Ото-мангские языки
Ото-Мангеан | |
---|---|
Географический распределение | В настоящее время Мексика ; ранее Мезоамерика и Центральная Америка |
Лингвистическая классификация | мира. Одна из основных языковых семей |
Подразделения | |
ИСО 639-5 | омк |
глоттолог | otom1299 |
![]() Распространение ото-мангских языков до контакта в Мексике и Центральной Америке. | |
![]() Ото-мангские языки в Мексике. |
Отомангейские языков или отомангские / ˌ oʊ t oʊ ˈ m æ ŋ ɡ iː ə n / языки представляют собой большую семью, включающую несколько подсемейств коренных народов Америки . Все ото-мангские языки, на которых сейчас говорят, являются коренными жителями Мексики , но на мангуанской ветви семьи, которая сейчас вымерла , говорили даже на юге, вплоть до Никарагуа и Коста-Рики . Ото-мангский язык широко рассматривается как проверенная языковая семья.
Наибольшее количество носителей отомангских языков сегодня проживает в штате Оахака, где на двух крупнейших ветвях, сапотеканском и микстеканском языках, говорят почти 1,5 миллиона человек вместе взятых. В центральной Мексике, особенно в штатах Мексика , Идальго и Керетаро , говорят на языках ото-памеанской ветви: на отоми и близкородственном масауа насчитывается более 500 000 носителей вместе взятых. В языковом мире Мезоамерики отомангская семья выделяется как самая разнообразная и широко распространенная.
Некоторые отомангские языки вымирают или находятся под угрозой исчезновения; например, в Иксатеке и Матлацинке говорят менее 250 человек, большинство из которых — пожилые люди. Другие языки, особенно мангвейской ветви, на которой говорили за пределами Мексики, вымерли ; К ним относятся язык чиапанек , который был объявлен вымершим после 1990 года. Другие, такие как субтиаба , который был наиболее тесно связан с языком мефаа (тлапанек), вымерли дольше и известны только из описаний начала 20 века.
Ото-мангская языковая семья — самая разнообразная и географически распространенная языковая семья, представленная в Мезоамерике. Внутреннее разнообразие сравнимо с индоевропейским , а на прото-отомангейском языке, по оценкам, говорили незадолго до 2000 г. до н.э. [1] Это означает, что, по крайней мере, в течение последних 4000 лет ото-мангские языки сосуществовали с другими языками Мезоамерики и приобрели много общих с ними черт до такой степени, что их рассматривают как часть Sprachbund, называемого Мезоамериканской лингвистической областью. .
Однако отомангский язык также выделяется среди других языковых семей Мезоамерики по нескольким особенностям. Это единственная языковая семья в Северной Америке , Мезоамерике и Центральной Америке, членами которой являются все тональные языки . Он также выделяется тем, что имеет гораздо более аналитическую структуру, чем другие мезоамериканские языки. Другая типичная черта отомангского языка заключается в том, что почти все его члены демонстрируют VSO ( глагол-субъект-объект ) в основном порядке клаузальных составляющих.
Обзор
[ редактировать ]Генеалогическая классификация отомангских языков | |||||
Семья | Группы | Языки | Где говорят и приблизительное количество говорящих | ||
Ото-мангские языки | Западное Ото-Манго | Ото-Паме-Чинантекан | Ото-Памеан | Отоми (Хсяхсу) (несколько разновидностей) | Центральная Мексика (ок. 212 000) |
Мазауа (Хньято) | Мексика (штат) (ок. 350 000) | ||||
Матлацинка | Мексика (штат) . Две разновидности: Окуилтек-Тлауика (ок. 450 г.) и Матлацинка-де-Сан-Франциско (ок. 1300 г.) | ||||
Памет | Сан-Луис-Потоси . Три разновидности: Южный Паме (предположительно, не имеет носителей), Центральный Паме (около 5000), Северный Паме (около 5000). | ||||
Чичимека Джонас | Гуанахуато , Сан-Луис-Потоси (ок. 1500 г.) | ||||
Чинантекан | Чинантек | северная Оахака и южный Веракрус (около 224 000 г.) | |||
Тлапанек-Манг | Тлапанекан | Тлапанек (Ме'фаа) | Воин (ок. 75 000) | ||
Субтиаба (†) | Гондурас | ||||
Мангеан | Кьяпанек (†) | Чьяпас | |||
Манго (†) | Никарагуа | ||||
Чоротега (†) | Коста-Рика | ||||
Восточный Ото-Манге | Пополоканско-сапотеканский | Пополокан | Мазатек | северо-восток Оахаки и Веракрус (около 206 000 г.) | |
Иксатек | северная Оахака (< 100) | ||||
Чочо | северная Оахака (< 1000) | ||||
Пополокан | Южная Пуэбла (ок. 30 000) | ||||
Сапотеканский | Сапотек (около 50 вариантов) | Центральная и восточная Оахака (ок. 785 000) | |||
Чатино | Оахака (ок. 23 000) | ||||
Папабуко | Оахака | ||||
Солтек | Оахака | ||||
Амузго – Микстекан [2] | в Амузго | Амузго (около 4 вариантов) | Оахака и Герреро (ок. 44 000) | ||
Микстекан | Mixtec (около 30 вариантов) | центральная, южная и западная Оахака ; южная Пуэбла и восточная Герреро (около 511 000 г.) | |||
Куикатек | Куикатлан, Оахака (ок. 18 500) | ||||
Трике (также называемый Трики) | западная Оахака (ок. 23 000) |
История классификации
[ редактировать ]Внутренняя классификация и реконструкция
[ редактировать ]Генетическая связь между сапотеканом и микстеканом была впервые предложена Мануэлем Ороско-и-Берра в 1864 году; он также включил в свою группу Куикатека, Чочо и Амузго. В 1865 году Пиментел добавил масатеков, пополоку, чатино и чинантеков – он же поставил отдельную группу паме, отоми и мазауа, начало ото-памеанской подветви. Классификация Дэниела Бринтона 1891 года добавила Матлацинку и Чичимеку Джонаса к ото-памеанской группе Пиментеля (которая тогда не была известна под этим названием), и он реклассифицировал некоторые языки из ранее включенных языков оахаканской группы. [ нужны разъяснения ] В 1920 году Вальтер Леманн включил языки чиапанек-манге и правильно установил основные подгруппы группы Оахаки. А в 1926 году Шмидт придумал название отоми-манге для группы, состоящей из ото-памеанских языков и чиапанек-манге. Ото-памейская группа и главная оахаканская группа не были объединены в одно семейство до классификации Сапира в 1929 году, где она была включена в семейство Хокан .
С 1950-х годов начали проводиться реконструктивные работы над отдельными отомангскими языковыми группами. Прото-ото-панеанский был реконструирован Дорисом Бартоломью , прото-сапотеканский Моррисом Свадешем , прото-чиапанек-манге Фернандесом де Мирандой и Вейтланером . Классификация Кэмпбелла 1997 года была первой, представившей единый взгляд на ото-мангские языки. В 1981 году Уильям Меррифилд опубликовал реконструкцию терминологии родства каждой из ото-мангских ветвей и прото-отоманговских ветвей. Неопубликованные реконструкции прото-ото-мангской грамматики также были сделаны Терренсом Кауфманом . [3]
Несмотря на отсутствие полной опубликованной реконструкции протоотомангского языка, эта языковая семья в настоящее время широко признана специалистами, включая Лайла Кэмпбелла , Терренса Кауфмана и Уильяма Позера . Кэмпбелл и Позер в 2008 году пришли к выводу, что «Тлапанек-Субтиаба не принадлежал к Хокану, как постулировал Сапир (1925a), а был ветвью осомангеев...»». Тем не менее, в нескольких исследованиях сохранилось включение в Хокане, особенно Джозефа Гринберга 1987 года, в широко отвергнутой классификации [4] а также производные от него работы Меррита Рулена . [5] В 1988 году Леонардо Манрике по-прежнему называл Тлапанек-Манг изолированной семьей. [6]
Статус языка амузго либо как части микстеканской группы, либо как образующего собственную ветвь от прото-отомангского узла обсуждался Лонгакром, который выступал за последнее: [7] но в настоящее время наиболее принятая классификация Кэмпбелла (1997) следует за Терренсом Кауфманом , считая Амузго ветвью Микстекана. Свадеш (1960) и Ренш включили язык хуаве в отдельную ветвь отомангского языка, но это включение оказалось несостоятельным, поскольку большинство родственных ему слов были заимствованиями из сапотеков. Хуаве сейчас считается изолированным . [8]
Лонгакр (1968) считал отомангейскую языковую семью одной из наиболее широко изученных языковых семей мира, уровень реконструкции которой по полноте конкурирует с индоевропейской семьей , но Кауфман и Джастесон (2009) отвергают это, сетуя на рудиментарную реконструкцию языковой семьи. Прото-ото-мангейская лексика (реконструировано всего около 350 единиц) и грамматика. Они призывают удвоить усилия по документированию и реконструкции нескольких важных ветвей, которым уделялось мало внимания: главным образом, микстеканской, пополоканской и ото-памейской.
Браун (2015) оценивает доказательства, собранные в поддержку Ото-Мангеана. Он указывает, что лексика, реконструированная для праотомангского языка, не подтверждается регулярными звуковыми соответствиями. Хотя все ученые, в том числе Свадеш, Ренш и Кауфман, реконструировали слова POM, ни один из них не сделал этого с помощью детальных звуковых соответствий, и, следовательно, Браун утверждает, что их реконструкции, а также сам ото-мангский язык поставлены под сомнение. Тем не менее, Браун (2015) предполагает, что отомангский язык как Sprachbund (область распространения языка) является разумной альтернативной гипотезой предложению об отомангском языке как языковой семье. [9]
Ото-Мангеан | |
Включение в гипотезы макросемейства
[ редактировать ]Некоторые ранние классификации, такие как классификация Бринтона, считали, что отомангские языки могут быть связаны с китайским , потому что, как и китайский, эти языки были тональными и в основном односложными. От этой идеи быстро отказались, поскольку было обнаружено, что тональные языки широко распространены, и были достигнуты успехи в историческом изучении китайского языка (включая открытие того, что древнекитайский язык был нетональным). [10] Эдвард Сапир включил субтиабу-тлапанек в свой тип Хокан , но не классифицировал другие отомангейские языки в своей знаменитой классификации 1929 года. В своей классификации 1960 года Джозеф Гринберг считал ото-мангеанский язык настолько отличным от других языков коренных американцев, что это была единственная признанная семья (кроме изолята Пурепеча ), которую он сделал основной ветвью своей семьи индейцев . Однако в своей редакции 1987 года он связал его с ацтекско-таноанской ветвью «Центральной Америки», за исключением тлапанека, который, хотя к тому времени был недвусмысленно связан с ото-мангейским, он продолжал классифицировать как хокан. [11] Никакая гипотеза, включающая Ото-Мангеана в каком-либо подразделении более высокого уровня, не выдержала проверки.
Предыстория
[ редактировать ]Семья Ото-Мангеан существовала на юге Мексики по крайней мере с 2000 года до нашей эры и, вероятно, за несколько тысяч лет до этого. [12] некоторые оценки с использованием противоречивого метода глоттохронологии предполагают приблизительную дату разделения прото-отомангского языка ок. 4400 г. до н.э. [13] Это делает ото-мангскую семью языковой семьей Америки с самой глубокой временной глубиной, а также старейшей языковой семьей со свидетельствами тонального контраста в протоязыке. [14]
ото-мангский урхеймат Считалось, что находился в долине Теуакан в связи с одной из самых ранних неолитических культур Мезоамерики , и хотя сейчас сомневаются, был ли Теуакан первоначальным домом прото-отомангского народа, все согласны с тем, что Культура Теуакана (5000 г. до н.э. – 2300 г. до н.э.), вероятно, носила ото-манге. [13]
Долгая история семьи Ото-Мангеан привела к значительному языковому разнообразию между ветвями семьи. Терренс Кауфман сравнивает разнообразие между основными ветвями отомангского языка с разнообразием между основными ветвями индоевропейского языка . [1] Кауфман также предполагает, что отомангские языки являются важными кандидатами на роль источника многих черт, которые распространились на другие языки мезоамериканской лингвистической области .
Носители языка ото-манге были одними из первых, кто сформировал очень сложные культуры Мезоамерики : считается, что археологический памятник Монте-Альбан с останками, датируемыми 1000 годом до нашей эры, как полагают, постоянно использовался сапотеками . Нерасшифрованное сапотекское письмо — одна из самых ранних форм мезоамериканского письма.
Другие мезоамериканские культурные центры, которые, возможно, были полностью или частично ото-мангскими, включают позднеклассические памятники Шочикалько , которые, возможно, были построены Матлацинкасом , и Чолулу , которые, возможно, были населены мангскими народами. А некоторые предполагают присутствие Ото-Памеев в Теотиуакане . Сапотеки входят в число кандидатов на изобретение первой системы письма в Мезоамерике , а в постклассический период микстеки были плодовитыми ремесленниками и художниками кодексов. В постклассический период ото-мангеанские культуры Центральной Мексики оказались маргинализированы вторгшимися науа , и некоторые из них, например носители чиапанек-манге, ушли на юг, в Герреро, Чьяпас и Центральную Америку, в то время как другие, такие как отоми, увидели себя переселенными из своих древних домов в от долины Мексики до менее плодородных высокогорий на краю долин.
География и демография
[ редактировать ]Западный филиал
[ редактировать ]Ото-Памеан
[ редактировать ]
На языках ото-памеанской ветви говорят в центральной и западной Мексике. В группу входят отомийские языки: отоми , на котором говорят преимущественно в штатах Мехико , Идальго , Пуэбла и Веракрус (около 293 000 говорящих), и масахуа, на котором говорят в западной части штата Мехико (около 350 000 говорящих), а также находящийся под угрозой исчезновения матлацинканский язык . языки , включая матлацинка (около 1000 носителей в городе Сан-Франциско Октотильпа) и тлауика (также называемый окуилтеко) (около 400 носителей в муниципалитете Окуилан ), на которых говорят в штате Мехико; И группа паме, состоящая из двух живых языков паме Сан -Луис-Потоси : северного паме [1], на котором говорят в общинах с севера Рио-Верде на границе с Тамаулипасом (около 5500 говорящих), и центрального паме [2] , на котором говорят . в городе Санта-Мария-Акапулько (около 4000 человек), вымерший язык южного паме и язык чичимека-хонас , на котором говорят в Мисьон-де-Чичимекас недалеко от Сан-Луис-де-ла-Пас в штате Гуанахуато (около 200 человек).
Отоми традиционно описывается как единый язык, хотя не все его диалекты взаимно понятны. Языковая классификация « Этнолога » SIL International считает отоми термином, обозначающим девять отдельных языков отоми, и присваивает ISO каждому из этих девяти разновидностей свой код . В настоящее время на разновидностях отоми говорят ок. 239 000 говорящих, из которых от 5 до 6 процентов говорят только на одном языке . Из-за недавних миграционных тенденций небольшие популяции носителей языка отоми можно найти в новых местах по всей Мексике и в Соединенных Штатах. В некоторых районах языки отоми широко распространены: дети усваивают язык путем естественной передачи (например, в долине Мескиталь в Идальго и в высокогорье). Однако три сорта в настоящее время считаются умирающими : сорта Икстенко ( Тласкала штат ), Сантьяго Тилапа и Аказулько ( штат Мехико ) и Крус дель Пальмар ( штат Гуанахуато ). [15] В некоторых муниципалитетах уровень одноязычия в отоми достигает 22,3% ( Уэуэтла , Идальго) или 13,1% ( Текскатепек , Веракрус). Уровень моноязычия среди женщин обычно значительно выше, чем среди мужчин. [16]
Чинантекан
[ редактировать ]На китайнтекских языках говорят ок. 93 000 человек в Северной Оахаке и Южном Веракрусе в округах Куикатлан, Икстлан-де-Хуарес , Тукстепек и Чоапан. « Этнолог » признает 14 отдельных разновидностей с отдельными кодами ISO.
Тлапанек-Манг
[ редактировать ]На языке тлапанек говорят ок. 75 000 человек в Герреро . Существует четыре основных разновидности, названных в честь общин, в которых на них говорят: Акатепек, Асою, Малиналтепек и Тлакоапа. Недавняя трудовая миграция привела в штат Морелос общины, говорящие на тлапанском языке . Он был тесно связан с языком субтиаба , на котором говорили в Никарагуа, но который сейчас вымер.
Все мангейские языки вымерли. К ним относятся языки манге и чоротега , на которых говорили в Никарагуа и Коста-Рике в начале 20-го века, а также язык чиапанек , на котором в 1990-х годах говорила в штате Чьяпас , Мексика горстка носителей , но сейчас он вымер.
Восточный филиал
[ редактировать ]Пополокан
[ редактировать ]Языковая группа пополокан включает семь различных разновидностей пополока , на которых говорят в южном Пуэбла штате недалеко от Теуакана и Тепекси-де-Родригес (около 30 000 говорящих), а также близкородственный язык чочо (около 700 говорящих), на котором говорят в северном штате Оахака, и 8 различных масатеканских языков, на которых говорят в северной Оахаке (около 120 000 носителей), и почти исчезнувший иксатекский язык, на котором говорят в Санта-Мария-Ишкатлане (<8 носителей). Пополоканские языки не следует путать с языками, называемыми пополука , на которых говорят в штате Веракрус и которые принадлежат к несвязанной мише-зокеан языковой семье . Языки Масатека известны своим обильным использованием свистящей речи .
Сапотеканский
[ редактировать ]
Сапотеканская . подгруппа образована сапотекскими языками (около 785 000 носителей всех разновидностей) и родственными языками чатино (около 23 000 носителей) На всех них традиционно говорят в центральной и южной части Оахаки, но они распространились по всей Мексике и даже в Соединенные Штаты в результате недавней трудовой миграции.
Сапотекские языки и диалекты делятся на четыре широких географических подразделения: Сапотеко-де-ла-Сьерра-Норте (Северный Сапотек), Долина Сапотеков, Сапотеко-де-ла-Сьерра-Сур (Южный Сапотек) и Сапотекский перешеек . На северных сапотекских языках говорят в горном районе Оахаки , в горных хребтах Северной Сьерра-Мадре; На южных сапотекских языках говорят в горном районе Оахаки , в горных хребтах Южной Сьерра-Мадре; На языках долины сапотеков говорят в долине Оахака, а на языках сапотеков перешейка говорят на перешейке Теуантепек . « Этнолог» признает 57 разновидностей сапотеков и 6 разновидностей чатино по отдельным кодам ISO.
Микстекан-Амузгоанский
[ редактировать ]
Ветвь микстека включает множество различных, взаимно непонятных разновидностей микстека, на которых говорят около 511 000 человек, а также языки трике (или трики), на которых говорят около 24 500 человек, и куикатек , на котором говорят около 15 000 человек. [17] На микстекских языках традиционно говорят в регионе, известном как Ла Микстека , который находится на штатов Оахака территории , Пуэбла и Герреро . Из-за миграции из этого региона микстекские языки распространились на основные городские районы Мексики, особенно на штат Мехико и Федеральный округ , на некоторые сельскохозяйственные районы, такие как долина Сан-Квинтин в Нижней Калифорнии и части Морелоса и Соноры , и даже на Соединенные Штаты . Язык микстеков представляет собой сложный набор региональных разновидностей, многие из которых не являются взаимопонятными. Разновидности Mixtec иногда группируются по географическому региону, используя такие обозначения, как Mixteca Alta , Mixteca Baja и Mixteca de la Costa . Однако диалекты на самом деле не соответствуют географическим областям, и точные исторические связи между различными разновидностями не установлены. [18] Количество разновидностей Mixtec, конечно, частично зависит от критериев их группировки; с одной стороны, правительственные учреждения когда-то не признавали никакого диалектного разнообразия. Исследования взаимной разборчивости и местные программы грамотности позволили SIL International выявить более 50 разновидностей , которым были присвоены отдельные коды ISO. [19]
На четырех разновидностях амузго говорят в регионе Коста-Чика в штатах Герреро и Оахака около 44 000 человек. [20] Четыре разновидности, признанные правительством Мексики: Северный Амузго (amuzgo del norte, широко известный как Герреро или (по названию его главного города) Сочистлауака Амузго), Южный Амузго (amuzgo del sur, ранее классифицировавшийся как субдиалект Северного Амузго); Верхневосточный Амузго (amuzgo alto del este, широко известный как Оахака Амузго или Сан-Педро Амузгос Амузго); Нижневосточный Амузго (amuzgo bajo del este, широко известный как Ipalapa Amuzgo). Эти разновидности очень похожи, но существует значительная разница между западными разновидностями (Северная и Южная) и восточными разновидностями (Верхневосточная и Нижневосточная), как показало записанное текстовое тестирование, проведенное в 1970-х годах. [21]
Фонология
[ редактировать ]Общие фонологические черты
[ редактировать ]Во всех отомангских языках есть тон : в некоторых есть только два уровня тонов , в то время как в других - до пяти уровней. Кроме того, во многих языках имеется ряд контурных тонов . Многие отомангские языки имеют фонематическую назализацию гласных. Во многих отомангских языках отсутствуют губные согласные , особенно стопы, а те, у которых есть губные стопы, обычно имеют их как рефлекс прото-отомангских согласных */kʷ/ . [22]
Тональные системы
[ редактировать ]Отомангские языки имеют широкий спектр тональных систем: в некоторых из них до 10 тональных контрастов, а в других - только с двумя. В некоторых языках есть регистровая система, различающая тоны только по относительной высоте. Другие имеют контурную систему, которая также различает тона с помощью скользящей высоты. Однако большинство из них представляют собой комбинации регистровой и контурной систем. Тон как отличительный признак укоренился в структуре отомангских языков и никоим образом не является периферийным явлением, как это происходит в некоторых языках, которые, как известно, приобрели тон недавно или находятся в процессе его утраты. В большинстве отомангских языков тон служит как для различения значений корней, так и для обозначения различных грамматических категорий. В языке Чикиуитлан Мазатек , имеющем четыре тона, встречаются следующие минимальные пары: ча 1 / tʃa˥/ "Я говорю", ча 2 / tʃa˦ / "трудный", ча 3 /tʃa˧/ "его рука" ча 4 / tʃa˩ / «он говорит». [23]
Языком с наибольшим количеством тонов является Usila Chinantec , который имеет пять тонов уровня и не имеет контурных тонов; В Чикауаштла Трике действует аналогичная система. [23]

В Copala Triqui , имеющей смешанную систему, в контурных тонах выделяются только три уровня тона, но пять тональных регистров.

Многие другие системы имеют только три уровня тона, например Tlapanec и Texmelucan Zapotec .


Особенно распространены в ото-памеанской ветви небольшие тональные системы, имеющие всего два уровня тона и один контур, такие как паме и отоми . Некоторые другие, такие как Матлацинка и Чичимека Йоназ, имеют только ровные тона и не имеют контура.

В некоторых языках ударение влияет на тон. Например, в паме тональный контраст имеют только ударные слоги. В мазауа происходит обратное: все слоги, кроме последнего ударного, различают тон. В языке тлапанека ударение определяется тональным контуром слов. В большинстве языков есть системы тонов сандхи , где на тона слова или слога влияют другие тона других слогов или слов. В Chinantec нет правил Sandhi, но у Mixtec и Zapotec есть тщательно продуманные системы. Что касается масатека, то в некоторых диалектах есть развитая система сандхи (например, соялтепек), а в других нет (например, уаутла масатек). В некоторых языках (особенно микстеканском) также есть террасирование тонов , при котором некоторые тона « повышаются » или « понижаются », вызывая повышение или понижение уровня высоты звука для всего тонального регистра в последующих слогах.
Свистящая речь
[ редактировать ]В некоторых отомангских языках есть системы свистящей речи , при которой с помощью свиста тональных комбинаций слов и фраз информация может передаваться на расстояния без использования слов. Свистящая речь особенно распространена в чинантекском, масатекском и сапотеканском языках.
Праязык
[ редактировать ]Прото-ото-мангский | |
---|---|
Реконструкция | Ото-мангские языки |
Слоговая структура
[ редактировать ]Прото-ото-мангский язык допускал только открытые слоги структуры CV (или CVʔ ). только свистящие CV, CyV, CwV, носовые CV, ChV или CʔV Группы начальных согласных в слогах очень ограничены, обычно допускаются . Многие современные отомангейские языки сохраняют эти ограничения в структуре слогов, но другие, особенно ото-памеанские языки, теперь допускают как конечные группы, так и начальные группы из длинных слогов. Этот пример с тремя начальными и тремя конечными согласными взят из Северного Паме : /nlʔo. 2 spt/ "их дома". [24]
Фонемы
[ редактировать ]Следующие фонемы реконструированы для прото-отомангского языка. [25]
Лабиовелярный | Альвеолярный | Палатальный | Велар | Глоттальный | |
---|---|---|---|---|---|
Остановки | * к` | * т | * к | * ʔ | |
фрикативные звуки | * с | ||||
Носовые | * н | ||||
Скользит | * В | * Дж |
Передний | Центральный | Назад |
---|---|---|
* я | * в | |
* и | ||
* а |
Ренш также реконструирует четыре тона прото-отомангского языка. [26] Более поздняя исправленная реконструкция Терренса Кауфмана. [27] добавляет протофонемы */ ts /, */ θ /, */ x /, */ xʷ /, */ l /, */ r /, */ m / и */ o /, а также сочетания гласных* / ia /, */ ai /, */ ea / и */ au /.
Ото-мангские языки довольно сильно изменились по сравнению с очень спартанским набором фонем прото-ото-мангского языка. Многие языки имеют богатый набор как гласных, так и согласных. Многие из них имеют полную серию фрикативов, а некоторые ветви (особенно сапотеканская и чинантеканская) различают звонкость как на стопах, так и на фрикативах. Звонкий ряд ото-памейских языков имеет как фрикативные, так и стоповые аллофоны. Отомиан также имеет полную серию гласных переднего, центрального и заднего ряда. Некоторые анализы Микстекана включают серию озвученных преназальных остановок и аффрикатов; их также можно анализировать как последовательности согласных, но это будут единственные группы согласных, известные в языках.
Вот некоторые из самых простых звуковых изменений, которые позволили разделить семью Ото-Мангеев на подветви:
- */t/ до /tʃ/ в Чатино
- */kʷ/ на /p/ в Мангеане , Ото-Паме и Сапотекском перешейке
- */s/ до /θ/ в Mixtecan
- */s/ в /t/ в Чатино
- */w/ до /o/ перед гласными в Ото-Паме
- */j/ до /i/ перед гласными в Ото-Паме и Амузго
Лексикон
[ редактировать ]Следующие лексические реконструкции прото-ото-мангского языка взяты из Кауфмана (1983). [28] Реконструкции являются предварительными и поэтому отмечены двумя звездочками (**).
блеск Прото-ото-мангский сидеть **хку рассветать **(п)х(п) огонь; высокая температура **кси три **видимый) выбирать **xʷə дуть; свистеть **xʷi спелый **хве умереть **(ч)вə сплющенный; раздавленный **(ʔ)ма(ч) корень **мА облако; роса; дождь **ребенок плести **(н)ва ударить **(н)тьфу лаять **ка олень **ка кролик **кВва какао-бобы; съедобный стручок **кВва излечивать; лекарство; трава **есть дорога **lyɔ цветок **лих соль **ре (н) сахарный тростник **ро восемь **(h) Дайте два **(n)yU рука **(n)ya зубы **ʔ(Y)nu и **ʔ(Y)ne плохой **cɔ точильный камень **Там Индийский **в вверх **равный слово **ʔна индейка, курица **ʔО открытие **ʔА похоронить **ʔА трясти **(н)пи маленький **Там медленно **(ч,н)ви два **ви жесткий; камень; металл **кɨ испражняться **тɨ бабочка ** да короткий **ʔте локоть **мне ранний вечер; темный **что глаз **(н)к я ** уже опунция **нета работать **ʔта лист **к этот **собирать собака **lyɔ сеть **жить ноготь ** кукурузное поле **нет кувшин с водой **являются закрыть **является молоко **ко просто, только **к Индийский **Хви(н) умереть **tɨ(н) семя **цепь кукурузное тесто **l/c-ɔxen кукурузный початок **ре (н) глубокий ** хан початок кукурузы **то есть кровь **что град **может девять **Если(н) ночь, сумерки; мечтать, спать ** маленький пчела **только шип **только черный ** снова печь ** снова мать **что(н) желтый **нет петь; молиться; музыка **видеть делать **что танцевать **та кактус ** рынок **ʔwæ купаться **видеть кукуруза **см.(н)ʔ кожа, кора **счастливый животное **смотреть ступня **c/la(h)ку острый до **cɪʔ ухо **l/y-или(n) кровь; мясо **ryi(+)ne истл **он кишки; сердце **(н)seʔə(н) белый ** легкий рот **c/l-oʔwɔ гора; утес **xeyA койот **(н)аю давить **lɔken хлопок **сы лиɔ хлопчатобумажная ткань **lyɔ тайЭ широкий; далеко; длинный **если (н)тУ младенец; маленький **мы нет нос **сы (н)йен дом; изгородь; церковь **(n) ты ʔва
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кауфман и Джастесон 2009: 227
- ^ Доказательства этой группировки никогда не публиковались.
- ^ Кауфман и Джастесон 2009. (
Кауфман, Терренс, 1983 Новые перспективы сравнительной осоманговской фонологии. Выдержки, представленные на 82-м ежегодном собрании Американской антропологической ассоциации, Чикаго, 1983 г. Полная рукопись хранится на факультете антропологии Питтсбургского университета.
1988 Отомангские маркеры времени/вида/настроения, голоса и номинализации. Рукопись хранится на факультете антропологии Питтсбургского университета.) - ^ Гринберг 1987
- ^ Гринберг и Рулен, 2008 г.
- ^ Марлетт, Стивен. 2013. «Библиография Ме'фаа», SIL. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Лонгакр 1966
- ^ Кэмпбелл 1997: 161
- ^ Кэмпбелл, Эрик В. (2017). «Отоманговская историческая лингвистика: прошлое, настоящее и перспективы на будущее » . Язык и лингвистический компас . 11 (4): e12240. дои : 10.1111/lnc3.12240 .
- ^ Кэмпбелл 1997: 157
- ^ Кэмпбелл 1997: 211
- ^ Кауфман и Джастесон, 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл (1997, стр. 159)
- ^ Сиколи 2005 , с. 797.
- ^ Ластра, Единство и разнообразие языка , стр. 19–25.
- ^ INEGI, Социально-демографический профиль , с. 70.
- ^ Перепись 2000 года; цифры основаны на общей численности населения каждой группы и процентном соотношении говорящих, указанном на веб-сайте Национальной комиссии по развитию коренных народов, http://www.cdi.gob.mx/index.php? id_seccion=660 , по состоянию на 28 июля 2008 г.).
- ↑ См. одну важную попытку в Josserand (1983). Адаптации карт диалектов Жоссерана опубликованы в Macaulay 1996.
- ^ «Указатель языка названий этнологов» , веб-сайт Ethnologue , по состоянию на 28 июля 2008 г.
- ^ Перепись 2005 г.; «Эстадистика по теме» . www.inegi.org.mx (на мексиканском испанском языке). Архивировано из оригинала 9 августа 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Эгланд, Варфоломей и Круз Рамос, 1983:8.
- ^ Сиколи 2005 , с. 798.
- ^ Jump up to: а б Суарес (1983, стр. 51)
- ^ Суарес (1983, стр. 41)
- ^ Реконструкция соответствует реконструкции, данной Реншем (1977).
- ^ Ренш (1977, стр. 68)
- ^ Цитируется по Кэмпбеллу (1997, стр. 157).
- ^ Кауфман, Терренс. 1983. Новые взгляды на сравнительную отомангскую фонологию . Черновой вариант рукописи.
Ссылки
[ редактировать ]- Варфоломей, Дорис (октябрь 1960 г.). «Некоторые изменения согласных прото-отоми». Международный журнал американской лингвистики . 26 (4): 317–329. дои : 10.1086/464591 . JSTOR 1263552 . S2CID 144874022 .
- Бринтон, Дэниел Г. (1886). «Заметки о манге; вымерший диалект, на котором раньше говорили в Никарагуа». Труды Американского философского общества . 23 (122): 238–257.
- Браун, Сесил Х. (2015). «Палеобиолингвистика культур Нового Света и отомангской языковой семьи» . Письма по этнобиологии . 6 (1): 189–191. дои : 10.14237/эбл.6.1.2015.436 .
- Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки (Оксфордские исследования по антропологической лингвистике, 4) . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-509427-5 .
- Фернандес де Миранда, Мария Тереза; Роберто Дж. Вейтланер (1961). «О некоторых отношениях в семье манге». Антропологическая лингвистика . 3 (7): 1–99.
- Жоссеран, Дж. Кэтрин; Зима, Маркус; Хопкинс, Николас (1984). Очерки истории осомангской культуры . Нэшвилл, Теннесси: Публикации Университета Вандербильта по антропологии.
- Кауфман, Терренс ; Джастесон, Джон (2009). «Историческая лингвистика и доколумбовая Мезоамерика». Древняя Мезоамерика . 20 (2): 221–231. дои : 10.1017/S0956536109990113 . S2CID 163094506 .
- Кауфман, Терренс (2015). Ранние отомангейские родины и культуры: некоторые преждевременные гипотезы (PDF) . Проект документации языков Мезоамерики (PDLMA).
- Лонгакр, Роберт Э. (1968). «Системное сравнение и реконструкция». У Нормана А. Маккуона; Р. Вошоп (ред.). Справочник индейцев Средней Америки . Том. 5: Лингвистика. Остин: Издательство Техасского университета . стр. 117–159. ISBN 978-0-292-73665-8 . ОСЛК 277126 .
- Лонгакр, Роберт Э. (1966). «О языковом родстве Амузго». Международный журнал американской лингвистики . 32 (1): 46–49. дои : 10.1086/464878 . S2CID 143879066 .
- Меррифилд, Уильям Р. (1981). Протоотомангское родство . Публикация Международного музея культур, 11. Даллас: Летний институт лингвистики .
- Ньюман, Стэнли; Вейтланер, Роберто (1950a). «Центральный Осом I: Протоотомские реконструкции». Международный журнал американской лингвистики . 16 (1): 1–19. дои : 10.1086/464056 . JSTOR 1262748 . S2CID 144486505 .
- Ньюман, Стэнли; Вейтланер, Роберто (1950b). «Центральный отом II: примитивные реконструкции центрального отома». Международный журнал американской лингвистики . 16 (2): 73–81. дои : 10.1086/464067 . JSTOR 1262851 . S2CID 143618683 .
- Ренш, Кальвин (1977). «Классификация отомангских языков и позиция тлапанеков» (PDF) . У Дэвида Олтрогге; Кэлвин Ренш (ред.). Два исследования по сравнительной лингвистике Средней Америки . Публикации по лингвистике, Публикация № 55. Летний институт лингвистики . стр. 53–108.
- Сапир, Эдвард (1925). «Родственность Хокана Субтиабы в Никарагуа» . Американский антрополог . Новая серия. 27 (3, 4): 402–435, 491–527. дои : 10.1525/aa.1925.27.3.02a00040 .
- Сиколи, Марк А. (2005). «Отомангейские языки». У Филиппа Стразного (ред.). Энциклопедия лингвистики . Нью-Йорк: Фицрой Дирборн. стр. 797–800 .
- Сустель, Жак (1993) [1937]. Семья Отоми-Паме из центральной Мексики . Секция исторических произведений (на испанском языке). Перевод Нильды Меркадо Байгорриа (Перевод: «La famille Otomí-Pame du Mexique Central», под ред. докторской диссертации). Мехико: Центр исследований Мексики и Центральной Америки, Фонд экономической культуры. ISBN 978-968-16-4116-0 .
- Суарес, Хорхе А. (1977). Тлапанек как язык Отоманге (на испанском языке). Мексика, DF: Национальный автономный университет Мексики .
- Суарес, Хорхе А. (1983). Языки мезоамериканских индейцев . Кембриджские языковые опросы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-22834-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сравнительные словари Сводеша для отомангских языков (из Викисловаря)
- Файст, Тимоти и Энрике Л. Паланкар. (2015). База данных отомангских флективных падежей. https://oto-manguean.surrey.ac.uk/ Университет Суррея. doi:10.15126/SMG.28/1
- SIL на ото-мангеанском запасе
- «Почему вам следует изучать находящийся под угрозой исчезновения отомангский язык» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 декабря 2006 года . Проверено 30 декабря 2006 г. (82,9 КиБ ) , автор Розмари Бим де Аскона
- Файст, Тимоти, Мэтью Баерман, Гревилл Г. Корбетт и Эрих Раунд. 2019. Визуализации лексического разделения Суррея (Chichimec). Университет Суррея. Визуализация парадигмы глагола чичимек. https://lexicalsplits.surrey.ac.uk/chichimec.html