Jump to content

Василий Мокраняц

Василий Мокраняц
Василий Мокраняц на югославской марке 1998 года.
Рожденный ( 1923-09-11 ) 11 сентября 1923 г.
Умер 27 мая 1984 г. ) ( 1984-05-27 ) ( 60 лет
Занятие Композитор

Василий Мокраньяц ( Белград , 11 сентября 1923 — Белград, 27 мая 1984) — сербский композитор, профессор композиции музыкального факультета в Белграде и член Сербской академии наук и искусств . Он был одним из самых выдающихся сербских композиторов второй половины 20 века. Хотя он прославился своими симфониями, он также писал фортепианную музыку, а также музыку для радио, кино и театра. Он завоевал самые престижные награды в бывшей Югославии , в том числе Октябрьскую премию, премию Югославского радиодиффузионного общества, а также Премию за заслуги перед жанром.

Биография

[ редактировать ]

Василий Мокраняц родился в одной из самых выдающихся сербских музыкальных династий. Его отец, виолончелист Йован Мокраняц , был племянником композитора Стевана Стояновича Мокраняца ; его мать Елена, чешского происхождения, также была виолончелисткой. Однако Василий Мокраняц предпочел учиться игре на фортепиано : с 1932 по 1942 год он учился в частном порядке у Алексея Бутакова, а затем поступил в Белградскую музыкальную академию (ныне музыкальный факультет), чтобы учиться у Эмиля Гаека ; он окончил школу в 1948 году. Однако, изучая игру на фортепиано, он увлекся сочинением музыки, поэтому поступил на изучение композиции к Станойло Райчичу и окончил школу в 1951 году. После окончания учебы он посвятил себя сочинению музыки и преподаванию и никогда не выступал как пианист. . С 1948 по 1956 год преподавал в музыкальных школах «Йосиф Маринкович» и «Мокраняц» (названного в честь деда) в Белграде. В 1956 году он стал преподавателем Музыкальной академии; в 1965 г. ему присвоено звание старшего преподавателя, а в 1972 г. — профессора. С 1962 по 1965 год занимал пост президента Ассоциация сербских композиторов . Он стал ассоциированным членом Сербской академии наук и искусств в 1967 году, а в 1976 году был избран полноправным членом. Также в 1976 году он получил награду за заслуги перед жизнью.

выпрыгнул из окна своей квартиры в Новом Белграде В 1984 году он по неизвестным причинам . Учитывая его преждевременную смерть, у Мокраняца также было много незавершенных работ . У него остались жена Ольга и дочь Александра.

Личный стиль

[ редактировать ]

Все творчество Василия Мокраняца посвящено инструментальной музыке. Его личный стиль можно отнести к широко определяемому неоклассицизму и умеренному модернизму . [ 1 ] Раннее творчество Мокраняца по большей части неоромантично, но расшито элементами стилизованного фольклора: такая стилистическая направленность была навязана молодым композиторам после окончания Второй мировой войны, когда была прописана идеология соцреализма , «импортированная» из СССР. со стороны представителей культуры. Более того, учитель композиции Мокраньяца Станойло Райчич был консерватором, который настаивал на том, чтобы его ученики выражали себя в традиционных формах абсолютной музыки (таких как сонатная форма ). С другой стороны, зрелые работы Мокраняка представляют собой синтез элементов неоэкспрессионизма и неоимпрессионизма.

Творчество Мокраняца можно разделить на три этапа, отличающихся видимыми изменениями в стилистической ориентации композитора, а также меняющимся интересом к определенным жанрам и исполнительским силам. [ 2 ]

Первый период (до 1958 г.)

[ редактировать ]

Почти все ранние произведения Мокраняца написаны для фортепиано (за исключением произведений, написанных во время учебы в Музыкальной академии, когда ему приходилось писать для различных ансамблей). Среди его студенческих работ можно найти относительно успешные неоромантические произведения, такие как «Тема с вариациями для фортепиано» (1947), «Струнный квартет» (1949), а также дипломная работа «Драматическая увертюра» (1950).

Фортепианные произведения Мокраняца очень виртуозны и раскрывают своего автора как опытного пианиста. Не будет преувеличением сказать, что фортепианные произведения Мокраняца входят в число лучших страниц сербской музыки. Почти все его фортепианные произведения изданы и давно зарекомендовали себя как популярные концертные произведения, часто исполняемые самыми выдающимися пианистами, так и незаменимые поучительные произведения, преподаваемые и исполняемые почти во всех музыкальных школах Сербии. Большинство его фортепианных произведений написано либо в форме сюиты, либо цикла миниатюр; в обоих случаях они состоят из нескольких частей персонажей. (Единственными исключениями являются две сонаты 1953–54 годов, а также «Романтическая соната», написанная в 1947 году, когда Мокраняц был еще студентом).

Фортепианные произведения, такие как «Этюды» (1951–52), «Две сонаты» (1953–54), «Фрагменты » (1956) и «Шесть танцев » (1950–57), демонстрируют отход Мокраняка от неоромантизма и его обогащение элементами джаза и блюза, «Барбарский» стиль Бартока и неоклассицизм Хиндемита . Что касается гармонии, Мокраньяк расширяет свою в основном тональную идиому битональными и бимодальными эпизодами. Отдельные движения в этих произведениях обычно записаны в традиционных, округленных формах (например, троичной форме) и могут выполняться независимо от остального цикла. Однако Мокраньяк стремился достичь единого целого в сфере всего цикла, а отдельные части имели четко определенные роли в драматургии произведения.

Типичная фортепианная фактура Мокраньяка многослойна: ее отличают «скрытые» мелодии во внутренних частях, плотная полифония, ломаные аккорды в открытых позициях и частые педали, которые создают статичность или амбивалентность ощущения гармонии. Концертино для фортепиано, двух арф и струнных (1958) завершает первый творческий этап Мокраняца. В этом трехчастном произведении Мокраняц сочетает по сути необарочную форму и содержание с элементами стилизованного фольклора.

Второй период (1961–1972)

[ редактировать ]

Центральный период творчества Мокраняца в основном посвящен оркестровым произведениям. В нем доминируют три симфонии (написанные в 1961, 1965 и 1967 годах соответственно). В своей Первой симфонии Мокраньяк вводит основной мотив – «аккорд», состоящий из идеальной четвертой и мажорной септаккорда. Этот «пра-мотив» будет часто появляться в более поздних работах Мокраняца. [ 3 ] Все три симфонии неоэкспрессионистские, а Третья содержит двенадцатинотный ряд . Однако Мокраньяк не следует правилам додекафонной и серийной музыки, а использует двенадцатинотный ряд как мимолетную звуковую иллюстрацию. Хотя все три симфонии следуют традиционному четырехчастному симфоническому замыслу, использование Мокраняком единого мотивного ядра, а также постепенное стирание границ между частями приводят к одночастным симфониям и «стихам», типичным для его последнего творческого периода. .

Одновременно с симфониями Мокраняк написал еще несколько скромных оркестровых произведений. Они в основном неоклассические и вдохновлены произведениями Стравинского ( «Увертюра для оркестра», 1962) или Хиндемита ( «Дивертисмент» , 1967; Симфониетта , 1969; оба произведения написаны для струнного оркестра). В то же время Мокраняк написал значительное количество музыки для фильмов и театра. Примечательно, что на этом этапе своей карьеры Мокраняк вообще не писал фортепианной музыки. Однако фортепиано - выдающийся инструмент в оркестре Мокраньяца, и ему часто даются важные, почти сольные эпизоды.

Третий период (1972–1984)

[ редактировать ]
Василий Мокраняц на сербской марке 2009 года

С начала 1970-х годов Мокраняк постепенно трансформировал свой стиль и добился синтеза всех композиционных приемов, которые он использовал в предыдущие десятилетия, с новым, изысканным, лирическим звуковым миром, расшитым элементами неоимпрессионизма и Новой Простоты .

Все произведения Мокраняка из его заключительного творческого периода (Четвертая и Пятая симфонии, Лирическая поэма для оркестра, Musica Concertante и Poem , как для фортепиано, так и для оркестра) написаны в одночастной форме (независимо от того, маркируется ли она как « симфония» или «поэма»), чаще всего разворачивающаяся как огромная динамичная и драматическая арка. Что касается гармонии, Мокраньяк экспериментирует с » Оливье Мессиана системой « ладов с ограниченным транспонированием : например, в своей «Лирической поэме» (1974) и «Пятой симфонии» (с подзаголовком «Quasi una Poema» , 1979) Мокраньяк использует второй лад Мессиана. Используется и двенадцатинотный ряд, но на этот раз он рассматривается не как мимолетная иллюстрация (как это произошло в Третьей симфонии), а как настоящая тема, подвергающаяся традиционному тематически-мотивному развитию ( например, в Четвертой симфонии и Musica Concertante ).

Фортепиано полностью возвращается, в частности, в двух очень успешных сюитах-стихах, написанных в 1973 году – «Интимности» и «Отголоски» . Отдельные движения в этих сюитах написаны в свободной форме и настолько переплетены и взаимозависимы, что не могут быть исполнены как отдельные характерные пьесы. Таким образом, жанр сюиты трансформируется в одночастную поэму. [ 1 ]

Сюита-поэма « Интимность » создана в форме массивной арки, начиная с робких квазиимпровизационных неоимпрессионистических фигур в первой части (в паре с цитатой из Иосипа Славенского песни «Водные источники»). Затем пьеса развивается через серию чередующихся медленных и быстрых частей, которые завершаются очень драматичной пятой частью, а затем постепенно скатываются к Коде. В этом произведении – одном из самых личных произведений во всем творчестве Мокраняка – композитор открывает дверь в свой внутренний мир, замкнутый и медитативный, а затем обнажает его несовместимость с внешним миром, который он воспринимает как диссонирующий, агрессивный и угрожающий.

Хотя вторая поэма-сюита 1973 года, «Отголоски» , имеет очень похожее формальное и стилистическое оформление с «Интимностью» , она, тем не менее, раскрывает совершенно другую сторону личности композитора: его поиски духовности, корней, родового наследия и его стремление к используйте их как щит от внешнего давления. Вдохновением для работы послужили византийские песнопения и церковные колокола; Мокраняц имитирует различные элементы церковного обряда – пение, молитву, хоровые отклики – на фоне вездесущих «колокольчиков», которые с разной фортепианной фактурой изображены в каждой из одиннадцати частей « Отголосков» . Мокраняк не пытается иллюстрировать или восстановить религиозную службу, но он вспоминает ее составные части и демонстрирует, как они «откликаются» в его (под)сознании.

«Лирическая поэма» (1974), самое известное оркестровое произведение Мокраньяца, очень похоже на «Интимность и эхо» . Он разворачивается через ряд контрастных эпизодов, объединенных одним и тем же тематическим ядром, характеризующихся узким диапазоном и основанных на ладе, построенном из чередующихся полутонов и тонов (известном как лад Римского-Корсакова , лад Скрябина , второй лад Мессиана и др.). .) Можно заметить и элементы стилизованного фольклора, как в пасторальном тембре деревянных духовых инструментов, так и в квазивокальной гетерофонии мелодических линий. Кроме того, Мокраньяк использует самореференцию, цитируя отрывок из своего оркестрового произведения 1962 года «Увертюра» .

Пятая симфония с подзаголовком «Quasi una Poema » (1979) имеет много общих черт с «Лирической поэмой» не только потому, что она также основана на «Втором ладе» Мессиана, но и благодаря во многом медитативной, созерцательной, неконфликтной драматургии симфонии. При этом Мокраняц использует свой «пра-мотив», заложенный еще в Первой симфонии. В программной ноте к первому исполнению Пятой симфонии цитируются слова Мокраняца, которые вполне можно отнести ко всем его произведениям заключительного периода творчества: «Опыт тьмы и света внутри и вокруг нас, попытка прыжка из царства реальности в астральный мир, случайные крики в темноте, осознание того, что человек, по словам поэта, отделен от космоса лишь своей кожей – вот идеи, составляющие основу драматического сюжета моей Пятой симфонии». [ 4 ]

Мокраняц как профессор

[ редактировать ]

Василий Мокраняц пользовался репутацией толерантного профессора с широким кругозором, который не заставлял своих студентов писать в каком-либо определенном стиле и был готов поддержать своих студентов в их поисках новых средств художественного выражения. Его наиболее выдающимися учениками были композиторы, которые признаны первыми сербскими минималистами (и которые позже сформировали вдохновленную флюксусом группу OPUS 4 ): Владимир Тошич , Мирослав Савич , Миодраг Лазаров и Милимир Драшкович . Однако из-за поддержки своих студентов Мокраняц вступил в конфронтацию со своим бывшим профессором Райчичем и другими профессорами композиции ( Александром Обрадовичем , Петаром Озгианом , Райко Максимовичем ), которые продвигали более консервативный подход к преподаванию композиции. Мокраньяца критиковали за то, что он защищал своих учеников и позволял им свободно выражать свои художественные цели. [ 5 ] Помимо этих членов группы OPUS 4, Мокраняц обучал других выдающихся композиторов, таких как Растислав Камбаскович , Властимир Трайкович , Александр Вуич , Светлана Максимович и др.

Важные работы

[ редактировать ]

Оркестровый:

  • 1950 года Драматическая увертюра
  • 1958 Концертино для фортепиано, двух арф и камерного оркестра.
  • 1961 Первая симфония (ля мажор)
  • 1962 Открытие
  • Вторая симфония 1965 года (фа мажор)
  • Третья симфония 1967 года (мимо)
  • 1967 Дивертисмент для струнных
  • 1969 Симфониетта для струнных
  • 1969 Концерт открытия
  • 1972 Четвертая симфония (до мажор)
  • 1974 Лирическая поэма
  • 1976 Musica Concertante для фортепиано с оркестром
  • 1979 Пятая симфония - Почти стихотворение
  • 1983 Поэма для фортепиано с оркестром

Фортепианная музыка:

  • 1947 Тема с вариациями
  • 1951–52 Семь этюдов .
  • 1953–54 Две сонаты: ля минор, до мажор.
  • 1956 Фрагменты
  • 1950–57 Шесть танцев
  • 1973 Интимность
  • 1973 Эхо
  • 1975 Пять прелюдий (еще одна прелюдия добавлена ​​в 1984 году)

Камерная музыка:

  • 1952 Старая песня и танец для скрипки (или виолончели) и фортепиано
  • 1965 Платаны , сюита для 3-х флейт, арфы, вибрафона, фортепиано и челесты
  • 1984 Прелюдия для кларнета
  1. ^ Jump up to: а б Ивана Медич (2004) Фортепианная музыка Василия Мокраньяца , Белград, Студенческий культурный центр, с. 3.
  2. ^ Мария Ковач (1984) Симфоническая музыка Василия Мокраняца , Белград, Ассоциация сербских композиторов, с. 5.
  3. ^ Мария Ковач (1984) Симфоническая музыка Василия Мокраняца , Белград, Ассоциация сербских композиторов, с. 17.
  4. ^ Мария Ковач (1984) Симфоническая музыка Василия Мокраняца , Белград, Ассоциация сербских композиторов, с. 91.
  5. ^ Владимир Тошич (2005) «Из творческой мастерской Василия Мокраняца», стр. 155–167 в Надежде Мосусовой (ред.), « Жизнь и творчество Василия Мокраняца» , материалы конференции, посвященной 20-летию со дня кончины Мокраняца, Белград, SOKOJ-MIC.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b49a4080c118d32e3f79696eb74fee81__1705129980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/81/b49a4080c118d32e3f79696eb74fee81.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vasilije Mokranjac - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)