Приход Святого Антония, Гдыня
Приход Святого Антония Падуанского в Гдыне ( польский : parafia pw. św. Antoniego Padewskiego w Gdyni ) — римско-католическая религиозная административная единица и община, расположенная в Гданьской архиепархии . Сосредоточенный на монастыре францисканцев и церкви Святого Антония , он охватывает главным образом район Гдыни на улице Взгуже-Св. Максимилиана . Он известен за многочисленную социальную и религиозную деятельность, от служения до культуры, образования и благотворительности. Здание церкви, возвышающееся над большей частью города, известно как одна из достопримечательностей Гдыни. Его особенность заключалась в том, что здесь периодически располагались две церкви одна над другой.
Приход: история и профиль
[ редактировать ]С начала 13 века территория, на которой сейчас находится приход, была частью прихода Архангела Михаила , расположенного в деревне Оксхёфт/Оксиве . [1] В 1926 году практически необитаемый район был включен в состав недавно основанного прихода Святой Марии Королевы Польской , центром которого стала новая церковь, расположенная в самом сердце того, что в то время было рыбацкой деревней, быстро превращающейся в современный город Гдыня. [2] Первые жилые кварталы были построены на холме, который тогда назывался холмом Маршала Фоша , в 1930-х годах. [3] но этот район подвергся массовому развитию в 1940-х годах, сначала во время правления Германии и особенно в первые послевоенные годы. Францисканцы обратились к церковным властям с просьбой о создании нового прихода; [4] поскольку с 1921 года Гдыня входила в состав Кульмского епископства , [5] в декабре 1948 года епископ Кульма Казимеж Ковальский выделил округ из прихода Святой Марии и основал новый приход Святого Антония, [6] территориально примерно соответствует существующим в настоящее время муниципальным районам Wzgórze św. Максимилиана и Редлово . Его население оставалось неясным и, вероятно, составляло около 5000 человек. [7] большинство из них молодые люди, недавно мигрировавшие из других мест Померании и других мест.
Монастырь и церковь Святого Антония оказались важным интегрирующим фактором для растущего сообщества мигрантов в этом районе; за исключением нескольких школ, не было других учреждений, которые могли бы служить агглютинирующей силой. Францисканцы запустили ряд мероприятий, предназначенных для мирян и набиравших обороты на протяжении 1950-х годов, включая культурные группы, такие как оркестр и хор, молитвенные общества, такие как кружки четок, благотворительные организации и евангелические ассоциации; монахи организовывали паломничества, предпринимали различные инициативы в области популярного искусства и образования, особенно для детей. [8] С середины 1950-х годов жители все активнее участвовали в волонтерской работе по строительству новой церкви, а религиозные праздники, такие как Корпус-Кристи , и такие события, как первое причастие или конфирмация, давали возможность для больших собраний местного населения. Число крещений продолжало расти до середины 1950-х годов, когда оно превысило 400 в год; [9] число браков продолжало расти до начала 1970-х годов, когда оно превысило 200 в год. [10] Во время беспорядков 1970 года окрестности церкви превратились в поле боя между протестующими и силами безопасности; В здании взорвалось несколько снарядов со слезоточивым газом, несколько человек попытались укрыться в здании, а охранник договорился об их уходе с командирами полиции. [11] Во время забастовок 1980 года приходской священник служил на многих государственных промышленных предприятиях. [12] В начале 1980-х годов общая численность прихода достигла пика и приближалась к 20 000 человек; в 1981 году их число упало примерно до 14 000, поскольку новый приход . в Редлово был основан [13] В 2018 году количество дворов в приходе составляло около 5700. [14]
Последние два десятилетия ХХ века выделяются как период особенно разнообразной и бурной деятельности как монахов, так и мирян. Светский Францисканский Орден продолжал выполнять евангелическую миссию , Католическое Действие организовало многочисленные мероприятия, «Живой Розарий», «Обновление Святым Духом», Молитвенная группа Падре Пио и Сообщество возведения на престол Святого Сердца служили молитвенными группами, Братство обслуживало академическую молодежь, Францисканское молодежное сообщество Тау предоставило платформу по образцу Св. Франциск , Консультации по семейной жизни, Домашние церковные кружки, Семейное сообщество и Сообщество духовного усыновления укрепляли семейные ценности как общественные службы взаимной поддержки, Рыцарство Непорочной, SOS Францисканские и Каритас служили благотворительным целям разного формата, «Промыки» были созданы как праздничное заведение. для детей Францисканская группа Пельгржимки организовывала паломничества, «Зе Взгужа» возник как приходской бюллетень , а местное отделение «Радио Мария» поддерживало общенациональную сеть вещания. «Симфония» Хор и оркестр уже были знаковыми приходскими учреждениями; другими музыкальными инициативами были группы старинной музыки Ad te, Domine , Międzynarodowy Festiwal Muzyki Sakralnej и Młodzieżowa Scena Muzyczna, допускающие также нерелигиозные музыкальные группы; Францисканские Центры Культуры возникли как самостоятельное крупное городское культурное учреждение. Периодически в монастыре работало кафе-бар. Услуги для детей-инвалидов и услуги для слепых, глухонемых, анимированные Бруно Павловичем, [16] стал визитной карточкой монастыря, выйдя за пределы прихода и служа всей общине Гдыни. [17]
приходские священники | |||||||||||
нет | имя | срок | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Алойзи Урбаниак | 1949–1968 | |||||||||
2 | Вавжинец Курах | 1968–1969 | |||||||||
3 | Станислав Фрейлих | 1969–1974 | |||||||||
4 | Мансвет Уордин | 1974–1983 | |||||||||
5 | Болеслав Мика | 1983–1986 | |||||||||
6 | Юбер Фабиан Липински | 1986–1989 | |||||||||
7 | Люциан Убыш | 1989–1996 | |||||||||
8 | Юзеф Бжозовский | 1996–2004 | |||||||||
9 | Ян Мацеевски | 2004–2012 | |||||||||
10 | Станислав Крефт | 2012–2015 | |||||||||
11 | Петр Матушак | 2015-2024 | |||||||||
12 | Себастьян Фиерек | 2024- |
В рамках общей реорганизации национального церковного управления в 1992 году приход был исключен из Кульмской епархии и присоединен к Гданьскому епископству. [18] но более глубокие изменения были еще впереди. К концу 20 века приходская община уже претерпевала серьезные изменения. 20-летним молодым людям, поселившимся в этом районе в послевоенные годы, было уже за 60, и они начали умирать; [19] Секуляризация зарождающегося общества потребления сказалась на среднем и молодом поколении. В конце 1980-х годов число доминикантов , самый основной статистический показатель религиозности, оценивалось в приходе примерно в 40%. [20] по сравнению со средним показателем по стране в 50%. [21] Во втором десятилетии XXI века этот показатель оценивается примерно в 25% по сравнению со средним показателем по стране в 40%. [22] хотя следует отметить, что пенсионеры приближаются к 30% от общего числа приходских жителей, [23] Массовая посещаемость по воскресеньям также может быть результатом ограниченной мобильности пожилых людей. Это изменение также отражается в том, что количество ежегодных крещений упало ниже 100, количество ежегодных браков упало до менее 50, а количество ежегодных похорон превысило 200. [24] Число детей, принявших первое причастие за последние годы, колеблется от 14 [25] и 50, [26] по сравнению с почти 150 в 1970-х годах. Доля домохозяйств, принявших участие в коленде в 2016 году, составила 41%. [27] Признаков того, что тенденция разворачивается, мало. Одним из них было духовное служение местному футбольному клубу «Арка» и приходскому священнику, исполнявшему обязанности капеллана общества, обычно связанное скорее с насилием и хулиганством. [28] Еще одной была Młodzieżowa Scena Muzyczna, формула, привлекающая множество молодежных музыкальных групп. [29] включая субкультуры, такие как хип-хоп . [30]
Монастырь и церковь: история
[ редактировать ]Монастыри-францисканцы управляли монастырем в Гданьске до середины 16 века, когда он перешел во владение протестанты муниципальных властей, в которых доминировали ; орден продолжал претендовать на здание, позже назначив титульных опекунов. [31] После безуспешных попыток вернуть монастырь из Вольного города Данцига в 1920-х годах, в начале 1930-х годов местный настоятель провинции Анзельм Кубит начал поиск альтернативного места, сосредоточив внимание на быстро растущей Гдыне; он получил соответствующее разрешение от епископа Кульма Станислава Оконьевского . [32] Несмотря на первоначальные планы, сосредоточенные на деревне Орлово , [33] в 1935 году он приобрел участок площадью 7,3 тысячи квадратных метров. [34] на северных склонах практически необитаемого холма, возвышающегося над центром города с юга. [35] В 1936 году генеральный министр Доменико Тавани официально основал женский монастырь. [36] Архитектурный проект предусматривал монастырь и примыкающую к нему большую часовню; строительные работы, выполненные при огромной финансовой, технической и рабочей помощи других францисканских монастырей, особенно из Непокаланова и Лагевников , [37] были завершены в 1937 году. [38] В течение следующих нескольких лет монастырь вырос до 10 монахов. [39] В 1937 году часовня стала гарнизонной церковью для 2-го Морского батальона Стшельцова (2-го морского стрелкового батальона), а ее страж стал капелланом. [40]
Гдыня – монахи-долгожители | |||||||||||
нет | имя | годы [41] | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | К. Кассир | 40 | |||||||||
2 | Т. Зимнох | 33 | |||||||||
3 | Отец Высоцкий | 25 | |||||||||
4 | В. Хорошо | 24 | |||||||||
4 | А. Урбаниак | 24 |
После захвата Гдыни немцами в 1939 году францисканцы были немедленно выселены и заключены под стражу; Известно, что как минимум 4 монаха были казнены во время войны. [42] Монастырь был превращен в баншутскую школу; часовня сначала стала конгресс-холлом, а затем тренажерным залом. [43] При отходе из Гдыни в начале 1945 года немецкие части разграбили все внутреннее оборудование. [44] Весной 1945 года два монаха монастыря Непокаланув были командированы в Гдыню для восстановления здания и проведения ремонтных работ; [45] часовня была вновь открыта в апреле того же года. [46] и монастырь был восстановлен, первоначально состоявший из 5 монахов. [47] В 1948 году часовня стала приходской церковью вновь созданного прихода Святого Антония. [48] в то время как в монастырских помещениях также развивались общественные инициативы. Монахи уже собирали средства и сырье для строительства соседней церкви. Заявление о разрешении на строительство, поданное в 1952 году, рассматривалось муниципальными властями до 1956 года, когда оно было окончательно отклонено; францисканцы предположили, что коммунистические власти возражали против монументальных размеров, которые должны были доминировать над горизонтом города. [49]
опекуны монастыря | |||||||||||
нет | имя | срок | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Хьюголин Чиж | 1936–1939 | |||||||||
2 | Норберт Улиас | 1939 | |||||||||
3 | Оскар Вишневский | 1945–1947 | |||||||||
4 | Жерар Домка | 1947–1949 | |||||||||
5 | Алойзи Урбаниак | 1949–1965 | |||||||||
6 | Станислав Фрейлих | 1965–1968 | |||||||||
7 | Вавжинец Курах | 1968–1971 | |||||||||
8 | Мансвет Уордин | 1971–1977 | |||||||||
9 | Иннокентий Шумовский | 1977–1983 | |||||||||
10 | Болеслав Мика | 1983–1986 | |||||||||
11 | Юбер Фабиан Липински | 1986–1989 | |||||||||
12 | Люциан Убыш | 1989–1996 | |||||||||
13 | Юзеф Бжозовский | 1996–2004 | |||||||||
14 | Ян Мацеевски | 2004–2012 | |||||||||
15 | Станислав Крефт | 2012-2016 | |||||||||
16 | Петр Матушак | 2016-2024 | |||||||||
17 | Себастьян Фиерек | 2024- |
Проект церкви был полностью переработан и уменьшен; [50] После подачи новой заявки в конце 1956 года разрешение на строительство было получено в 1957 году. [51] Строительные работы, финансируемые польскими францисканцами, приходскими верующими и эмигрантами из Канады и США , начались почти сразу; церковные власти опасались отмены несколько более примирительного поворота официальной политики, принятой по отношению к Церкви. В конце 1958 года нижний уровень был временно открыт как kościół dolny (нижняя церковь). [52] В конце 1960 года был официально открыт косцюл горный (верхний костел). В обоих случаях дальнейшие внутренние работы должны были продолжаться еще долгие годы; [53] его последней особенностью был стекольный завод , построенный в 1968 году. [54] Новая колокольня не была построена, как планировалось; власти потребовали, чтобы он не возвышался над уровнем главного нефа, ссылаясь на вмешательство в ВМФ . работу радиосвязи [55] В конце 1960-х годов монастырь подвергся капитальному ремонту. [56] К концу десятилетия монастырь достиг своего рекордного уровня и насчитывал 20 монахов. Во время очередного потепления в отношениях между коммунистическими властями и церковью, в 1972 году, военно-морской флот отказался от своих предполагаемых опасений по поводу радио; В нынешний вид колокольня была приведена в 1974 году. [57] новая часовня, посвященная Максимилиану Кольбе ; В 1973 году рядом с главным нефом верхней церкви была открыта [58] его открытие совпало с возведением храма в статус святилища блаженного Максимилиана , [59] в 2011 году переименован в Святилище Марии Царицы Надежды и Святого Максимилиана . [60] два колокола, названные Антони и Францишек . В 1977 году на башне были установлены [61]
В конце 1980-х и начале 1990-х годов верхняя церковь претерпела серьезные изменения, что вызвало, вероятно, самые большие споры с момента основания прихода. [62] В основном из-за плохой видимости из нефа и галереи неф был переориентирован, а главный алтарь перенесен с южной стены на западную, смоделирована новая апсида; последовали все соответствующие изменения. Критики утверждали, что переориентация противоречила логическому порядку здания. [63] Бетонный пол заменили на мрамор, смонтировали новую систему отопления и заменили некоторые ключевые декоративные элементы интерьера. [64] В 1990-х годах монастырь был расширен за счет нового крыла, в котором разместились помещения постулата , послушничества и юниора . [65] Это изменение включало также закрытие нижней церкви, в которой, что не связано с падением религиозности и уровнем посещаемости, перестали проводиться публичные литургии; до сих пор он обычно остается закрытым для мирян и служит внутренним францисканским целям. В церкви и монастыре продолжают проводиться различные группы и инициативы. [66] За всю свою историю в монастыре служило около 120 монахов. [67] Некоторые из местных монахов, такие как Ян Мацеевский, стали признанными фигурами в польской церкви. [68] и немногие, такие как Болеслав Мика, были вовлечены в церковные споры. [69] Число монахов продолжает сокращаться; в 2018 году в монастыре проживало 6 отцов и 2 брата. [70]
Монастырь и церковь: архитектура
[ редактировать ]Здание монастыря было спроектировано молодым архитектором Збигневом Купцем и его старшим сотрудником Тадеушем Коссаком , которые с начала 1930-х годов работали в Гдыне; [71] в то время Купец уже был известен множеством жилых домов вдоль главной улицы города и престижными виллами в шикарном районе Каменной Горы ; Всего он спроектировал около 40 зданий в Гдыне 1930-х годов. [72] По планировке Г-образное здание монастыря состояло из двух симметричных крыльев длиной около 35 метров и шириной 15 метров каждое. Построенный по традиционной технологии и почти исключительно из кирпича, он располагал 22 отдельными кельями, трапезной , коммуникациями и общими подсобными помещениями; прилегающая большая часовня имела площадь 275 квадратных метров, ее главный зал имел высоту 7 метров и имел отдельные входы из монастыря и для публики. Лишенный архитектурных новинок, его обычно отмечают как образец функционализма . [73]
Оригинальный проект церкви был также подготовлен Купцем и его новым сотрудником Зигмунтом Гавликом в конце 1940-х годов. [74] В отличие от простого монастырского здания, он представлял собой большое сооружение, расположенное на холме и призванное стать главной городской достопримечательностью. Храм должен был иметь прямоугольную форму длиной около 45 метров и шириной 25 метров; План представлял собой зальную церковь с центральным нефом , соединенным двумя нижними нефами, щедро освещенную вертикально ориентированными окнами, проходящими через всю высоту стен. Фасад также подчеркивал вертикальные линии, усиленные тонкой, похожей на маяк башней, обрамленной между церковью и монастырем; двухскатная двускатная крыша предусматривалась . Дизайн с самого начала оспаривался францисканскими властями, обеспокоенными такими внутренними деталями, как стеклянные стены, которые считались экстравагантными. [75] Даже после отказа проект был отклонен муниципальными властями без указания причин. [76]
Новый проект, который в конечном итоге привел к строительству нынешнего здания, был разработан в спешке в 1956 году. Спешка была вызвана политическими обстоятельствами; Церковные власти опасались, что кажущаяся политическая оттепель может оказаться недолговечной, и настаивали на том, чтобы Купец разработал новые планы, которые могли бы быть одобрены до того, как коммунисты снова изменят свой курс. [77] Новый план частично напоминал старый, поскольку основывался примерно на той же планировке, имел ту же двускатную крышу, предполагал высокие боковые окна и подчеркивал вертикальность, но вносил и некоторые существенные изменения. Центральный двухнефный неф был заменен несколько более широким нефом только с одним восточным нефом. Он был отделен от центрального пространства массивными опорами, поддерживающими галерею, что является новой особенностью, довольно необычной для современных римско-католических церквей. Стройную башню заменили на более крупную, увенчанную двумя высокими шпилями ; его перенесли из межцерковного и монастырского пространства в юго-восточный угол храма. Самое главное: одноуровневая конструкция была заменена двумя залами, используя уклон склона; нижний, доступный только с севера, должен был проводить образовательную и общественную деятельность, но со временем был превращен в церковь, верхний, доступный с севера и юга, должен был стать самой главной церковью. [78] Строительный материал — кирпичи; в конечном итоге для завершения строительства потребовалось около 1,2 миллиона из них. [79] В настоящее время отмечается, что дизайн содержит некоторые отсылки к готике , хотя в основном он связан с модернизмом и упрощенным кубизмом . [80] В некоторых недостатках обвиняют поспешную архитектурную работу; Верхняя церковь страдала от очень плохой видимости из придела, обрамленного массивными простенками, и из галереи. [81] Башня оказалась непригодной для установки огромных колоколов, их движение угрожало самой конструкции.
Интерьер верхней церкви формировался на протяжении десятилетий, учитывая эстетические предпочтения монахов. Атмосфера во многом определяется витражами; состоящие из квадратных нефигуративных плиток, они сгруппированы по цветовой гамме и должны отражать три тайны веры: творение, искупление и спасение. [82] В течение многих лет единственным привлекательным декоративным элементом была гигантская картина Максимилиана Кольбе на фоне лагеря Освенцим , автором которой был один из монахов Теофил Зимнох . [83] Сейчас его вынесли из церкви и заменили установкой гораздо меньшего размера; как единственный доминирующий объект, в 1990-е годы его заменило гигантское распятие, спроектированное Станиславом Радваньским , в то время главой Гданьской Академии художников Пенкных ; [84] натуралистично представленное измученное тело является контротсылкой к одухотворенному лицу распятого Иисуса. [85] Еще один гигантский объект [86] Интерьер представляет собой картину Марии как Царицы Земли, написанную в 1961 году Фелициссимусом Штыкой. [87] Стены из красного кирпича почти не украшены, за исключением деревянной Виа Креста Станислава Бонковского. [88] Часовня Св. Максимляна, открытая в 1970-х годах, представляет собой образец современного дизайна, основанного на центральной планировке и сочетающего в себе картины Мечислава Костельняка, [89] каменные скульптуры Петра Жарновского и металлические изделия Юзефа Фукса и Юзефа Щепаника. [90]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Кшиштоф Войчицкий, 50 лет приходу Святого Антония в Гдыне , Гдыня, 1999 г., ISBN 8390483386 , с. 17
- ^ Войжитски 1999, стр. 49.
- ^ Войжитски 1999, стр. 24.
- ^ Войжитски 1999, стр. 50; Малгожата Соколовска, Изабелла Гречаник-Филипп, Веслава Квятковска (ред.), Энциклопедия Гдыни , Гдыня, 2006 г., ISBN 8392157184 , с. 365 претензий, дата 15.08.1949.
- ^ Габриэла Нежоравска, История пастырского попечения в приходе Святого Семейства в Гдыне в 1931–1994 годах , Тчев, 1995, доступно онлайн здесь.
- ^ Войжитски 1999, с. 5; это был 12-й приход в городе, Нежоравска, 1995 г.
- ^ в 1946 году все население Гдыни составляло 77 800 человек, а к 1970 году оно составляло 191 200 человек, Александра Цичарска, Демографические изменения в Гдыне в 1946–2009 годах , [в:] Мирослав Гаврон, Хелена Глоговская, Самобытность культуры и цивилизации Гдыни , Гдыня, 2011, стр. 120; точное население прихода известно на конец 1960а и составляло 16 000 человек, Wójcicki 1999, стр. 76.
- ^ Войжитски 1999, стр. 56.
- ^ Войжитски 1999, стр. 173.
- ^ Войжитски 1999, стр. 174.
- ^ Лукаш Мария Станишевский, История монастыря и прихода , [в:] Ze Wzgórza 2 (2013), стр. 9-10
- ^ Войжитски 1999, стр. 108-9.
- ^ Люцина Пшибыльска, Францисканцы в Гдыне , Пельплин 2016, ISBN 9788378237433 , с. 58
- ^ данные, предоставленные во время проповеди в 16:00 11 февраля 2018 г., повторены в печати в Sprawozdanie pokolędowe , [в:] Ze Wzgórza 203 (2018), стр. 4-6. Число прихожан неизвестно. В 2011 году оно оценивалось в 11 000, Przybylska 2016, p. 58
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 173-174, Люцина Пшибыльска, Францисканцы в Гдыне , Пельплин 2016, ISBN 9788378237433 , стр. 56–57.
- ^ уже выехав из Гдыни, он погиб в дорожно-транспортном происшествии в 1987 году, Wójcicki 1999, с. 116
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 138-172
- ^ Войжитски 1999, стр. 126.
- ^ Исследование условий и направлений пространственного развития Гдыни , раздел Демографическое развитие , стр. 11–17, доступно онлайн здесь.
- ^ Войжитски 1999, стр. 120.
- ^ см. Dominicantes i communicantes 1980–1999 , [в:] Статистическая служба Института католической церкви , доступна здесь. Архивировано 7 января 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ см. Dominicantes 2013, [в:] Статистическая служба Института католической церкви , доступна здесь. Архивировано 23 сентября 2015 г. на Wayback Machine ; в 2016 году эта цифра оценивается в 20%, в абсолютных цифрах 2100-2500 присутствующих каждое воскресенье, Петр Матушак, Sprawozdanie pokolędowe o. proboszcza , [в:] Ze Wzgórza 199 (2017), стр. 9. Аналогичные цифры за год. 2017 г. (22% домикантов) были предоставлены во время проповеди в 16:00 11 февраля 2018 г.
- ^ Gdynia w liczbach , [в:] официальная муниципальная служба Гдыни, доступно здесь. Архивировано 12 октября 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Войжитски 1999, стр. 174.
- ^ в 2015 г. см. «Первое Святое Причастие» [в:] Францисканцы в Гдыне Службу , доступно здесь.
- ^ Матушак 2017, стр. 8.
- ^ самый высокий уровень приема был в кварталах Воеводска, Каштеланска и Гетманска (62-72%), самый низкий - в кварталах Норвида, Ваховяка и Ожешко (17-30%), Матушак 2017, стр. 9.
- ^ Отец Ян Мацеевский. Надежда умирает последней! , [в:] Arka Gdynia Официальный сервис 05.06.2011, доступно здесь
- ^ и признано официальными муниципальными властями; в 2002 году приходской священник был удостоен почетной награды, см. Гдыня: награда за культурное оживление для францисканцев , [в:] Служба КАИ , 22.04.2011, доступно здесь
- ↑ Гдыня: награда за культурную анимацию для францисканцев , [в:] Служба КАИ , 22.04.2011
- ^ см . францисканцы. Провинция Св. Максимилана Сервис доступен здесь
- ^ Станишевский 2013, стр. 6.
- ^ польские военные возразили, заявив, что эта территория используется для собственных нужд; в межвоенный период Орлово находилось на государственной границе Польши с Вольным городом Гданьском; Станишевский 2013, с. 6
- ^ цена составляла 60 000 злотых, а продавцом был Владислав Чеканский, Wójcicki 1999, стр. 37.
- ↑ Журнал законов Республики Польша от 06.13.1935, доступен здесь. Архивировано 6 марта 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Станишевский 2013, стр. 7.
- ^ и их опекуны Максимилиан Кольбе и Болеслав Стрычный соответственно, Wójcicki 1999, стр. 37.
- ^ Станишевский 2013, стр. 7.
- ^ Войжитски 1999, стр. 39.
- ^ дислоцировался в Редлово под командованием Игнация Шпунара, Wójcicki 1999, стр. 39-40
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 175-179
- ^ Генрих Ямрог (1912-1939) был застрелен в Пяснице, Анатол Галуха (1911-1940) в Скаржиско-Каменне, Мацей Грушка (1912-1941) в Маутхаузене-Гузене и Войцех Тополиньский (1885-1940) в Штуме; обстоятельства смерти Флориана Масловского (1902-?) неясны, Мирослав Гаврон, Мартиролог епархиальных и духовных священников Гдыни в 1939-1945 годах , Гдыня 2017, стр. 42-45
- ^ Станишевский 2013, стр. 8.
- ^ Станишевский 2013, стр. 8.
- ^ Бернард Курач и Алоиз Урбаниак; здание в основном не пострадало, за исключением украденных или сгоревших деревянных элементов; все внутреннее оборудование пропало, Wójcicki 1999, стр. 42–3.
- ^ Войжитски 1999, стр. 45.
- ^ включая Кассу, Войжитски 1999, стр. 46.
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 50, Соколовская, Гречаник-Филипп, Квятковская 2006, стр. 365, иск 1949 г.
- ^ сначала он был официально обработан Referat ds Wyznań, в 1956 году передан Провинциальной городской и архитектурной комиссии, Wójcicki 1999, стр. 59.
- ^ Войжитски 1999, стр. 59-60.
- ^ Соколовская, Гречаник-Филипп, Квятковская 2006, стр. 366.
- ^ Войжитски 1999, стр. 65.
- ^ Соколовская, Гречаник-Филипп, Квятковская 2006, стр. 366.
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 74-5
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 80-81
- ^ Помимо текущих работ, деревянный пол был заменен на бетонный и установлены современные системы водоснабжения и канализации, Wójcicki 1999, с. 70
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 95-6
- ^ История святилища св. Максимилиан , [в:] францисканцев в Гдыне Служба , доступно здесь.
- ^ Станишевский 2013, стр. 10.
- ^ Станишевский 2013, стр. 10.
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 105-6
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 121-122
- ^ Соколовска, Гречаник-Филипп, Квятковска 2006, стр. 366 утверждают, что переориентация была разработана Леопольдом и Антонием Тарашкевичами.
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 126-9
- ^ Войжитски 1999, стр. 130.
- ^ включая кафе-бар Greccio
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 175-179
- ^ он вырос до главы Гданьской францисканской провинции, см. Отец Ян, приходской священник, провинциал! , [в:] Служба францисканцев в Гдыне 26.03.2012, доступно здесь
- ^ Жак Блутуар, Ojciec Mika recenzuje Benedykta XVI , [в:] Breviarium Historiæ Ecclesiæ Postconciliaris service 10.06.2008, доступно здесь
- ^ данные предоставлены во время проповеди в 16:00 11 февраля 2018 г.
- ^ Соколовская, Гречаник-Филипп, Квятковская 2006, стр. 365.
- ^ Мария Солтысик, Гдыня, город межвоенного периода: городское планирование и архитектура , Варшава, 1993 г., ISBN 9788301112424 , с. 352.
- ^ Войжитски 1999, стр. 38.
- ^ Войжитски 1999, стр. 50.
- ^ Войжитски 1999, стр. 51.
- ^ Войжитски 1999, стр. 59.
- ^ Войжитски 1999, стр. 59-60.
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 59-61.
- ^ Якуб Гилевич, Посмотрите францисканский монастырь и церковь в Гдыне , [в:] в Троймиасто Служба 25.11.2012, доступно здесь
- ^ Церковь, посвященная св. Антоньего, ул. Ujejska 40 , [в:] «Тропа модернизма Гдыни» Служба , доступна здесь
- ^ Войжитски 1999, стр. 114.
- ^ Вуйжитски 1999, стр. 74-5
- ^ Славомир Чаей, Мария и Святая Максимилиан , [в:] Госьц Гданьский 17.12.2006
- ^ Войжитски 1999, стр. 126.
- ^ тот же скульптор создал статую Святого Антония, расположенную рядом с главным алтарем.
- ^ 3м х 1,8м
- ^ Станишевский 2013, стр. 8.
- ^ Войжитски 1999, стр. 129.
- ^ сам узник Освенцима
- ^ Изображение Богоматери с Младенцем , [в:] польских святилищ Служба , доступно здесь. Архивировано 5 марта 2016 г. на Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Петр Матушак, Послерождественский отчет приходского священника , [в:] Ze Wzgórza 199 (2017), стр. 8–9
- Лукаш Мария Станишевский, История монастыря и прихода , [в:] Ze Wzgórza 2 (2013), стр. 5–10
- Люцина Пшибыльска, Францисканцы в Гдыне , Пельплин 2016, ISBN 9788378237433
- Кшиштоф Войчицкий, 50-летие прихода Святого Антония в Гдыне , Гдыня, 1999 г., ISBN 8390483386
Внешние ссылки
[ редактировать ]- официальная страница прихода
- Веб-страница провинциальных францисканских властей
- Монография Пшибыльской онлайн.
- некоторые данные о приходе в Зе-Взгуже за 2018 г.
54 ° 30'24 "с.ш. 18 ° 32'24" в.д. / 54,5067 ° с.ш. 18,5401 ° в.д.