Jump to content

Никойя (кантон)

Координаты : 10 ° 06'09 "N 85 ° 26'35" W  /  10,102409 ° N 85,4430903 ° W  / 10,102409; -85.4430903
Никойя
Флаг Никойи
Официальная печать Никойи
Карта
Никойя, кантон
Расположение кантона Никойя в Коста-Рике
Расположение кантона Никойя в Коста-Рике
Никойя
Расположение кантона Никойя в Коста-Рике
Координаты: 10 ° 06'09 "N 85 ° 26'35" W  /  10,102409 ° N 85,4430903 ° W  / 10,102409; -85.4430903
Страна  Коста-Рика
Провинция Гуанакасте
Создание 7 декабря 1848 г. [ 1 ]
Главный город Никойя
Районы
Правительство
• Тип Муниципалитет
• Тело Муниципалитет Никойи
Область
• Общий 1333,68 км 2 (514,94 квадратных миль)
Высота
66 м (217 футов)
Население
 (2011)
• Общий 50,825
• Плотность 38/км 2 (99/кв. миль)
Часовой пояс UTC-06:00
Код кантона 502
Веб-сайт www .nicoya .идти .cr

Никойя кантон в Гуанакасте провинции Коста-Рики . [ 2 ] [ 3 ] Главный город находится в районе Никойя .

Протоисторическая Никойя

[ редактировать ]

Когда конкистадор Хиль Гонсалес Давила вошел в Никойю в 1523 году, это было крупнейшее касикасго (вождство) на тихоокеанском побережье Коста-Рики. Хотя часто предполагается, что город и полуостров Никойя получили свое название от касика Никоа (или Никойя), который приветствовал Давилу и его людей, на самом деле Никойя получила свое название от науатльского наименования Necoc Īāuh , буквально «по обе стороны воды» ( с)», поскольку Никойя фактически расположена между двумя крупными реками. Полуостров Никойя назван в честь города, причем Никойя является самым важным городом в этом районе.

Казначей экспедиции Давилы Андрес де Сереседа сообщил, что под руководством Никойи численность населения составляла 6063 человека, что почти в пять с половиной раз больше, чем в следующем по величине поселении, которое испанцы посетили на побережье Тихого океана в начале 1520-х годов. [ 4 ] По словам летописца XVI века Гонсало Фернандеса де Овьедо-и-Вальдеса. [ 5 ] Посетившие Никойю в 1529 году, планировка коренного населения была аналогична планировке более крупных поселений в соседней Никарагуа и включала центральную площадь с храмами, низкий пирамидальный курган, используемый для человеческих жертвоприношений, а также специализированные площади для рынков и резиденций вождей.

Многие из самых ранних колониальных документов о доколумбовой Никойе, похоже, были потеряны во время пожара, в результате которого в 1783 году сгорели городские архивы. [ 6 ] В образовавшемся документальном вакууме возник ряд интерпретаций доиспанской Никойи. Главным среди них является убеждение, что, будучи самыми южными представителями мезоамериканской культуры, никойцы жили в зародившихся деревнях и что данные Сереседы о 6063 душах просто отражают количество жителей одной деревни, находящейся под контролем вождя Никойи. [ 7 ] Считается, что современный город Никойя находится на месте этой деревни.

Центр Никойи пространственно организован по традиционному испанско-американскому образцу: центральная площадь окружена улицами, расположенными в виде сетки, выровненной по сторонам света. Нетипично, что церковь находится в северо-восточном углу центральной площади, а не напротив площади с окружающей улицы, как это было иберийской нормой. Сегодня церковь в местном масштабе называют колониальной темпло ; Местная устная история утверждает, что церковь датируется где-то между 1522 и 1544 годами, когда был основан приход Никойя. [ 8 ]

Выдающийся коста-риканский историк Карлос Мелендес обратил внимание на необычное расположение колониального темпло в центре города и, основываясь на кратком описании коренной общины, сделанном Овьедо, выдвинул гипотезу, что церковь была построена на вершине местного жертвенного кургана. Гипотеза Мелендеса соответствует известной испанской модели прямого наложения католических политико-религиозных структур на местные структуры, такие как пирамиды в Мезоамерике и Андах Южной Америки или структуры кива на юго-западе США. Короче говоря, Мелендес утверждал, что расположение колониальной церкви - это не просто отклонение от общепринятого иберийского образца облицовки площади, но совпадает с расположением жертвенного кургана в северо-восточном углу площади коренного населения Никойи, как описано Овьедо. в 1529 году. [ 9 ]

В начале 1990-х годов в городе Никойя и его окрестностях проводились археологические раскопки, чтобы проверить эти теории и лучше понять, как коренное сообщество превратилось в колониальный город. [ 10 ] Раскопки в центре Никойи не выявили никаких доказательств существенного присутствия в центре города доколумбовой эпохи. Исследования окружающей долины не смогли однозначно определить ни одного места, которое могло бы стать вероятным домом Никойи. Однако несколько крупных (5–10 гектаров / 12–24 акров) археологических памятников находились в аналогичных экологических нишах по всей долине. Они расположены вдоль берегов рек и ручьев в том месте, где ручьи сходят с холмов, окружающих долину, и пересекают холмистое дно долины.

На этой керамике Патаки (поздний период VI, 1000–1350 гг. н. э.) изображен сидящий шаман , трансформированный в форму духа-спутника ягуара .

По крайней мере, два из этих мест считаются вероятными кандидатами на протоисторическую Никойю. Один из них находится недалеко от современной Никойи, на берегу Рио-Чипанзе . Другой находится в деревне Сабана-Гранде , в шести километрах к северу от Никойи. Этот сайт кажется больше остальных; Здесь представлены невысокие земляные курганы , и он особенно ценится местными грабителями за высококачественную полихромную керамику и золотые артефакты. Судя по всему, из окрестностей Сабана-Гранде вывезено гораздо большее количество высококачественных артефактов, чем из Никойи или где-либо еще в долине. Более того, колониальные эхидо (земли, принадлежащие коренной общине) индийской общины Никойя находились в Сабана-Гранде, а не в Никойе. [ 11 ]

Считать любое из этих мест протоисторической Никойей можно только в том случае, если отбросить представление о том, что это была единая община, насчитывавшая более 6000 человек. Ни одно из этих мест не соответствует размеру, необходимому для размещения такого количества людей, если мы примем хотя бы приблизительные оценки Ньюсона (1987:87) от 0,045 до 0,06 человек/га для тихоокеанской Никарагуа при контакте с Испанией и всего лишь 0,02 человека/га для Никойя. Более внимательное изучение этноисторического материала в сочетании с археологическими сведениями необходимо для формирования более реалистичного представления о Никойе накануне завоевания. Стоит вернуться к Андресу де Сереседе, казначею экспедиции Хиля Гонсалеса Давилы 1522 года, и рассмотреть его собственные слова относительно Никойи:

«Вождь Никойя находится на пять лиг дальше, вглубь страны: они крестили 6603 души; он дал 13 442 песо золотом, что немного больше, чем дал вождь Матео». [ 12 ]

Цифра Сереседы, составляющая 6603 человека, обычно принимается за число жителей касика , города Никойи, но Сереседа никогда не делает такого утверждения, а лишь утверждает, что экспедиция крестила такое количество людей. Кроме того, он ссылается на второго вождя, Матео, место жительства которого никогда не уточнялось.

Альтернативная интерпретация фигур Сереседы предполагает, что они представляют жителей нескольких поселений, политически связанных с Никойей, но не членов одной огромной общины. Касик Никойя , возможно, не имел деревень-данников под своим прямым контролем. Но вполне вероятно, что в орбите его влияния было несколько деревень, которые ему удалось убедить заключить договор с испанцами. Модель рассредоточенного поселения политически связанных деревень, а не одного большого зародившегося города, лучше соответствует археологическим и этноисторическим данным. Овьедо, посетивший Никойю в 1529 году и записавший аспекты планировки города, никогда не отмечал больших размеров поселения. Овьедо находился в Никойе до того, как резкое сокращение населения начало сказываться, и можно было бы ожидать каких-нибудь замечаний от этого проницательного наблюдателя, если бы Никойя была таким густонаселенным и сильно развитым центром.

Если приведенная выше гипотеза верна, что исторически представляет собой современная Никойя? Среди других инструментов колониальной администрации испанская корона разработала политику, называемую конгрегасьон , или принудительное переселение коренных народов в зародившиеся поселения, чтобы более внимательно следить и контролировать их подопечных. Эти данные заставляют предположить, что современная Никойя является продуктом испанской колониальной конгрегации , образованной в результате насильственного объединения людей из доиспанских поселений, разбросанных по всему региону. Когда это могло быть сделано и при каких обстоятельствах, неизвестно. Как упоминалось выше, исторические документы, в которых было бы зафиксировано такое событие, были бы потеряны во время пожара 1783 года, полностью уничтожившего колониальные архивы в Никойе. Дальнейшие исследования в других хранилищах могут еще подтвердить эту интерпретацию.

Колониальная Никойя

[ редактировать ]

Никойя была крупнейшим коренным вождеством, с которым столкнулись испанцы, когда они впервые вошли на северо-запад Коста-Рики в 1523 году. Исторические записи умалчивают о том, как эти люди называли себя, или о точных деталях их политической организации. Помимо того факта, что они говорили на языке, принадлежащем к ото-мангской языковой семье, об их языке ничего не известно. Согласно записям об этой первой встрече в 1523 году, более 6000 душ были спасены благодаря крещению, совершенному священником экспедиции. [ 13 ]

В течение первых 50 лет завоевания Никойя имела большое местное значение как перевалочный пункт между более активными испанскими колониями в Никарагуа и Панаме; плацдарм и житница для первых энтрадас , набегов во внутренние районы, работы Хуана Васкеса де Коронадо ; и богатая энкомьенда (источник дани) для губернатора Никарагуа Педрариаса Давилы и его семьи. [ 14 ] Однако все эти виды экономической деятельности за короткое время прекратились, и Никойя быстро превратилась в колониальную заводь.

Нет никаких исторических свидетельств того, что Никойя когда-либо оказывала вооруженное сопротивление захватчикам. Они быстро приняли христианство. Именно вооруженное сопротивление и неприятие католицизма оправдали Священную войну , которую испанцы вели против коренных народов Америки. Независимо от обоснования, исторические данные ясно говорят о том, что коренные никойцы были включены в состав Испанской колониальной империи и просто стали отождествляться с расовой категорией Indios (индейцы).

Став «индейцами», коренные никойцы королевским указом были отнесены к расовой категории, от которой им было трудно избавиться. Якобы испанская колониальная политика была призвана защитить коренные народы, находившиеся под опекой государства и церкви. Чувствуя экономические последствия массового сокращения населения, Корона в XVI и XVII веках действовала, чтобы защитить своих подопечных от пагубных последствий прямого воздействия на европейцев. Сегрегация была одним из средств достижения цели. В результате колониальной политики были созданы Пуэбло-де-Индиос (индийские города), в которых испанцам (за исключением коронованных и церковных властей) было запрещено жить. По сути, он предусматривал ряд статических прав и обязанностей, а также неприкосновенность отношений с государством.

Будучи новоиспеченными индейцами, никойцы 16-го века были взяты в рабство, и община была обязана платить дань товарами и услугами (известную как энкомьенда ) ряду испанских семей в качестве награды за их службу короне во время завоевания. Как обсуждалось выше, существуют косвенные доказательства того, что коренные никойцы были вынуждены переселиться из своих первоначальных деревень и деревень в единый зародившийся город , которым сегодня является Никойя. [ 15 ] Испанские власти нередко отдавали приказ о таком переселении, чтобы сохранить контроль над коренными народами, поскольку в XVI и начале 17 веков их численность резко сокращалась. По мере того как население сокращалось, испанцы просто приказывали выжившим переселиться в одну общину, чтобы поддерживать за ними политический, экономический и церковный контроль.

Никойя была одним из таких индийских городов, и в 1760-х годах в нем проживало не более 320 жителей. [ 16 ] Структура социальных отношений сложилась в обществе примерно за два века до этого и в то время, безусловно, обеспечивала определенную безопасность. Коренным никойцам была предоставлена ​​новая социальная идентичность в рамках колониального порядка – «индейцы» – и социальное пространство в иерархической кастовой системе, основанной на расе, которая определяла их права и обязанности, а также физическое пространство (город), в котором они могли существовать. Индейцы были обязаны платить дань, им были предоставлены ограниченные полномочия самоуправления и (теоретически) доступ к офису государственного защитника ( Defensor de Indios ) для своей корпоративной правовой защиты.

Однако к десятилетию 1760-х годов жизнь в Никойе становилась все более и более напряженной. Испанское колониальное предприятие, как и все колониальные предприятия, [ нужна ссылка ] был добывающим. Ценные товары быстро идентифицировались и экспортировались в Испанию или другие колонии: сначала драгоценные металлы, затем торговля людьми, а затем и различные сельскохозяйственные товары. Небольшая индейская община не могла обеспечить достаточное количество рабочей силы, и поэтому население региона пополнялось за счет представителей двух других расовых групп, признанных в испанской колониальной социальной системе: мулатов (несомненно, прибывших из Панамы, хотя исторические записи ничего не говорят об этом вопросе). ) и ладино , или люди смешанного коренного и испанского происхождения.

То, что сложилось к середине 18 века в частях нижней части Центральной Америки, где доминировали испанцы, было, по сути, системой апартеида , в которой острова изолированных коренных общин были окружены некоренными народами разнородного происхождения. Испанцы, мулаты и ладино поселились на скотоводческих ранчо, окружающих Никойю, и, имея прямой доступ к основному фактору производства (земле), легко могли доминировать в местной экономике. Креольская культура возникла среди неиндейцев на их рассредоточенных ранчо, местный вариант образа жизни, основанный на разведении крупного рогатого скота, который распространился вдоль тихоокеанской окраины Центральной Америки вплоть до того, что сейчас является юго-западом Соединенных Штатов. Социальные отношения между местными креолами и индейцами Никойи трудно оценить; документальные записи обычно не касаются таких вопросов.

Однако один колониальный документ 1765 года может быть весьма показательным для плохого состояния отношений между двумя этническими группами и иллюстрировать резкую разницу в степени отчуждения между индейцами Никойи и окружающей общиной ладино . [ 17 ] В документе представлена ​​петиция к короне от союза 200 ладино с просьбой образовать свой собственный город помимо Никойи. Аргументы, подтверждающие их просьбу, были сформулированы на языке этнической солидарности: ладино стремились к улучшениям, которые можно было получить, оставив свои рассредоточенные ранчо и живя в собственном городе, вдали от индейцев в Никойе. Сообщалось, что Никойя экономически прекратила свое существование, а ее сообщество быстро вымирало. Выбор, представленный ладино, был между жизнью в новом креольском городе и смертью, если им придется полагаться на Никойю. Корона согласилась на их прошение.

Представление ладино о социальных условиях в Никойе, возможно, не было далёким от истины. По сути, изолированное в своем сообществе и окруженное более или менее враждебными соседями, местное сообщество сохранялось, по-видимому, больше за счет центростремительных сил, внешних по отношению к самому сообществу, сдерживая центробежное давление внутри сообщества, вызывающее его растворение. Говоря более конкретно, экономические и политические нужды государства поддерживали искусственные границы и структуру «индийского» сообщества, намного старше того времени, когда сообщество, как этнически идентифицируемая социальная единица, должно было раствориться в результате типичных процессов аккультурации. и ассимиляция.

К этому исторически особенному моменту добавим структурные противоречия в политической структуре испанских колоний. Точкой контакта между Короной и индейцами был местный административный орган Коррехидор . При условии огромной свободы действий в слабой государственной системе колониального управления позиция Коррегидора была куплена. Лицо, владевшее им в течение определенного количества лет, имело право эксплуатировать его для своей личной экономической выгоды, действуя в рамках закрытой рыночной системы в качестве единственного дистрибьютора промышленных товаров среди индейцев в городах, которые они контролировали, и приобретая товарные товары, произведенные «индейцы» под их опекой. Никакого контроля над ценами не было, кроме каприза Коррехидора, который имел принудительную власть государства, чтобы гарантировать, что ценовые требования будут удовлетворены. Хотя Коррегидор действительно выполнял важную экономическую роль, очевидно, что система была созрела для злоупотреблений, и злоупотреблениями были. [ 18 ]

Индийское восстание 1760–61 гг.

[ редактировать ]

К середине 18 века, средней фазе колониального периода, между различными элементами колониального общества в Никойе и прилегающих к ней внутренних районах сложился непростой баланс власти и власти. Индийская община Никойи слабо сохранялась как тень своего прежнего «я», поддерживаемая традицией взаимных связей прав и обязанностей с патриархальной властью Короны. Однако эта традиция опиралась прежде всего на важнейшее звено - Коррехидор, и в конце 1750-х годов эта традиция была перевернута с ног на голову, и Никойя как независимая этническая общность начала распадаться.

В 1756 году дон Сантьяго Алфейран был назначен коррехидором Никойи. Испанец, он никогда не ступал в Никойю до тех пор, пока не прибыл на свой пост в 1758 году. [ 19 ] Традиционные отношения обязательств и обмена были быстро заменены все более обременительными требованиями к производительным возможностям сообщества, за которыми последовало исключительно жестокое физическое насилие, когда эти требования не были выполнены. Например, дань в Никойе традиционно платилась одним продуктом, который нельзя было производить больше нигде в регионе: хлопчатобумажной нитью, окрашенной в фиолетовый цвет выделениями редкого моллюска, встречающегося на Тихоокеанском побережье рода Murex . Этот краситель использовался еще в доколумбовые времена, и жители Никоя очень старались не убить моллюска при извлечении красителя. Чтобы не подвергать животных стрессу, они красили хлопок только раз в три месяца. [ 20 ] Алфейран потребовал трехкратного увеличения производства, изменив традиционные формы производства, которые действовали, по крайней мере, с раннего колониального периода, если не простирались до доколумбового прошлого. [ 21 ] Многочисленные судебные дела, связанные с пребыванием в должности Алфейрана, свидетельствуют, что это был лишь один и, возможно, не самый серьезный пример нового порядка для коренного населения. [ 22 ]

Новейшая история

[ редактировать ]

Никойя была создана 7 декабря 1848 года указом № 167. [ 1 ]

5 сентября 2012 года в Никойе произошло землетрясение магнитудой 7,6 , разрушившее дома в кантоне. [ 23 ] [ 24 ]

География

[ редактировать ]

Никойя имеет площадь 1333,68 км2. [ 25 ] и средняя высота 66 метров. [ 2 ]

образует Река Темписке северо-восточную границу кантона, которая пересекает среднюю часть полуострова Никойя , касаясь залива Никойя на востоке, а затем поворачивает на юг к Тихому океану.

Кантон Никойя разделен на следующие районы :

  1. Никойя
  2. Особняк
  3. Святой Антоний
  4. Кебрада Хонда
  5. Самара
  6. Носара
  7. Вифлеем Носаритский

Демография

[ редактировать ]
Историческое население
Перепись Поп. ±% годовых
1864 2,407 —    
1883 3,824 +2.47%
1892 4,577 +2.02%
1927 11,005 +2.54%
1950 29,918 +4.44%
1963 36,276 +1.49%
1973 37,185 +0.25%
1984 36,626 −0.14%
2000 42,189 +0.89%
2011 50,825 +1.71%
2022 57,624 +1.15%
Источник: Национальный институт статистики и переписи населения. [ 26 ]
Центральноамериканский центр народонаселения [ 27 ]

По переписи 2011 года население Никойи составляло 50 825 жителей. [ 28 ]

Транспорт

[ редактировать ]

Автомобильные перевозки

[ редактировать ]

Кантон покрыт следующими автомобильными маршрутами:

  1. ^ Jump up to: а б Эрнандес, Гермогенес (1985). Коста-Рика: территориальная эволюция и основные переписи населения 1502–1984 гг. (на испанском языке) (1-е изд.). Сан-Хосе: редакция государственного дистанционного университета. стр. 164–173. ISBN  9977-64-243-5 . Проверено 5 октября 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Заявление должностного лица в административных целях, утверждение Административно-территориального деления Республики № 41548-МГП» . Система правовой информации Коста-Рики (на испанском языке). 19 марта 2019 года . Проверено 26 сентября 2020 г.
  3. ^ Административно-территориальное деление Республики Коста-Рика (PDF) (на испанском языке). Цифровая редакция Национальной типографии. 8 марта 2017 г. ISBN  978-9977-58-477-5 .
  4. ^ Перальта 1883: 29–31.
  5. ^ Мелендес 1959:363.
  6. ^ ANCR Exp. 273.
  7. ^ Мелендес 1959.
  8. ^ Мора 1988.
  9. ^ Мелендес 1978.
  10. ^ Лоуренс 23005, 2009 г.
  11. ^ ANCR Exp. 301; Эксп. 792; Эксп. 3710.
  12. ^ В Перальте 1883:30.
  13. ^ Овьедо и Вальдес 1959.
  14. ^ Перальта 1883; Мелендес 1983.
  15. ^ Мелендес 1983.
  16. ^ ANCR Exp. 315.
  17. ^ ANCR Exp. 244.
  18. ^ Баски 2000.
  19. ^ Фернандес Гуардиа 1938.
  20. ^ ANCR Exp. 0384.
  21. ^ ANCR Exp. 498.
  22. ^ ANCR Exp. 491.
  23. ^ «M7,6 — 12 км к востоку-востоку от Хоханчи, Коста-Рика» . Геологическая служба США . 5 сентября 2012 года . Проверено 3 октября 2012 г.
  24. ^ Мата Бланко, Алонсо (6 сентября 2012 г.). «Землетрясение разрушило дома в нескольких кантонах Гуанакасте и Алахуэле » . Нация (на испанском языке). Архивировано из оригинала 25 сентября 2012 года . Проверено 3 октября 2012 г.
  25. ^ «Площадь в квадратных километрах по провинциям, кантонам и административным округам» . Национальный институт статистики и переписи населения (на испанском языке) . Проверено 26 сентября 2020 г.
  26. ^ «Национальный институт статистики и переписи населения» (на испанском языке).
  27. ^ Центральноамериканский демографический центр Университета Коста-Рики. «Система запросов к статистическим базам данных» (на испанском языке).
  28. ^ «Перепись. 2011 г. Общая численность населения по площади и полу по провинциям, кантонам и районам» . Национальный институт статистики и переписи населения (на испанском языке) . Проверено 26 сентября 2020 г.

Дальнейшая ссылка

[ редактировать ]
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ КОСТА-РИКИ (ANCR)
  • Колониальное дополнение 1760 года, файл 315.
  • Колониальный дополнительный документ 1765 года, файл 244.
  • Колониальное дополнение 1770 года, файл 301.
  • Колониальный дополнительный документ 1768 года, файл 273.
  • 1784 г., Гватемала, файл 491.
  • 1785 г., Гватемала, файл 498.
  • 1802 г., Гватемала, файл 792.
  • Колониальный дополнительный документ 1816 года, файл 3710.
  • БАСКЕС, ДЖЕРЕМИ (2000). «Индейцы, торговцы и рынок: новая интерпретация Repartimiento и испано-индийских экономических отношений в колониальной Оахаке, 1750-1821». Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
  • ФЕРНАНДЕС ГАРДИА, РИКАРДО (1938). «Восстание индейцев Никоя в 1760 году». В журнале «Национальный архив», 2:362–366.
  • ЛОУРЕНС, ДЖОН В. (2005). «Археология, история и память: интерпретационные интерфейсы в колониальной историографии Никойи, Гуанакасте, Коста-Рика». В материалах международного коллоквиума «Центральноамериканские колониальные вселенные». Университет Рафаэля Ландивара: город Гватемала, Гватемала.
  • ЛОУРЕНС, ДЖОН В. (2009). «Археология и этноистория на испанской колониальной границе: раскопки в колониальном храме Темпло в Никойе, Гуанакасте, Коста-Рика». В исторической археологии 43 (1): 65-80.
  • МЕЛЕНДЕС ЧАВАРРИА, КАРЛОС (1959). «Типы населения Коста-Рики в середине 16 века». В материалах 33-го Международного конгресса американистов. Том 2., с. 485:494. Сан-Хосе: Леман Пресс.
  • МЕЛЕНДЕС ЧАВАРРИА, КАРЛОС (1978). «Никоя и ее исторические храмы». В Сепаратас № 38. Сан-Хосе: Университет Коста-Рики.
  • МЕЛЕНДЕС ЧАВАРРИА, КАРЛОС (1983). «Первый этап Энкомьенды индейцев в Никойе 1524-1545 гг.». В Коренной Америке, 43(1):187-204.
  • МОРА, ГВАДАЛУПЕ, 1988 г., личное общение.
  • НЬЮСОН, ЛИНДА (1987). Выживание индейцев в колониальной Никарагуа. Норман: Университет Оклахомы Пресс.
  • ОВЬЕДО-И-ВАЛЬДЕС, ГОНСАЛО ФЕРНАНДЕС ДЕ (1959). Общая и естественная история Индии. Мадрид: Издания Атласа.
  • ПЕРАЛЬТА, МАНУЭЛЬ М. ДЕ (1883). Коста-Рика, Никарагуа и Панама в 16 веке. Мадрид: Муррильо.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b95cbbd7089744b5f9e54a46af2dbb2b__1703976120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/2b/b95cbbd7089744b5f9e54a46af2dbb2b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nicoya (canton) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)