Jump to content

Alekseyev v. Russia

Alekseyev v. Russia
Решение принято 21 октября 2010 г.
Случай 4916/07, 25924/08 и 14599/09
Камера Первый
Язык разбирательства Английский
Национальность партий Россия
Постановление
Нарушения статей 11 , 13 и 14 Европейской конвенции по правам человека.
Президент
Христос Розакис
Судьи
Приведенные инструменты
Европейская конвенция по правам человека
Мнения по делу
Большинство Розакис, к нему присоединились Вайич, Ковлер, Штайнер, Гаджиев, Шпильманн, Джебенс.
Николай Алексеев , заявитель, задержан возле Александровского сада 27 мая 2006 г.

Алексеев против России – это дело, рассматриваемое Европейским судом по правам человека, касающееся запрета маршей за права геев в 2006, 2007 и 2008 годах в столице России . Иск был инициирован российским ЛГБТ-активистом Николаем Алексеевым , организатором маршей, который заявил, что запрет маршей нарушил статью 11 (свобода собраний) Европейской конвенции по правам человека . Кроме того, он утверждал, что не получил эффективного средства правовой защиты в соответствии со статьей 13 против нарушения статьи 11 и что он подвергся дискриминации со стороны властей Москвы в соответствии со статьей 14 при рассмотрении его заявлений о проведении маршей.

Первая секция Суда, заседая Палатой, единогласно установила, что имели место нарушения статей 11 , 13 и 14 Конвенции . Их решение было вынесено 21 октября 2010 г., а обращение российского правительства в Большую палату Суда было отклонено 11 апреля 2011 г. [1] после чего решение стало окончательным.

Заявитель, Николай Алексеев (пишется Судом Алексеев ), родился 23 декабря 1977 года в Москве , является российским активистом за права ЛГБТ , юристом и журналистом.

События 2006 года

[ редактировать ]

В 2006 году Заявитель вместе с несколькими другими людьми начал организовывать марш в Москве , столице России , в знак протеста против дискриминации ЛГБТ в России . Марш должен был состояться 27 мая того же года, в годовщину легализации гомосексуализма в России. заявление 16 февраля мэр Москвы опубликовал Юрий Лужков , в котором говорится, что любой предложенный марш за права ЛГБТ не будет допущен к проведению.

Организаторы марша уведомили мэра 15 мая 2006 года о том, что в шествии от Московского почтамта по Мясницкой улице до Лубянской площади 27 мая, которое начнется в 15.00 и продлится до 15.00, ожидается участие около двух тысяч человек. 17:00. 18 мая организаторам сообщили, что мэр отказал в разрешении на проведение марша по соображениям общественного порядка, предотвращения беспорядков и защиты здоровья, морали, а также прав и свобод других лиц.

Организаторы подали альтернативную заявку, касающуюся только пикета на Лубянке , а также обжаловали первоначальный отказ судье, однако оба варианта остались безуспешными.

27 мая 2006 года, когда планировалось провести марш, заявитель вместе с несколькими другими посетил конференцию в честь Международного дня борьбы с гомофобией и трансфобией , которая состоялась 17 мая. Они заявили о своем намерении пойти в Александровский сад вдоль западной части Кремлевской стены и возложить цветы к Могиле Неизвестного солдата в знак памяти жертв фашизма, в том числе жертв ЛГБТ. За этим они намеревались последовать протестом против запрета шествия пятнадцатиминутным пикетом у офиса мэра Москвы на Тверской улице . Когда Заявитель и еще пятнадцать человек прибыли в Сад, они обнаружили, что ворота заперты и патрулируют около ста пятидесяти полицейских из отряда ОМОНа , а также около ста человек, протестующих против запланированного возложения цветов. Заявитель был арестован, а остальные демонстранты направились к мэрии. Сотрудники ОМОНа задержали около ста людей, нападавших на ЛГБТ-демонстрантов. Версия заявителя о событиях в этот день была подтверждена сообщениями из Международная ассоциация лесбиянок и геев (ILGA) и Хьюман Райтс Вотч .

События 2007 года

[ редактировать ]

15 мая 2007 года Заявитель и другие лица подали в мэрию еще одну заявку на проведение марша, аналогичного предложенному годом ранее, на этот раз с предполагаемой посещаемостью в пять тысяч сто человек. Это заявление было отклонено, и была подана альтернатива с предложением провести пикет перед резиденцией мэра на Тверской улице и еще один в Новопушкинском парке, но оба были отклонены. 27 мая Заявитель вместе с примерно двадцатью другими людьми попытался подать петицию против запрета демонстрации в мэрию, но был задержан полицией вместе с двумя другими мужчинами. Он был признан виновным в административном правонарушении в виде неподчинения законному распоряжению полиции и оштрафован на тысячу рублей .

События 2008 года

[ редактировать ]

18 апреля 2008 г. Заявитель вместе с другими организаторами подал уведомление о десяти предполагаемых шествиях, которые состоятся 1 и 2 мая 2008 г. Всем было отказано по соображениям общественной безопасности, и организаторы подали еще пятнадцать заявок на проведение шествий 3 и 5 мая. всем было отказано по тем же причинам. Затем заявитель представил ряд других предложений, в том числе одно недавно избранному России президенту Дмитрию Медведеву , заявив о своем намерении провести шествие в Александровском саду 31 мая 2008 года, на которое он не получил ответа.

Заявитель безуспешно обжаловал все отказы и попытался организовать пикет 17 мая с требованием возбудить уголовное дело против мэра за запрет маршей. В разрешении на это было отказано 13 мая по тем же основаниям, что и ранее, однако организаторам удалось провести пикет около десяти минут на Большой Никитской улице возле резиденции мэра.

Алексеев обратился в Европейский суд по правам человека , утверждая, что события, связанные с попытками проведения маршей в 2006-2008 годах, нарушили его право на свободу собраний согласно статье 11 Европейской конвенции по правам человека . Он также утверждал, что не имел доступа к эффективному средству правовой защиты в случае нарушения статьи 11, нарушения статьи 13; и что отказ разрешить проведение маршей был дискриминационным, поскольку он был сделан на основании сексуальной ориентации его и других участников, что является нарушением статьи 14 в сочетании со статьей 11.

Суд единогласно установил нарушения всех трех статей.

Статья 11 (свобода собраний)

[ редактировать ]

Доводы правительства
Правительство утверждало, что внутреннее законодательство допускало ограничение собраний по соображениям безопасности и что обстоятельства предполагаемых маршей Заявителя и сила общественного мнения против них означали бы высокий риск насилия. Они утверждали, что статью 11 следует интерпретировать как предоставляющую правительствам широкую свободу усмотрения , поскольку это необходимо для учета культурной ситуации с гомосексуализмом в России. Правительство также заявило, что запретить мероприятие было необходимо в целях защиты морали, ссылаясь на оппозицию маршу со стороны видных религиозных организаций, и что, поскольку между государствами-членами не было консенсуса относительно легитимности гомосексуализма в обществе, национальные власти имели больше возможностей, чем Европейский суд, для определения условий таких событий.

Материалы заявителя
Заявитель ответил, что положения, используемые для запрета шествий, касались только безопасности и пригодности предложенных мест, а не общего риска насилия, и что власти в случае отклонения заявления по этим причинам были обязаны предложить альтернативное место, которое не было сделано. Он также утверждал, что определение морали, данное правительством, было неверным, поскольку оно относилось только к мажоритарному общественному мнению без учета концепций плюрализма и многообразия . Более того, предлагаемые марши не представляли бы угрозу морали, поскольку они касались прав человека и гражданских свобод и не содержали бы какого-либо сексуального провокационного содержания. Он заявил, что ссылки правительства на общественную безопасность были необоснованными, поскольку они не продемонстрировали оцененного риска насилия. Наконец, он заявил, что широкий характер запрета был непропорционален и не может быть оправдан тем, что он мог шокировать или сбить с толку некоторые части общества ( Бончковский против Польши ).

Выводы Суда
Суд счел излишним рассматривать законную цель или внутреннюю законность запрета, поскольку он установил, что запрет не отвечает требованию необходимости в демократическом обществе .

Суд повторил, что статья 11 включает в себя защиту собраний, которые могут подвергаться риску нападения со стороны групп, которые не согласны с целями или задачами собрания или оскорблены ими. (пункт 73) Правительство сослалось, среди прочего, на заявление, направленное против запрета главного мусульманского священнослужителя в Нижнем Новгороде (четвертом по величине городе России), о том, что «в случае необходимости гомосексуалистов следует забивать камнями до смерти» как свидетельство вероятных общественных беспорядков, которые могут возникнуть в результате марша. Суд установил, что «полагаясь на такие явно незаконные призывы как на основание для запрета, власти фактически поддержали намерения лиц и организаций, которые явно и намеренно намеревались сорвать мирную демонстрацию, нарушающую закон и общественный порядок». ." (пункт 76)

Суд счел этот запрет несоразмерным заявленной правительством цели защиты детей и уязвимых взрослых от пропаганды гомосексуализма. Он также отклонил утверждение правительства о том, что марш следовало запретить из-за его противоречия религиозной доктрине и моральным ценностям большинства. Он заявил, что если бы осуществление группой меньшинства прав, гарантированных Конвенцией, было поставлено в зависимость от принятия этой группы большинством общества, это было бы «несовместимо с основополагающими ценностями Конвенции» (пункт 81).

Суд ответил на заявление правительства об отсутствии консенсуса между государствами-членами относительно легитимности гомосексуализма, заявив, что существует давний консенсус по таким вопросам, как легализация гомосексуальной деятельности ( Даджен против Соединенного Королевства ), гомосексуалисты в армии ( Смит и Грейди против Соединенного Королевства ), родительских правах, правопреемстве владения жильем ( Карнер против Австрии ) и равном возрасте согласия ( С.Л. против Австрии ). Хотя такие вопросы, как усыновление однополыми парами и доступ к однополым бракам, еще не были согласованы, Суд установил, что «нет никакой двусмысленности в отношении признания другими государствами-членами права отдельных лиц открыто идентифицировать себя как геев, лесбиянок или любого другого сексуального меньшинства, а также продвигать их права и свободы, в частности, путем осуществления свободы мирных собраний». (пункт 84)

Суд установил, что Правительство не предприняло никаких шагов для оценки риска, который возникнет в случае проведения маршей. В нем говорилось: «Единственным фактором, принятым во внимание московскими властями, было сопротивление общественности этому мероприятию и собственные взгляды чиновников на мораль». (пункт 85) Правительство не смогло продемонстрировать какой-либо острой социальной необходимости запретить такие демонстрации по какой-либо из указанных им причин. Таким образом, Суд счел, что запрет не был необходим в демократическом обществе и был нарушением права на свободу собраний, предусмотренного статьей 11.

Статья 13 (эффективное средство правовой защиты)

[ редактировать ]

Статья 13 требует, чтобы в государстве-члене компетентный национальный орган был в состоянии предоставить подходящее внутреннее средство правовой защиты потерпевшей стороне, как для рассмотрения существа соответствующей жалобы по Конвенции, так и для предоставления соответствующей судебной защиты. Поскольку право заявителя по статье 11 было нарушено, он имел право на такое возмещение в соответствии со статьей 13.

Суд заявил, что в данных обстоятельствах подходящим средством правовой защиты была бы возможность Заявителя получить решение суда о разрешении марша до того, как оно было запланировано. Суд установил, что судебные средства правовой защиты, которые были доступны заявителю в данных обстоятельствах, носили постфактум характер и не могли обеспечить адекватное возмещение заявителю, и что, следовательно, имело место нарушение статьи 13 (пункт 99). ).

Статья 14 (дискриминация)

[ редактировать ]

Статья 14 защищает от дискриминации в доступе к правам, предусмотренным Конвенцией. Поскольку речь идет о доступе к правам, ее можно использовать только вместе с другой статьей, в данном случае со статьей 11.

Представления Сторон
Правительство заявило, что антагонистический характер отношений между сексуальными меньшинствами и религиозными группами в России означает необходимость введения ограничений на реализацию определенных прав. Заявитель ответил, что запрет носит дискриминационный характер, поскольку он был введен из-за неодобрения правительством Москвы гомосексуализма участников. Он сослался на упоминание правительством о неодобрении марша религиозными группами и на комментарии мэра Москвы в средствах массовой информации, которые были неблагоприятны по отношению к гомосексуализму.

Выводы Суда
Суд заявил, что гомосексуализм является основанием для дискриминации согласно статье 14 и что пределы усмотрения, предоставленные государствам-членам в этом отношении, являются узкими. Необходимо было доказать не только то, что принятые меры были «в целом приемлемыми», но и «необходимыми в данных обстоятельствах» (пункт 108), и что если единственная причина, выдвинутая государством-членом для ограничения доступа к Конвенционные права заключались в гомосексуализме жертв, это было бы равносильно дискриминации согласно статье 14. Суд установил на основании фактов, что сексуальная ориентация участников марша была основной причиной запрета мероприятий, и что, следовательно, имело место нарушение Статья 14 в сочетании со статьей 11.

Просто удовлетворение

[ редактировать ]

Заявитель потребовал 40 000 евро в качестве компенсации морального вреда, из которых правительству было предписано выплатить 12 000 евро, а также 17 510 евро в качестве компенсации судебных издержек.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b93c94e5fb2929206aae4f86be6e8f09__1708590600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/09/b93c94e5fb2929206aae4f86be6e8f09.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alekseyev v. Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)