Jump to content

Deep Blue против Каспарова, 1997 год, игра 6

(Перенаправлено из Deep Blue — Каспаров, 1997, игра 6 )
IBM Deep Blue
(модель)
Чемпион мира Гарри Каспаров.
Анимация игры

Шестая партия матча -реванша Deep Blue с Каспаровым , сыгранная в Нью-Йорке 11 мая 1997 года и начавшаяся в 15:00 по восточному времени , была последней шахматной партией в матче-реванше Deep Blue против Гарри Каспарова в 1997 году .

Deep Blue еще больше усилился по сравнению с прошлогодним матчем с Каспаровым и получил неофициальное прозвище «Deeper Blue». Перед этой партией счет был равным 2½–2½: Каспаров выиграл первую партию, проиграл вторую партию и сыграл вничью 3, 4 и 5 партии (после того, как во всех трех имел выгодные позиции).

Это поражение стало первым случаем, когда компьютер победил чемпиона мира в матче из нескольких игр. Это, а также тот факт, что Каспаров продержался всего 19 ходов в партии, продолжавшейся чуть больше часа, привлекло большое внимание средств массовой информации.

Белый: Темно-синий   Черный:   Дебют Каспарова : Защита Каро – Канна , вариант Стейница ( ECO B17 )

1. е4 с6

Несколько нетипично то, что Каспаров разыгрывает надежную защиту Каро-Канна. В более поздних матчах против компьютеров он выбрал 1...e5 или 1...c5, острую сицилианскую защиту , обычный выбор Каспарова против противников-людей.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
d8 черная королева
e8 черный король
f8 черный слон
g8 черный рыцарь
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
d7 black knight
e7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черная пешка
g5 белый конь
d4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
c1 белый слон
d1 белая королева
e1 белый король
f1 белый слон
g1 белый рыцарь
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 5.Ng5

2. d4 d5 3. Кc3 dxe4 4. Кxe4 Кd7 5. Кg5 (диаграмма)

Это сравнительно недавнее нововведение нарушает один из классических принципов дебюта («не ходи одну и ту же фигуру дважды в дебюте»), но оказывает давление на слабое поле f7. Каспаров сам делал этот ход белыми как минимум трижды ранее.

5... Кf6

Не 5...h6 ? 6.Ne6 ! fxe6 ?? 7.Фh5+ g6 8.Фxg6 # ; 6...Qb6 7.Nxf8 Nxf8 8.c3 Bf5 9.Ne2 Nf6 10.a4 N8d7 11.Ng3 Bg6 12.Bd3 и Глубокая Рыбка 3 дает (0.13) преимущество белым.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
d8 черная королева
e8 черный король
f8 черный слон
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
d7 black knight
f7 черная пешка
g7 черная пешка
c6 черная пешка
e6 черная пешка
f6 черный рыцарь
h6 черная пешка
g5 белый конь
d4 белая пешка
d3 белый слон
f3 белый рыцарь
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
c1 белый слон
d1 белая королева
e1 белый король
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 7...h6?

6. Сd3 e6 7. К1f3 h6 ? (диаграмма)

Странный выбор Каспарова, одного из самых теоретически знающих игроков в истории шахмат. Было высказано предположение, что это была ошибка , и Каспаров перепутал первые ходы, сыграв ...h6 слишком рано. Обычное 7...Bd6 8.Qe2 h6 9.Ne4 Nxe4 10.Qxe4 было сыграно, среди других партий, в партиях Каспаров–Камский, 1994 г. и Каспаров–Епишин, 1995 г. Предстоящая жертва хорошо известна теории и Каспаров должен был знать о ней (действительно, есть некоторые сообщения). [ который? ] что он даже написал статью в поддержку 8.Nxe6 в качестве опровержения).
Фэн-Сюн Сюй , системный архитектор Deep Blue, предполагает, что это был преднамеренный «антикомпьютерный» шаг Каспарова. [1] Объективно говоря, ход может быть и неплохим, хотя полученную позицию очень сложно защищать черными. Ответ белых очень силен, но компьютерные программы, с которыми был знаком Каспаров, не могли его правильно сыграть. Некоторым было специально запрещено играть Nxe6, потому что они слишком легко проиграли. Так Сюй предполагает, что Каспаров ожидал, что Дип Блю либо пожертвует коня и потом попадет в затруднительное положение, либо отступит и потеряет темп .

8. Кxe6 !

Компьютеру помогает то, что это жертвоприношение рыцаря запрограммировано в его вводной книге . Этот ход уже применялся в ряде предыдущих партий высокого уровня , и белые добились огромного плюсового результата. Показателем того, насколько далеко продвинулись компьютерные шахматы за 20 лет после этого матча, являются современные программы, лишенные дебютных книг, которые могут правильно оценить Nxe6 как сильнейшее; но в то время, когда это было воспроизведено, на основании производительности других программ считалось вероятным, что за этот выбор отвечала только дебютная книга. [ нужна ссылка ] Компенсация, которую Уайт получает за материал , недостаточно очевидна, чтобы компьютер мог ее увидеть сам по себе. [2]

8... Фe7?

Вместо того чтобы сразу взять коня, Каспаров привязывает коня к королю , чтобы дать королю поле на d8. Однако многие комментаторы раскритиковали этот ход и заявили, что Каспарову следовало немедленно взять коня. Хотя черный король использует два хода, чтобы добраться до d8 после 8...fxe6 9.Bg6+ Ke7, черный ферзь может быть поставлен на превосходящее поле c7.

9. 0-0

Белые рокировки так что 9...Qxe6?? проигрывает 10.Re1, связывая и выигрывая черного ферзя . Теперь черные должны взять коня, иначе у них останется пешка.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
d8 черный король
f8 черный слон
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
d7 black knight
e7 черная королева
g7 черная пешка
c6 черная пешка
e6 черная пешка
f6 черный рыцарь
g6 белый слон
h6 черная пешка
d4 белая пешка
f4 белый слон
f3 белый рыцарь
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
d1 белая королева
f1 белая ладья
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 11.Bf4

9... fxe6 10. Сg6+ Крd8 11. Сf4 (диаграмма)

Если бы слон черных стоял на d6, а не на f8, белые не смогли бы так сыграть. Что касается пожертвованного коня, белые слоны мертвой хваткой держат позицию черных. Черные, сделав ход королем, больше не могут рокироваться, их ферзь блокирует собственного слона, и им трудно вытащить свои фигуры и использовать лишнего коня.

11... b5?

Первый новый ход игры, и Deep Blue теперь должен начать думать самостоятельно. Идея Каспарова состоит в том, чтобы дать передышку на ферзевом фланге и не дать белым сыграть с2–с4. Однако Шварцман назвал этот шаг ошибкой. [3] Сейраван, [4] и Райлих [5] поскольку это ослабляет пешечную структуру ферзевого фланга и предлагает белым открыть линии.

12. а4 Сb7

По мнению Кина, сохранение закрытых линий с помощью 12...b4 было обязательным , но тогда 13.c4 ограничило бы игру черных. [6]

13. Лe1 Кd5 14. Сg3 Крc8 15. axb5 cxb5 16. Фd3 Сc6 17. Сf5

Белые бьют по пешке е6 черных и планируют вторгнуться в позицию своими ладьями. Каспаров не может удержать весь свой лишний материал и вынужден сдать ферзя за ладью и слона.

17... exf5 18. Лxe7 Сxe7 19. c4 1–0

Черные сдаются, потому что белый ферзь вскоре вторгнется через c4 или f5, и как только будет сыграно Re1, белые получат выигрышную позицию. Примерный вариант: 19...bxc4 20.Qxc4 Nb4 (20...Kb7 21.Qa6 мат!) 21.Re1 Kd8 22.Rxe7 Kxe7 23.Qxb4+.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный король
h8 черная ладья
а7 черная пешка
d7 black knight
e7 черный слон
g7 черная пешка
c6 черный слон
h6 черная пешка
b5 черная пешка
d5 черный рыцарь
f5 черная пешка
c4 белая пешка
d4 белая пешка
d3 белая королева
f3 белый рыцарь
g3 белый слон
b2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Окончательная позиция после 19.c4

После игры Каспаров обвинил команду Deep Blue в жульничестве (то есть в использовании команды мастеров-людей для помощи компьютеру). Хотя Каспаров хотел еще одного матча-реванша, IBM отказалась и закрыла программу Deep Blue. [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фэн-Сюн Сюй (2002). Позади Дип Блю . Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 255–256. ISBN  0691118183 .
  2. ^ «Deeper Blue побеждает Каспарова». Шахматная жизнь (специальное лето, 1997). Шахматная федерация США.
  3. Chess Life , специальное лето 1997 г.
  4. ^ ChessCafe.com, ссылку см. в разделе «Внешние ссылки».
  5. ^ Райлих, Васик (2010). «Человек против машины». Новое в шахматах (2): 50–56.
  6. ^ Рэймонд Кин (2005). Шахматные Терминаторы . Издательство Хардинг Симпол. п. 104. ИСБН  1-84382-171-0 .
  7. ^ Андерсон, Марк Роберт (11 мая 2017 г.). «Двадцать лет спустя после матча Deep Blue против Каспарова: как шахматный матч положил начало революции больших данных» . Разговор . Проверено 28 января 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b78a006bef5e1d6e6d4ffc00f5d3d6c4__1711223160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/c4/b78a006bef5e1d6e6d4ffc00f5d3d6c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Deep Blue versus Kasparov, 1997, Game 6 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)