Jump to content

Николя Боден

Николя Боден
Рожденный ( 1754-02-17 ) 17 февраля 1754 г.
Умер 16 сентября 1803 г. (1803-09-16) (49 лет)
Занятия

Николя Томас Боден (англ. Французский: [nikɔla bodɛ̃] ; 17 февраля 1754 — 16 сентября 1803) — французский исследователь, картограф, натуралист и гидрограф, наиболее известный своими исследованиями в Австралии и южной части Тихого океана. Он привез несколько клубнелуковиц банана Грос Мишель из Юго-Восточной Азии и положил их в ботанический сад на карибском острове Мартиника.

Биография

[ редактировать ]
Бюст Бодена в Олбани, Западная Австралия

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Родился простолюдином в Сен-Мартен-де-Ре на острове Ре 17 февраля 1754 года. [1] Николя Боден поступил на торговый флот учеником ( пилотином ) в возрасте 15 лет; тогда он был «среднего роста, с каштановыми волосами». Затем он присоединился к Французской Ост-Индской компании в возрасте 20 лет на Фламанде . Он вернулся из Индии на корабле «Этуаль» и прибыл в Лорьян .

В начале 1778 года он должен был отплыть из Нанта на корабле «Лион» в звании подпоручика. Это был корабль, оборудованный его дядей Жаном Пельтье Дюдойе по просьбе американцев, который впоследствии стал капером и был переименован в «Дин» . Сначала министр военно-морского флота был против, но в конце концов передумал и разрешил отъезд, поскольку 6 февраля Франция подписала договор с Соединенными Штатами. Поскольку атмосфера между французскими и американскими экипажами на «Лайоне» стала невыносимой, Ламотт-Пике назначил Бодена на корабль «Дюк де Шуазель» , оборудованный Жаном Пельтье Дюдуайе. Официально он направлялся в Сен-Доминго , но на самом деле пунктом назначения была Новая Шотландия. Однако судно потерпело кораблекрушение в Ливерпуле, Новая Шотландия .

Боден был ранен, взят в плен британцами 24 апреля 1778 года и интернирован в Галифаксе, Канада. Через месяц он сбежал с 10 другими заключенными и скрылся среди дружественных общин Акадии . Назначенный капитаном транспортного судна «Амфитрита» , он был потоплен англичанами в 60 лигах от моря, спасен на весельной лодке и направился к Кейп-Код , а затем к Бостону. В качестве капитана 400-тонного «Реванша» , оснащенного Жанжем и сыновьями Бордо, с 30 людьми и 12 пушками, он был отбит англичанами у Кап-Франсэ , направляясь в Бостон. Его доставили в плен на Ямайку, а затем обменяли по просьбе графа д'Аргу, губернатора Сен-Доминго. Он вернулся во Францию ​​на борту фрегата «Минерв» под командованием капитана де Гримуара, который позже был гильотинирован в Рошфоре по Конвенции.

Вернувшись во Францию, 2 марта 1780 года он был назначен капитаном адмиралтейства Ла-Рошели и должен был плавать на торговых судах. В возрасте 27 лет он был назначен капитаном «Аполлона» , гражданского фрегата водоизмещением 1100 тонн и 42 пушками, оснащенного Жаном Пельтье Дюдойе. Он должен был войти в состав конвоя, который взял Люксембургский легион для усиления обороны голландской Капской колонии на мысе Доброй Надежды . Однако во время остановки в Бресте граф д'Эктор решил, что назначит человека более опытного, Феликса де Сен-Илера. Вернувшись в Нант, дядя Бодена, к неудовольствию Бомарше, владельца судна, поручил ему командовать «Эмабль Эжени» 600-тонным кораблем отправиться в Сен-Доминго, а затем в США. Он вернулся в Бордо и покинул Жиронду 9 декабря 1782 года в составе конвоя из пяти торговых судов. Три дня спустя, в бою 12 декабря 1782 года , конвой был атакован английским кораблем HMS Mediator (1782) . После тяжелого боя Боден бежал, но два других корабля, принадлежавших Бомарше, были захвачены.

Достигнув Сен-Доминго, корабль затонул 23 марта 1783 года в Пуэрто-Плате, но груз был спасен. Он провел переговоры и 23 апреля снова отправился в Нант на корабле Prince Royal , который он купил на месте. 30 августа он перепродал лодку, которая тем временем стала Union des 6 Frères , Роберту Пито, судостроителю с острова Франс , который только что был освобожден из английской тюрьмы и зарекомендовал себя как торговец в Бордо. Страховая компания возместила расходы Бомарше через его судостроителя Пельтье Дюдойе.

16 апреля 1784 года Боден снова отправился в Сен-Доминго на графе д'Анжевилье водоизмещением 1000 тонн и восемью пушками, построенным Жаном Пельтье. Его по-прежнему сопровождал его брат Александр Боден в качестве первого помощника капитана. Им было сейчас 29 и 27 лет. У Бодена было 25% акций путешествия, и они вернулись в Нант 8 декабря 1784 года.

21 апреля 1785 года он написал Бенджамину Франклину с просьбой дать ему рекомендацию принять его в члены Общества Цинциннати . Свое письмо он подписал: «Командир частного фрегата граф д'Анжевилье , Maison Peltier du Doyer quai de l'Hôpital».

22 июля 1785 года братья Боден купили «Каролин» , корабль водоизмещением 200 тонн, построенный братьями Тебодьер. Он должен был отвезти последних академиков в Луизиану. Он отставал на несколько месяцев от своего брата Александра, который был капитаном «Сен-Реми» , построенного Жаном Пельтье Дюдуайе. В Новом Орлеане [2] местные торговцы заключили с ним контракт на доставку груза древесины, соленого мяса, трески и муки на остров Франс (ныне Маврикий ), что он и сделал в Жозефине (также называемой Пепитой ), отправившись из Нового Орлеана 14 июля 1786 года и прибыв на остров де Франс. 27 марта 1787 г.

Во время путешествия Жозефина зашла в Кап-Франсэ на Гаити, чтобы заключить контракт на перевозку туда рабов с Мадагаскара; находясь на Гаити, он также встретил австрийского ботаника Франца Йозефа Мертера, который, по-видимому, сообщил ему, что другой австрийский ботаник, Франц Боос , находится на мысе Доброй Надежды в ожидании корабля, который доставит его на Маврикий. Жозефина зашла на мыс и взяла Буса на борт. [3] На Маврикии Боос поручил Бодену перевезти его и коллекцию образцов растений, которые он собрал там и на мысе , обратно в Европу, что Боден и сделал, а Жозефина прибыла в Триест 18 июня 1788 года. [4] Имперское . правительство в Вене рассматривало возможность организации еще одной естественноисторической экспедиции, в которую будет назначен Боос, в ходе которой два корабля будут отправлены к Малабарскому и Коромандельскому побережьям Индии, Персидскому заливу, Бенгалии, Цейлону, Суматре, Яве, Борнео , Кочин Китай, Тункинг, Япония и Китай. Боден получил основание надеяться, что ему будет поручено командование кораблями этой экспедиции. [5]

Австрийские экспедиции

[ редактировать ]

Позже, в 1788 году, Боден отправился в коммерческое путешествие из Триеста в Кантон в Жардиньере . Он, очевидно, прибыл в Кантон из Маврикия под флагом США, вероятно, чтобы избежать возможности захвата его корабля китайцами для выплаты долгов, причитающихся им Императорской азиатской компанией Триеста. [6] Оттуда он отправил Жардиньер под командованием ее второго капитана на предприятие по торговле мехом на северо-западное побережье Америки, но корабль затонул у острова Асунсьон на Северных Марианских островах . в конце 1789 года [7]

Боден направился на Маврикий, где он приобрел запасной корабль Jardinière II , но это судно потерпело крушение во время циклона , обрушившегося на Порт-Луи 15 декабря 1789 года. Боден сел на корабль Испанской королевской филиппинской компании Placeres , который отплыл из порта. Луи в Кадис в августе 1790 года. Placeres зашел на мыс Доброй Надежды, где принял на борт большое количество образцов растений и животных, собранных в Южной Африке для императорского дворца в Шёнбрунне Георгом Шоллем , помощником Франца Бооса . Из-за плохого состояния корабля Пласересу пришлось зайти на остров Тринидад в Вест-Индии, где хранилась коллекция образцов Шолля. [8]

Боден проследовал на Мартинику , откуда он обратился с предложением к императорскому правительству в Вене провести к кантонским комиссарам, которые будут уполномочены вести переговоры с тамошними китайскими купцами об урегулировании долгов, понесенных Императорской Азиатской компанией, что позволило бы компании возобновить торговлю с Китаем. На обратном пути из Кантона предполагаемая экспедиция зайдет на мыс Доброй Надежды, чтобы забрать Шоля и остальную часть его коллекции естественной истории для перевозки в Шенбрунн.

Вернувшись в Вену в сентябре 1791 года, Боден продолжал настаивать на экспедиции под императорским флагом в Индийский океан и Китай, и в январе 1792 года ему было предоставлено с этой целью звание капитана Императорского флота. Был приобретен корабль под названием «Жардиньер » и в экспедицию были назначены ботаники Франц Бредемейер и Йозеф ван дер Шот. После задержек, вызванных началом войны между Францией и Австрией (апрель 1792 г.), Жардиньер покинул испанский порт Малага 1 октября 1792 г. [9] От мыса Доброй Надежды Жардиньер поплыл через Индийский океан к побережью Новой Голландии (Австралия), но два последовательных циклона помешали экспедиции провести там какие-либо работы и вынудили Бодена отвести судно в Бомбей для ремонта.

Из Бомбея экспедиция проследовала к Персидскому заливу, Красному морю и восточному побережью Африки, где собрала ботанические и зоологические коллекции. Экспедиция внезапно оборвалась в июне 1794 года, когда Жардиньер сел на мель во время шторма при попытке войти в Столовую бухту на мысе Доброй Надежды. Боден пережил крушение и добрался до США, откуда отправился во Францию. [10] Поскольку в июне 1795 года мыс был оккупирован англичанами, Боден вернулся в Новую Англию. 23 ноября 1795 года он отплыл из Нью-Йорка в качестве пассажира на борту американского корабля «Оушен » под командованием капитана Редембурга, а также в сопровождении генерала де Рошамбо , губернатора Сент-Люсии, французского консула в Бостоне и колониального представителя. торговец из Сен-Доминго Жан Батист Ривьер де ла Сушер (известный как Сушер-Ривьер). Они прибыли в Гавр 21 декабря 1795 года. Боден считал, что его ждут, и предложил свои услуги и свои таланты. Он написал министру, чтобы сообщить о своем скором прибытии в Париж. Он был бы несколько разочарован, если бы увидел небольшую заметку вверху письма: «Не мог бы Бонневиль сказать мне, знает ли он капитана Бодена и за какую миссию он отвечал?» Ему удалось отправить груз Жардиньера с образцами естествознания на остров Тринидад .

Прекрасная ангельская экспедиция

[ редактировать ]

В Париже Боден посетил Антуана де Жюссье в Национальном музее естественной истории в Париже в марте 1796 года, чтобы предложить ботаническое путешествие по Карибскому морю, во время которого он вернет коллекцию образцов, которые он оставил на Тринидаде. Музей и французское правительство приняли это предложение, и Боден был назначен командиром экспедиции в Бель-Анжелике с четырьмя назначенными ботаниками: Рене Може , Андре Пьером Ледрю, Ансельмом Ридле и Станисласом Левилленом. 30 сентября 1796 года «Бель Анжелика» направилась из Гавра на Канарские острова, где корабль был признан непригодным для плавания. Экспедиция отплыла с Канарских островов на запасном судне « Фанни» и достигла Тринидада в апреле 1797 года. Британцы, которые только что захватили остров у испанцев в феврале 1797 года, отказались позволить Бодену вернуть коллекцию естественноисторических образцов. Боден отвез Фанни на острова Сент-Томас и Санта-Крус , а затем в Пуэрто-Рико , образцы были собраны на всех трех островах. На острове Санта-Крус, На смену Фанни пришло недавно купленное судно, переименованное в Belle Angelique . [11] Экспедиция вернулась во Францию ​​в июне 1798 года с большой коллекцией растений, птиц и насекомых , которая была включена в триумфальное шествие Бонапарта 27 июля в честь его недавних итальянских побед. [12] По рекомендации военно-морского министра Директории Боден был восстановлен в составе военно-морского флота в звании начальника штаба адмирала Брюи , который по его просьбе предоставил Мари-Этьену Пельтье командование корсаром « Виржини» . Боден присоединился к Брюиксу на Океане , где Брюи командовал эскадрой, снабжавшей Геную.

Экспедиция Новой Голландии

[ редактировать ]
Модель Géographe , сейчас выставленная в музее Эрнеста Коньяка в Сен-Мартен-де-Ре в Приморской Шаранте , Франция.

24 июля 1798 года по предложению Морского министерства Боден представил Собранию профессоров и администраторов Национального музея естественной истории план гидрографо-исследовательской экспедиции в южные моря , который включал бы поиски фауны. и флору, которую можно было бы вернуть для выращивания во Франции. Целью экспедиции также будет продвижение экономических и коммерческих интересов Франции в регионах, которые предстоит посетить. Для экспедиции потребуются два хорошо оснащенных корабля, на которых будет находиться команда астрономов, натуралистов и чертежников, над которыми Боден как командир будет иметь абсолютную власть. Первая часть путешествия будет посвящена тщательному исследованию побережья Чили и сбору образцов животных, птиц и растений, пригодных для акклиматизации во Франции, после чего последует обследование побережий от Перу до Мексики. Затем экспедиция продолжит путь в Тихий океан, включая посещение Таити и островов Общества, и завершится обследованием еще неизведанного юго-западного побережья острова. Новая Голландия (Австралия). [13] Рассмотрев это обширное предложение, французское правительство решило приступить к экспедиции, ограничивающейся исследованием западной и южной Новой Голландии.

В октябре 1800 года Бонапарт поручил Бодену возглавить так называемую экспедицию Бодена по составлению карты побережья Новой Голландии. У него было два корабля, «Географ» и «Натуралист» под командованием Гамлена , а также свита из девяти зоологов и ботаников, включая Жана Батиста Лешено де ла Тура . Боден покинул Гавр 19 октября 1800 года, остановился в Санта-Крус-де-Тенерифе , затем направился прямо к Иль-де-Франс, прибыв туда 15 марта 1801 года, 145 дней спустя. Чрезмерно долгое путешествие с ранним нормированием продуктов питания привело к разочарованию моряков и ученых, но колония была рада пополнить экипажи на случай конфликта и использовать новые навыки, которые они принесли с собой. Экспедиция достигла Австралии в мае 1801 года, исследовала и нанесла на карту западное побережье, а также часть малоизвестного южного побережья континента. Научное начинание увенчалось большим успехом: было открыто более 2500 новых видов. Французы также встречались с аборигенами и относились к ним с большим уважением. [ нужна ссылка ]

Обсуждение гонки Бодена и Мэтью Флиндерса по составлению карты Австралии.

В апреле 1802 года Боден встретил Мэтью Флиндерса , также занимавшегося картографированием береговой линии, в заливе Энкаунтер на территории современной Южной Австралии . Затем Боден остановился в британской колонии в Сиднее за припасами, а оттуда отправил домой «Натуралиста» со всеми образцами, собранными к тому времени обоими кораблями. Согласно недавним исследованиям ученых из Университета Аделаиды , во время экспедиции Бодена Франсуа Перон , ставший главным зоологом и интеллектуальным руководителем миссии, написал для Бонапарта отчет о способах вторжения и захвата колонии. [14]

Понимая, что Географ не может рискнуть зайти на мелководье австралийского побережья, которое он намеревался обследовать, он купил новый корабль «Касуарина» , названный в честь дерева, из которого он был сделан, и передал его под командование Луи де Фрейсине. , который 15 лет спустя совершит собственное кругосветное плавание на корвете L'Uranie . Затем он направился обратно на Тасманию , а затем продолжил путь вдоль южного и западного побережья Австралии к Тимору , составляя карты по ходу дела. В очень плохом состоянии здоровья он затем вернулся домой.

Боден умер от туберкулеза на Маврикии 16 сентября 1803 года в возрасте 49 лет, по-видимому, в доме мадам Александрин Керивель. Точное место захоронения Бодена неизвестно, но историк Огюст Туссен считал, что он был похоронен в фамильном склепе Керивель. Однако историку Эдварду Дуйкеру нравится думать, что Боден был похоронен на Западном кладбище в районе Порт-Луи , «всего в нескольких сотнях метров от верной любви исследователя: моря». [15]

Это были его последние пожелания:

«Он дарит и завещает гражданину Огюстену Бодену, своему брату, находящемуся в настоящее время в Индии, свои серебряные морские часы, свой ночной телескоп и «Восточный Нептун». Он дарит и завещает гражданину Ронсену, жене гражданина Луи Пельтье, свой фарфор из Саксонии. и Шантийи, состоящий из трех сервизов: одного из двенадцати кубков, одного из шести и одного из двух частей, а также его золотых часов. Он называет исполнителем своего завещания гражданина Луи Пельтье (брата Жана Пельтье Дюдуайе), судью суда. Обращение этой колонии, которой он поручает исполнение настоящего документа, желая и ожидая, чтобы его имущество было конфисковано в соответствии с обычным обычаем».

Наследие

[ редактировать ]
Памятник Николя Бодену в Олбани, Западная Австралия

Места и памятники

[ редактировать ]

По всей Австралии установлено несколько памятников, в том числе восемь в различных местах Западной Австралии. [16]

В Западной Австралии есть много мест, носящих названия в честь французских кораблей, спонсоров и экипажа путешествия Бодена 1801–04 годов и Луи де Фрейсине путешествия в 1802–1803 годах, в том числе:

В Южной Австралии имя Бодена носят следующие места:

В австралийской столичной территории улица Боден в пригороде Форреста его имя носит .

Животные

[ редактировать ]

В его честь названы шесть животных:

Кинопремия

[ редактировать ]

Премия Николая Бодена, [19] или премия Николаса Бодена, [20] вручается на кинофестивале Antipodean в Сен-Тропе , Франция. ежегодно [19]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Данмор 1992 , стр. 16–17.
  2. ^ Карл А. Брассо, Основание Новой Акадии: начало академической жизни в Луизиане, 1765–1803 ( Батон-Руж: издательство Университета штата Луизиана, 1987), стр. 109; Уильям Доусон Джерриор, Акадийские пробуждения: Луизиана, Port Royal Pub., 2003, стр. 73, 104; Мадлен Ли-Тио-Фейн, Географ и натуралист в Иль-де-Франс: последняя остановка капитана Бодена, Порт-Луи, Маврикий, 2003 г., стр.33.
  3. ^ Дэвид К. Уэзерби, Дальнейший вклад в историю зоологии Эспаньолы, Шелберн, Массачусетс, 1987.
  4. ^ Себастьен Бруннер (редактор), Интимная переписка императора Иосифа II с его другом графом Кобенцлем и его премьер-министром принцем Кауницем, Майнц, Кирхгайм, 1871, стр.75. Wiener Zeitung, 18 июня 1788 г., стр. 1494.
  5. ^ Мадлен Ли-Тио-Фейн, Географ ; и натуралист в Иль-де-Франс 1801, 1803: последняя остановка капитана Бодена, Порт-Луи, Маврикий, 2003, стр. 50–51 Себастьен Бруннер (редактор), Интимная переписка императора Иосифа II с его другом графом Кобенцлем и его премьер-министром принцем Кауницким, Майнц, Кирхгайм, 1871, стр.75.
  6. ^ Осия Баллоу Морс, Хроники Ост-Индской компании, торгующей с Китаем, 1635–1834, Оксфорд, Clarendon Press, 1926, Том II, стр.174.
  7. ^ Мадлен Ли-Тио-Фан, «Контакты между Шенбрунном и Королевским садом на острове де Франс (Маврикий) в 18 веке», сообщения Oesterreichisches Staatsarchiv , № 35, 1982, стр. 85–109, стр. 102 ; Фрэнк Хорнер, Французская разведка: Боден в Австралии, 1801–1803, издательство Мельбурнского университета, 1987, стр.26.
  8. Газета Мадрида, 19 июля 1791 г., стр.501.
  9. ^ Мадлен Ли-Тио-Фан, «Контакты между Шенбрунном и Королевским садом на острове де Франс (Маврикий) в 18 веке», сообщения из Oesterreichisches Staatsarchiv , № 35, 1982, стр. 85–109.
  10. ^ Мадлен Ли-Тио-Фан, «Контакты между Шенбрунном и Королевским садом на острове де Франс (Маврикий) в 18 веке», сообщения Oesterreichisches Staatsarchiv , № 35, 1982, стр. 85–109, стр. 102 ; Фрэнк Хорнер, Французская разведка: Боден в Австралии, 1801–1803, издательство Мельбурнского университета, 1987, стр.28.
  11. ^ Мадлен Ли-Тио-Фейн, «Разведка тропических ресурсов в годы революции: роль Парижского музея естественной истории», Архивы естественной истории , том 18, 1991, стр. 352–355.
  12. ^ Андре Пьер Ледрю, Путешествие к островам Тенериф, Тринит, Сен-Тома, Сент-Круа и Порто-Рикко, Париж, Бертран, 1810; Николя Боден, Voyage aux Antilles de La Belle Angélique , издание создано и прокомментировано Мишелем Жангу, предисловие контр-адмирала Жоржа Прюдомма, Париж, PUPS, кол. «Imago mundi-Тексты», 2009.
  13. ^ Боден гражданам-профессорам и администраторам Национального музея естественной истории в Париже, 6 термидора VI [24 июля 1798 г.], Национальный архив, Париж, AJXV 569, ff.178–179; цитируется в книге Мадлен Ли-Тио-Фейн, «Признание тропических ресурсов в годы революции: роль Парижского музея естественной истории», Архивы естественной истории , том 18, 1991, стр. 333–362, стр. 358.
  14. ^ Брайс, Ребекка (11 декабря 2012 г.). «Sacre bleu! Французский план вторжения в Сидней» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация.
  15. ^ Дуйкер, Э. (1999) В поисках мадам Керивель и последнего пристанища Бодена . Новости Национальной библиотеки Австралии, том. IX, нет. 12, сентябрь, стр. 8–10.
  16. ^ «Terra Australis 2001, Western Australian Association Inc., Краткое описание программы по памятникам» . Мультикультурные сообщества в Интернете . Проверено 21 августа 2015 г. [ мертвая ссылка ]
  17. ^ Перейти обратно: а б Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2011). Словарь эпонимов рептилий . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. xiii + 296 стр. ISBN   978-1-4214-0135-5 . («Боден», стр. 19).
  18. ^ Шухерт, П. (2019). Мировая база данных гидрозоа. Zanclea baudini Gershwin & Zeidler, 2003. Доступ через: Всемирный реестр морских видов: http://www.marinespecies.org/aphia.php?p=taxdetails&id=285988 , 16 апреля 2019 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б «Все награды Фестиваля антиподов» . Международные киновстречи «Антиподы» . Проверено 26 мая 2022 г.
  20. ^ «2021 Пальмарес» . Международные встречи кинотеатра антиподов . 25 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
  • Данмор, Джон (1992). Кто есть кто в тихоокеанском судоходстве . Карлтон, Виктория, Австралия: Издательство Мельбурнского университета. ISBN  0-522-84488-Х .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Николя Боден, Путешествие на Антильские острова «Прекрасной Анжелики», издание создано и прокомментировано Мишелем Жангу, предисловие контр-адмирала Жоржа Прюдомма, Париж, PUPS, кол. «Imago mundi-Тексты», 2009.
  • Бек, Ханно. «Цель великой экспедиции Александра фон Гумбольдта», География , Том 12, № 1 (февраль 1958 г.), стр. 42–50.
  • БЕРЕНГЕР, Жан . «Иосиф II и естественные науки», в книге «В духе времени: путешествия капитана Бодена: исследования XVIII века», том 38, Брюссель, Editions de l'Université de Bruxelles, 2010.
  • Боннемейн Дж., Форсайт Э. и Смит Б. Боден в австралийских водах: произведения искусства французского путешествия к южным землям 1800–1804 гг. С описательным каталогом рисунков и картин австралийских сюжетов К. –А. . Лесюёр и Н.-М. Пети из коллекции Лесюера в Музее естественной истории, Гавр, Франция Oxford University Press, Мельбурн, 1988.
  • Боннемейн Ж., Аржантин Ж.-М. и Марин М. (ред.) Моя поездка в южные земли: личный дневник командира Бодена , Éditions Imprimerie Nationale, Париж, 2000.
  • Бувье Р. и Мейньяль Э. Приключение в южных морях: экспедиция командира Бодена (1800–1803) , Mercure de France, Париж, 1947.
  • Браун, Эй Джей «Злосчастные капитаны: Флиндерс и Боден» , Кроуфорд Хаус, Аделаида, 2000.
  • Корнел, К. (пер.) Журнал капитана почты Николя Бодена , Аделаида, 1974.
  • Де ла Жироньер, Мюриэль Пруст. Николя Боден, моряк и исследователь, или мираж Австралии: историческая служба военно-морского флота . Министерство обороны, [Париж, Франция], 2001 г.
  • Дайкер, Э. В поисках мадам Керивель и места последнего пристанища Бодена , Новости Национальной библиотеки Австралии, том. IX, нет. 12 сентября 1999 г., стр. 8–10.
  • Дуйкер, Э. Франсуа Перон: Стремительная жизнь: натуралист и путешественник , Миегунья/издательство Мельбурнского университета, Мельбурн, 2006, ISBN   978-0-522-85260-8 .
  • Жан Форнасьеро, Линдл Лоутон и Джон Уэст-Суби, Искусство науки: путешественники Николя Бодена 1800–1804 гг. Wakefield Press, Кент Таун, Южная Австралия, 2016 г.
  • Жан Форнасьеро, Питер Монтит и Джон Уэст-Суби, Встреча с Terra Australis: австралийские путешествия Николаса Бодена и Мэтью Флиндерса , Кент-Таун, Южная Австралия, Wakefield Press, 2004. ISBN   1-86254-625-8 .
  • Жан Форнасьеро и Джон Уэст-Суби, «Именование и пристыжение: экспедиция Бодена и политика номенклатуры на Terres Australes», в книге Энн М. Скотт, Альфреда Хайатта, Клэр Макилрой и Кристофера Уортама (ред.), « Европейское восприятие Терры». Australis, Farnham, Ashgate, 2012, стр. 165–184.
  • Хорнер, Ф. Французская разведка: Боден в Австралии 1801–1803 гг., Издательство Мельбурнского университета, Мельбурн, 1987 г. ISBN   0-522-84339-5 .
  • Жангу, Мишель. В духе времени: путешествия капитана Бодена, Брюссель, Editions de l'Université de Bruxelles, 2010.
  • Жангу, Мишель. «Путешествие Прекрасной Анжелики: экспедиция Николя Бодена в Вест-Индию (1796–1798)» в книге « Несущие духом времени: путешествия капитана Бодена: Исследования XVIII века», том 38, Брюссель, издания из Брюссельского университета, 2010 г.
  • Хосе, Артур В., Николя Боден. 1934 год.
  • Р. Кингстон, Не совсем тихоокеанское путешествие: «плавучая лаборатория» Николя Бодена , Endeavour, vol. XXXI, нет. 4, декабрь 2007 г., стр. 145–151. [1]
  • Ли-Тио-Фейн, Мадлен. «Разведка тропических ресурсов в годы революции: роль Парижского музея естественной истории», Архив естественной истории, том 18, 1991, стр. 333–362.
  • Ли-Тио-Фейн, Мадлен (1996). «Ботанические сады: связующие звенья в переносе растений между Индо-Тихоокеанским и Карибским регионами», Harvard Papers in Botany, 8: 7–14.
  • Ли-Тио-Фан, Мадлен, географ и натуралист в Иль-де-Франс 1801, 1803, Последняя остановка капитана Бодена: вторая часть, Путешествие открытий в южные земли , Коллекция Лесюэра Музея естественной истории в Гавре, Файл 15: Каталог, созданный Жаклин Боннемейн, с комментариями Мадлен Ли-Тио-фейн, MSM Limited, Порт-Луи [Маврикий], 2003 г.
  • Рейнольдс, Стив. Научная экспедиция Николя Бодена на Южные земли , Общество морской жизни Южной Австралии Inc. [2]
  • Пломли, Б. Экспедиция Бодена и аборигены Тасмании 1802 г., Blubber Head Press, Хобарт, 1983 г.
  • Ривас, Мишель. «Навигатор-натуралист пуатвенского происхождения, известный в Австралии, мало известный на своей родине: Николя Боден (1754–1803)», Revue historique du Centre-Ouest (Poitiers), том V, 1-й семестр 2006 г., стр. 73–112.
  • РИВАС, Мишель. «Николя Боден, г-н де Бомарше и война за независимость Соединенных Штатов Америки», в книге « Несущие дух времени: путешествия капитана Бодена: исследования XVIII века», том 38, Брюссель, издания из Брюссельский университет, 2010 г.
  • Старбак, Николь. Боден, Наполеон и исследование Австралии , Рутледж (Лондон и Нью-Йорк), 2013.
  • Лангле, Тугдуаль, Мари-Этьен Пельтье, корсар-капитан Республики , Эд. Койффард, 2017, 240 с. ( ISBN   9782919339471 ).
  • Тофт, Клаус. Навигаторы – Флиндерс против Бодена , Сиднея, Даффи и Снеллгроува, 2002 год. ISBN   1-876631-60-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b99fdba347307084c22a01f3bba3d752__1722049620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/52/b99fdba347307084c22a01f3bba3d752.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nicolas Baudin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)