Василий Мокраняц
Василий Мокраняц | |
---|---|
![]() Василий Мокраняц на югославской марке 1998 года. | |
Рожденный | |
Умер | 27 мая 1984 г. | ( 60 лет
Занятие | Композитор |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
Василий Мокраньяц ( Белград , 11 сентября 1923 — Белград, 27 мая 1984) — сербский композитор, профессор композиции музыкального факультета в Белграде и член Сербской академии наук и искусств . Он был одним из самых выдающихся сербских композиторов второй половины 20 века. Хотя он прославился своими симфониями, он также писал фортепианную музыку, а также музыку для радио, кино и театра. Он завоевал самые престижные награды в бывшей Югославии , в том числе Октябрьскую премию, премию Югославского радиодиффузионного общества, а также Премию за заслуги перед жанром.
Биография
[ редактировать ]Василий Мокраняц родился в одной из самых выдающихся сербских музыкальных династий. Его отец, виолончелист Йован Мокраняц , был племянником композитора Стевана Стояновича Мокраняца ; его мать Елена, чешского происхождения, также была виолончелисткой. Однако Василий Мокраняц предпочел учиться игре на фортепиано : с 1932 по 1942 год он учился в частном порядке у Алексея Бутакова, а затем поступил в Белградскую музыкальную академию (ныне музыкальный факультет), чтобы учиться у Эмиля Гаека ; он окончил школу в 1948 году. Однако, изучая игру на фортепиано, он увлекся сочинением музыки, поэтому поступил на изучение композиции к Станойло Райчичу и окончил школу в 1951 году. После окончания учебы он посвятил себя сочинению музыки и преподаванию и никогда не выступал как пианист. . С 1948 по 1956 год преподавал в музыкальных школах «Йосиф Маринкович» и «Мокраняц» (названного в честь деда) в Белграде. В 1956 году он стал преподавателем Музыкальной академии; в 1965 г. ему присвоено звание старшего преподавателя, а в 1972 г. — профессора. С 1962 по 1965 год занимал пост президента Ассоциация сербских композиторов . Он стал ассоциированным членом Сербской академии наук и искусств в 1967 году, а в 1976 году был избран полноправным членом. Также в 1976 году он получил награду за заслуги перед жизнью.
выпрыгнул из окна своей квартиры в Новом Белграде В 1984 году он по неизвестным причинам . Учитывая его преждевременную смерть, у Мокраняца также было много незавершенных работ . У него остались жена Ольга и дочь Александра.
Личный стиль
[ редактировать ]Все творчество Василия Мокраняца посвящено инструментальной музыке. Его личный стиль можно отнести к широко определяемому неоклассицизму и умеренному модернизму . [ 1 ] Раннее творчество Мокраняца по большей части неоромантично, но расшито элементами стилизованного фольклора: такая стилистическая направленность была навязана молодым композиторам после окончания Второй мировой войны, когда была прописана идеология соцреализма , «импортированная» из СССР. со стороны представителей культуры. Более того, учитель композиции Мокраньяца Станойло Райчич был консерватором, который настаивал на том, чтобы его ученики выражали себя в традиционных формах абсолютной музыки (таких как сонатная форма ). С другой стороны, зрелые работы Мокраняка представляют собой синтез элементов неоэкспрессионизма и неоимпрессионизма.
Творчество Мокраняца можно разделить на три этапа, отличающихся видимыми изменениями в стилистической ориентации композитора, а также меняющимся интересом к определенным жанрам и исполнительским силам. [ 2 ]
Первый период (до 1958 г.)
[ редактировать ]Почти все ранние произведения Мокраняца написаны для фортепиано (за исключением произведений, написанных во время учебы в Музыкальной академии, когда ему приходилось писать для различных ансамблей). Среди его студенческих работ можно найти относительно успешные неоромантические произведения, такие как «Тема с вариациями для фортепиано» (1947), «Струнный квартет» (1949), а также дипломная работа «Драматическая увертюра» (1950).
Фортепианные произведения Мокраняца очень виртуозны и раскрывают своего автора как опытного пианиста. Не будет преувеличением сказать, что фортепианные произведения Мокраняца входят в число лучших страниц сербской музыки. Почти все его фортепианные произведения изданы и давно зарекомендовали себя как популярные концертные произведения, часто исполняемые самыми выдающимися пианистами, так и незаменимые поучительные произведения, преподаваемые и исполняемые почти во всех музыкальных школах Сербии. Большинство его фортепианных произведений написано либо в форме сюиты, либо цикла миниатюр; в обоих случаях они состоят из нескольких частей персонажей. (Единственными исключениями являются две сонаты 1953–54 годов, а также «Романтическая соната», написанная в 1947 году, когда Мокраняц был еще студентом).
Фортепианные произведения, такие как «Этюды» (1951–52), «Две сонаты» (1953–54), «Фрагменты » (1956) и «Шесть танцев » (1950–57), демонстрируют отход Мокраняка от неоромантизма и его обогащение элементами джаза и блюза, «Барбарский» стиль Бартока и неоклассицизм Хиндемита . Что касается гармонии, Мокраньяк расширяет свою в основном тональную идиому битональными и бимодальными эпизодами. Отдельные движения в этих произведениях обычно записаны в традиционных, округленных формах (например, троичной форме) и могут выполняться независимо от остального цикла. Однако Мокраньяк стремился достичь единого целого в сфере всего цикла, а отдельные части имели четко определенные роли в драматургии произведения.
Типичная фортепианная фактура Мокраньяка многослойна: ее отличают «скрытые» мелодии во внутренних частях, плотная полифония, ломаные аккорды в открытых позициях и частые педали, которые создают статичность или амбивалентность ощущения гармонии. Концертино для фортепиано, двух арф и струнных (1958) завершает первый творческий этап Мокраняца. В этом трехчастном произведении Мокраняц сочетает по сути необарочную форму и содержание с элементами стилизованного фольклора.
Второй период (1961–1972)
[ редактировать ]Центральный период творчества Мокраняца в основном посвящен оркестровым произведениям. В нем доминируют три симфонии (написанные в 1961, 1965 и 1967 годах соответственно). В своей Первой симфонии Мокраньяк вводит основной мотив – «аккорд», состоящий из идеальной четвертой и мажорной септаккорда. Этот «пра-мотив» будет часто появляться в более поздних работах Мокраняца. [ 3 ] Все три симфонии неоэкспрессионистские, а Третья содержит двенадцатинотный ряд . Однако Мокраньяк не следует правилам додекафонной и серийной музыки, а использует двенадцатинотный ряд как мимолетную звуковую иллюстрацию. Хотя все три симфонии следуют традиционному четырехчастному симфоническому замыслу, использование Мокраняком единого мотивного ядра, а также постепенное стирание границ между частями приводят к одночастным симфониям и «стихам», типичным для его последнего творческого периода. .
Одновременно с симфониями Мокраняк написал еще несколько скромных оркестровых произведений. Они в основном неоклассические и вдохновлены произведениями Стравинского ( «Увертюра для оркестра», 1962) или Хиндемита ( «Дивертисмент» , 1967; Симфониетта , 1969; оба произведения написаны для струнного оркестра). В то же время Мокраняк написал значительное количество музыки для фильмов и театра. Примечательно, что на этом этапе своей карьеры Мокраняк вообще не писал фортепианной музыки. Однако фортепиано - выдающийся инструмент в оркестре Мокраньяца, и ему часто даются важные, почти сольные эпизоды.
Третий период (1972–1984)
[ редактировать ]
С начала 1970-х годов Мокраняк постепенно трансформировал свой стиль и добился синтеза всех композиционных приемов, которые он использовал в предыдущие десятилетия, с новым, изысканным, лирическим звуковым миром, расшитым элементами неоимпрессионизма и Новой Простоты .
Все произведения Мокраняка из его заключительного творческого периода (Четвертая и Пятая симфонии, Лирическая поэма для оркестра, Musica Concertante и Poem , как для фортепиано, так и для оркестра) написаны в одночастной форме (независимо от того, маркируется ли она как « симфония» или «поэма»), чаще всего разворачивающаяся как огромная динамичная и драматическая арка. Что касается гармонии, Мокраньяк экспериментирует с » Оливье Мессиана системой « ладов с ограниченным транспонированием : например, в своей «Лирической поэме» (1974) и «Пятой симфонии» (с подзаголовком «Quasi una Poema» , 1979) Мокраньяк использует второй лад Мессиана. Используется и двенадцатинотный ряд, но на этот раз он рассматривается не как мимолетная иллюстрация (как это произошло в Третьей симфонии), а как настоящая тема, подвергающаяся традиционному тематически-мотивному развитию ( например, в Четвертой симфонии и Musica Concertante ).
Фортепиано полностью возвращается, в частности, в двух очень успешных сюитах-стихах, написанных в 1973 году – «Интимности» и «Отголоски» . Отдельные движения в этих сюитах написаны в свободной форме и настолько переплетены и взаимозависимы, что не могут быть исполнены как отдельные характерные пьесы. Таким образом, жанр сюиты трансформируется в одночастную поэму. [ 1 ]
Сюита-поэма « Интимность » создана в форме массивной арки, начиная с робких квазиимпровизационных неоимпрессионистических фигур в первой части (в паре с цитатой из Иосипа Славенского песни «Водные источники»). Затем пьеса развивается через серию чередующихся медленных и быстрых частей, которые завершаются очень драматичной пятой частью, а затем постепенно скатываются к Коде. В этом произведении – одном из самых личных произведений во всем творчестве Мокраняка – композитор открывает дверь в свой внутренний мир, замкнутый и медитативный, а затем обнажает его несовместимость с внешним миром, который он воспринимает как диссонирующий, агрессивный и угрожающий.
Хотя вторая поэма-сюита 1973 года, «Отголоски» , имеет очень похожее формальное и стилистическое оформление с «Интимностью» , она, тем не менее, раскрывает совершенно другую сторону личности композитора: его поиски духовности, корней, родового наследия и его стремление к используйте их как щит от внешнего давления. Вдохновением для работы послужили византийские песнопения и церковные колокола; Мокраняц имитирует различные элементы церковного обряда – пение, молитву, хоровые отклики – на фоне вездесущих «колокольчиков», которые с разной фортепианной фактурой изображены в каждой из одиннадцати частей « Отголосков» . Мокраняк не пытается иллюстрировать или восстановить религиозную службу, но он вспоминает ее составные части и демонстрирует, как они «откликаются» в его (под)сознании.
«Лирическая поэма» (1974), самое известное оркестровое произведение Мокраньяца, очень похоже на «Интимность и эхо» . Он разворачивается через ряд контрастных эпизодов, объединенных одним и тем же тематическим ядром, характеризующихся узким диапазоном и основанных на ладе, построенном из чередующихся полутонов и тонов (известном как лад Римского-Корсакова , лад Скрябина , второй лад Мессиана и др.). .) Можно заметить и элементы стилизованного фольклора, как в пасторальном тембре деревянных духовых инструментов, так и в квазивокальной гетерофонии мелодических линий. Кроме того, Мокраньяк использует самореференцию, цитируя отрывок из своего оркестрового произведения 1962 года «Увертюра» .
Пятая симфония с подзаголовком «Quasi una Poema » (1979) имеет много общих черт с «Лирической поэмой» не только потому, что она также основана на «Втором ладе» Мессиана, но и благодаря во многом медитативной, созерцательной, неконфликтной драматургии симфонии. При этом Мокраняц использует свой «пра-мотив», заложенный еще в Первой симфонии. В программной ноте к первому исполнению Пятой симфонии цитируются слова Мокраняца, которые вполне можно отнести ко всем его произведениям заключительного периода творчества: «Опыт тьмы и света внутри и вокруг нас, попытка прыжка из царства реальности в астральный мир, случайные крики в темноте, осознание того, что человек, по словам поэта, отделен от космоса лишь своей кожей – вот идеи, составляющие основу драматического сюжета моей Пятой симфонии». [ 4 ]
Мокраняц как профессор
[ редактировать ]Василий Мокраняц пользовался репутацией толерантного профессора с широким кругозором, который не заставлял своих студентов писать в каком-либо определенном стиле и был готов поддержать своих студентов в их поисках новых средств художественного выражения. Его наиболее выдающимися учениками были композиторы, которые признаны первыми сербскими минималистами (и которые позже сформировали вдохновленную флюксусом группу OPUS 4 ): Владимир Тошич , Мирослав Савич , Миодраг Лазаров и Милимир Драшкович . Однако из-за поддержки своих студентов Мокраняц вступил в конфронтацию со своим бывшим профессором Райчичем и другими профессорами композиции ( Александром Обрадовичем , Петаром Озгианом , Райко Максимовичем ), которые продвигали более консервативный подход к преподаванию композиции. Мокраньяца критиковали за то, что он защищал своих учеников и позволял им свободно выражать свои художественные цели. [ 5 ] Помимо этих членов группы OPUS 4, Мокраняц обучал других выдающихся композиторов, таких как Растислав Камбаскович , Властимир Трайкович , Александр Вуич , Светлана Максимович и др.
Важные работы
[ редактировать ]Оркестровый:
- 1950 года Драматическая увертюра
- 1958 Концертино для фортепиано, двух арф и камерного оркестра.
- 1961 Первая симфония (ля мажор)
- 1962 Открытие
- Вторая симфония 1965 года (фа мажор)
- Третья симфония 1967 года (мимо)
- 1967 Дивертисмент для струнных
- 1969 Симфониетта для струнных
- 1969 Концерт открытия
- 1972 Четвертая симфония (до мажор)
- 1974 Лирическая поэма
- 1976 Musica Concertante для фортепиано с оркестром
- 1979 Пятая симфония - Почти стихотворение
- 1983 Поэма для фортепиано с оркестром
Фортепианная музыка:
- 1947 Тема с вариациями
- 1951–52 Семь этюдов .
- 1953–54 Две сонаты: ля минор, до мажор.
- 1956 Фрагменты
- 1950–57 Шесть танцев
- 1973 Интимность
- 1973 Эхо
- 1975 Пять прелюдий (еще одна прелюдия добавлена в 1984 году)
Камерная музыка:
- 1952 Старая песня и танец для скрипки (или виолончели) и фортепиано
- 1965 Платаны , сюита для 3-х флейт, арфы, вибрафона, фортепиано и челесты
- 1984 Прелюдия для кларнета
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ивана Медич (2004) Фортепианная музыка Василия Мокраньяца , Белград, Студенческий культурный центр, с. 3.
- ^ Мария Ковач (1984) Симфоническая музыка Василия Мокраняца , Белград, Ассоциация сербских композиторов, с. 5.
- ^ Мария Ковач (1984) Симфоническая музыка Василия Мокраняца , Белград, Ассоциация сербских композиторов, с. 17.
- ^ Мария Ковач (1984) Симфоническая музыка Василия Мокраняца , Белград, Ассоциация сербских композиторов, с. 91.
- ^ Владимир Тошич (2005) «Из творческой мастерской Василия Мокраняца», стр. 155–167 в Надежде Мосусовой (ред.), « Жизнь и творчество Василия Мокраняца» , материалы конференции, посвященной 20-летию со дня кончины Мокраняца, Белград, SOKOJ-MIC.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Великие сербские композиторы
- Биография на Проекта Растко сайте
- Газета «Блиц» , 21 мая 2009 г.
- Сербские композиторы
- 1923 рождения
- Самоубийства 1984 года
- Музыканты из Белграда
- Академический состав Университета искусств в Белграде
- Выпускники Университета искусств в Белграде
- Композиторы 20 века
- Самоубийства через прыжки в Сербии
- 1984 смертей
- Югославские композиторы
- Сербские композиторы музыки к фильмам
- Югославские композиторы музыки к фильмам
- Композиторы музыки к фильмам-мужчины