Остроумие
«Остроумие» — пьеса эпохи Каролины , комедия сэра Уильяма Дэвенанта . Разрешение на исполнение он получил от сэра Генри Герберта , Мастера пиров , 19 января 1634 года; его поставили « Люди короля» в театре Блэкфрайарс . Впервые она была опубликована ин- кварто Ричардом Мейгеном в 1636 году. Ряд критиков сочли ее «самой успешной и влиятельной комедией Давенанта». [ 1 ]
Герберт поначалу был недоволен «Уитсом» , особенно из-за его ругательств и нецензурных выражений; влиятельный придворный Эндимион Портер ходатайствовал перед королем Карлом I о терпении и разрешении пьесы, которая затем оказалась популярной при дворе. [ 2 ] Давенант в конечном итоге сам стал эффективным придворным; [ 3 ] издание 1636 года содержит посвящение пьесы Давенантом Портеру и хвалебное стихотворение Томаса Кэрью .
«Остроумие» рассматривалось как предвосхищающий аспект комедии Реставрации , особенно в ее «сильной, несентиментальной, остроумной героине»: «Леди Эмпл представляет идеал Реставрации, согласно которому женщина равна мужчине во всех отношениях». [ 4 ]
Когда Давенант стал менеджером недавно организованной компании Duke's Company в начале эпохи Реставрации , одной из первых пьес, которые он поставил, была «Остроумие» (1661) с Томасом Беттертоном в главной роли и Эстер Дэвенпорт в роли леди Эмпл. «Остроумие» было переиздано в 1665 году в томе октаво , в которое также вошли «Любовники Платоника» . В переработанной форме « Остроумие» было включено в издание собрания сочинений Давенанта, выпущенное Генри Херрингманом в 1673 году.
Источники
[ редактировать ]При создании сюжета «Остроумия » Давенант опирался на пьесу предыдущего поколения « Миддлтон и Остроумие Роули в нескольких видах оружия» . Распространенная история касалась двух родственников мужского пола, старшего и младшего. Старший мнит себя «остроумным»; он контролирует состояние семьи посредством правил первородства и лишает своего младшего родственника каких-либо средств. Молодой человек, бедный, но по-настоящему умный, манипулирует и обманывает другого, пока старший не вынужден признать, что младший одержал победу в состязании остроумия, и не дает ему дохода.
Два брата Давенанта, Старший Паллатин и Младший Паллатин, являются версиями сэра Коварного Олдкрафта и Уиттипейта Олдкрафта в пьесе Миддлтона и Роули. В обеих комедиях также фигурирует старый опекун, который пытается устроить нежелательный брак для хорошенькой молодой женщины, являющейся его подопечной; Чтобы добиться счастливого конца, старый страж должен быть обманут и перехитрить молодежью пьесы.
Краткое содержание
[ редактировать ]В первой сцене представлены Младший Паллатин и его приспешники Перт и Мигер, два уволенных солдата. Общий сюжет быстро очерчен. Чтобы профинансировать запланированные аферы, Паллатину приходится занять деньги у Люси, девушки, которую он любит; она обменяла свой небольшой запас драгоценностей на средства для Паллатина.
Вторая сцена переходит к Старейшине Паллатину и его сообщнику сэру Морглаю Тваку. Оба — богатые землевладельцы с севера Англии, разработавшие абсурдный план; облачившись в яркую одежду, они приехали в Лондон, чтобы жить своим умом. Они намерены поддерживать связи с женщинами и, более того, зависеть от доходов этих потенциальных любовников, как жиголо. У них даже есть разделение труда: Старший Паллатин будет преследовать молодых женщин, а седовласый сэр Морглэй сосредоточится на вдовах. Младший Паллатин упрекает их в их намерениях, но они оба глухи к нему. И поскольку Старший Паллатин намерен жить своим умом, он думает, что его младший брат тоже должен поступить так же, говоря ему: «Никогда впредь... Я больше не буду платить за тебя; никогда».
Во втором акте появляется третья группа персонажей: леди Эмпл и ее слуги Двигатель и Жине. Леди — молодая наследница, находящаяся под опекой сэра Тирана Трифта — опеки, которая закончится на следующий день. Сэр Тиран отправился искать мужа для леди Эмпл, чтобы усилить свой контроль над ней; но у Леди есть свои планы. Как следует из его имени, сэр Тиран — скряга, который позволяет своей подопечной и ее слугам скудное содержание; Леди Эмпл преодолела это, позволив богатым мужчинам ухаживать за собой и используя их дорогие подарки в виде драгоценных камней и других прекрасных вещей, чтобы улучшить свой уровень жизни. Двоюродная сестра Леди Люси врывается с тревожными новостями. Тётя Люси узнала о деньгах, которые она дала юному Паллатину; предполагая (ошибочно), что Люси отдала свою девственность возлюбленному, тетя выгнала девушку из дома. Эмпл тоже оскорблен поведением Люси, но тем, что Люси дала деньги мужчине, а не наоборот.
Учитывая планы потенциальных альфонсов, неудивительно, что Старейшина Паллатин и сэр Морглей попадают к леди Эмпл. Их попытки ухаживания оскорбительно неумелы. Теперь две стороны пьесы вырисовываются: леди Эмпл и ее последователи, а также молодой Паллатин и его сторонники объединены целью унизить двух самозваных острословов и лишить их денег.
С помощью покладистого констебля и его ночного дежурства заговорщики проделывают серию трюков, жертвами которых становятся сначала Старейшина Паллатин, затем сэр Морглей и, наконец, сэр Тиран Трифт; каждый человек становится жертвой своей жадности и глупости. Старший Паллатин на несколько часов заперт в сундуке; Сэр Морглей покупает свободу на свои последние сто фунтов; Сэр Тиран думает, что его арестовали за святотатство и ограбление церкви. В конце концов заговорщики получают щедрое вознаграждение; Старший Паллатин милостиво признает, что его младший брат превосходит его по остроумию, и дарует ему одно из своих загородных поместий. Младший Паллатин и Люси теперь могут пожениться; и леди Эмпл соглашается взять Старшего Паллатина в мужья, если он признает ее превосходство в уме.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майкл В. ДеПорте, в: Поздние драматурги эпохи Якобина и Кэролайн: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения , Теренс П. Логан и Дензелл С. Смит, ред., Линкольн, штат Небраска, University of Nebraska Press, 1978 ; стр. 198.
- ^ Джозеф Куинси Адамс-младший , изд., Драматические записи сэра Генри Герберта , Нью-Хейвен, 1917; переиздано Нью-Йорком, Бенджамином Бломом, 1963; стр. 22, 59.
- ^ Дебора К. Пейн, «Патронаж и драматический рынок при Карле I и II», Ежегодник английских исследований , Том. 21 Специальный номер (1991), стр. 137–52.
- ^ Говард С. Коллинз, цитируется в Logan and Smith, p. 198.