Мирза Гулам Муртаза
Гулам Муртаза | |
---|---|
В Мирзе Раис-и Кадиян | |
Помещичье дворянство | |
Предшественник | Мирза Атта Мухаммад |
Преемник | Мирза Гулам Кадир |
Рожденный | в. 1791 г. |
Умер | Июнь 1876 г. |
Похороненный | Кадиан , Пенджаб, Индия |
Дворянская семья | барлас |
Супруг (а) | Чираг Биби |
Проблема | Мурад Бегум Гулам Кадир Гулам Ахмад |
Отец | Мирза Атта Мухаммад |
Занятие | Раис , врач , военнослужащий |
Мирза Гулам Муртаза ( урду : مرزا غلام مرتضى ) (ок. 1791 — июнь 1876) — индийский вождь и землевладелец, наиболее известный как отец Мирзы Гулама Ахмада , основателя Ахмадийского движения . Он принадлежал к семье знати Великих Моголов , которая потеряла большую часть своих поместий в пользу Королевства сикхов в конце 18 века и только часть из которых, включая Кадиан , родовое поместье семьи, он смог вернуть себе. [ 1 ]
Гулам Муртаза был довольно подробно упомянут сэром Лепелем Гриффином в «Вожди Пенджаба» (1865 г.), обзоре аристократии Пенджаба , как человек, имевший «значительное местное влияние». [ 2 ] Он был женат на Чираг Биби и имел троих выживших детей. [ 3 ]
Начальник Кадиана
[ редактировать ]Мирза Гулам Муртаза был сыном Мирзы Атты Мухаммада, вождя ( Раиса ) укрепленной деревни Кадиан . Его предшественники первоначально осуществляли власть над большой полунезависимой территорией площадью около шестидесяти квадратных миль. [ 4 ] включает более семидесяти деревень, соседних с Кадианом [ 5 ] и имел квазисемейные связи с императорами Великих Моголов . Атта Мухаммад имел право на место в дурбарах (судах) императора Великих Моголов. [ 6 ] Его дед, Мирза Фаиз Мухаммад, был удостоен титула Азадуд Даула (Сильная рука правительства) императором Фаррухсияром и званием Хафта Хазари, что позволило ему содержать регулярные силы в 7000 солдат. [ 7 ]
Однако из-за мятежа Конфедерации сикхов в 18 веке, упадка Великих Моголов и отсутствия какой-либо практической поддержки со стороны Дели , семья постоянно теряла свое имущество, пока к моменту смерти Атты Мухаммеда Кадиан не последний оставшийся оплот также перешел под контроль сикхов и вошел в состав Сикхской Империи . Семья была изгнана и жила в соседней деревне шестнадцать лет, пока в 1818 году Махараджа Ранджит Сингх не разрешил Гуламу Муртазе вернуться в Кадиан в обмен на военную поддержку. Он сделал это, присоединившись вместе со своими братьями к армии Ранджита Сингха и приняв участие в кампаниях в нескольких местах. В 1834–1835 годах Ранджит Сингх вернул ему еще пять деревень из поместья его предков. [ 8 ] Во время англо-сикхских войн семья оставалась верной сикхам. [ 9 ] Однако войны закончились победой Великобритании, приведшей к распаду Сикхской империи и взятию Пенджаба под британский контроль в 1849 году . В последние дни правления сикхов некоторые сикхи предприняли неудачную попытку убить Гулама Муртазу и его брата Мирзу Гулама Мухьюддина в Басраване недалеко от Кадиана, где они оба были заключены ими в тюрьму, но в конечном итоге их спас их младший брат Мирза Гулам. Хайдар. [ 10 ]
Хотя Пенджаб оставался относительно мирным во время Индийского восстания 1857 года , мусульмане региона присоединились к сикхам и мусульманским племенам Кохата в оказании военной поддержки британцам. [ 11 ] Во время конфликта Гулам Муртаза и его брат также поддержали британцев, поставив лошадей и завербовав пятьдесят соваров (конных солдат) в британские войска за свой счет. [ 9 ] [ 12 ] Гулам Ахмад и более поздние авторы-ахмади рассматривали поддержку британского правления в этот период как более благоприятный вариант для мусульман Пенджаба в отличие от предшествовавшего ему правления сикхов. [ 13 ] [ 14 ]
Гулам Муртаза потратил большую часть своего времени и состояния, пытаясь вернуть себе собственность посредством судебных разбирательств в колониальных судах, но безуспешно. [ 15 ] Британцы приняли его претензии на Кадиана и некоторые соседние деревни, но экспроприировали остальную часть наследственных поместий семьи. [ 16 ] [ 4 ] Различные британские генералы в письмах высоко оценили роль Гулама Муртазы и его брата в подавлении восстания. [ 9 ] и британское правительство предоставило ему ежегодную пенсию в размере 700 рупий. [ 4 ] [ 17 ]
Военная карьера
[ редактировать ]Мирза Гулам Муртаза | |
---|---|
Верность | |
Услуга/ | Sikh Army |
Лет службы | между 1818 и 1849 годами |
Классифицировать | Командир |
Гулам Муртаза воевал в нескольких местах, включая Кашмир , Пешавар и Мултан . [ 18 ] Ранджит Сингх аннексировал Кашмир в 1819 году после битвы при Шопиане , а его войска взяли Пешавар в 1823 году в битве при Новшере . [ 8 ] хотя роль Гулама Муртазы в этих сражениях неясна. В правление Шер Сингха он находился в командном составе армии. В 1841 году с генералом был отправлен в Манди и долину Кулу . В 1843 году он был командиром пехотного полка, отправленного в Пешавар. Он также воевал в Хазаре в 1848 году и успешно подавил восстание. Он также послал своих людей под командование своего брата и быстро завоевал хорошую репутацию способного вождя и командира.
Семья и личная жизнь
[ редактировать ]Предки Мирзы Гулама Муртазы разделяли племенную принадлежность с правителями Великих Моголов Индийского субконтинента. У него было четыре брата: Мирза Гулам Мухаммад; Мирза Гулам Мустафа; Мирза Гулам Мухьюддин; и Мирза Гулам Хайдар. Он был женат на Чираг Биби, сестре Мирзы Джамиат Байга из Аймы, деревни в Хошиарпуре . У них было шесть или семь детей (точное количество неизвестно), некоторые из которых умерли в младенчестве. Имена выживших детей: Мурад Бегум (дочь); Мирза Гулам Кадир (сын); и Мирза Гулам Ахмад (сын). Гулам Ахмад родился близнецом и имел сестру по имени Джаннат, которая умерла через несколько дней после рождения. [ 3 ]
Гулам Муртаза также был врачом , изучая медицину в Багбанпуре и Дели . [ 19 ] Он также был поэтом, использовавшим в качестве псевдонима ( тахаллус ) имя Тахсин . [ 20 ] В свои последние дни он построил мечеть Аль-Акса , которая по тем временам была слишком велика, и в своем завещании предписал похоронить его в углу двора, где его могила находится и сегодня. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хан 2015 , стр. 22–23.
- ^ Сэр Лепель Х. Гриффин (1865), Вожди Пенджаба , Интернет: apnaorg.com. стр.381-2
- ^ Jump up to: а б Дард 2008 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с Адамсон 1989 , с. 14.
- ^ Хан 2015 , с. 22.
- ^ Адамсон 1989 , с. 13.
- ^ Дард 2008 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Дард 2008 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б с Адамсон 1989 , с. 15.
- ^ Дард 2008 , с. 15.
- ^ Харди 1972 , с. 67.
- ^ Дард 2008 , стр. 17–20.
- ^ Geaves 2018 , стр. 28–9.
- ^ Лаван 1974 , стр. 23–4.
- ^ Дард 2008 , с. 23.
- ^ Гриффин и Мэсси 1890 , с. 50.
- ^ Фридман 2003 , с. 2.
- ^ Дард 2008 , стр. 13–16.
- ^ Дард 2008 , с. 20.
- ^ Дард 2008 , стр. 22.
- ^ Дард 2008 , стр. 22–24.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамсон, Иэн (1989). Мирза Гулам Ахмад из Кадиана . Элитные международные публикации. ISBN 1-85372-294-4 .
- Дард, Арканзас (2008). Жизнь Ахмада: Основатель Ахмадийского движения (PDF) . Тилфорд: Исламский международный. ISBN 978-1-85372-977-5 .
- Фридманн, Йоханан (2003). Пророчество непрерывное: аспекты религиозной мысли Ахмади и ее средневековая подоплека . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-566252-0 .
- Дживс, Рон (2018). Ислам и Британия: мусульманская миссия в эпоху Империи . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4742-7173-8 .
- Гриффин, Лепель Х.; Масси, Чарльз Фрэнсис (1890). Вожди Пенджаба . Лахор: Гражданская и военная газета Press.
- Харди, Питер (1972). Мусульмане Британской Индии . Лондон: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-253-01529-7 .
- Хан, Адиль Хусейн (2015). От суфизма к ахмадии: движение мусульманского меньшинства в Южной Азии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-01529-7 .
- Лаван, Спенсер (1974). Движение Ахмадия: история и перспективы . Дели: Книжная служба Манохара. ISBN 9780883864555 .