Консультативное заключение по Западной Сахаре
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2008 г. ) |
Консультативное заключение по Западной Сахаре | |
---|---|
![]() | |
Суд | Международный Суд |
Решенный | 1975 |
Часть серии о |
Конфликт в Западной Сахаре |
---|
![]() |
Фон |
Регионы |
Политика |
Столкновения |
Проблемы |
Мирный процесс |
Консультативное заключение Международного Суда по Западной Сахаре было консультативным, необязательным заключением Международного Суда (МС) 1975 года по двум вопросам, представленным ему Генеральной Ассамблеей ООН в соответствии с Резолюцией 3292. [ 1 ] относительно спорной территории Западной Сахары (тогда Испанской Сахары ). Марокко обратилось в ООН с просьбой вынести решение по своим претензиям и претензиям Мавритании на эту территорию.
Международный суд заседал с 13 декабря 1974 г. по 16 октября 1975 г. В окончательном решении Суда говорилось, что:
Представленные ему [Международному суду] материалы и информация не устанавливают какой-либо связи территориального суверенитета между территорией Западной Сахары и Королевством Марокко или мавританским образованием. Таким образом, Суд не нашел правовых связей такого характера, которые могли бы повлиять на применение резолюции 1514 (XV) при деколонизации Западной Сахары и, в частности, принципа самоопределения посредством свободного и подлинного волеизъявления. народов территории (Отчеты Международного Суда от 16 октября 1975 г., 162). [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Марокко обрело независимость в 1956 году, и партия «Истикляль» представила свое видение государства Западной Сахары, которое станет частью Марокко, с предложенными границами. [ 3 ] Марокканские националисты поддержали идею Великого Марокко на территории Шарифской империи. [ сломанный якорь ] который предшествовал французской и британской колонизации. Предлагаемая территория «Большого Марокко» включала в себя то, что в то время было Испанской Сахарой , Французской Западной Африкой и Французским Алжиром . Королевство Марокко официально приняло концепцию «Великого Марокко» при Мухаммеде V в 1958 году. [ 3 ] После обретения независимости Мавританией и Алжиром в начале 1960-х годов Марокко отказалось от претензий на большую часть территории Большого Марокко, но сохранило свои ирредентистские претензии на Западную Сахару.
После создания Специального комитета по деколонизации Испанская Сахара была включена в 1963 году в предварительный список территорий, на которые распространялась декларация о предоставлении независимости колониальным народам и странам, и с этого года вопрос о Западной Сахаре стал предметом обсуждения. регулярно рассматривались Специальным комитетом и Генеральной Ассамблеей. [ 4 ] 20 декабря 1966 г. резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2229. [ 5 ] призвал Испанию провести референдум о самоопределении этой территории.
Первоначально сопротивляясь всем притязаниям Марокко и Мавритании (которые также начали предъявлять претензии на части региона), Испания объявила 20 августа 1974 года, что референдум о самоопределении будет проведен в первые шесть месяцев 1975 года. [ 6 ]
Марокко заявило, что не может принять референдум, который включал бы вариант независимости Сахары, и возобновило свои требования о присоединении оставшихся провинций Сагия-эль-Хамра и Рио-де-Оро к суверенитету Марокко. [ нужна ссылка ] В Мавритании меньшее движение заявило права на часть территории и предложило разделить ее с Марокко. [ нужна ссылка ]
Отношения между Алжиром и Марокко были напряженными с момента обретения Алжиром независимости в 1962 году, кульминацией которых стала Песочная война и отсутствие нормализованных отношений. [ нужна ссылка ] Алжир, первоначально поддержавший требования Марокко и Мавритании, в 1975 году начал поддерживать независимость испанской Сахары. [ нужна ссылка ] Алжир официально поддержал право на самоопределение народа бывшей испанской колонии, как он поддерживал право на самоопределение народов остальных колонизированных африканских стран. , Фронт ПОЛИСАРИО созданный в 1973 году, предпринял несколько атак на испанские гарнизоны и патрули, а также атаковал конвейерную ленту Фосбукраа , которая экспортировала богатые местные фосфаты в порт Эль-Марса .
17 сентября 1974 года король Хасан II объявил о своем намерении передать этот вопрос в Мировой суд. [ нужна ссылка ] В декабре Испания согласилась отложить референдум до вынесения решения суда и поддержала подачу заявления во Всемирный суд при условии, что решение будет носить необязательный и рекомендательный характер, а не станет «спорным вопросом», когда решение обязывает затронутые государства действовать определенным образом. [ нужна ссылка ]
13 декабря 1974 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила резолюцию 3292 Генеральной Ассамблеи ООН , определяющую формулировку вопросов, которые должны быть представлены. Алжир был среди стран, проголосовавших за, а несколько стран третьего мира воздержались. [ ВОЗ? ] [ нужна ссылка ]
Подчинение
[ редактировать ]Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3292 [ 1 ] просил Международный Суд дать консультативное заключение по следующим вопросам:
I. Была ли Западная Сахара (Рио-де-Оро и Сакиет-эль-Хамра) на момент колонизации Испанией никем не принадлежащей территорией ( terra nullius )?
И, если мнение большинства будет «нет», будут рассмотрены следующие вопросы:
II. Каковы были правовые связи между этой территорией и Королевством Марокко и мавританским образованием?
Тем временем Марокко и Мавритания совместно согласились не оспаривать вопрос о разделе или суверенитете. 16 января 1975 года Испания официально объявила о приостановке плана референдума до вынесения решения суда. небольшая следственная группа, состоящая из граждан Кубы , Ирана и Кот-д'Ивуара С 12 по 19 мая в регион была отправлена , чтобы оценить общественную поддержку независимости. Они также проводили расследования в Алжире, Мавритании, Марокко и Испании.
Летом вопросы представили король Хасан II и Испания. Алжиру, Мавритании, Марокко и Испании было разрешено представлять доказательства на слушаниях (ПОЛИСАРИО был заблокирован, поскольку только международно признанные государства имеют право высказываться - Алжир в основном представлял сахарцев). В июне и июле состоялось двадцать семь заседаний, прежде чем суд объявил разбирательство окончательным.
Аргументы, представленные Марокко и Мавританией, по сути были схожими: каждая из них имела суверенное право на эту территорию. В случае с Марокко королевство Марокко заявило о своей преданности различным племенам на прилегающей территории. В случае с Мавританией в то время не существовало четко определенного государства. Вместо этого Мавритания утверждала, что существует аналогичное образование, которое они назвали «билад Шингетти ». Испания выступала против суверенитета Марокко, ссылаясь на отношения, которые испанские исследователи и колонизаторы установили с султаном, ни один из которых никогда не признавал его власть над регионом. Алжир также отстаивал позицию, согласно которой сахарцы были отдельным народом. [ нужна ссылка ] , а не под подчинением Марокко или Мавритании.
Мнение
[ редактировать ]15 октября выездная миссия ООН , посланная Генеральной Ассамблеей для поездки по региону и изучения политической ситуации, опубликовала свои выводы, показывающие, что сахарское население «в подавляющем большинстве» выступает за независимость как от Испании, так и от Марокко/Мавритании. Эти выводы были представлены в суд, который опубликовал свое заключение на следующий день.
По первому вопросу Суд 13 голосами против трех решил, что суд может принять решение по этому вопросу, и единогласно проголосовал за то, что во время колонизации (определяемой как 28 ноября 1884 г.) территория не была terra nullius ( то есть территория действительно кому-то принадлежала).
По последнему вопросу Суд принял решение 14 голосами против двух. 14 голосами против двух было высказано мнение, что между этой территорией и Королевством Марокко существуют юридические узы верности. Более того, 15 голосами против одного было решено, что между этой территорией и «мавританским образованием» существуют юридические связи. Однако Суд определил характер этих правовых связей в предпоследнем абзаце своего заключения и заявил, что ни одна правовая связь не подразумевает суверенитета или законного владения над территорией. Эти правовые связи также не распространялись на «самоопределение посредством свободного и подлинного выражения воли народов территории». (Отчеты Международного суда (1975), стр. 68, п. 162)
Результаты
[ редактировать ]Мнение Суда было интерпретировано по-разному разными сторонами, и каждая из них сосредоточилась на том, что, по ее мнению, подтверждает ее требования.
В то время как Марокко и Мавритания нашли в ответах на эти два вопроса признание того, что их претензии являются законными и исторически обоснованными, Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО сосредоточили внимание на предпоследнем абзаце, в котором говорилось, что решение суда не состояло в том, чтобы препятствовать осуществлению принципа самоопределения путем продолжающийся референдум в Испании.
Король Хасан II объявил об организации мирного марша , чтобы заставить Испанию начать переговоры о статусе территории, на что Испания в конце концов согласилась. Раунд переговоров между Испанией, Марокко и Мавританией прошел в Мадриде и завершился трехсторонним соглашением, известным как Мадридские соглашения . 16 ноября 1975 года, когда Испания согласилась на временное управление северными двумя третями территории Марокко, в то время как южная треть должна была временно находиться под управлением Мавритании; суверенитет не был передан, и обе администрации подверглись последующему референдуму. Алжир выразил протест против соглашения, и президент Бумедиен в ответ выслал всех марокканцев, проживающих в Алжире .
В результате решения Суда в значительной степени игнорировались заинтересованными сторонами. 31 октября 1975 года первые марокканские войска вторглись в Западную Сахару с северо-востока. Алжир направил свои войска на территорию Западной Сахары для помощи в логистике эвакуации сахарских беженцев, подвергшихся бомбардировкам марокканской авиации, что привело к первому и последнему прямому военному столкновению между частями марокканских вооруженных сил и Алжирская национальная армия в Первой битве при Амгале (1976 г.) . В алжирской армии погибли сотни человек, а более сотни солдат были взяты в плен марокканской армией. [ нужна ссылка ] Дипломатическое вмешательство Саудовской Аравии и Египта предотвратило дальнейшую эскалацию ситуации.
Испанское правительство вывело свои войска из Испанской Сахары 12 января 1976 года и официально прекратило любое присутствие на этой территории 26 февраля 1976 года. [ 7 ] На следующий день Сахарскую Арабскую Демократическую Республику . представители Фронта ПОЛИСАРИО провозгласили [ 8 ] Марокко усилило свое военное присутствие в регионе, и к концу года Мавритания и Марокко разделили территорию. Однако Мавритания была слишком слаба в военном и экономическом отношении, чтобы конкурировать с ПОЛИСАРИО, и была вынуждена отказаться от своих претензий в 1979 году. [ нужна ссылка ] Марокко немедленно аннексировало эту территорию. Марокко продолжало управлять большей частью Западной Сахары, и его суверенитет был признан Соединенными Штатами. [ 9 ] В то же время 82 правительства признали Сахарскую Республику законным правительством Западной Сахары. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- План Бейкера
- История Западной Сахары
- Список дел Международного Суда
- Выездная миссия Организации Объединенных Наций в Испанскую Сахару
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Резолюции 30-й сессии Генеральной Ассамблеи» . www.un.org .
- ^ Суарес, Дэвид (21 октября 2016 г.). «Западная Сахара и поиск корней сахарской национальной идентичности» . Международный университет Флориды . стр. 16–17. doi : 10.25148/etd.FIDC001212 .
- ^ Jump up to: а б Кампос-Серрано, Алисия; Родригес-Эстебан, Хосе Антонио (январь 2017 г.). «Воображаемые территории и истории конфликта во время борьбы за Западную Сахару, 1956–1979». Журнал исторической географии . 55 : 47. дои : 10.1016/j.jhg.2016.11.009 . hdl : 10486/686245 .
- ^ «Деколонизация. Публикация Департамента политических дел, опеки и деколонизации Организации Объединенных Наций» (PDF) . Объединенные Нации. Октябрь 1980 г. с. 4. Архивировано (PDF) из оригинала 12 июля 2020 г.
- ^ «Деколонизация. Публикация Департамента политических дел, опеки и деколонизации Организации Объединенных Наций» (PDF) . Объединенные Нации. 15 апреля 2021 г. [октябрь 1980 г.]. Архивировано (PDF) из оригинала 12 июля 2020 г. Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ «Письмо Постоянного представителя Испании при Организации Объединенных Наций Генеральному секретарю от 20 августа 1974 г., документ ООН А/9714» . Совет Генеральной Ассамблеи Безопасности ООН. 1976. Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 г.
- ^ «35. Испанская Сахара (1965-1976)» . uca.edu . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Знаменитый юбилей в Западной Сахаре» . Аль Джазира . 26 февраля 2006 г. Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Манди, Джейкоб (11 декабря 2020 г.). «США признали суверенитет Марокко над спорной Западной Сахарой. Вот что это значит» . Вашингтон Пост .
- ^ Мелло, Мишель де (17 января 2023 г.). «Прямо из Западной Сахары: узнайте о борьбе последней колонии в Африке» . Народная рассылка . Проверено 29 января 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Онлайн-резюме консультативного заключения с веб-сайта Международного Суда.
- Международный Суд и спор о Западной Сахаре , Джордж Иоффе, 1986 г. (отсканированный документ)
- Тони Ходжес (1983), Западная Сахара: корни войны в пустыне , Книги Лоуренса Хилла ( ISBN 0-88208-152-7 )
- Энтони Г. Паццанита и Тони Ходжес (1994), Исторический словарь Западной Сахары , Scarecrow Press ( ISBN 0-8108-2661-5 )
- Тоби Шелли (2004), Финал в Западной Сахаре: какое будущее у последней колонии Африки? , Зед Букс ( ISBN 1-84277-341-0 )
- Эрик Дженсен (2005), Западная Сахара: анатомия тупика , Исследования международного мира ( ISBN 1-58826-305-3 )