 ] [ 20 ] Этот термин стал настолько распространенным, что его включили в словари. [ 4 ] [ 21 ]
Использование термина маквереквере было связано с ксенофобскими нападениями в Южной Африке . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] В мае 2008 года по стране прокатилась волна ксенофобских нападений , приведшая к гибели более шестидесяти человек и перемещению тысяч людей. [ 25 ] во время которого в онлайн-сообщениях использовались оскорбления. [ 26 ] [ 19 ] Целью нападений стали иностранные граждане, особенно из других африканских стран, при этом нападавшие использовали термин маквереквере для обозначения своих жертв. Нападения, включая жестокость полиции , [ 27 ] были вызваны сочетанием экономических факторов и глубоко укоренившихся предубеждений в отношении иностранных граждан. [ 8 ] [ 9 ] Эти жертвы часто становятся козлами отпущения за различные проблемы, включая преступность, болезни и безработицу. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Осуждение
[ редактировать ]Использование термина маквереквере было осуждено различными группами, включая Южноафриканскую комиссию по правам человека . [ 31 ] В заявлении 2008 года комиссия призвала южноафриканцев воздерживаться от использования этого термина, поскольку он пропагандирует ненависть и нетерпимость по отношению к иностранным гражданам. [ 32 ] Комиссия призвала южноафриканцев уважать достоинство и права всех людей, независимо от их национальности. [ 32 ] [ 31 ] Юлиус Малема , лидер организации «Борцы за экономическую свободу» , [ 33 ] призвал южноафриканцев прекратить использовать оскорбления и сказал:
Мы одна семья. Нам навязали границы. Вы не должны верить истории существования Ботсваны или Лесото , потому что все эти границы — всего лишь воображение. Вы говорите #BlackLivesMatter , но поддерживаете границы. Вы говорите, что не любите империализм и колониализм, но поддерживаете границы. Граница была создана колонизаторами.
- Джулиус Малема, обращаясь к протестующим возле посольства США в Претории. [ 34 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В популярной культуре, особенно в южноафриканских фильмах, термин маквереквере использовался для обозначения определенных людей и групп как аутсайдеров. Например, в южноафриканском фарсе 2005 года « Мама Джек» этот термин используется для обозначения определенных персонажей фильма. Тагвири отметил, как «Мама Джек» представляет определенных людей и группы как маквереквере и использует юмор и карикатуру, чтобы дегуманизировать иностранцев и увековечить вредные стереотипы. [ 35 ]
В романе южноафриканского писателя Фасвана Мпе 2001 года « Добро пожаловать в наш Хиллброу » главный герой Рефенце переезжает в Хиллброу, место, лишенное истории, общих ценностей и убеждений, и маквереквере . лично сталкивается с лечением [ 36 ] В романе показано, как маквереквере считаются чужаками и их часто обвиняют в различных социальных бедах, таких как преступность и болезни. [ 37 ] Персонажи романа связаны между собой инфекцией, и исследуется связь между посторонним и болезнью. [ 38 ]
Трилогия Flatfoot Dance Company «Родина» и танец Бхенга Girl Ruggedeyes использовались в знак протеста против ксенофобских нападок и использования оскорблений, а также для изучения концепции Ubuntu . [ 39 ] В 1993 году Бум Шака выпустил классику квайто "KwereKwere". [ 39 ] что препятствует ксенофобии. [ 40 ] [ 41 ]
См. также
[ редактировать ]- Каффир или «слово на букву К» – этническое оскорбление – его использование по отношению к чернокожим людям особенно распространено в Южной Африке.
- Аджам - арабское слово, обозначающее людей, чей родной язык не арабский.
- Варвар - это слово стало обозначать людей, которые не говорили ни на греческом, ни на других «цивилизованных» языках (например, на латыни), и произошло от корня, означающего «говорить непонятно» или «лепетать».
- Млечча - досовременный санскритский термин, обозначающий чужаков, иностранцев, варваров и захватчиков.
- Немец - имя, данное Германии или немецкому народу на многих славянских языках, похожее на Аджам.
- Скрелинги - народы, с которыми норвежские гренландцы столкнулись в Северной Америке.
- незнакомец – незнакомец или иностранец по-турецки
- Операция Дудула - Антииммигрантская организация линчевателей в Южной Африке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Прентисс, Крейг Р. (2003). Религия и создание расы и этнической принадлежности: Введение . Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет. стр. 197-210.
- ^ Симпсон, Тула (3 июля 2014 г.). «Годы Лусаки: АНК в изгнании в Замбии, 1963–1994» . Африканский исторический обзор . 46 (2): 116–118. дои : 10.1080/17532523.2014.943984 . ISSN 1753-2523 .
- ^ Дубе, Годвин (2018). «Афрофобия в Мзанси? Данные исследования социальных настроений Южной Африки 2013 года» . Журнал южноафриканских исследований . 44 (6): 1005. дои : 10.1080/03057070.2018.1533300 . S2CID 149808080 .
- ^ Jump up to: а б «амаквереквере» . Словарь Коллинза . Архивировано из оригинала 26 апреля 2021 года . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «ЛитЧартс» . ЛитЧарты . Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 года . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Никсон, Роб (1 ноября 2001 г.). «Только для южноафриканцев» . Атлантика . Архивировано из оригинала 16 декабря 2022 года . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ «Билет в процветание» . Экономист . ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 7 мая 2023 года . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Хольберг, Бретт (24 января 2017 г.). «Обзор литературы о ксенофобских нападениях в Южной Африке» . Бартлби . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Южная Африка: что означает слово «маквереквере»?» . Глобальные голоса . 25 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 г. Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Оайтсе (16 декабря 2018 г.), Makwerekwere , YouTube , получено 26 ноября 2023 г.
- ^ «Афрофобия: язык делает грязную работу» . www.news.uct.ac.za. Архивировано из оригинала 3 декабря 2022 года . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Маквереквере» . Нью-Йорк Таймс . 17 августа 2010 г. Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Здесь нет исцеления» . Хьюман Райтс Вотч . 7 декабря 2009 г.
- ^ Вандеяр, Салошна; Вандеяр, Тируселлван (1 февраля 2015 г.). Создание, обсуждение и представление идентичности учащихся-иммигрантов в школах Южной Африки . ИАП. ISBN 978-1-62396-888-5 .
- ^ МакГрегор, Джоэнн; Приморац, Ранка (1 июня 2010 г.). Новая диаспора Зимбабве: перемещение и культурная политика выживания . Книги Бергана. ISBN 978-1-84545-841-6 .
- ^ Адесанми, Пиус (28 сентября 2012 г.). Ты не страна, Африка . Случайный дом пингвинов в Южной Африке. ISBN 978-0-14-352865-4 .
- ^ «Южная Африка: для сомалийцев нет убежища» . Новости Би-би-си . 10 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 25 января 2022 г. . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ « Я Маквереквере » . Почта и Гардиан . 8 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2023 г. Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Матсинхе, Дэвид Марио (2011). «Страх Африки перед самим собой: идеология «Маквереквере» в Южной Африке» . Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 32 (2): 295–313. дои : 10.1080/01436597.2011.560470 . ISSN 0143-6597 . JSTOR 41300231 . S2CID 219627530 . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Мвакикагиле, Годфри (2008). Африканские иммигранты в Южной Африке . Новая Африка Пресс. ISBN 978-0-9814258-2-5 .
- ^ «Dictionary.com | Значения и определения английских слов» . Словарь.com . Проверено 13 июля 2024 г.
- ^ «Мигранты из Южной Африки опасаются нового насилия» . Независимый . 8 июля 2010 года . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Южная Африка больна ксенофобией» . Le Monde.fr (на французском языке). 13 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2022 г. . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Южная Африка: «Поговорите за нас, пожалуйста»: ограниченные возможности, с которыми сталкиваются лица, перемещенные в результате ксенофобского насилия» . Международная амнистия . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ Музондидия, Джеймс (1 июня 2010 г.), «1. Маквереквере: миграция, гражданство и идентичность среди зимбабвийцев в Южной Африке» , «Новая диаспора Зимбабве» , Berghahn Books, стр. 37–58, номер домена : 10.1515/9781845458416-003 , ISBN. 978-1-84545-841-6 , заархивировано 12 октября 2022 года , получено 7 мая 2023 года.
- ^ «Мониторинг разжигания ненависти в Южной Африке, Часть 1» . Новости мира . 21 мая 2019 г.
- ^ Маклин, Рут. «Полиция нападает на африканских беженцев, прячущихся в церкви» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Адида, Клэр (3 июня 2014 г.). «Сделать козлами отпущения иммигрантов из Африки» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 18 сентября 2022 года . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Мазерс, Кэтрин; Ландау, Лорен (2007). «Туземцы, туристы и маквереквере: этические проблемы туризма в Южной Африке» . Развитие Южной Африки . 24 (3): 523. дои : 10.1080/03768350701445632 . ISSN 0376-835X . S2CID 146511492 .
- ^ Ксенофобия в Южной Африке: иностранцы отнимают наши рабочие места - BBC News , 17 апреля 2015 г., заархивировано из оригинала 8 октября 2022 г. , получено 7 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б САПЧК. «Горячая точка – Южная Африка» . www.sahrc.org.za . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Марио Матсинхе, Дэвид (март 2011 г.). «Страх Африки перед самим собой: идеология Маквереквере в Южной Африке» . Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 32 (2): 295–313. дои : 10.1080/01436597.2011.560470 . ISSN 0143-6597 .
- ^ Кепплер, Вирджиния (25 мая 2018 г.). «Малема говорит, что кой-сан — «настоящие» южноафриканцы» . Гражданин . Архивировано из оригинала 15 сентября 2022 года . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Ксенофобные южноафриканцы не могут защищать #BlackLivesMatter – Малема» . NewZimbabwe.com . 8 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Спасибо, Катбет (1 декабря 2017 г.). «Мама Джек и призрак площади» . Журнал африканского кино . 9 (2–3): 231–242. дои : 10.1386/jac.9.2-3.231_1 . ISSN 1754-9221 .
- ^ Мпе, Фасвейн (24 февраля 2011 г.). Добро пожаловать в «Наш Хиллброу: роман о постапартеиде в Южной Африке» . Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0-8214-4371-2 .
- ^ Ньямнджо, Фрэнсис Б. (4 июля 2013 г.). Инсайдеры и аутсайдеры: гражданство и ксенофобия в современной Южной Африке . Zed Books Ltd. ISBN 978-1-84813-707-3 .
- ^ Дэвис, Эмили С. (2013). «Заражение, космополитизм и права человека в книге Фасвана Мпе «Добро пожаловать в наш Хиллброу» » . Колледжская литература . 40 (3): 99–112. ISSN 0093-3139 . JSTOR 24543224 .
- ^ Jump up to: а б Кастелин, Сарали (2019). Мы все — маквереквере: ксенофобия, национальность, танцы и Южная Африка (PDF) . стр. 38–41.
- ^ Ндлову, Брюс (8 сентября 2019 г.). «Лирика крови… Борьба популярного музыканта с ксенофобией» . Воскресные новости .
- ^ Вильоэн, Мартина (2022). « Река со многими рукавами»: песня как ответ на афрофобские настроения и насилие в Южной Африке» . Акта Академика . 54 (2): 115–137. дои : 10.18820/24150479/aa54i2/7 . ISSN 2415-0479 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Матсинхе, Давид Марио (2016). Головокружение от апартеида: рост дискриминации африканцев в Южной Африке . Рутледж. ISBN 978-1-315-56737-2 . OCLC 952727586 .
- Эканаде, Израиль (2022), Музей Ханны; Сунджо, Тата Эммануэль; Энайфоге, Эндрю Осехи (ред.), «От Убунту до Маквереквере: возрождение принадлежности к демократической Южной Африке» , Демократия и африканскость: современные проблемы демократизации и управления в Африке , Достижения в экономическом, социальном и политическом развитии Африки, Чам: Springer International Publishing , стр. 73–88, номер документа : 10.1007/978-3-031-11248-5_6 , ISBN. 978-3-031-11248-5 , получено 7 мая 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Новости очевидцев (YouTube) (25 ноября 2019 г.). Состояние нации: более глубокий взгляд на ксенофобский кризис в Южной Африке .