Jump to content

Язык и пространственное познание

Вопрос о том, влияет ли использование языка на пространственное познание , тесно связан с теориями лингвистической относительности , также известной как гипотеза Сепира-Уорфа , которая утверждает, что структура языка влияет на когнитивные процессы говорящего. Дебаты по этой теме в основном сосредоточены на том, в какой степени язык влияет на пространственное познание или влияет ли он вообще. Исследования также касаются различий между взглядами на пространственные отношения в разных культурах , того, что они подразумевают, и изучения потенциально участвующих когнитивных механизмов.

Системы отсчета в разных культурах

[ редактировать ]

Исследования показывают, что системы отсчета пространственного познания различаются в разных культурах и что язык может играть решающую роль в структурировании этих различных рамок. [ 1 ] Можно выделить три типа взглядов на пространство: [ 1 ]

  • Относительная ) зависит от позиции зрителя по отношению к объекту и часто использует такие описания , перспектива (доминирующая в голландском , английском и японском языках как «объект находится слева/справа от…».
  • Абсолютная . перспектива (встречающаяся у говорящих на языках Аррерте , Гуугу Йимитирр , Куук Таайоре и Цельталь ) основана на кардинальных направлениях, таких как север, восток, юг и запад Следовательно, описание местоположения объекта не меняется в зависимости от положения по отношению к нему.
  • Внутренняя перспектива (встречающаяся у носителей мопана и тотонака ) описывает местоположение объекта без ссылки на вас или использования сторон света. Вместо этого он использует отношение к другому объекту для определения пространственных отношений (например, «объект находится сзади/спереди/сбоку...»).

В таких языках, как английский или голландский, не используются исключительно относительные описания, но они встречаются чаще, чем внутренние или абсолютные описания. Абсолютная система отсчета обычно ограничивается крупномасштабными географическими описаниями на этих языках. Носители австралийских языков аррерте , гуугу йимитирр и куук таайоре используют только абсолютные описания. [ 1 ] Относительная и внутренняя точки зрения кажутся связанными, поскольку не существует известного языка, который применял бы исключительно одну из этих систем отсчета. [ 2 ] [ 3 ]

Два взгляда на пространственное познание

[ редактировать ]

(1.) Утверждалось, что люди повсеместно используют эгоцентрическое представление для решения нелингвистических пространственных задач, которые соответствуют относительной системе отсчета. [ 4 ] (2.) Другие исследователи предположили, что люди применяют несколько систем отсчета в своей повседневной жизни и что языки отражают эти когнитивные структуры. [ 5 ] В свете современной литературы вторая точка зрения кажется более правдоподобной. [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Направленные жесты

[ редактировать ]

Было обнаружено, что доминирующие системы отсчета отражаются в общих типах жестикуляции на соответствующем языке. [ 9 ] Носители абсолютных языков обычно представляют объект, движущийся на север, движением руки к северу. [ 10 ] [ 11 ] Тогда как носители родственных языков обычно изображают движение предмета вправо движением руки вправо, независимо от того, в каком направлении они смотрят во время речи. [ 12 ] Носители внутренних языков, например, обычно представляют движение человека с точки зрения движущегося сагиттальным жестом руки в сторону от говорящего. [ 13 ]

Пространственное представление времени

[ редактировать ]

Исследование Бородицкого и Габи [ 14 ] сравнили носителей абсолютного языка — пормпураавцев — с носителями английского языка. Задача, по которой они их сравнивали, заключалась в пространственном расположении карточек, показывающем временную прогрессию. В результате носители родственного языка (американцы) решили представлять время исключительно пространственно как движение слева (более раннее время) вправо (более позднее время). В то время как пормпураавцы принимали во внимание направление, в котором они смотрели, и предпочитали изображать время как движущееся с востока (более раннее время) на запад (более позднее время).

Третьи переменные

[ редактировать ]

Смешивающие переменные потенциально могут объяснить значительную часть измеренных различий в производительности между лингвистическими системами отсчета. Их можно разделить на три типа искажающих факторов:

  • Факторы окружающей среды (например, сельская местность или город или открытая местность или густой лес) могут влиять на лингвистические и нелингвистические категории. [ 15 ] [ 16 ]
  • Глобальные когнитивные стили (например, индивидуализм против коллективизма ) могут выступать в качестве посредника между языком и познанием. [ 17 ]
  • Различия в привычных действиях (могут быть отражены в образе жизни) могут формировать различное использование систем отсчета в языке и познании. [ 18 ]

Важность языка для познания

[ редактировать ]

Гентнер, Озюрек, Гюрканлы и Голдин-Медоу [ 19 ] обнаружили, что глухие дети, у которых не было обычного языка, не использовали жесты для передачи пространственных отношений (см. Знак дома ). Опираясь на это, они показали, что глухие дети значительно хуже справляются с задачей пространственного познания по сравнению со слышащими детьми. Они пришли к выводу, что приобретение (пространственного) языка является важным фактором в формировании пространственного познания.

Когнитивные механизмы

[ редактировать ]

Было предложено несколько механизмов, объясняющих или способствующих возможному влиянию языка на познание:

  • Настройка восприятия и внимание . Опыт (с языком) может направить привычное внимание так, что восприятие станет более ориентированным на определенные особенности окружающей среды. [ 20 ] [ 21 ]
  • Смена новичка-эксперта : увеличение опыта в конкретной области может привести к перекодированию репрезентативных единиц. [ 22 ] [ 23 ]
  • Структурное отображение : при сравнении концептуальных представлений, основанных на сходстве, язык может влиять на то, что с чем сравнивают, повышая значимость конкретных категорий. [ 24 ] [ 25 ]
  • Затраты на вычисления : исходя из предположения, что язык способствует формированию различных категорий, это приведет к тому, что когнитивные усилия по доступу к более заметной системе координат на соответствующем языке (относительной, абсолютной или внутренней) будут ниже по сравнению с переключением на еще один кадр. [ 2 ] [ 26 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Маджид, Бауэрман, Кита, Хаун и Левинсон (2004). «Может ли язык реструктурировать познание? Аргументы в пользу пространства». Тенденции в когнитивных науках . 8 (3): 108–114. дои : 10.1016/j.tics.2004.01.003 . hdl : 11858/00-001M-0000-0013-1F2A-5 . ПМИД   15301750 . S2CID   14036910 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Перейти обратно: а б с Левинсон (2003). Пространство в языке и познании: исследования когнитивного разнообразия . Издательство Кембриджского университета.
  3. ^ Педерсон (2003). Пространственное познание III: маршруты и навигация, человеческая память и обучение, пространственное представление и пространственное обучение . Спрингер Верлаг. стр. 287–304.
  4. ^ Ван и Спелке (2002). Пространственное представление человека: опыт животных . стр. 376–382.
  5. ^ Галлистел (2002). «Язык и пространственные системы отсчета в уме и мозге». Тенденции в когнитивных науках . 6 (8): 321–322. CiteSeerX   10.1.1.381.3496 . дои : 10.1016/s1364-6613(02)01962-9 . ПМИД   12140075 . S2CID   31917562 .
  6. ^ Левинсон (2002). «Возвращение таблиц: язык влияет на пространственное мышление» (PDF) . Познание . 84 (2): 155–188. дои : 10.1016/s0010-0277(02)00045-8 . hdl : 11858/00-001M-0000-0013-179F-5 . ПМИД   12175571 . S2CID   7271909 .
  7. ^ Педерсон (1998). «Семантическая типология и пространственная концептуализация». Язык . 74 (3): 557–589. дои : 10.1353/lan.1998.0074 . hdl : 2066/105628 .
  8. ^ Вассманн и Дасен (1998). «Балийская пространственная ориентация: некоторые эмпирические доказательства умеренной лингвистической относительности». Журнал Королевского антропологического института . 4 (4): 689–711. дои : 10.2307/3034828 . JSTOR   3034828 . S2CID   55282140 .
  9. ^ Макнил (1992). Рука и разум . Издательство Чикагского университета.
  10. ^ Хэвиленд (1993). «Привязка, знаковость и ориентация в указательных жестах ГуугуЙимитирр». Журнал лингвистической антропологии . 3 :3–45. дои : 10.1525/jlin.1993.3.1.3 .
  11. ^ Хэвиленд (1998). «Стороны света Гуугу Йимитирра». Этос . 26 : 25–47. дои : 10.1525/eth.1998.26.1.25 .
  12. ^ Кита и Озюрек (2003). «Что показывают межъязыковые различия в семантической координации речи и жестов? Доказательства интерфейсного представления пространственного мышления и речи». Журнал памяти и языка . 48 : 16–32. дои : 10.1016/s0749-596x(02)00505-3 . hdl : 11858/00-001M-0000-0013-1ED2-4 .
  13. ^ Кита (2001). Культурная специфика пространственных схем, проявляющаяся в спонтанных жестах . МТИ Пресс. стр. 115–146.
  14. ^ Бородицкий и Габи (2010). «Воспоминания о временах на востоке: абсолютные пространственные представления времени в коренной австралийской общине». Психологическая наука . 21 (11): 1635–1639. дои : 10.1177/0956797610386621 . ПМИД   20959511 . S2CID   22097776 .
  15. ^ Ли и Глейтман (2002). «Переворачивая столы: язык и пространственное мышление». Познание . 83 (3): 265–294. CiteSeerX   10.1.1.580.9357 . дои : 10.1016/s0010-0277(02)00009-4 . ПМИД   11934404 . S2CID   7080914 .
  16. ^ Линдси и Браун (2002). «Наименование цветов и фототоксическое воздействие солнечного света на глаза». Психологическая наука . 13 (6): 506–512. дои : 10.1111/1467-9280.00489 . ПМИД   12430833 . S2CID   20109617 .
  17. ^ Гринфилд (2003). «Культурные пути через всеобщее развитие». Ежегодный обзор психологии . 54 : 461–490. дои : 10.1146/annurev.psych.54.101601.145221 . ПМИД   12415076 .
  18. ^ Галлистел (2002). «Зачатие, восприятие и контроль действий. Ответ Маджиду». Тенденции в когнитивных науках . 6 (12): 504. doi : 10.1016/s1364-6613(02)02033-8 . ПМИД   12475709 . S2CID   35294826 .
  19. ^ Гентнер, Озюрек, Гюрканли и Голдин-Мидоу (2013). «Пространственный язык облегчает пространственное познание: данные детей, у которых отсутствует языковой ввод» . Познание . 127 (3): 318–330. дои : 10.1016/j.cognition.2013.01.003 . ПМК   3708650 . ПМИД   23542409 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Голдстоун (1998). «Перцептивное обучение». Ежегодный обзор психологии . 49 : 585–612. дои : 10.1146/annurev.psych.49.1.585 . ПМИД   9496632 .
  21. ^ Слуцкий (2003). «Роль сходства в развитии категоризации». Тенденции в когнитивных науках . 7 (6): 246–251. дои : 10.1016/s1364-6613(03)00109-8 . ПМИД   12804690 . S2CID   14667319 .
  22. ^ Бейленсон (2002). «Взгляд с высоты птичьего полета: биологическая категоризация и рассуждения внутри и между культурами». Познание . 84 (1): 1–53. дои : 10.1016/s0010-0277(02)00011-2 . ПМИД   12062146 . S2CID   17506741 .
  23. ^ Росс (2003). «Культурные и экспериментальные различия в развитии фолькбиологической индукции» . Когнитивное развитие . 18 : 25–47. дои : 10.1016/s0885-2014(02)00142-9 .
  24. ^ Бауэрман и Чой (2003). Пространство в стадии строительства: языковая пространственная категоризация при овладении первым языком . МТИ Пресс. стр. 387–427.
  25. ^ Гентнер (2003). Почему мы такие умные . МТИ Пресс. стр. 195–235.
  26. ^ Хант и Аньоли (1991). «Гипотеза Уорфа: взгляд на когнитивную психологию». Психологический обзор . 98 (3): 377–389. дои : 10.1037/0033-295x.98.3.377 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb16f68f2698fad6b5c0e5d37c55d472__1710811800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/72/bb16f68f2698fad6b5c0e5d37c55d472.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Language and spatial cognition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)