Николя Боден
Николя Боден | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Сен-Мартен-де-Ре , Иль-де-Ре , Франция | 17 февраля 1754 г.
Умер | 16 сентября 1803 г. | (49 лет)
Занятия |
Николя Томас Боден (англ. Французский: [nikɔla bodɛ̃] ; 17 февраля 1754 — 16 сентября 1803) — французский исследователь, картограф, натуралист и гидрограф, наиболее известный своими исследованиями в Австралии и южной части Тихого океана. Он привез несколько клубнелуковиц банана Грос Мишель из Юго-Восточной Азии и положил их в ботанический сад на карибском острове Мартиника.
Биография
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Родился простолюдином в Сен-Мартен-де-Ре на острове Ре 17 февраля 1754 года. [1] Николя Боден поступил на торговый флот учеником ( пилотином ) в возрасте 15 лет; тогда он был «среднего роста, с каштановыми волосами». Затем он присоединился к Французской Ост-Индской компании в возрасте 20 лет на Фламанде . Он вернулся из Индии на корабле «Этуаль» и прибыл в Лорьян .
В начале 1778 года он должен был отплыть из Нанта на корабле «Лион» в звании подпоручика. Это был корабль, оборудованный его дядей Жаном Пельтье Дюдойе по просьбе американцев, который впоследствии стал капером и был переименован в «Дин» . Сначала министр военно-морского флота был против, но в конце концов передумал и разрешил отъезд, поскольку 6 февраля Франция подписала договор с Соединенными Штатами. Поскольку атмосфера между французскими и американскими экипажами на «Лайоне» стала невыносимой, Ламотт-Пике назначил Бодена на корабль «Дюк де Шуазель» , оборудованный Жаном Пельтье Дюдуайе. Официально он направлялся в Сен-Доминго , но на самом деле пунктом назначения была Новая Шотландия. Однако судно потерпело кораблекрушение в Ливерпуле, Новая Шотландия .
Боден был ранен, взят в плен британцами 24 апреля 1778 года и интернирован в Галифаксе, Канада. Через месяц он сбежал с 10 другими заключенными и скрылся среди дружественных общин Акадии . Назначенный капитаном транспортного судна «Амфитрита» , он был потоплен англичанами в 60 лигах от моря, спасен на весельной лодке и направился к Кейп-Код , а затем к Бостону. В качестве капитана 400-тонного «Реванша» , оснащенного Жанжем и сыновьями Бордо, с 30 людьми и 12 пушками, он был отбит англичанами у Кап-Франсэ , направляясь в Бостон. Его доставили в плен на Ямайку, а затем обменяли по просьбе графа д'Аргу, губернатора Сен-Доминго. Он вернулся во Францию на борту фрегата «Минерв» под командованием капитана де Гримуара, который позже был гильотинирован в Рошфоре по Конвенции.
Вернувшись во Францию, 2 марта 1780 года он был назначен капитаном адмиралтейства Ла-Рошели и должен был плавать на торговых судах. В возрасте 27 лет он был назначен капитаном «Аполлона» , гражданского фрегата водоизмещением 1100 тонн и 42 пушками, оснащенного Жаном Пельтье Дюдойе. Он должен был войти в состав конвоя, который взял Люксембургский легион для усиления обороны голландской Капской колонии на мысе Доброй Надежды . Однако во время остановки в Бресте граф д'Эктор решил, что назначит человека более опытного, Феликса де Сен-Илера. Вернувшись в Нант, дядя Бодена, к неудовольствию Бомарше, владельца судна, поручил ему командовать «Эмабль Эжени» 600-тонным кораблем отправиться в Сен-Доминго, а затем в США. Он вернулся в Бордо и покинул Жиронду 9 декабря 1782 года в составе конвоя из пяти торговых судов. Три дня спустя, в бою 12 декабря 1782 года , конвой был атакован английским кораблем HMS Mediator (1782) . После тяжелого боя Боден бежал, но два других корабля, принадлежавших Бомарше, были захвачены.
Достигнув Сен-Доминго, корабль затонул 23 марта 1783 года в Пуэрто-Плате, но груз был спасен. Он провел переговоры и 23 апреля снова отправился в Нант на корабле Prince Royal , который он купил на месте. 30 августа он перепродал лодку, которая тем временем стала Union des 6 Frères , Роберту Пито, судостроителю с острова Франс , который только что был освобожден из английской тюрьмы и зарекомендовал себя как торговец в Бордо. Страховая компания возместила расходы Бомарше через его судостроителя Пельтье Дюдойе.
16 апреля 1784 года Боден снова отправился в Сен-Доминго на графе д'Анжевилье водоизмещением 1000 тонн и восемью пушками, построенным Жаном Пельтье. Его по-прежнему сопровождал его брат Александр Боден в качестве первого помощника капитана. Им было сейчас 29 и 27 лет. У Бодена было 25% акций путешествия, и они вернулись в Нант 8 декабря 1784 года.
21 апреля 1785 года он написал Бенджамину Франклину с просьбой дать ему рекомендацию принять его в члены Общества Цинциннати . Свое письмо он подписал: «Командир частного фрегата граф д'Анжевилье , Maison Peltier du Doyer quai de l'Hôpital».
22 июля 1785 года братья Боден купили «Каролин» , корабль водоизмещением 200 тонн, построенный братьями Тебодьер. Он должен был отвезти последних академиков в Луизиану. Он отставал на несколько месяцев от своего брата Александра, который был капитаном «Сен-Реми» , построенного Жаном Пельтье Дюдуайе. В Новом Орлеане [2] местные торговцы заключили с ним контракт на доставку груза древесины, соленого мяса, трески и муки на остров Франс (ныне Маврикий ), что он и сделал в Жозефине (также называемой Пепитой ), отправившись из Нового Орлеана 14 июля 1786 года и прибыв на остров де Франс. 27 марта 1787 г.
Во время путешествия Жозефина зашла в Кап-Франсэ на Гаити, чтобы заключить контракт на перевозку туда рабов с Мадагаскара; находясь на Гаити, он также встретил австрийского ботаника Франца Йозефа Мертера, который, по-видимому, сообщил ему, что другой австрийский ботаник, Франц Боос , находится на мысе Доброй Надежды в ожидании корабля, который доставит его на Маврикий. Жозефина зашла на мыс и взяла Буса на борт. [3] На Маврикии Боос поручил Бодену перевезти его и коллекцию образцов растений, которые он собрал там и на мысе , обратно в Европу, что Боден и сделал, а Жозефина прибыла в Триест 18 июня 1788 года. [4] Имперское . правительство в Вене рассматривало возможность организации еще одной естественноисторической экспедиции, в которую будет назначен Боос, в ходе которой два корабля будут отправлены к Малабарскому и Коромандельскому побережьям Индии, Персидскому заливу, Бенгалии, Цейлону, Суматре, Яве, Борнео , Кочин Китай, Тункинг, Япония и Китай. Боден получил основание надеяться, что ему будет поручено командование кораблями этой экспедиции. [5]
Австрийские экспедиции
[ редактировать ]Позже, в 1788 году, Боден отправился в коммерческое путешествие из Триеста в Кантон в Жардиньере . Он, очевидно, прибыл в Кантон из Маврикия под флагом США, вероятно, чтобы избежать возможности захвата его корабля китайцами для выплаты долгов, причитающихся им Императорской азиатской компанией Триеста. [6] Оттуда он отправил Жардиньер под командованием ее второго капитана на предприятие по торговле мехом на северо-западное побережье Америки, но корабль затонул у острова Асунсьон на Северных Марианских островах . в конце 1789 года [7]
Боден направился на Маврикий, где он приобрел запасной корабль Jardinière II , но это судно потерпело крушение во время циклона , обрушившегося на Порт-Луи 15 декабря 1789 года. Боден сел на корабль Испанской королевской филиппинской компании Placeres , который отплыл из порта. Луи в Кадис в августе 1790 года. Placeres зашел на мыс Доброй Надежды, где принял на борт большое количество образцов растений и животных, собранных в Южной Африке для императорского дворца в Шёнбрунне Георгом Шоллем , помощником Франца Бооса . Из-за плохого состояния корабля Пласересу пришлось зайти на остров Тринидад в Вест-Индии, где хранилась коллекция образцов Шолля. [8]
Боден проследовал на Мартинику , откуда он обратился с предложением к императорскому правительству в Вене провести к кантонским комиссарам, которые будут уполномочены вести переговоры с тамошними китайскими купцами об урегулировании долгов, понесенных Императорской Азиатской компанией, что позволило бы компании возобновить торговлю с Китаем. На обратном пути из Кантона предполагаемая экспедиция зайдет на мыс Доброй Надежды, чтобы забрать Шоля и остальную часть его коллекции естественной истории для перевозки в Шенбрунн.
Вернувшись в Вену в сентябре 1791 года, Боден продолжал настаивать на экспедиции под императорским флагом в Индийский океан и Китай, и в январе 1792 года ему было предоставлено с этой целью звание капитана Императорского флота. Был приобретен корабль под названием «Жардиньер » и в экспедицию были назначены ботаники Франц Бредемейер и Йозеф ван дер Шот. После задержек, вызванных началом войны между Францией и Австрией (апрель 1792 г.), Жардиньер покинул испанский порт Малага 1 октября 1792 г. [9] От мыса Доброй Надежды Жардиньер поплыл через Индийский океан к побережью Новой Голландии (Австралия), но два последовательных циклона помешали экспедиции провести там какие-либо работы и вынудили Бодена отвести судно в Бомбей для ремонта.
Из Бомбея экспедиция проследовала к Персидскому заливу, Красному морю и восточному побережью Африки, где собрала ботанические и зоологические коллекции. Экспедиция внезапно оборвалась в июне 1794 года, когда Жардиньер сел на мель во время шторма при попытке войти в Столовую бухту на мысе Доброй Надежды. Боден пережил крушение и добрался до США, откуда отправился во Францию. [10] Поскольку в июне 1795 года мыс был оккупирован англичанами, Боден вернулся в Новую Англию. 23 ноября 1795 года он отплыл из Нью-Йорка в качестве пассажира на борту американского корабля «Оушен » под командованием капитана Редембурга, а также в сопровождении генерала де Рошамбо , губернатора Сент-Люсии, французского консула в Бостоне и колониального представителя. торговец из Сен-Доминго Жан Батист Ривьер де ла Сушер (известный как Сушер-Ривьер). Они прибыли в Гавр 21 декабря 1795 года. Боден считал, что его ждут, и предложил свои услуги и свои таланты. Он написал министру, чтобы сообщить о своем скором прибытии в Париж. Он был бы несколько разочарован, если бы увидел небольшую заметку вверху письма: «Не мог бы Бонневиль сказать мне, знает ли он капитана Бодена и за какую миссию он отвечал?» Ему удалось отправить груз Жардиньера с образцами естествознания на остров Тринидад .
Прекрасная ангельская экспедиция
[ редактировать ]В Париже Боден посетил Антуана де Жюссье в Национальном музее естественной истории в Париже в марте 1796 года, чтобы предложить ботаническое путешествие по Карибскому морю, во время которого он вернет коллекцию образцов, которые он оставил на Тринидаде. Музей и французское правительство приняли это предложение, и Боден был назначен командиром экспедиции в Бель-Анжелике с четырьмя назначенными ботаниками: Рене Може , Андре Пьером Ледрю, Ансельмом Ридле и Станисласом Левилленом. 30 сентября 1796 года «Бель Анжелика» направилась из Гавра на Канарские острова, где корабль был признан непригодным для плавания. Экспедиция отплыла с Канарских островов на запасном судне « Фанни» и достигла Тринидада в апреле 1797 года. Британцы, которые только что захватили остров у испанцев в феврале 1797 года, отказались позволить Бодену вернуть коллекцию естественноисторических образцов. Боден отвез Фанни на острова Сент-Томас и Санта-Крус , а затем в Пуэрто-Рико , образцы были собраны на всех трех островах. На острове Санта-Крус, На смену Фанни пришло недавно купленное судно, переименованное в Belle Angelique . [11] Экспедиция вернулась во Францию в июне 1798 года с большой коллекцией растений, птиц и насекомых , которая была включена в триумфальное шествие Бонапарта 27 июля в честь его недавних итальянских побед. [12] По рекомендации военно-морского министра Директории Боден был восстановлен в составе военно-морского флота в звании начальника штаба адмирала Брюи , который по его просьбе предоставил Мари-Этьену Пельтье командование корсаром « Виржини» . Боден присоединился к Брюиксу на Океане , где Брюи командовал эскадрой, снабжавшей Геную.
Экспедиция Новой Голландии
[ редактировать ]
24 июля 1798 года по предложению Морского министерства Боден представил Собранию профессоров и администраторов Национального музея естественной истории план гидрографо-исследовательской экспедиции в южные моря , который включал бы поиски фауны. и флору, которую можно было бы вернуть для выращивания во Франции. Целью экспедиции также будет продвижение экономических и коммерческих интересов Франции в регионах, которые предстоит посетить. Для экспедиции потребуются два хорошо оснащенных корабля, на которых будет находиться команда астрономов, натуралистов и чертежников, над которыми Боден как командир будет иметь абсолютную власть. Первая часть путешествия будет посвящена тщательному исследованию побережья Чили и сбору образцов животных, птиц и растений, пригодных для акклиматизации во Франции, после чего последует обследование побережий от Перу до Мексики. Затем экспедиция продолжит путь в Тихий океан, включая посещение Таити и островов Общества, и завершится обследованием еще неизведанного юго-западного побережья острова. Новая Голландия (Австралия). [13] Рассмотрев это обширное предложение, французское правительство решило приступить к экспедиции, ограничивающейся исследованием западной и южной Новой Голландии.
В октябре 1800 года Бонапарт поручил Бодену возглавить так называемую экспедицию Бодена по составлению карты побережья Новой Голландии. У него было два корабля, «Географ» и «Натуралист» под командованием Гамлена , а также свита из девяти зоологов и ботаников, включая Жана Батиста Лешено де ла Тура . Боден покинул Гавр 19 октября 1800 года, остановился в Санта-Крус-де-Тенерифе , затем направился прямо к Иль-де-Франс, прибыв туда 15 марта 1801 года, 145 дней спустя. Чрезмерно долгое путешествие с ранним нормированием продуктов питания привело к разочарованию моряков и ученых, но колония была рада пополнить экипажи на случай конфликта и использовать новые навыки, которые они принесли с собой. Экспедиция достигла Австралии в мае 1801 года, исследовала и нанесла на карту западное побережье, а также часть малоизвестного южного побережья континента. Научное начинание увенчалось большим успехом: было открыто более 2500 новых видов. Французы также встречались с аборигенами и относились к ним с большим уважением. [ нужна ссылка ]
В апреле 1802 года Боден встретил Мэтью Флиндерса , также занимавшегося картографированием береговой линии, в заливе Энкаунтер на территории современной Южной Австралии . Затем Боден остановился в британской колонии в Сиднее за припасами, а оттуда отправил домой «Натуралиста» со всеми образцами, собранными к тому времени обоими кораблями. Согласно недавним исследованиям ученых из Университета Аделаиды , во время экспедиции Бодена Франсуа Перон , ставший главным зоологом и интеллектуальным руководителем миссии, написал для Бонапарта отчет о способах вторжения и захвата колонии. [14]
Понимая, что Географ не может рискнуть зайти на мелководье австралийского побережья, которое он намеревался обследовать, он купил новый корабль «Касуарина» , названный в честь дерева, из которого он был сделан, и передал его под командование Луи де Фрейсине. , который 15 лет спустя совершит собственное кругосветное плавание на корвете L'Uranie . Затем он направился обратно на Тасманию , а затем продолжил путь вдоль южного и западного побережья Австралии к Тимору , составляя карты по ходу дела. В очень плохом состоянии здоровья он затем вернулся домой.
Смерть
[ редактировать ]Боден умер от туберкулеза на Маврикии 16 сентября 1803 года в возрасте 49 лет, по-видимому, в доме мадам Александрин Керивель. Точное место захоронения Бодена неизвестно, но историк Огюст Туссен считал, что он был похоронен в фамильном склепе Керивель. Однако историку Эдварду Дуйкеру нравится думать, что Боден был похоронен на Западном кладбище в районе Порт-Луи , «всего в нескольких сотнях метров от верной любви исследователя: моря». [15]
Это были его последние пожелания:
«Он дарит и завещает гражданину Огюстену Бодену, своему брату, находящемуся в настоящее время в Индии, свои серебряные морские часы, свой ночной телескоп и «Восточный Нептун». Он дарит и завещает гражданину Ронсену, жене гражданина Луи Пельтье, свой фарфор из Саксонии. и Шантийи, состоящий из трех сервизов: одного из двенадцати кубков, одного из шести и одного из двух частей, а также его золотых часов. Он называет исполнителем своего завещания гражданина Луи Пельтье (брата Жана Пельтье Дюдуайе), судью суда. Обращение этой колонии, которой он поручает исполнение настоящего документа, желая и ожидая, чтобы его имущество было конфисковано в соответствии с обычным обычаем».
Наследие
[ редактировать ]
Места и памятники
[ редактировать ]По всей Австралии установлено несколько памятников, в том числе восемь в различных местах Западной Австралии. [16]
В Западной Австралии есть много мест, носящих названия в честь французских кораблей, спонсоров и экипажа путешествия Бодена 1801–04 годов и Луи де Фрейсине путешествия в 1802–1803 годах, в том числе:
- Мыс Перон
- Мыс Натуралист
- Мыс Фрейсине
- Национальный парк Д'Антрекасто
- Национальный парк Кейп-Ле-Гранд
- Остров Карнак
- Географ Бэй
- Географ (пригород Басселтона)
- Вассе (пригород Басселтона)
- Река Вассе
- Лешено (пригород Банбери)
- Эсперанс
- Хамельн Бэй
В Южной Австралии имя Бодена носят следующие места:
- Пляж Бауден на острове Кенгуру
- Скалы Бауден на юго-восточном побережье штата.
- Остров Николя Бодена , на западном побережье полуострова Эйр. [ нужна ссылка ]
В австралийской столичной территории улица Боден в пригороде Форреста его имя носит .
Животные
[ редактировать ]В его честь названы шесть животных:
- Calyptorhynchus baudinii Lear , 1832 — черный какаду Бодена.
- Smilisca baudinii ( AMC Dumeril & Bibron , 1841) – Обыкновенная мексиканская древесная лягушка ( Hylidae )
- Emoia baudini (AMC Dumeril & Bibron, 1839) - эмо-скинк Бодена ( Scincidae ). [17]
- Pseudemoia baudini ( Greer , 1982) – сцинк с побережья Байта (Scincidae). [17]
- Zanclea baudini Gershwin & Zeidler , 2003 — медуза (Zancleidae) [18]
- Свинья Боден - некогда дикая местная порода на острове Кенгуру.
Кинопремия
[ редактировать ]Премия Николая Бодена, [19] или премия Николаса Бодена, [20] вручается на кинофестивале Antipodean в Сен-Тропе , Франция. ежегодно [19]
См. также
[ редактировать ]- Экспедиция Бодена в Австралию
- Европейские и американские путешествия научных исследований
- Карта Фрейсине 1811 года
Примечания
[ редактировать ]- ^ Данмор 1992 , стр. 16–17.
- ^ Карл А. Брассо, Основание Новой Акадии: начало академической жизни в Луизиане, 1765–1803 ( Батон-Руж: издательство Университета штата Луизиана, 1987), стр. 109; Уильям Доусон Джерриор, Акадийские пробуждения: Луизиана, Port Royal Pub., 2003, стр. 73, 104; Мадлен Ли-Тио-Фейн, Географ и натуралист в Иль-де-Франс: последняя остановка капитана Бодена, Порт-Луи, Маврикий, 2003 г., стр.33.
- ^ Дэвид К. Уэзерби, Дальнейший вклад в историю зоологии Эспаньолы, Шелберн, Массачусетс, 1987.
- ^ Себастьен Бруннер (редактор), Интимная переписка императора Иосифа II с его другом графом Кобенцлем и его премьер-министром принцем Кауницем, Майнц, Кирхгайм, 1871, стр.75. Wiener Zeitung, 18 июня 1788 г., стр. 1494.
- ^ Мадлен Ли-Тио-Фейн, Географ ; и натуралист в Иль-де-Франс 1801, 1803: последняя остановка капитана Бодена, Порт-Луи, Маврикий, 2003, стр. 50–51 Себастьен Бруннер (редактор), Интимная переписка императора Иосифа II с его другом графом Кобенцлем и его премьер-министром принцем Кауницким, Майнц, Кирхгайм, 1871, стр.75.
- ^ Осия Баллоу Морс, Хроники Ост-Индской компании, торгующей с Китаем, 1635–1834, Оксфорд, Clarendon Press, 1926, Том II, стр.174.
- ^ Мадлен Ли-Тио-Фан, «Контакты между Шенбрунном и Королевским садом на острове де Франс (Маврикий) в 18 веке», сообщения Oesterreichisches Staatsarchiv , № 35, 1982, стр. 85–109, стр. 102 ; Фрэнк Хорнер, Французская разведка: Боден в Австралии, 1801–1803, издательство Мельбурнского университета, 1987, стр.26.
- ↑ Газета Мадрида, 19 июля 1791 г., стр.501.
- ^ Мадлен Ли-Тио-Фан, «Контакты между Шенбрунном и Королевским садом на острове де Франс (Маврикий) в 18 веке», сообщения из Oesterreichisches Staatsarchiv , № 35, 1982, стр. 85–109.
- ^ Мадлен Ли-Тио-Фан, «Контакты между Шенбрунном и Королевским садом на острове де Франс (Маврикий) в 18 веке», сообщения Oesterreichisches Staatsarchiv , № 35, 1982, стр. 85–109, стр. 102 ; Фрэнк Хорнер, Французская разведка: Боден в Австралии, 1801–1803, издательство Мельбурнского университета, 1987, стр.28.
- ^ Мадлен Ли-Тио-Фейн, «Разведка тропических ресурсов в годы революции: роль Парижского музея естественной истории», Архивы естественной истории , том 18, 1991, стр. 352–355.
- ^ Андре Пьер Ледрю, Путешествие к островам Тенериф, Тринит, Сен-Тома, Сент-Круа и Порто-Рикко, Париж, Бертран, 1810; Николя Боден, Voyage aux Antilles de La Belle Angélique , издание создано и прокомментировано Мишелем Жангу, предисловие контр-адмирала Жоржа Прюдомма, Париж, PUPS, кол. «Imago mundi-Тексты», 2009.
- ^ Боден гражданам-профессорам и администраторам Национального музея естественной истории в Париже, 6 термидора VI [24 июля 1798 г.], Национальный архив, Париж, AJXV 569, ff.178–179; цитируется в книге Мадлен Ли-Тио-Фейн, «Признание тропических ресурсов в годы революции: роль Парижского музея естественной истории», Архивы естественной истории , том 18, 1991, стр. 333–362, стр. 358.
- ^ Брайс, Ребекка (11 декабря 2012 г.). «Sacre bleu! Французский план вторжения в Сидней» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация.
- ^ Дуйкер, Э. (1999) В поисках мадам Керивель и последнего пристанища Бодена . Новости Национальной библиотеки Австралии, том. IX, нет. 12, сентябрь, стр. 8–10.
- ^ «Terra Australis 2001, Western Australian Association Inc., Краткое описание программы по памятникам» . Мультикультурные сообщества в Интернете . Проверено 21 августа 2015 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2011). Словарь эпонимов рептилий . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. xiii + 296 стр. ISBN 978-1-4214-0135-5 . («Боден», стр. 19).
- ^ Шухерт, П. (2019). Мировая база данных гидрозоа. Zanclea baudini Gershwin & Zeidler, 2003. Доступ через: Всемирный реестр морских видов: http://www.marinespecies.org/aphia.php?p=taxdetails&id=285988 , 16 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Все награды Фестиваля антиподов» . Международные киновстречи «Антиподы» . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ «2021 Пальмарес» . Международные встречи кинотеатра антиподов . 25 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Данмор, Джон (1992). Кто есть кто в тихоокеанском судоходстве . Карлтон, Виктория, Австралия: Издательство Мельбурнского университета. ISBN 0-522-84488-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Николя Боден, Путешествие на Антильские острова «Прекрасной Анжелики», издание создано и прокомментировано Мишелем Жангу, предисловие контр-адмирала Жоржа Прюдомма, Париж, PUPS, кол. «Imago mundi-Тексты», 2009.
- Бек, Ханно. «Цель великой экспедиции Александра фон Гумбольдта», География , Том 12, № 1 (февраль 1958 г.), стр. 42–50.
- БЕРЕНГЕР, Жан . «Иосиф II и естественные науки», в книге «В духе времени: путешествия капитана Бодена: исследования XVIII века», том 38, Брюссель, Editions de l'Université de Bruxelles, 2010.
- Боннемейн Дж., Форсайт Э. и Смит Б. Боден в австралийских водах: произведения искусства французского путешествия к южным землям 1800–1804 гг. С описательным каталогом рисунков и картин австралийских сюжетов К. –А. . Лесюёр и Н.-М. Пети из коллекции Лесюера в Музее естественной истории, Гавр, Франция Oxford University Press, Мельбурн, 1988.
- Боннемейн Ж., Аржантин Ж.-М. и Марин М. (ред.) Моя поездка в южные земли: личный дневник командира Бодена , Éditions Imprimerie Nationale, Париж, 2000.
- Бувье Р. и Мейньяль Э. Приключение в южных морях: экспедиция командира Бодена (1800–1803) , Mercure de France, Париж, 1947.
- Браун, Эй Джей «Злосчастные капитаны: Флиндерс и Боден» , Кроуфорд Хаус, Аделаида, 2000.
- Корнел, К. (пер.) Журнал капитана почты Николя Бодена , Аделаида, 1974.
- Де ла Жироньер, Мюриэль Пруст. Николя Боден, моряк и исследователь, или мираж Австралии: историческая служба военно-морского флота . Министерство обороны, [Париж, Франция], 2001 г.
- Дайкер, Э. В поисках мадам Керивель и места последнего пристанища Бодена , Новости Национальной библиотеки Австралии, том. IX, нет. 12 сентября 1999 г., стр. 8–10.
- Дуйкер, Э. Франсуа Перон: Стремительная жизнь: натуралист и путешественник , Миегунья/издательство Мельбурнского университета, Мельбурн, 2006, ISBN 978-0-522-85260-8 .
- Жан Форнасьеро, Линдл Лоутон и Джон Уэст-Суби, Искусство науки: путешественники Николя Бодена 1800–1804 гг. Wakefield Press, Кент Таун, Южная Австралия, 2016 г.
- Жан Форнасьеро, Питер Монтит и Джон Уэст-Суби, Встреча с Terra Australis: австралийские путешествия Николаса Бодена и Мэтью Флиндерса , Кент-Таун, Южная Австралия, Wakefield Press, 2004. ISBN 1-86254-625-8 .
- Жан Форнасьеро и Джон Уэст-Суби, «Именование и пристыжение: экспедиция Бодена и политика номенклатуры на Terres Australes», в книге Энн М. Скотт, Альфреда Хайатта, Клэр Макилрой и Кристофера Уортама (ред.), « Европейское восприятие Терры». Australis, Farnham, Ashgate, 2012, стр. 165–184.
- Хорнер, Ф. Французская разведка: Боден в Австралии 1801–1803 гг., Издательство Мельбурнского университета, Мельбурн, 1987 г. ISBN 0-522-84339-5 .
- Жангу, Мишель. В духе времени: путешествия капитана Бодена, Брюссель, Editions de l'Université de Bruxelles, 2010.
- Жангу, Мишель. «Путешествие Прекрасной Анжелики: экспедиция Николя Бодена в Вест-Индию (1796–1798)» в книге « Несущие духом времени: путешествия капитана Бодена: Исследования XVIII века», том 38, Брюссель, издания из Брюссельского университета, 2010 г.
- Хосе, Артур В., Николя Боден. 1934 год.
- Р. Кингстон, Не совсем тихоокеанское путешествие: «плавучая лаборатория» Николя Бодена , Endeavour, vol. XXXI, нет. 4, декабрь 2007 г., стр. 145–151. [1]
- Ли-Тио-Фейн, Мадлен. «Разведка тропических ресурсов в годы революции: роль Парижского музея естественной истории», Архив естественной истории, том 18, 1991, стр. 333–362.
- Ли-Тио-Фейн, Мадлен (1996). «Ботанические сады: связующие звенья в переносе растений между Индо-Тихоокеанским и Карибским регионами», Harvard Papers in Botany, 8: 7–14.
- Ли-Тио-Фан, Мадлен, географ и натуралист в Иль-де-Франс 1801, 1803, Последняя остановка капитана Бодена: вторая часть, Путешествие открытий в южные земли , Коллекция Лесюэра Музея естественной истории в Гавре, Файл 15: Каталог, созданный Жаклин Боннемейн, с комментариями Мадлен Ли-Тио-фейн, MSM Limited, Порт-Луи [Маврикий], 2003 г.
- Рейнольдс, Стив. Научная экспедиция Николя Бодена на Южные земли , Общество морской жизни Южной Австралии Inc. [2]
- Пломли, Б. Экспедиция Бодена и аборигены Тасмании 1802 г., Blubber Head Press, Хобарт, 1983 г.
- Ривас, Мишель. «Навигатор-натуралист пуатвенского происхождения, известный в Австралии, мало известный на своей родине: Николя Боден (1754–1803)», Revue historique du Centre-Ouest (Poitiers), том V, 1-й семестр 2006 г., стр. 73–112.
- РИВАС, Мишель. «Николя Боден, г-н де Бомарше и война за независимость Соединенных Штатов Америки», в книге « Несущие дух времени: путешествия капитана Бодена: исследования XVIII века», том 38, Брюссель, издания из Брюссельский университет, 2010 г.
- Старбак, Николь. Боден, Наполеон и исследование Австралии , Рутледж (Лондон и Нью-Йорк), 2013.
- Лангле, Тугдуаль, Мари-Этьен Пельтье, корсар-капитан Республики , Эд. Койффард, 2017, 240 с. ( ISBN 9782919339471 ).
- Тофт, Клаус. Навигаторы – Флиндерс против Бодена , Сиднея, Даффи и Снеллгроува, 2002 год. ISBN 1-876631-60-0
- 1754 рождения
- 1803 смерти
- Кругосветные путешественники по земному шару
- Смертность от туберкулеза в XIX веке
- Французские исследователи
- Исследователи Австралии
- Офицеры французского флота
- Французские моряки
- Французские натуралисты
- Морское исследование Австралии
- Люди из Приморской Шаранты
- Смертность от туберкулеза на Маврикии